logo4site 0

vk  fb fb  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

etnoperekrestok

Литературный этноперекресток 2.0. Урал

1Лето – пора отпусков. Всем хочется тепла и моря, но улетая «в теплые края», не забывайте о родном Урале! Богатству и красотам нашей малой родины посвящены новые книги, которыми пополнился фонд Межнациональной библиотеки.

2Первая книга в сегодняшнем обзоре пригодится тем, кто решил провести отпуск, не улетая далеко – в этом вам поможет путеводитель «100 чудес Урала».
Создавать чудеса и видеть их в окружающем мире – потребность человечества, проверенная тысячелетиями. Однако в погоне за составлениями мировых рейтингов и путешествиях по зарубежным диковинкам мы лишь в последнюю очередь вспоминаем или обнаруживаем, что мимо одного из чудес ежедневно «пролетаем» в офис, поглядеть на другое в собрании городского музея планируем уже не первый год, а напротив третьего недавно устраивали семейный пикник. Рядом с нами – масса редких и исключительных в своем роде объектов российской и даже мировой значимости, о которых полезно хотя бы знать.
Под одной обложкой в этой книге собраны сразу сто незаурядных достопримечательностей Большого Урала. Десять из них – разношерстные и самобытные столицы его регионов. Еще девяносто неординарных мест, доступных для туристической поездки, ищите за пределами мегаполисов. Путешествуйте и открывайте для себя новые чудеса!
Особое путешествие совершил Владимир Ушаков – директор Народного музея деревни Раскуихи. Это путешествие по жизненным вехам автора знаменитых уральских сказов Павла Петровича Бажова.
3Владимир Витальевич Ушаков – известный в среде краеведов исследователь жизни и творчества Бажова, раскрывший в книге «Дорога к сказам: история жизни П.П. Бажова» непростую судьбу уральского писателя, его трудный путь к творческому успеху. В ней отражены все основные события его жизни, известные и неизвестные широкому кругу читателей.
«Я – не биограф Бажова, - скромно говорит Ушаков. – Для того, чтобы называть себя так, надо отдать этому делу всю жизнь. Когда я начал писать свою первую книгу, по истории села Раскуиха, то столкнулся в этом поселке с невероятным количеством людей, родственники которых работали и жили вместе с Бажовым. […] И вдруг, теми или иными путями, у меня начали собираться уникальные артефакты, которые эти люди всю жизнь хранили. Я просто не мог оставить все это лично у себя!»
Книга приурочена к 140-летию со дня рождения П.П. Бажова и рассчитана на самый широкий круг читателей.
4Специфика Урала во многом определила характерную особенность, присущую его культуре, искусству, словесности, а список уральских поэтов и писателей займет не одну страницу. Историко-литературный труд в двух книгах «История литературы Урала: XIX век» описывает развитие не только русской литературы региона, но и национальных литератур – башкирской, удмуртской, коми, – каждая из них получает всестороннее освещение и предстает в свете контактов и взаимовлияний не только с русской литературой, но и с тюркской традицией, с финно-угорским миром.
В первой книге рассматривается развитие литературного процесса на Урале в контексте формирующейся литературной жизни XIX века; целый ряд литературных явлений, творческих миров писателей и поэтов впервые проанализированы столь полно. Читатель тома знакомится с творчеством художников, не вошедших в историю «большой» русской литературы; их произведения зачастую находились на границе изящной словесности и этнографии, публицистики, формируя литературно-культурную среду, без которой не смогли бы развиться значительные писательские таланты.
5Во втором томе этого труда с равной степенью внимания и интереса рассматриваются авторы разного уровня литературно-художественного мастерства, при этом не теряется из виду поле большой общероссийской литературы, передается ощущение движения истории, показаны вхождение Урала в общерусское пространство и постоянные контакты, существовавшие между регионами и центром на протяжении длительного времени. Урал, будучи медиатором между Центральной Россией, Сибирью и Средней Азией, сформировал совершенно особые типы художественности, ставшие среди прочего предметом рассмотрения в книге.
Почитав о литературе позапрошлого века, предлагаю вернуться в настоящее время и познакомиться с творчеством наших уральских современников. Среди них екатеринбургский живописец и прозаик Арсен Титов, последний роман которого уже пополнил фонд Межнациональной библиотеки.
6Роман «Повесть Букейских лет» по сути представляет собой три повести, связанные местом действия и героями. В нем – живое сплетение истории и мифологии, мудрости и детскости, юмора и трагизма, нелепости и фатума, гендерного и геополитического, эпоса, лирики и социальной сатиры. Недавняя советская история «опрокидывается» здесь во «времена первых людей» и обратно. Хронотоп романа во многом подчиняется ницшеанской идее вечного возвращения, цикличности, которая, как показывает Титов, в социально-политическом измерении проявляет себя не менее мощно, чем в природном, космогоническом.
Движущая сила сюжета романа – «тревога, глубинно пульсирующая в букейцах». Неизменная примета Букейки – «природная и людская хмурость». Так Букейка предстает символом России, Россией в миниатюре. В ней органически сочетаются черты утопии и антиутопии. Приглашаем наших читателей познакомиться с загадочными букейцами и совершить путешествия во времени, прочитав эту книгу.
Не только уральская проза, но и поэзия богата именами талантливых авторов. Среди них Борис Рыжий (1974-2001) – один из самых известных уральских поэтов. Он вырос на Вторчермете, и немалая часть его творчества посвящена родному Екатеринбургу.
Стихи Бориса Рыжего стали предметом теоретического анализа и комментирования еще в начале 2000-х. Его творчество называют голосом последнего советского поколения. Рыжего высоко ценили Евгений Рейн и Евгений Евтушенко, в разные годы он получал премии «Антибукер» и «Северная Пальмира».
7Книга стихов Бориса Рыжего «Здесь трудно жить, когда ты безоружен» затрагивает что-то глубоко в душе. 20 лет назад – 7 мая 2001 года – поэт умер, покончив с собой. О причинах гадают до сих пор. Сам он однажды выразился так: «Главная трагедия поэта в том, что он поэт. Других трагедий, в общем-то, нет». После себя он оставил больше тысячи проникновенных стихов и одну предсмертную записку, заканчивающуюся словами «Я всех любил. Без дураков». И, как многие поэты, свою смерть он предчувствовал, предвидел:

Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрешь,
не живут такие в миру.
Станет сын чужим и чужой жена,
отвернутся друзья-враги.
Что убьет тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.
Перед кем вина? Перед тем, что жив.
И смеется, глядит в глаза.
И звучит с базара блатной мотив,
проясняются небеса.
2001

«Ему всего было мало. И любви. И поэзии, – пишет в предисловии Валентин Гафт, – И постепенного, подчас излишне осторожного и неловкого признания. Душа не останавливалась. […] И когда читаешь его, плачешь и смеешься. И сердце болит от восторга».
8Если стихи Бориса Рыжего оказались вам близки и нашли отклик в душе, интересен вам будет и сборник статей и докладов «Борис Рыжий: поэтика и художественный мир». Сборник состоит из двух разделов: в первом рассматриваются различные аспекты диалога Рыжего с поэтами-предшественниками; во втором дается анализ образов и мотивов, репрезентирующих внутреннее строение и характерные особенности его поэтического мира.
Авторы издания – российские и зарубежные литературоведы из Екатеринбурга, Новосибирска, Кемерово, Нижнего Тагила, Москвы, Лондона, Гааги.
9Завершить обзор новинок хочется на позитивной ноте. Даже просто взяв в руки книгу «”Жив опять, привет друзья!”: Б.У. Кашкин» и взглянув на ее обложку, вы наверняка улыбнетесь. Если вы еще не слышали о неординарной личности Старика Букашкина (он же Б.У. Кашкин, он же Евгений Михайлович Малахин), рекомендую вам эту книгу вдвойне!
Причудливая, многоаспектная, порой экстравагантная деятельность героя и лидера неформальной культуры Свердловска/Екатеринбурга ставит академических исследователей в тупик своей несерьезностью, скоморошьими приемами, наивной визуальной стилистикой, экзотической одеждой, необъяснимой логикой развития творчества.
Имевший многочисленные псевдонимы инженер-энергетик – а также фотограф-экспериментатор, художник, поэт и «панк-рок-скоморох-музыкант» – Евгений Малахин, ставший «народным дворником России», спрятавшись за маской скомороха, создал вокруг себя устойчивый флер мифологического персонажа.
В книге «”Жив опять, привет друзья!”: Б.У. Кашкин» представлены основные сферы творчества необычного арт-персонажа и его последователей, членов общества «Картинник». Издание иллюстрировано – здесь вы увидите и архивные фотографии самого Е. Малахина (в том числе съемки его необычных перформансов), так и его художественные работы.
Все эти новинки, а также другие книги об Урале и уральских писателях вы найдете на полках Межнациональной библиотеки!

mkrf2

mkso