logo4site


vk fb fb fb insta youtube
      
Арт-проект «Имена России» Подкасты СОМБBOOK pamyatx150 pero300 ue cal200

ЭпосART: Былины

p05

В сокровищнице устного героического эпоса народы пронесли через века поэтически обработанные, отшлифованные многими поколениями певцов алмазы своей исторической памяти. Великий русский народ создал былины – замечательные творения национального гения, более тысячи лет передававшиеся изустно народными сказителями, от которых ученые успели записать несколько десятков произведений русского эпоса.

Слово былина употреблялось в народной речи в значении быль, былое. В этом значении оно встречается в «Слове о полку Игореве» («По былинам сего времени»), а в литературу вошло как название русских эпических песен в середине XIX века. На севере России для обозначения этих песен был народный термин старина (или старина, ста-ринка). Былина как общепринятое обозначение этих произведений постепенно закрепилось в научной и художественной литературе и в первой половине XX века стало вытеснять слово старина даже в среде исполнителей.

В последние столетия былины исполнялись без музыкального сопровождения, в более давние времена – под аккомпанемент гуслей. Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.

Три столетия героических деяний наших далеких предков составили «эпическое время» былин, о котором повествует большинство дошедших до нас произведений русского народного эпоса. В эту эпоху жили исторические прототипы главных былинных героев; именно тогда были совершены подвиги, воспевавшиеся на протяжении ряда столетий. Позже в былинный эпос влились повествования о героической борьбе против татаро-монгольского ига и о некоторых других событиях последующего времени.

Былины донесли до нас народную оценку исторических событий. Былинный эпос демонстрирует слияние в народном сознании идеи защиты Родины с темой мирного труда. В центре былин образы богатырей – защитников Русской земли, совершающих не только воинские, но и трудовые подвиги. Главные богатыри наделены лучшими чертами русского национального характера. Герои былин противостоят захватчикам и насильникам – врагам Русской земли. Но былинам чужда идея превосходства над другими народами. Военная борьба, которую ведут богатыри, – всегда борьба оборонительная.

Помимо былин, посвященных воинским подвигам, есть и так называемые новеллистические былины. В них описываются примечательные события, запомнившиеся, главным образом, благодаря их этической значимости для современников и для потомков. Главные идеи таких былин – это прославление крестьянского труда, осуждение княжеского произвола, утверждение нравственного превосходства простых людей, порицание заносчивости, самонадеянности, прославление героизма в испытаниях истинной дружбы и супружеской верности.

Былины – это не только народная память о значительных событиях, но и художественные обобщения. Почти в каждой былине на воспоминания об ее исходных фактах наслоились народные впечатления еще о нескольких, иногда – о многих похожих событиях, о связанных с ними устойчивых явлениях народной жизни.

Всего в науке существует более трех тысяч записей былин. Некоторые особенно полюбившиеся народу произведения былинного эпоса оказались записаны более сотни раз. Но тексты эти между собой различаются: разные певцы обычно не передавали былину стабильно, а варьировали ее, иногда опускали либо добавляли отдельные детали из других былин, порой присоединяли одну былину к другой.

Воспринимая теперь былины с исторических и художественных позиций нашего времени, необходимо учитывать особенности не только исторических представлений, отразившихся в былинном эпосе, но и своеобразие их художественного мира.

Одна из самых заметных черт поэтического языка былин – гиперболизация. Как правило, непомерно преувеличиваются, по нашим понятиям, численность врагов, вес богатырского оружия, продолжительность битвы, легкость победы, длительность (или, наоборот, краткость) пути, возможности богатырского коня, – размеры выпиваемой чаши, богатство одежды и многое другое. Надо иметь в виду, что в сознании древних певцов и их слушателей гиперболы воспринимались как свидетельства наивысшей степени реальных качеств, которыми обладает герой (или его противник), поскольку другими средствами эпическая поэзия не располагала. Несмотря на гиперболы, сказители и их слушатели верили в истинность всего, о чем поется в былине; верили, что в далекое время, о котором в ней идет речь, все происходило именно так.

Многое, конечно, сместилось в народной памяти: географические расстояния в былинах часто неверны, названия древних стран и городов иногда искажены или помещены не там, где им следовало бы быть. Имена вражеских предводителей разных эпох часто оказываются не в тех произведениях, где им следует находиться, и т. д.

Все это не удивительно, так как, во-первых, былина, записанная в XIX или XX веке, сохраняясь только в памяти, прошла через уста нескольких десятков поколений певцов; во-вторых, потому, что народный сказитель – это не переписчик летописи: певца заботила, прежде всего, сущность деяния, которое он воспевает, его нравственная оценка, а лишь во вторую очередь точность передачи самого текста.

Первые дошедшие до нас записи былин сделаны в XVII столетии. Во многих случаях это еще записи-пересказы, передававшие содержание былины, но не фиксировавшие с полной точностью ее текст. Более совершенные записи относятся к XVIII веку. От этого времени сохранился знаменитый сборник Кирши Данилова: здесь среди прочих фольклорных произведений записано довольно точно (впервые с нотами) около двадцати былин, которые пел, очевидно, сам составитель сборника.

Уже много лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти – колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах-гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Ученые предполагают, что именно этим путем на тридцати одной ладье приплыл в Киев былинный Соловей Будимирович сватать княжескую племянницу. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты Днепровские.

Сказители былин знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

С той точностью, которая возможна при художественных обобщениях, в былинах предстает время раннего древнерусского государства: не Москва, а Киев и Новгород называются главными городами.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве первых городов – за городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на своих сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «пригородками».

В былинах говорится о состязании в стрельбе из лука: лучники сходятся на дворе у князя и стреляют в кольцо, в ножевое острие, чтобы расколоть стрелу надвое и чтобы половинки были равны и мерой и весом; тут же происходили кулачные бои: потеха не была невинной – из боя иной выходил искалеченным, хотя строгие правила обязывали вести честную борьбу. Только храбрый решался соперничать в силе и удали.

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил коня, знал ему цену. Один из былинных героев Иван – гостинный сын бьется о «велик заклад», что на своем трехлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь в былинах предупреждает своего хозяина об опасности – ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители былин поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Терема расписаны на удивление:

На небе солнце – в тереме солнце;

На небе месяц – в тереме месяц;

На небе звезды – в тереме звезды;

На небе заря – в тереме заря

И вся красота поднебесная.

Нарядна одежда былинных героев. Даже на оратае – пахаре Микуле не рабочая одежда: рубаха и порты, как бывало в действительности, –

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта.

Подробно в былинах говорится о конской упряжи и ладьях – кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи: богатырь накладывает на коня потничек, на потничек – войлочек, подпотничек, на подпотничек – седелко, подтягивает двенадцать подпругов, «втягивает» шпилечки, «покладывает» стремена; пряжки у богатыря «красна золота», «да не для красы угожества, ради крепости»: золотые пряжки хотя и мокнут, но не ржавеют. Красочен рассказ о ладьях: корабли хорошо снаряжены, а всех лучше главный: у него вместо очей вставлено по дорогому камню – яхонту, вместо бровей прибиты черны соболи, вместо усов – острые ножи булатные, вместо ушей – копья мурзамецкие, нос и корма взведены по-туриному, бока – по-звериному. Древнерусская ладья весьма сходна с этим рассказом. В былинах выразилась не только свободная фантазия, но и практический интерес – народ окружал поэзией наиболее важное в своей жизни.

Сколь ни ценны эти черты давнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XX века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Былины удовлетворяли не только естественному влечению ко всему красочному, необычному, незаурядному; богатырские истории – не беспочвенная игра фантазии: в них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи. Кто они, русские богатыри, во имя чего свершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем Разбойником. Эта не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу – с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда – к Днепру и по нему – к Киеву. Однако и после того как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной – на ней грабили, убивали. Помехи, чинимые на дороге, были тяжким злом. Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. Судя по былине, Русь еще не только плохо устроена во внутренней жизни, но и открыта для вражеских набегов: под Черниговом стоит чужая «силушка». Илья разбил врагов, освободил город от осады. Благодарные черниговцы позвали Илью к себе воеводой, но он отказался. Его дело служить всей Руси, а не одному какому-либо городу: для этого Илья и едет к великому стольному киевскому князю. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

Не менее значителен смысл былины об Илье Муромце и Калине-царе: в ней сравниваются два противоположных поведения воина в горестную годину, когда враг угрожает самому существованию Русской земли. Обиженные князем Владимиром дружинники не хотят защищать Киева – не действуют никакие уговоры Ильи, а ведь Илья сильнее их пострадал от князя. В отличие от Самсона и его дружины Илья забывает личную обиду. Живой голос современника трагических событий, когда русские воины не были объединены из-за внутренних ссор, слышится в рассказе былинного певца. С высокого холма подъехавший к врагам Илья видит:

Нагнано-то силы много-множество,

Как от покрику от человечьего,

Как от ржанья лошадиного

Унывает сердце человеческо.

Этот рассказ не менее достоверен, чем описания летописей, в которых говорится о скрипе неисчислимого множества телег, реве верблюдов и ржании коней. В смертельно опасные для Руси времена былинные певцы славили мужество русских воинов: Илья не щадит себя, идет на явную гибель.

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. Он сражается с крылатым огненным Змеем и дважды одерживает над ним победу. В особенности решительна вторая победа, когда Добрыня освобождает огромный полон и возвращает свободу томившейся у чудовища княжеской племяннице.

Ученые не пришли к одному твердому выводу о том, кто именно и какое событие отражены в былине: песенный рассказ носит сказочный характер. Подвиг воина воспет в форме, привычной для героических сказаний: тут и сказочный запрет, и его нарушение, и похищение Змеем девицы, и советы всеведущей матери, вручившей Добрыне чудесную шелковую плетку, и освобождение девицы. Эхо первоначального исторического события, многократно переходя от эпохи к эпохе, отгрянуло в былине неясным звуком, но самая зависимость былины от истории все же несомненна. В былине устойчиво упоминание горы сорочинской, на которой обитает Змей – нарушитель покоя Русской земли. Не исключено, что речь идет о южном Урале. Недалеко от Бузулука находилось древнее село-крепость Сорочинское. Некогда в этих местах жили волжские болгары, покоренные хазарами. В X веке русские разбили хазар, а до этого платили им дань. Добрыня побил Змея как раз в этих местах.

Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу. Певцы подняли воинский подвиг на высоту самого благородного деяния. В их помыслы не входило славить захват чужих земель и чужих богатств. В этом всего определеннее выразился народный, крестьянский склад былин. Не менее ясно он сказался и в самой манере былинного рассказа.

Вот Илья Муромец входит в шатер к крестному батюшке воину Самсону. Он застает его с дружиной за обеденным столом. Илья говорит слова, обычные для крестьянина: «Хлеб да соль!»

И по тому же крестьянскому обычаю Самсон приглашает Илью: «А садись-ка с нами пообедати». Богатыри «поели, попили, пообедали», «они господу богу помолилися». Таков был обычай в патриархальных семьях. Во всех повадках, словах и действиях богатырей чувствуется крестьянская складка и характер.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях – ристалищах, торговле и далеких путешествиях с товарами, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

Новгородским гусляром Садко пренебрегли купцы – три дня подряд они не зовут его на пир, но игра на гуслях полюбилась морскому царю. Он помог гусляру взять верх над купцами. Садко разбогател, выиграв в споре лавки с красным товаром. И тут занесся, возгордился Садко – решил, что стал богаче Новгорода, но ошибся. Да и как было одному, даже самому богатому, спорить с самим Новгородом?! Сколько ни скупал товаров Садко, а

Втройне товаров принавезено,

Втройне товаров принаполнено.

Тогда сказал себе Садко: «Не я, видно, купец богат новгородский – побогаче меня славный Новгород!» В свое время В. Г. Белинский проницательно заметил, что былина о Садко – не что иное, как торжественное прославление – «апофеоз» Новгорода. Богатства Господина Великого Новгорода, торговавшего «со всем белым светом», восхищали былинных певцов: они не пощадили даже своего любимого героя, когда тот посягнул на новгородскую славу. Достоинство родной земли певцы берегли, защищая от посягательств, исходивших от кого бы то ни было. И в Садко, помимо удали и мастерской игры на гуслях, певцы чтили приверженность к родной земле. Каких только богатств не сулил гусляру морской царь на дне океана-моря, но Садко предпочел всему возвращение домой.

Певцы были чутки к поэзии – их, подобно Садко, тоже манил широкий морской простор, им нравился плеск волн, разрезаемых ладьей, но милее был мирный звон колоколов Софийского собора и шум торговых новгородских площадей. Ненавязчиво, но очень ясно высказана любовь к родному краю.

Очень интересна былина о новгородском удальце Ваське Буслаеве. Певцы всей душой симпатизируют ему, им нравится в нем задор, удаль, отвага, сила, но Буслаев не бесшабашный буян. Важно понять смысл драки, которую он учинил в Новгороде. Известно, что подобные стычки случались в Новгороде часто. В XII – первой половине XIII века происходили столкновения между новгородцами. Буслаев враждует с богатым торговым посадом, польстившимся на выгоды сближения с владимиро-суздальской правящей верхушкой и поступившимся независимостью Новгорода. Посад порицается в былине. Буслаев бьет таких новгородцев без пощады. По словам В. Г. Белинского, былину должно понимать как «выражение исторического значения и гражданственности Новгорода». Это глубокая, верная оценка.

Народная мысль обнаруживается и в других былинах негероического типа. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и приступиться к ней – не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов былины всецело на стороне Микулы.

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало былинному рассказу торжественность, а рассказывание так подчинило себе пение, что оно кажется существующим именно ради рассказа. Торжественный тон соответствовал прославлению героя и его деяний, пение закрепляло в людской памяти мерные строки.

Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторение отдельных слов и предлогов, самый ритм ненавязчивы и не мешают передаче смысла. Стихотворный ритм поддерживают устойчивые ударения только в начале и в конце стиха: ударение падает на третий слог от начала стиха и на третий слог от конца и, кроме того, ударным всегда бывает последний слог независимо от фонетической ударности. Чтобы выдержать это правило, певцы нередко растягивали и стягивали слова: «Птица черный ворон не пролетыват» (вместо «не пролетывает»); «А подъехал как ко силушке великоей» (вместо «великой»). Что касается середины стиха, то здесь нет постоянного места для ударений, колеблется и число их. С целью выдержать ритм в стих вставлялись дополнительные слоги – чаще всего междометия: «А й окольноей дорожкой – цела тысяча». Ухо слушателя очень скоро привыкало к этим вставкам и переставало замечать их. Зато сохранялась разговорная естественность фразы. Речи чужды искусственная перестановка слов и вычурное построение.

Рифмы в былине нет: она затруднила бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В былинных стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки-муравы уплеталися

Да й лазоревы цветочки осыпалися...

Тонкий слух певцов следил за благозвучием стиха:

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному.

В первом стихе настойчиво повторяется звук «с», во втором – «з».

Песенность обнаруживается в однородном синтаксисе стихов:

Уходили все рыбы во синии моря,

Улетали все птицы за оболока,

Ускакали все звери во темные леса.

Стихи одинакового строения воспринимаются как законченное целое. На однородном фоне возможны и отступления, чтобы выделить нужное:

Иной хвалится добрым конем,

Иной хвалится шелковым портом,

Иной хвалится сёлами и присёлками,

Иной хвалится городами с пригородками,

Иной хвалится родной матушкой,

А безумный хвастает молодой женой.

Последний стих отличается от всех других. В этом есть необходимость: ведь дальше речь пойдет именно о безумном поступке Ставра, вздумавшего хвастать перед князем своей ловкой женой. Мелодия былинных напевов связана с интонацией разговорной речи. Пение настраивало слушателей на восприятие рассказа о событиях далекой истории. Вот как в прошлом веке характеризовал былинный напев известный собиратель фольклора Павел Николаевич Рыбников: «Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением... радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления».

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.

Величие образов былин, выражение ими народных нравственных идеалов, патриотизм и гуманизм былинного эпоса высоко оценили крупнейшие деятели нашей культуры. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях. Все знают знаменитую картину В. М. Васнецова «Богатыри». Былинные темы отразились в произведениях И. Е. Репина, М. В. Нестерова, А. К. Толстого, А. П. Бородина и многих других русских писателей, художников, композиторов. Былины как словесный памятник многовековой художественной традиции и народной культуры стали неотъемлемой частью общенародного духовного богатства.

Науке давно известно, что русские богатыри – вполне реальные исторические личности. В книге академика Б. А. Рыбакова «Древняя Русь» можно найти расшифровку более 30 былинных персонажей. Мы хотим познакомить читателя с научным поиском, связанным с образами трех русских богатырей.

Алеша Попович

Можно ли сказать, в каком году Алеша Попович убил змея Тугарина? Дата этого события известна совершенно точно – 1096 год, известен даже день, он записан в летописи. Еще более ста лет тому назад Змей Тугарин был опознан наукой как... половецкий хан Тугоркан, убитый под Киевом во время его похода на Русь. В наши дни лингвист И. Г. Добродомов обратил внимание на то, что Тугоркан принадлежал к династии Шаруканидов, а имя хана Шарукана по-половецки означало как раз «змей».

Теперь обратимся к другому подвигу Алеши – к победе его над Идолищем Поганым. Это имя оставалось для науки загадкой. И только в наши дни ее разгадал академик Б. А. Рыбаков.

Идолище Поганое было убито в 1095 году. Под этим сказочным именем скрывался знатный половчанин Итларь. Былина сначала назвала его пренебрежительно Итларищем. Шли столетия, и половецкое имя Итларя стало для слушателей былины совершенно непонятным, ибо исчезли и забылись сами половцы. И тогда имя противника богатыря было осмыслено как Идолище. В былине сохранились обстоятельства убийства Идолища в княжеском дворце. И эти обстоятельства совпадали с теми, при которых, по летописи, произошло убийство Итларя. А после этого удалось разгадать, наконец, и подлинное имя Алеши Поповича, ибо имя человека, сразившего Итларя, было названо в летописи. Этого человека звали Ольбег Ратиборич. Ольбег – имя языческое, впоследствии оно вышло из употребления и в былинном рассказе должно было замениться каким-то другим, похожим именем: звательный падеж – Ольбеже – напоминает по звучанию как раз «Алеша»!

Илья Муромец

В былине Илья Муромец совершает свои подвиги при дворе Владимира Красно Солнышко – Владимира I, княжившего в Киеве с 980 по 1015 год. Именно при нем были выстроены знаменитые пять поясов крепостей вдоль рек Южной Руси, оградившие Киев, Чернигов и множество городов и сел от печенегов. Но Владимир был воспет не только за строительство этих поясов крепостей, а и за свою демократическую внутреннюю политику. Он смело возводил простолюдинов за подвиги в бояре. Именно к такому «мужицкому боярству» принадлежит и Илья Муромец.

Естественно ожидать, что имя человека, которому Владимир доверил возглавлять свою богатырскую дружину, будет отмечено в летописи. Но имени Ильи Муромца в летописи нет... И, тем не менее, это имя в исторических документах нашлось! В найденных в прошлом веке записках Эриха Лясоты. На рубеже XVI и XVII веков он был послан германским императором с дипломатическим поручением к запорожцам, а на пути заезжал в Киев, и в Софии Киевской видел особый богатырский придел с гробницей Ильи Муромца! Особый богатырский придел – честь для боярина неслыханная! Однако в записках Лясоты Илья был назван почему-то не Муромцем, а «Моровлиным».

Казанский лингвист Т. Н. Кондратьева установила, что оба эпитета Ильи означают вовсе не место, откуда он родом, а его... профессию. «Мур» в русском языке означает «земля, камень, стена», а слово «муравлянин» – «каменщик, умеющий делать изразцы». Из этой же группы и древнерусское слово – «крепость». Оно и дало название городу на Оке, вероятно, и Моровийску тоже.

Имя «Илья Муромец» можно расшифровать как «Илья из пограничной крепости» или, по былине, – «Илья с богатырской заставы». Но «воин с богатырской заставы» подходящее для времен, когда крепости уже стоят. Может быть, во времена Владимира «муромец» означало «строитель крепостей»? Если с этим согласиться, то фигура Ильи приобретает четкие очертания. Илья Муромец был не рядовым воином из пограничной крепости и даже не строителем одной какой-либо крепости (это не прославило бы его на всю Русь). Нет, он был руководителем строительства знаменитых пяти поясов крепостей.

А если учесть, что именно эта система крепостей впервые прикрыла от набегов и вторжений печенегов всю Южную Русь, становится понятным, почему так велики оказались слава Ильи Муромца и народная любовь к нему.

Добрыня Никитич

Добрыня в летописи – фигура заметная. Он дядя Владимира I, брат его матери Малуши. В 970 году Святослав I посылает Владимира, своего малолетнего сына, княжить в Новгород. А регентство вручает Добрыне, и тот много лет правит Новгородом. В 980 году Владимир становится великим князем Киевским и назначает Добрыню новгородским посадником.

Летопись рисует Добрыню и его сестру детьми безродного Малко Аюбечанина, а саму Малушу прямо называет рабыней, из чего явно следует, что рабами были и Добрыня, и их отец. Как же Добрыня возвысился? Летопись намекает, что путь наверх Добрыня проделал благодаря сестре, ставшей княжеской наложницей и родившей Святославу сына Владимира.

Еще в XVIII веке В. Н. Татищев сделал наблюдение, что сыну и брату безродной наложницы Святослава новгородцы не подчинились бы. Из этого Татищев сделал вывод, что Малуша была, во-первых, знатной славянкой, а во-вторых, вовсе не наложницей, а женой Святослава.

В 1864 году видный русский историк Д. И. Прозоровский привел еще целый ряд аргументов в пользу того, что Владимир был законным сыном Святослава от его второй жены Малуши (брачной нормой для знати в эпоху язычества было многоженство).

«Малко Любечанин» – это не подлинное имя отца Добрыни и Малуши, а лишь презрительная кличка, данная ему, когда он стал рабом. До этого он звался князем Малом Древлянским. Но князь и его дети попали в плен и стали рабами. Мал был заключен в крепость Аюбеч.

Десятилетнее рабство Добрыне и его сестре пришлось вынести за знаменитое древлянское восстание 945 года. В IX и X веках русские земли неоднократно поднимали оружие против варягов, а те тщетно пытались раздавить неприступный Коростень, древлянскую столицу. В 945 году сын Рюрика двинул свою гвардию под Коростень, но она была разгромлена Малом. Сына Рюрика он взял в плен и подверг позорной казни как «князя-волка», то есть деспота и угнетателя народа.

Казнь «князя-волка» неожиданно дала власть в Киеве его вдове Ольге. Она оказалась женщиной необычайной дальновидности. Поэтому не казнила Мала и его детей, а старательно берегла их жизнь. А затем, освободив, начала их стремительное возвышение – и увенчала его поразительным по смелости браком своего сына Святослава с дочерью Мала. В этом союзе со вчерашними мятежни¬ками она усмотрела лучшую опору трона Святослава. Сыну этого брака Ольга дала символическое имя — «Владыки Примирения» – Владимир.

Но в стране оставалась варяжская партия. Ее возглавлял Свенельд, имевший собственную дружину. Свенельд был взбешен браком Святослава. И мечтал о реванше. Возглавить борьбу со Свенельдом мог только один человек – Добрыня. Как сын Мала, как шурин Святослава. Других просто не было: младшие сыновья Святослава Олег Древлянский и Владимир Новгородский были тогда мальчиками лет 11-12, княжить могли, но руководить борьбой не могли. После ряда превратностей в 980 году Добрыне удалось, наконец одержать победу. Киев открыл ворота Владимиру. Началось княжение Владимира Красно Солнышко.

Для закрепления победы Добрыня воздвиг под Киевом колоссальную крепость Белгород, где разместилась его армия. Сейчас летописный Белгород – это село Белогородка, куда ходит киевский городской автобус. Земляные валы Белгорода стоят до сих пор.

Вот кто такие три богатыря, в которых народ видел своих лучших защитников от варягов, печенегов, половцев и княжеского деспотизма.

1 11 21 31 41 51 61 71 8

Былины / [составление, вступительная статья, обработка текстов, примечания и словарь Ю. Г. Круглова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1993. – 207 с. : ил. – ISBN 5-09-005896-2. – Текст : непосредственный.

Былины – старинный устный жанр народного творчества. Это древнейшие сказания о народных героях, защитниках родины,– богатырях, о событиях, нравах, радостях и бедах наших предков. Былины в образной, яркой, эмоциональной форме знакомят нас с прошлым нашей страны.

Былины / [предисловие, составление и комментарии П. Федоренко ; иллюстрации Г. Алимова]. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 144 с. – ISBN 978-5-17-033801. – Текст : непосредственный.

В книгу вошли былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, Волхве Всеславьевиче, Святогоре, Вольге и Микуле, Василии Буслаеве, Садко.

Былины, легенды, притчи / [иллюстрации Д. Штайна, В. Егорова]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 128 с. : цв.ил. – (Лучшие сказки для детей). – ISBN 978-5-373-02413-6. – Текст : непосредственный.

В сборник вошли любимые детьми произведения: былина о богатыре Добрыне Никитиче, поэмы А. С. Пушкина «Сказание о вещем Олеге», М. Ю. Лермонтова «Бородино», былины А. Толстого «Как боролся русский богатырь» и К. Ушинского «Слепая лошадь», сказка-притча А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» и др.

Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / [авторы вступительных статей, составления и комментариев В. П. Аникин, Д. С. Лихачев и Т. Н. Михельсон ; художник И. Д. Архипов]. – Москва : Детская литература, 1989. – 638 с., [9] л. ил. – (Библиотека мировой литературы для детей ; Т. 2). – ISBN 5-08-000893-8. – Текст : непосредственный.

Былины / [послесловие А. М. Членова ; иллюстрации художника И. Е. Щукина]. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. – 287 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Малоформатное издание былин о русских богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, Садко и других – в палехском оформлении.

Былины / [составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Ф. М. Селиванова]. – Москва : Советская Россия, 1988. – 572 с., 24 л. ил. – (Библиотека русского фольклора ; Т. 1). – ISBN 5-268-00569-3. – Текст : непосредственный.

В книге представлены все основные сюжеты русского эпоса. Былины, записанные от лучших сказителей в XVIII – начале XX века, печатаются по классическим собраниям Кирши Данилова, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А. Ф. Гильфердинга и др., а также по советским научным изданиям.

Былины / [подготовка текстов, вступительная статья и примечания С. Н. Азбелева]. – Ленинград : Лениздат, 1984. – 398 с. : ил. – (Библиотека народно-поэтического творчества).

Русская народная поэзия. Эпическая поэзия / [составление, подготовка текста, вступительная статья, предисловия к разделам и комментарии В. Путилова]. – Москва : Художественная литература, 1984. – 439 с. – Текст : непосредственный.

В книге представлены былины, исторические песни, баллады, сатирические песни, небывальщины,– все эти жанры входят в сокровищницу устной народной эпической поэзии.

Источники:

  • Азбелев, С. Н. Русский народный эпос / Сергей Николаевич Азбелев. – Текст : непосредственный // Былины / [подготовка текстов, вступительная статья и примечания С. Н. Азбелева]. – Ленинград : Лениздат, 1984. – С. 5-16. – (Библиотека народно-поэтического творчества).
  • Аникин, В. П. Мир былин и сказок : [вступительная статья] / Владимир Прокопьевич Аникин. – Текст : непосредственный // Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / [авторы вступительных статей, составления и комментариев В. П. Аникин, Д. С. Лихачев и Т. Н. Михельсон ; художник И. Д. Архипов]. – [Переизд.]. – Москва : Детская литература, 1989. – С. 7-12. – (Библиотека мировой литературы для детей ; Т. 2).
  • Селиванов, Ф. Богатырский эпос русского народа : [вступительная статья] / Ф. Селиванов. – Текст : непосредственный // Былины / [составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Ф. М. Селиванова]. – Москва : Советская Россия, 1988. – С. 5-24. – (Библиотека русского фольклора ; Т. 1).
  • Членов, А. Три богатыря : вместо послесловия / А. Членов. – Текст : непосредственный // Былины / [послесловие А. М. Членова ; иллюстрации художника И. Е. Щукина]. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. – С. 270-274.
  • Все о Русских Богатырях! – Текст : электронный // Былины : [сайт]. – 2010-2021. – URL:  http://www.byliny.ru/ (дата обращения: 21.05.2021).
  • Былина. – Текст : электронный // Энциклопедия Кругосвет : [сайт]. – 1997-2021. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BILINA.html (дата обращения: 21.05.2021).
  • Былины. – Текст : электронный // Онлайн-Читать.РФ : [сайт]. – URL: https://онлайн-читать.рф/былины.html (дата обращения: 21.05.2021).
  • Категория:Экранизации былин. – Текст : электронный // Википедия : свободная энциклопедия. – [2001-    ]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Экранизации_былин (дата обращения: 21.05.2021).

mkrf2

mkso