Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ЭпосART: Олонхо

p01Олонхо – это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения.

Старинный эпос Олонхо (ударение на последнем слоге) ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Первые записи олонхо были сделаны в 40-х годах XIX века русскими учеными. Уже после революции создатель якутской литературы Платон Ойунский, сам бывший в юности сказителем, записал и издал крупнейшее сказание олонхо – «Нюргун Боотур Стремительный». Когда-то в каждом якутском селении жило несколько олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк олонхо. Знание сказаний передавалось по наследству, как и умение их исполнять. Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов – только голос, которым он владел так искусно, что его слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по таежным селениям, жители которых охотно давали им еду и ночлег.

По форме исполнения якутский эпос делится на декламационную и песенную части. Первую, от лица сказителя, декламируют нараспев, почти речитативом, при этом, то замедляя, то ускоряя темп. Вторую, от лица персонажей, – поют.

Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо, происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя). Первые повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира – добрыми божествами-айыы. Вторые рассказывают о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу. Третья – как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь.

Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которою изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса (земли) растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын-хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.

Верхиий ярус имеет две половины – в одной обитают добрые племена главного божества Одун Дьылга – белого батюшки. В разных частях этого яруса находятся и другие добрые боги, как покровитель конского скота Дьесегей, богиня деторождения Айыысыт, хранительница людей, скота и собак Иэйхсыт и другие божества.

На западной стороне верхнего яруса живет племя злого божества Улуутуйар Уллу Тойона.

В сказаниях отразилась память о далеком прошлом – например, о южной степной прародине якутов, где они жили до переселения на берега Лены и Витима, в холодную тайгу:

Там высокое солнце горит светло,

Никогда не падает снег,

Никогда не бывает зимы.

Лето благодатное там

Вечное изливает тепло.

При этом герои олонхо – не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей.

Каждое сказание олонхо начинается вступлением, которое содержит восторженное описание чудесной природы страны героя, историю его судьбы и причин, побудивших встать на путь борьбы.

Действие, как правило, начинается с нападения абаасы на улусы айыы-аймага и похищения жены или сестры героя. Иногда герой вступает в бой по просьбе родичей, терпящих бедствия от притеснителей абаасыларов.

Борьба между богатырями происходит во всех трех ярусах. В боях принимают участие духи – хозяева природы и небожители.

Волшебники-кузнецы нижнего и среднего ярусов изготовляют для богатырей своего племени всевозможное вооружение. Небесные шаманки излечивают раненых; кони, птицы, звери также являются участниками жестоких сражений и разыгравшихся трагедий.

Богатыри с той и с другой стороны обладают способностью перевоплощения, что усложняет ход действия. Трудная и затяжная борьба, полная смертельных опасностей, неизменно заканчивается победой богатырей айыы-аймага над абаасыларами и возвращением героя домой, к мирной счастливой жизни.

За фантастическим сюжетом олонхо легко угадываются черты межплеменных столкновений, происходивших в далекие исторические времена. Но военные стычки в олонхо не связаны с умножением материальных благ, как угон табунов, или оттеснением неприятеля с лучших пастбищ.

Главные мотивы вражды между героями носят морально-этический характер (нарушение прав и свободы племени айыы-аймага, нанесение оскорбления, похищение женщин). Победа богатыря не связана с приобретением добычи или возвращением награбленного. Цель победы героя – возвращение домой похищенных сестер, невест и соплеменников.

Заканчивается каждое сказание олонхо описанием свадебного пира победителя.

Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далеких времен, оставивших определенные следы в памяти создателей фантастических повествований – олонхо. В образе главного божества якутов Одуна Дьылги отчетливо угадываются черты идеализированного патриарха, мудрого старейшины племени.

Сюжеты олонхо отличаются большой подвижностью. Образы и характеры свободно кочуют из одного сказания в другое, приобретая новые имена и получая новые задачи. Вместе с этим характерная устойчивая композиция сохраняется во всех вариантах эпоса. Разница проявляется лишь в объеме сказания, в количестве эпических картин, включенных в повествование. Сказители-олонхосуты, таким образом, обладали широкими возможностями для проявления своих импровизационных способностей, силы своей памяти и т. п.

В отличие от эпоса многих народов, якутское олонхо в значительной своей части не сказывается, а поется. Мелодии выполняют важную функцию в обрисовке образов. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, овладение традиционной манерой пения.

Якутский эпос сегодня

В 2006 году якутский героический эпос Олонхо был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Несмотря на то, что в наши дни олонхосутов стало значительно меньше, чем прежде, жанр олонхо продолжает жить и развиваться. Пение олонхосутов, которые когда-то выступали в небольшом «домашнем» кругу, превратилось теперь в искусство, обращённое уже к массовому слушателю. Олонхо заняло почётное место на национальных праздниках, песни исполняются по радио, тексты олонхо все чаще публикуются в печати. Более того, в каждом районе есть свои олонхосуты, многие из них пользуются большой популярностью в народе.

В Якутии – Республике Саха – сказания олонхосутов даже входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо. В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).

petrПетросян, А. А. О героическом эпосе народов Советского Союза : [вступительная статья] / Арфо Петросян. – Текст : непосредственный // Героический эпос народов СССР. – Москва : Художественная литература. – 1975. – (Библиотека всемирной литературы. Серия первая ; Т. 13). – С. 5-28.

1 2Бурцев, Д. Т. Якутский эпос ОЛОНХО как жанр / Д. Т. Бурцев. – Новосибирск : Наука, 1998. – 85 с. – ISBN 5-02-031773-X. – Текст : непосредственный.

Якутский эпос олонхо впервые представлен как целостная система жанрового содержания и жанровой формы. Жанр олонхо трактуется как способ саморегулирования фольклорного художественного процесса, как комплекс из четырех системных компонентов: жанрового сознания, знания законов жанра сказителем, сферы жанра олонхо-произведения, восприятия жанровой сферы исполняемого олонхо публикой.

 

 

 

1 5Нюргун Боотур Стремительный : якутский героический эпос олонхо / [под общей редакцией С. В. Михалкова ; научный редактор, статья и комментарий: И. В. Пухов ; послесловие С. В. Михалкова] ; воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский ; перевел на русский язык Владимир Державин ; иллюстрации Э. Сивцева, В. Карамзина, И. Корякина. – Якутск : Якутское книжное издательство, 1975. – 431 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Величайший памятник якутского народного творчества – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов.

1 3Васильев, С. С. Талыллыбыт айымньылар : в 3 томах Т. 3 : Олоҥхолор / Сергей Васильев-Борогонскай ; [составители: И. В. Мигалкин, В. Е. Степанова, С. С. Донская]. – Дьокуускай : Бичик, 2009. – 272 с. – (Саха литературатын классиктара). – (Классики якутской литературы). – Текст на якутском языке. – ISBN 978-5-7696-3252-5. – Текст : непосредственный.

1 6Попова, Г. С. Олонхо во время мунхи = Мунха олонхото / Г. С. Попова. – Якутск : Бичик, 2010. – 183 с. – На якутском языке. – ISBN 978-5-7696-3291-4. – Текст : непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

1 4

Олонхо = Дьулуруйар ньургун боотур : олонгхо. – Якутск : Дьокуускай, 2003. – 544 с. – на якутском языке. – ISBN 5-85259-806-2. – Текст : непосредственный.

Монументальный героический эпос народа саха – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданный класскиком якутской литературы П. А. Ойунским, впервые полностью публикуется на языке оригинала и посвящается 110-летию со дня рождения выдающегося писателя.

1 8Ысыах – праздник белого изобилия = Ыһыах – дьол, уйгу түһүлгэтэ / [Е. Н. Романова, Н. К. Данилова, С. Д. Мухоплева, А. С. Федоров ; Е. С. Иринцеева, А. В. Прудецкая тылбаастара]. – Дьокуускай : Бичик, 2016. – 95 с., [8] л. ил., цв. ил. – Текст на якутском и русском языках. – Библиография: с. 94 (20 назв.). – ISBN 978-5-7696-4770-3. – Текст : непосредственный.

Ысыах – праздник жизни, связывающий народ саха с традиционной культурой своих предков. Благословение небесных божеств Айыы, очищение, укрепление духа и вера в светлое будущее – важнейшие его состовляющие. Издание поможет сохранить многовековые традиции, передаваемые народом саха от поколения к поколению.

1 7Ысыах Олонхо III = Олоҥхо ыһыађа : [книга-альбом] / Национальный организационный комитет Республики Саха (Якутия) по подготовке и проведению второго десятилетия Олонхо при главе республики Саха (Якутия) (2006-2015 годы), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Научно-исследовательский институт Олонхо Северо-восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутская республиканская общественная организация «Ассоциация Олонхо» ; [составители: Турантаева Мария Васильевна и др. ; ответственный редактор Нь. И. Илларионова ; редакционный совет: О. В. Балабкина и др.]. – Дьокуускай : Бичик, 2020. – 215 с. : цв. ил., портр. – Текст на якутском, эвенкийском и русском языках. – ISBN 978-5-7696-5604-0. – Текст : непосредственный.

1 1Олонхо в творчестве детей : альбом. – [Якутия] : [б. и.], 2007. – 120 с. – Текст : непосредственный.

Авторы рисунков – дети, участники республиканского конкурса детского изобразительного творчества «Образы Олонхо».


Источники:

Олонхо. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2021. – URL: https://www.culture.ru/institutes/7151/olonkho (дата обращения: 17.12.2021).

Якутский героический эпос Олонхо / Централизованная Библиотечная Система. – Текст : электронный // Специализированная модельная библиотека-филиал № 19 «Три-Д: для дела, души и досуга» : [сайт]. – Якутск, 2021. – URL: http://vv.cbsykt.ru/yakutskij-geroicheskij-epos-olonho/ (дата обращения: 17.12.2021).

Тематическая подборка «Якутский героический эпос Олонхо» создана в целях обеспечения всестороннего изучения эпоса, его распространения, приобщения молодого поколения к непреходящим ценностям.

Иванов, В. Н. Олонхо – уникальное явление в мировой эпической культуре : монография / В. Н. Иванов. – Текст : электронный // Научно-исследовательский институт Олонхо : [сайт]. – 2012. – URL: http://iolonkho.s-vfu.ru/system/files/ivanov_v.n._-_olonho.pdf (дата обращения: 17.12.2021).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области