«Вниз по Волге» - Республика Башкортостан
Содержание материала
Республика Башкортостан
Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.
Припев:
Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины — и всегда
Процветай, Башкортостан!
Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво —
Он свободой, братством окрылен.
Припев
Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.
Припев
Республика Башкортостан — регион в составе Российской Федерации, названный по имени коренного народа — башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона — 02.
23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика — первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.
Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке — с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе — с Оренбургской областями, на западе — с Республикой Татарстан, на северо-западе — с Удмуртской республикой.
Протяженность территории с севера на юг составляет 550 км, с запада на восток — более 430 км.
Республика занимает 7 место в России по численности населения — 4 млн. 51,6 тыс. человек, плотность населения — 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человек в среднем по России.
Столица Башкортостана — город Уфа с населением 1 млн. 50 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города — Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.
Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Средняя температура января — −18°C, июля — +18°C.
Время в Башкортостане опережает московское на 2 часа, общемировое по Гринвичу — зимой на 5 часов, летом — на 6.
Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки.
Башкортостан — многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3 % населения республики составляют русские, 29,8 % — башкиры, 24,1 % — татары. Коренное население республики — башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.
Башкирия — край величественной природы и удивительных людей. Вековые заповедные леса, горные реки с хрустально чистой водой, ковыльные раздолья плоскогорий, ухоженные хлебные поля придают ей неописуемую красоту и завораживающую привлекательность.
В соседних и дальних землях нашу республику хорошо знают по тем небывалым достижениям, каких добился ее трудолюбивый народ. Славен на весь мир уникальный башкирский мед. Благодатный кумыс с незапамятных времен излечивал страждущих и придавал бодрости сотням тысяч россиян.
Нефть и медная руда, сода и стальные пружины, золотое зерно и строевой лес, авиамоторы и вертолеты, автобусы и троллейбусы, станки, продукты нефтехимии… Всем богат и известен Башкортостан!
Не напрасно же веками наш край называют жемчужиной Урала.
Оно так и есть. Как сказал поэт, если Урал — золотое ожерелье на груди Матушки-России, то Башкирия — самая дорогая жемчужина в этом украшении.
Четыре с половиной столетия прошло с тех пор, как башкирские племена и роды добровольно вошли в состав Русского государства.
Подписанный договор между Русью и Башкортостаном стал не просто документом согласия, дружбы и братства, а началом державного обустройства нового по форме евразийского многонационального государства, названного впоследствии Российской империей.
Во всемирной славе России — немалая доля созидательного труда и ратных подвигов башкирского народа. Можно сказать, что в ее государственном флаге есть нити, сотканные башкирами!
И мы, жители многонационального Башкортостана, гордимся этим. У нас одна судьба, единый путь в будущее.
Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов
Башкортостан: краткая энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 672 с.: ил.
Энциклопедия представляет собой систематизированный свод знаний о Башкортостане и по своему профилю относится к типу национально-региональных энциклопедий. В ней представлены основные сведения по истории, археологии, этнографии, культуре, общественному и государственному устройству, о природе, населении, экономике, народном хозяйстве, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, социальном страховании, здравоохранении, о важнейших направлениях науки, литературы, искусства, архитектуры, философии, религии, народном образовании, средствах массовой информации, книгоиздательском деле, физкультуре, спорте, туризме, международных связях Республики Башкортостан. Значительное место в однотомнике уделяется биографическим статьям о видных государственных, общественных, военных деятелях, крупных ученых, писателях, мастерах искусства, новаторах производства. В него вошли также биографические статьи об известных людях, своей жизнью и творчеством связанных с Башкортостаном, и выдающихся деятелей из башкир независимо от места рождения и проживания.
Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой обзорный (монографический очерк), характеризующий историю края с древнейших времен до наших дней, развитие политической, социально-экономической и культурной жизни Башкортостана. Во второй части помещено более 2600 статей, расположенных в алфавитном порядке и посвященных конкретным событиям и явлениям, объектам, людям, отдельным понятиям.
С любовью о Башкортостане: альбом. – Уфа: Белая река, 2002. – 200 с.: ил.
Человечество обладает нетленной памятью. Оно способно возвращаться на тысячелетия назад, вглубь своего уже давно ушедшего прошлого, и найти там зерна, которые взошли ростками уже сегодня и могут одарить урожаем даже завтра. Генетическая память народа – органичной частицы человечества в целом — неразрывна. Судьба каждого народа, если даже он в созвездии человечества и не блистал звездой первой величины, не бывает маленькой и неинтересной.
Переломным моментом в истории Башкортостана явилось изъявление воли основных башкирских родов о добровольном вхождении народа в подданство великой Руси. Несмотря на дальнейшие неоднократные осложнения отношений между царской властью и свободолюбивыми башкирами, покровительство главы могущественного государства и близость великого русского народа сыграли решающую роль в судьбе Башкортостана. Это тот счастливый случай, когда в отношениях между братьями приоритетом является не сила, а мудрость.
Асфандияров, А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с.: ил.
В целом, изучение истории включения любой территории, в том числе и Башкирии, в состав Российского государства представляет определенный научно-познавательный интерес и поныне актуально. Определенный интерес представляют и опубликованные фольклорные материалы, касающиеся особенно истории семьи и брака у башкир. Краткий анализ источников и литературы по теме данной работы свидетельствует о том, что историческая литература и материалы дали нам возможность вкратце показать административно-территориальное устройство Башкирии, самоуправление и охарактеризовать политику правительства по адаптации края в состав России. Цель данной работы — проследить становление Башкирии во внутреннюю область Российского государства, превращение в его органическую часть. Для ее достижения делается попытка — решить следующие основные задачи: показать хотя бы схематично формы административно-территориального управления краем и эволюцию башкирского самоуправления, а также охарактеризовать политику правительства по сближению башкирского общества по важным параметрам общественной жизни с государственной структурой России. Название «Башкирия» — русская адаптация термина «Башкорт иле» — Страны башкир, позже Башкортостана.
Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа: Гилем, 2002. – 480 с.: ил.
Впервые представлен свод разнообразных сведений о народах Республики Башкортостан — своего рода энциклопедия истории и культуры башкир, а также татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов, русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев, латышей, живущих здесь на протяжении нескольких столетий. В историографии Башкортостана это первое издание подобного рода. Историки, лингвисты, этнографы, краеведы-любители, государственные учреждения и научные общества на протяжении XVIII–XX вв. собирали материалы об их быте, нравах культуре. Эти материалы рассеяны по городам России. Все эти сведения были тщательно систематизированы авторами этой книги, дополнены материалами их собственных полевых этнографических исследований и представлены в настоящем издании. Каждому народу посвящена отдельная глава. Многие материалы, картосхемы и иллюстрации публикуются впервые.
Для специалистов: историков, этнографов, социологов, языковедов, фольклористов. Книга также рассчитана на широкий круг читателей и может быть использована в качестве энциклопедического и научно-справочного пособия о народах республики и учебника по истории и культуре Башкортостана и сопредельных территорий Волго-Уральского региона.
Башкиры: этническая история и традиционная культура / Н. В. Бикбулатов, Р. М. Юсупов [и др.]. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. – 247 с.: ил.
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой серию историко-этнографических очерков, посвященных основным этапам исторического развития башкирского народа, характеристике его антропологического состава, материальной и духовной культуры. Задуманная в начале 1990-х годов как очерк «Башкиры» под авторством Н. В. Бикбулатова для серийного издания «Народы СНГ» Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, она со временем переросла в коллективную монографию.
По существу эта книга представляет собой некий итог и является этапной для башкирской этнографии. Она восходит к фундаментальным исследованиям выдающегося учёного-этнолога С. И. Руденко, в ней также нашли отражение выводы, содержащиеся в трудах известного этнолога Р. Г. Кузеева и многих других учёных республики. Вместе с тем это результат собственных научных изысканий авторов — сотрудников отдела этнографии и антропологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, которые в течение нескольких десятков лет принимали участие в экспедициях по изучению почти всех этнографических групп башкир как в Башкортостане, так и за его пределами: в Курганской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской и Челябинской областях. (История изучения традиционной башкирской этнографии изложена в отдельной главе).
В книге можно найти общие сведения о башкирах, происхождение этнонима «башкорт» и основные этапы этнической истории народа. Отдельная глава посвящена духовной культуре башкир (основу очерка о семейных обрядах и обычаях составила их совместная монография «Семейный быт башкир XIX–XX вв.»).
В монографии раскрыты не все аспекты этнической истории и традиционной культуры башкир, практически не затрагиваются ранние этапы этногенеза, обычное право, народная медицина и т. д. Однако авторы на примере башкирского этноса стремились показать, что в человеческом сообществе всё самоценно, что нет великих и малых народов — каждый вносит свой штрих в богатую палитру истории.
Башкортостан. Культура и искусство: фотоальбом. – Уфа: Китап. – 2000. – 44 с.
Цветок Курая стал частью официальной символики Башкортостана — Государственного герба и флага. Семь лепестков курая — это символ единения народов, живущих на древней земле башкир. Много веков прошло с тех пор, как воин-башкир срезал высохший стебель курая и сыграл на нем первую мелодию. С тех давних пор росла и развивалась культура башкирского народа. Современная культура и искусство республики — симфоническая музыка, балет, опера, эстрада, национальная вышивка, кулинария и прочие колориты республики.
Урал-батыр: башкирский народный эпос / пер. А. Хакимов; авт. предисл., ред. А. Сулейманов. – Уфа : Китап, 2005. – 295 с. : ил.
«Урал-батыр» относится к разряду героических сказаний, созданных на основе древних мифологических представлений и мифа башкир. Зародившись в недрах первобытнообщинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа. Создатели и хранители эпических сказаний — народные сказители — сэсэны. Благородная миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение. В сказании особый интерес представляют воззрения башкир на мир. В сказании прослеживается культ коня, характерный для фольклора кочевых скотоводческих народов. Подвиг Урал-батыра, совершенный во имя бессмертия природы и избавления человечества от злейших врагов, сделал его самым популярным и любимым в народе, подобно Прометею из древнегреческих мифов. «Урал-батыр», созданный гением народа на основе древней мифологии, является бесценным памятником не только башкирской, но и мировой культуры.
Башкирское народное искусство / под общей ред. С. Шитовой. – Уфа: Демиург, 2002. – 360 с.: ил.
Книга знакомит читателя с древнейшими видами народного искусства башкир: вышивкой, ткачеством, украшением металла, кожи, дерева. В очерках дается подробнее описание башкирского орнамента, народного костюма, убранства коня, вооружения, декора жилища древних башкир. Издание позволяет проследить тесную связь современной культуры республики с национальными традициями, историей, традиционной обрядностью. Великолепный текстовой и художественный материал позволит насладиться искусством башкирских мастеров прошлого.
Шитова, С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир / С. Н. Шитова. – Уфа: Китап, 2006. – 200 с: ил.
В домашних ремеслах, призванных обеспечить людей всем жизненно необходимым, с самого начала производственный процесс был сопряжен с творчеством. Создаваемые в народном быту вещи имели не только практическое, утилитарное, но и эстетическое, социально знаковое, религиозное значение.
В книге исследуется колоритное искусство южных башкир. В центре внимания типичные для евразийских степей ремесла, связанные прежде всего с освоением шерсти: кошмоделие, изготовление сукон и тканей, производство паласов. Представлены наиболее яркие виды декора на мягких материалах: вышивка, аппликация, лоскутная мозаика, украшение тканей кораллами, бисером, серебряными подвесками.
Осмысление богатейшего художественного наследия в контексте формирования башкирской этнической культуры позволило выделить «кочевнический» пласт в башкирском народном творчестве XVIII–XX вв. Историко-культурные аналогии подтверждают древность этих традиций.
Этнографическое описание дополнено рисунками, таблицами узоров, фотографиями. Значительная часть материалов публикуется впервые.