Калевала
«Калевала» – это великий и цельный памятник народного творчества. Вечно молодой старец Вяйнямёйнен – любовь и надежда простого народа, «работающий для блага грядущих поколений». Во множестве народных рун он отразился именно таким.
ЭпосART: Олонхо
Ошеломляющие события, головокружительная фантастика являются неизменным компонентом многих эпических повествований. Огромный пестрый мир народных представлений о вселенной, о возникновении человечества, о борьбе его героев, о нормах человеческого поведения вкладывается в фантастические сюжеты. Это особенно ярко обнаруживается в эпосах, сохранивших наиболее архаические сюжеты, — например, в якутском олонхо, карельских рунах, в бурятских улигерах или в алтайских и тувинских сказаниях.
ЭпосART: Манас
Среди памятников киргизского народного творчества есть такие, которые дошли до нас из глубокой древности и являются шедеврами мировой народной поэзии. Из них самым древним и самым замечательным, несомненно, является энос «Манас».
ЭпосART: Шарвили
Эпический образ богатыря Шарвили бытует не в одном жанре, а в нескольких: в сказках, песнях, легендах начиная с мифологических времен вплоть до периода Великой Отечественной войны.
ЭпосART: Джангар
«Джангариада» – поэзия символов. Повседневная жизнь кочевника, возведенная в идеал, – так можно охарактеризовать эту символику – земную, праздничную, дышащую запахами степи.
Нартский эпос
Нартский эпос имеет общие черты: именование эпического героя-богатыря «нартом», а также сходство имён основных героев разных национальных версий эпоса.
ЭпосART: Былины
Слово былина употреблялось в народной речи в значении быль, былое.
ЭпосART: Масторава
Характерной чертой мордовского народного эпоса является его жанровая размытость.