Нартский эпос
Нартский эпос (Нартовский эпос), героический эпос ряда народов Кавказа; упоминания встречаются у кумыков (Дагестан). Фрагменты сказаний зафиксированы также у ряда этнических групп Грузии (сванов, рачинцев и хевсуров); с конца 19 века они бытуют и в странах Ближнего Востока (Турции, Сирии, Иордании), сохраняясь в среде потомков народов Кавказа, переселившихся сюда в конце 19 века. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно генезиса нартского эпоса и этимологии слова «нарты». Выработанный многочисленными народами, различающимися по историческим судьбам и языку, нартский эпос имеет общие черты: именование эпического героя-богатыря «нартом», а также сходство имён основных героев разных национальных версий эпоса.
Богатырский эпос «Нарты» возник в глубокой древности у родственных племен кабардинцев, адыгейцев, черкесов, а также у абхазов и осетин. В некоторых сказаниях, где главными героями являются женщины, легко прослеживаются черты матриархата, когда главную роль в управлении родом играла женщина. Однако основное ядро представленного в этой книге кабардинского эпоса отражает уже патриархальный родовой строй. Здесь главенствующая роль принадлежит мужчине, а главные орудия, которыми пользуются герои сказаний, – это копье, аркан, лук и стрелы. В «Нартах» часто говорится о таких материальных основаниях жизни, как добыча руды, хлебопашество и скотоводство. Особенно часто в сказаниях упоминаются кони.
Содержание нартского эпоса, при всей его сказочности, разворачивается вокруг жизненно важных, конкретных тем и конфликтов. Глубокое чувство любви к родине, трудолюбие героев эпоса, их бесстрашие в борьбе с носителями зла делают эпос «Нарты» значительным произведением устного народного творчества. Стоит только к стране нартов приблизиться врагу, как и стар и млад, «все, кто способен надеть на ноги чувяки», выходят на поле битвы.
Главный герой нартского эпоса – Сосруко, любимец народа. Его характернейшая черта – любовь к жизни, к людям. «Только сила человека на земле достойна славы!» – восклицает он, и вся его жизнь является подвигом во имя победы человека над силами зла. Ради трудолюбивых нартов похищает Сосруко у одноглазых великанов неугасимый огонь, борется с чудовищем, чтобы вернуть нартам семена благодатного проса. Приглашенный на пир богов, он опрокидывает на землю с вершины Горы Счастья бочонок с чудесным сано, чтобы люди вкусили этот напиток, изготовленный из виноградных гроздьев.
Коварные враги, будучи не в силах одолеть Сосруко, зарывают его живым в землю... Родники, бьющие их подножия Кавказских гор – это горячие слезы Сосруко, и в их влажном шуме слышатся слова: «Раз я уже не в силах помочь людям, пусть им помогут мои слезы».
Столь же значителен и другой герой эпоса – Бадыноко. Он прежде всего – защитник родной земли, беспримерно храбрый воин, «гроза чинтов» – извечных врагов нартов. Кроме того, Бадыноко необыкновенно скромен. Защитив страну Нартов от нашествия врага, он решительно отказывается от изъявлений благодарности.
При всей суровости Бадыного в нем, как в Сосруко, сильна любовь к людям. В эпосе рассказывается, как Бадыноко уничтожил отвратительный обычай – убийство стариков.
Богоборческие мотивы весьма распространены в народном поэтическое творчестве кавказских народов. До сих пор бытует у кабардинцев поговорка: «И боги стареют». Носителями богоборческих стремлений являются в эпосе и Сосруко, и Уазырмес, и, особенно, Батараз.
Одно из главных мест в нартском эпосе занимает Тлепш. Он – творец первых кузнечных орудий: молота, клещей, наковальни. Он нетерпим к коварству и жестокости, а носителей их сражает своим могучим молотом.
Богатыри-нарты, храбрые воины, пастухи и хлебопашцы, являются также искусными плясунами, певцами и музыкантами. На нартских сходах-хасах всегда устраивались соревнования по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе, пляске и исполнению сказов и песен. Лучшие певцы и музыканты удостаивались золотой чаши. И победителем всегда был Ашамез, обладатель чудесной свирели. Стоит только ему запеть свою песню или поднести к губам свирель, как мир преображается: старики молодеют, высохшие русла рек делаются полноводными, пустыни покрываются зелеными лесами. Своей игрой он зачаровывает диких зверей, выманивает их из лесов и приручает.
Почетное место в нартском эпосе занимает женщина. Она заботливая, любящая мать, воспитательница богатырей, готовых на славные подвиги во имя родной земли; она верный, мудрый друг мужчины, нередко помогающая ему разгадать тайны природы, коварные происки врагов и одолеть их. Именно такими чертами наделяет эпос прекрасную и мудрую «мать нартов» – Сатаней, которая растит главного героя эпоса Сосруко, «рожденного из камня». Умным советом она помогает ему одолеть коварного врага Тотреша и совершить много других подвигов. Сатаней дает нартам совет, как одолеть врага людей – злобного бога Пако, изготовить важные орудия труда: кузнечный молот и наковальню. Она же раскрывает секрет приготовления напитка нартов – сано.
Интересен образ солнцеподобной светлорукой красавицы Адиюх. Она живет в крепости, над крутым обрывом у верховьев бурной реки Инджиж. Когда ее муж Псабыда темной ночью пригонял табуны коней, «Адиюх протягивала в окно свои руки, льющие свет, и темная ночь превращалась в сверкающую лунную, а пасмурный день – в яркий и солнечный». Но не оценил этого Псабыда, расхвастался, что он ни в чьей помощи не нуждается. Обиделась гордая женщина, и, когда возвращался ее муж из набега в глухую ночь, не светились чудодейственные руки. Псабыда вместе с табуном погибает в бурной реке...
Великолепна красавица Шхацфица, лицо которой озаряло дорогу нартам, а закинутые за плечи черные косы покрывали мраком землю, когда ступала на нее вражья нога.
Исполнительская традиция нартского эпоса поныне существует в устной прозаической и песенной форме. Музыкальная специфика нартского эпоса в значительной степени сохранилась у адыгов, в фольклоре которых нартские сказания (нарт пшинатль) занимают основное место. Нартские сказания адыгов звучали в любой обстановке – домашней, походной, военной (в т. ч. перед сражением); среди неприуроченнных песен они считаются самыми древними.
Стихи эпоса исполняются в дни праздников и торжеств. Слушатели подпевают запевале. Запев производится речитативом на фоне унисонной хоровой мелодии (без слов), повторяющейся на каждом стихе. Запевала не всегда сам поет всю песнь до конца. Исполнив несколько тирад, он обращается к одному из слушателей, по выбору, с возгласом: «Идет к тебе», или: «Подхватывай». Тем самым он передает другому права запевалы.
В пении особенно ясным становится ритмический рисунок стиха нартского эпоса: иные гласные растягиваются, иные исчезают, вставляются вспомогательные возгласы, приблизительно соответствующие русскому «ой», «ох ты гой еси» и т. п. Строки приобретают правильный, тонический размер, сравнительно легко воспроизводимый по-русски.
Рифмовка кабардинского стиха весьма своеобразна. Привычных для русского слуха концевых рифм не так много. Зато музыкальное богатство составляют внутренние созвучия. Последние слоги первой строки повторяются начальными слогами второй, затем в середине третьей строки и снова возникают в пятой или шестой строках. Звучность стиха усиливают анафоры, то есть повторения сходных слов, звуков, синтаксических построений в начале строк.
Вот один из примеров передачи кабардинского стиха переводчиком:
Шли на Хасе нартов речи
О геройской сече грозной,
О путях непроходимых,
О конях неутомимых,
О набегах знаменитых,
О джигитах непоборных,
Об убитых великанах,
О туманах в высях горных,
О свирепых ураганах
В океанах беспредельных,
О смертельных метких стрелах,
О могучих смелых людях,
Что за подвиг величавый Песню славы заслужили.
В этом отрывке сочетаются почти все перечисленные особенности кабардинского стиха.
Для нартского эпоса характерна смена ритма, быстрый переход от одного размера к другому. Эти переходы обусловлены самим содержанием сказов.
Переводчики, воспроизводя на русском языке ритм кабардинской поэмы, взяли за основу не только читаемый стих, но и стих поющийся, отправляясь от мелодии нартского эпоса.
Первые записи о нартах появились в русской периодической печати в 40-50-х гг. XIX века. Автор этих записей – известный кабардинский просветитель Шора Бекмурзович Ногмов.
Приблизительно в те же годы этнограф и литератор Султан Хан-Гирей печатал в русских журналах кабардино-черкесские мифы и легенды из нартского эпоса.
Другим наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин, который в 1864 г. на русской графической основе составил кабардинский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на родном языке несколько сказаний из «Нартов».
Мзокты, А. Мӕ зӕрдӕлӕууӕн – ирон дзырдаивад / Мзокты Аслӕнбег. – Дзæуджыхъæу : Ир, 2018. – 407 с. – Текст на осетинском и русском языках. – ISBN 978-5-7534-1541-7. – Текст : непосредственный.
Мзокты, А. Б. Моя любовь – искусство слова
Книга представляет собой сборник материалов для факультативных занятий по Нартовскому эпосу, по творчеству основоположника осетинской литературы К. Л. Хетагурова. Здесь дается анализ деятельности выдающихся осетинских поэтов и прозаиков, таких как А. Царукаев, К. Дзесов, А. Токаев, М. Цагараев и др.
Мӕ зӕрдӕлӕууӕн – ирон дзырдаивад / Мзокты Аслӕнбег. – Текст : электронный // Национальная электронная библиотека : [сайт] / [оператор НЭБ Российская государственная библиотека]. – Москва – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009690933/ (дата обращения: 23.06.2021).
Цагараев, В. А. Искусство и время : очерки по истории визуальной культуры алан-осетин / Валерий Цагаев. – Владикавказ : Ир, 2003. – 463 с. : ил., портр. – ISBN 5-7534-0407-3. – Текст : непосредственный.
Искусство и время / Цагараев Валерий Андреевич. – Текст : электронный // Национальная электронная библиотека : [сайт] / [оператор НЭБ Российская государственная библиотека]. – Москва – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005527987 / (дата обращения: 24.06.2021).
Библиотека героического эпоса : в 10 томах. Т. 8 : Нарты / [перевод с кабардинского С. Липкина, В. Звягинцевой, М. Петровых ; вступительная статья Е. Кузнеца]. – Москва : Книжный клуб Книговек, 2010. – 398 с. – (Литературное приложение «Огонек»). – ISBN 978-5-4224-0269-4. – Текст : непосредственный.
Сказания о богатырях-нартах с незапамятных времен бытуют среди народов Кавказа – кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов, мингрелов, рачинцев, осетин, а также у народов Дагестана. В личности нартов поэтическим образом запечатлен дух этих горских народов.
В этом томе представлен кабардинский вариант сказаний о нартах в том виде, в каком он прозой и стихами всегда исполнялся на их празднествах – хасах.
Нартские сказания = Нарты кадджыта / [иллюстрации народного художника Северной Осетии Махарбека Туганова]. – Владикавказ : Издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 1995. – 407 с. : ил. – На осетинском языке. – ISBN 5-7534-0836-2. – Текст : непосредственный.
Настоящей книгой издатели отмечают полувековой юбилей первого выхода в свет сокровища устного народного творчества осетин – Нартских сказаний.
Нарты = Нартæ : осетинский героический эпос : в 3 книгах. Кн. 1 / [ответственный редактор тома У. Б. Далгат]. – Москва : Наука. Главная редакция восточной литературы,1990. – 431 с. – На осетинском языке. – (Эпос народов СССР). – ISBN 5-02-016995-1. – Текст : непосредственный.
Первое академическое двуязычное издание осетинского героического эпоса. В системе многонационального нартовского эпоса народов Кавказа осетинские сказания представляют собой наиболее архаичную и полную версию, в яркой художественной форме отразившую историю, этнографию, психологию и нравы народа. В книгу вошли тексты подлинных народных сказаний нартовского эпоса такими, какими они были записаны собирателями.
Нарты : героический эпос балкарцев и карачаевцев / [перевод текстов Т. М. Хаджиевой, Р. А.-К. Ортабаевой ; вступительная статья, комментарии Т. М. Хаджиевой]. – Москва : Наука. Восточная литература, 1994. – 655 с. : ил., нот. – (Эпос народов Евразии). – ISBN 5-02-017455-6. – Текст : непосредственный.
Двуязычное издание нартского эпоса двух родственных по происхождению и языку народов Северного Кавказа – балкарцев и карачаевцев. Тексты сопровождаются переводом, комментариями, словарем и исследованием. Публикуются нотные записи эпоса.
Яблоко нартов : [для детей старше 10 лет] / обработка и перевод Созырыко Бритаева. – Владикавказ : Ир, 2019. – 98 : ил. – ISBN 978-5-7534-1554-7. – Текст : непосредственный.
Карачаевцы. Балкарцы / ответственные редакторы: М. Д. Каракетов, Х.-М. А. Сабанчиев. – Москва : Наука, 2014. – 815 с. : ил., портр. – (Народы и культуры). – ISBN 978-5-02-038043-1. – Текст : непосредственный.
Очередной том посвящен карачаевцам и балкарцам, их этногенезу, этнической истории, этнографическому облику. В книге содержатся подробные сведения о географии Карачая и Балкарии, динамике численности населения, а также в научный оборот вводятся ранее не опубликованные материалы о социальных отношениях, политико-правовых институтах, письменной традиции.
Козаев, П. К. Аланы-Арии : происхождение и древнейший период истории / П. К. Козаев. – Владикавказ : Проект-Пресс, 2000. – 348 с. : карты, ил. – ISBN 5-88734-023-1. – Текст : непосредственный.
Источники:
Алиева, А. И. Нартский эпос / А. И. Алиева ; Е. М. Фраёнова (исполнительская традиция). – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. – Москва, 2005-2019. – URL: https://bigenc.ru/literature/text/2250161 (дата обращения: 23.05.2021).
Кузнец, Е. Богатыри Кавказа : [вступительная статья] / Евгений Кузнец. – Текст : непосредственный // Библиотека героического эпоса : в 10 томах. Т. 8 : Нарты / [перевод с кабардинского С. Липкина, В. Звягинцевой, М. Петровых ; вступительная статья Е. Кузнеца]. – Москва : Книжный клуб Книговек, 2010. – С. 5-8.
Сказания о нартах – эпос народов Кавказа : [сборник статей / редколлегия: А. А. Петросян (ответственный редактор) и др.] ; АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва : Наука, 1969. – 547 с. – Библиогр.: с. 503-540. – Указатель к публикациям текстов: с. 544-546. – URL: http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/05e/05e8b667109fe5630e9a1870af0e68ef.pdf (дата обращения: 19.06.2021). – Текст : электронный.
Гутов, А. М. Нарты. Адыгский эпос = Нартхэр. Адыгэ эпос / А. М. Гутов ; Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – Нальчик : Тетраграф, 2012-2017.
Т. 2 / систематизация, составление, вступительный очерк, комментарии и словарь Аскера Гадагатля. – 2017. – 304 с. : ил., нот. – ISBN 978-5-9909724-2-1. – URL: https://www.kbigi.ru/fmedia/2.-%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%AB.-%D0%A2%D0%BE%D0%BC-2.pdf (дата обращения: 19.06.2021). – Текст : электронный.
Смолянский, Д. Нартский эпос. Эпос народов Кавказа / Давид Смолянский. – Текст : электронный // Миртесен : [сайт]. – Москва. – 2018. – 1 янв. – URL: https://bolivar1958ds.mirtesen.ru/blog/43940599256/Nartskiy-epos.-Epos-narodov-Kavkaza (дата обращения: 23.05.2021).
Этноmix. Осетинская религия и нартский эпос / Этноmix. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен : [сайт]. – 2021. – 4 апр. – URL: https://zen.yandex.ru/media/ethnomix/osetinskaia-religiia-i-nartskii-epos-6069f857ee288d4c7cd5d3e7 (дата обращения: 23.05.2021).
Ардзинба, А. А. Нартский эпос абхазов: легендарный автограф народа / Аста Ардзинба. – Текст : электронный // Всемирный абхазо-абазинский конгресс : [сайт]. – Сухум. – 2019. – 28 янв. – URL: https://abaza.org/nartskiy-epos-abkhazov-legendarnyy-avtograf-naroda (дата обращения: 23.05.2021).
Абаев, В. И. Сказания о нартах / В. И. Абаев ; перевод с осетинского Ю. Либединского. – Текст : электронный // Осетинский язык он-лайн : [сайт]. – Москва. – 2019. – 28 янв. – URL: https://ironau.ru/narty78.html (дата обращения: 23.05.2021).
Пачулиа, В. П. Легенды лазурного берега / В. П. Пачулиа. – Текст : электронный // Проза.ру : [сайт]. – Москва, 2000-2020. – URL: https://proza.ru/2016/04/03/1124 (дата обращения: 23.05.2021).
Гусейнов Г.-Р. А.-К. Кумыкский эпос «Анжи-Наме» как источник по средневековой истории / Гарун-Рашид Абдул-Кадырович Гусейнов ; [поделился статьей Юсуп Идрисов]. – Текст : электронный // Академия : [сайт]. – 2021. – URL: https://www.academia.edu/12179655/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%93_%D0%A0_%D0%90_%D0%9A_%D0%9A%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%81_%D0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%BC%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 19.06.2021).
Шемшединов, А. С. Легенды и сказания кумыков – 2 / Адиль Саримурзаевич Шемшединов. – Текст : электронный // Кумыкский мир : [сайт]. – Махачкала, 2005-2014. – URL: http://kumukia.ru/?id=1695 (дата обращения: 19.06.2021).
Кучукова, З. Карачаево-балкарский нартский эпос: императив вертикали / Зухра Кучукова. – Текст : электронный // Эльбрусоид : [сайт]. – Москва. – 2009. – 28 апр. – URL: http://www.elbrusoid.org/articles/poznat/387277/#top (дата обращения: 19.06.2021).
Нартский эпос балкарцев и карачаевцев Т. М. Хаджиева. – Текст : электронный // Карачаевцы и балкарцы : [сайт]. – 2021. – URL: https://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/nartskij_ehpos_balkarcev_i_karachaevcev_t_m_khadzhieva/28-1-0-1359 (дата обращения: 19.06.2021).
Героический эпос о нартах. – Текст : электронный // Портал Карачаево-Черкесской Республики : [сайт]. – 2013-2016. – URL: https://09reg.ru/karachay/kultura/geroicheskiy_epos_o_nartah/ (дата обращения: 19.06.2021).
Алиева, З. И. Антропонимы в карачаево-балкарском нартском эпосе как свидетельство национальной идентичности / З. И. Алиева, И. И. Алиев. – Текст : электронный // Миф : [сайт]. – 2005-2012. – URL: http://mith.ru/epic/nart06.htm (дата обращения: 19.06.2021).
Хаджиева, Т. М. Из истории собирания и публикации нартского эпоса карачаевцев и балкарцев / Танзиля Мусаевна Хаджиева. – Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. – 2015. – 2 дек. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-sobiraniya-i-publikatsii-nartskogo-eposa-karachaevtsev-i-balkartsev (дата обращения: 19.06.2021).
Хаджиева, Т. М. Тюрко-монгольские параллели в нартском эпосе балкарцев и карачаевцев / Танзиля Мусаевна Хаджиева. – Текст : электронный // Высшее учреждение культуры, языка и истории Ататюрка : [сайт]. – URL: https://www.ayk.gov.tr/wp-content/uploads/2015/01/HACIYEVA-T.-M.-%D0%A5%D0%90%D0%94%D0%96%D0%98%D0%95%D0%92%D0%90-%D0%A2.-%D0%9C.-%D0%A2%D0%AE%D0%A0%D0%9A%D0%9E-%D0%9C%D0%9E%D0%9D%D0%93%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95-%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%9B%D0%95%D0%9B%D0%98-%D0%92-%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%9C-%D0%AD%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%95-%D0%91%D0%90%D0%9B%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A6%D0%95%D0%92-%D0%98-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A7%D0%90%D0%95%D0%92%D0%A6%D0%95%D0%92.pdf (дата обращения: 19.06.2021).
Харсиев, Б. М.-Г. Нартский эпос ингушей / Борис Магомет-Гиреевич Харсиев. – Текст : электронный // LiveJournal : [сайт]. – 2013. – 4 авг. – URL: https://galgamed.livejournal.com/53769.html (дата обращения: 19.06.2021).
Акиева, П. Х. Мифология и нартский эпос ингушей о творении человека / Петимат Хасолтовна Акиева. – Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. – 2016. – 11 янв. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologiya-i-nartskiy-epos-ingushey-o-tvorenii-cheloveka (дата обращения: 19.06.2021).
Матиев, М. А. Ингушский песенный эпос илли / Магометбашир Адамович Матиев. – Текст : электронный // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat : [сайт]. – URL: https://www.dissercat.com/content/ingushskii-pesennyi-epos-illi (дата обращения: 19.06.2021).
Чеченский фольклор / Живой Кавказ. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен : [сайт]. – 2019. – 22 янв. – URL: https://zen.yandex.ru/media/livekavkaz/chechenskii-folklor-5c4636e40fa41100ac49c84d (дата обращения: 19.06.2021).
Амалаева, К. «Женщина-предводительница и воины-освободители»: кто такие герои чеченского эпоса? / Камета Амалаева. – Текст : электронный // Чечня Сегодня : [сайт]. – Грозный. – 2020. – 19 нояб. – URL: https://chechnyatoday.com/news/341365 (дата обращения: 19.06.2021).
Нартский эпос. – Текст : электронный // Абхазия онлайн : [сайт]. – 2002-2021. – URL: http://apsny.ru/religion/nart.php (дата обращения: 19.06.2021).
Нарты и нартский эпос / Кавказ Сегодня. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен : [сайт]. – 2021. – 30 мая. – URL: https://zen.yandex.ru/media/kavtoday/narty-i-nartskii-epos-60b358b4b86a7b140d975ac8 (дата обращения: 19.06.2021).
Инал-ипа, Ш. Д. Что рассказывают абхазы о древнейшем населении Абхазии и своем происхождении / Шалва Денисович Инал-Ипа. – Текст : электронный // Абхазская интернет-библиотека : [сайт]. – URL: http://apsnyteka.org/416-inal-ipa_sh_chto_rasskazyvaiut_abkhazy....html (дата обращения: 19.06.2021).
Джапуа, З. Д. Архаический эпос горских народов Кавказа «нарты»: константы длительности эпических действий / Зураб Джотович Джапуа. – Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhaicheskiy-epos-gorskih-narodov-kavkaza-narty-konstanty-dlitelnosti-epicheskih-deystviy (дата обращения: 19.06.2021).
Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа / Адыги.RU. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен : [сайт]. – 2018. – 21 сент. – URL: https://zen.yandex.ru/media/adygiru/adygskii-nartskii-epos-vydaiusciisia-pamiatnik-duhovnoi-kultury-naroda-5ba4afdc4b69b700aa90b5ae (дата обращения: 19.06.2021).
Анчек, С. Х. Адыгский эпос «Нарты»: к характеристике семитомного свода текстов героического эпоса / Сурет Хазретовна Анчек. – Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adygskiy-epos-narty-k-harakteristike-semitomnogo-svoda-tekstov-geroicheskogo-eposa (дата обращения: 19.06.2021).
Мифические образы адыгского эпоса «Нартхэр». – Текст : электронный // Адыгэ Хэку : [сайт]. – 2009. – 21 янв. – URL: https://aheku.net/articles/russian/mifologiya-i-epos/944 (дата обращения: 19.06.2021).