Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТНОПЕРЕКРЕСТОК 2.0

Литературный этноперекресток 2.0. Новинки: серия «История народного костюма»

Книжные новинки издательства «Бослен», пополнившие фонд Межнациональной библиотеки.

1

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я с большим удовольствием расскажу вам о новых книгах издательства «Бослен», пополнивших фонд Межнациональной библиотеки – это издания серии «История народного костюма».

Первый реверанс – в сторону издательства «Бослен»: оно специализируется на выпуске оригинальных нон-фикшн изданий и альбомов, его отличительная особенность  ̶  высочайший  уровень полиграфического исполнения книг. Каждое из изданий серии «История народного костюма»  ̶  бесспорный шедевр на озвученную тему, поскольку представляет собой не только и не столько сборник фотографий и репродукций, но и глубокое исследование на заявленную тему, которое не обходится без историко-этнографического погружения в предмет, а также анализа технологии изготовления, бытования предмета, его смыслового значения.

2Елена Львовна Мадлевская – ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея.

В ее книге «Русские народные украшения» даны не только крупные и прекрасного качества фотографии украшений, но и фотографии в рамках костюмного ансамбля, что очень важно: наши предки вкладывали большой смысл в каждый отдельно-взятый элемент костюма, к которым относятся и украшения, некоторые из них просто не могли друг с другом сочетаться.

Также в издании подробно рассматриваются примеры украшений, изготовленные в аутентичных техниках XVIII-XX веков: сажение по бели, золотное шитье, вышивка, низание, плетение, ткачество, техники работы с нитью.

В разделе «Реплики традиционных украшений и авторские работы» приведены фотографии украшений, рассмотрены использованные техники создания со схемами выполнения, также приведена описательная часть по изготовлению украшения. Бесценная информация, которая поможет вам при внимательном и вдумчивом подходе, создать свою собственную реплику исторического украшения, которое запросто сможет стать вашей семейной реликвией.

В конце приведен словарь диалектных названий украшений, из которого вы узнаете, что такое, например: крáли, жóпки, брóда и т.п. – крайне занимательно и местами весело!

Приведенный в финале книги большой список использованной литературы, направит вас дальше в исследовании на тему русских народных украшений.

3Светлана Горожанина и Валентина Демкина «Русский сарафан: белый, синий, красный»

С этой книгой логично познакомиться после предыдущей – о русских народных украшениях. А если вы сомневаетесь в том, что сарафан для русской женщины был украшением – самое время  внимательно рассмотреть иллюстрации этого издания.

Издание разделено на три больших части: Сарафан Белый, Сарафан Синий, Сарафан Красный.

Большая вступительная статья «Из истории русского сарафана» расскажет о типах сарафана, разных видах покроя, бытовании, смысловом содержании различных типов сарафанной одежды для женщины.

Каждый из разделов книги очень подробно рассматривает бытование каждого вида сарафана, тип его покроя, материалы для каждого типа и нюансы пошива.

«Цветной»  раздел состоит из двух частей – описательной с иллюстрациями и иллюстративной с пояснениями. Осторожно! На фотографиях второй богато иллюстрированной части можно зависнуть очень надолго, рассматривая стежки вышивки, расположение, семантику узоров, заворожившись удивительной гармоний наряда, созданного так давно руками мастериц…

Как и в книге об украшениях, раздел с приложениями содержит бесценную для рукодельниц информацию – схемы кроя разных видов сарафанов, с указанием размеров деталей.

Приведены подлинные схемы кроя сарафанов XIX-XX веков, вы можете сшить реплику сарафана, как для реконструкторских проектов, так и для собственного удовольствия. Ну а если это будет сарафан для девочки, можно только представить, как удивительно и прекрасно будет выглядеть ребенок в аутентичном сарафане на утреннике среди снежинок и заек.

Книга завершается словарем терминов и списком использованной литературы, которые не стоит пропускать – это тоже интересное поле для изучения.

4Валентина Жигулева «Русская народная одежда: понёва и юбка»

Книга посвящена народной одежде южнорусского региона конца XIX – начала XX века. На основе собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника с привлечением экспонатов ряда других музеев подробно показаны поневы и юбки – знаковые части женского костюма. Детально рассмотрены их основные типы, раскрывается разнообразие орнаментации этого вида одежды. Большая часть предметов публикуется впервые. Представленные коллекции демонстрируют высокий художественный уровень, мастерство русских ткачих, вышивальщиц, их природный вкус, особое чувство ритма и цвета в орнаментике.

Читатель имеет возможность подробно изучить различные виды понев и юбок как отдельно, так и в составе полного комплекса традиционной одежды. Среди иллюстраций вы найдете даже портрет дочери Льва Толстого – Татьяны Львовны – в крестьянском костюме.

В приложении приведены схемы кроя, ткачества и вышивки подлинных музейных образцов.

Альбом предназначен для специалистов и широкого круга ценителей народного искусства.

5Елена Мадлевская, Татьяна Зимина «Шушпан, душегрея, корсет: нагрудная одежда в русском традиционном костюме»

Еще одна книга серии «История народного костюма» знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является собрание русской одежды Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).

Коллекции музея включают предметы XVIII-XX веков, бытовавшие преимущественно в крестьянской среде на территории Русского Севера, Северо-Запада, Центральной России, южных и юго-западных областей, Поволжья, Приуралья, а также в Сибири.

Обычно выделяют такие определяющие черты нагрудной одежды, как, расположение на теле поверх груди и короткую длину, хотя бывают случаи, когда это название выглядит парадоксальным. Так, например, сохранились фотографии рубежа XIX–XX веков, на которых запечатлены девушки и женщины в традиционных костюмах Тверской, Владимирской, Нижегородской губерний с душегреей, которая расположена не поверх груди, а под нею.

Общей чертой русского традиционного костюма является многослойность, и нагрудная одежда, нередко являясь неотъемлемой частью наряда, наравне с остальными деталями выступает в качестве одного из верхних слоев.

В основу структуры книги положен региональный принцип бытования разных комплексов русского традиционного костюма: южнорусского – с поневой, центрально- и севернорусского – с сарафаном, однодворческого – с юбкой. В рамках каждого раздела представлены типы нагрудной одежды, различающиеся кроем и декором. В специальном разделе «Детали» впервые показано разнообразие кроя нагрудной одежды, ее деталей, декора и местной стилистики.

В альбоме демонстрируется множество материалов, использовавшихся для шитья и отделки нагрудной одежды. В приложении приведены схемы кроя подлинных музейных образцов.

6Елена Мадлевская «Косоворотка»

После изучения женской народной одежды, предлагаю познакомиться и с мужской. В книге Е. Мадлевской «Косоворотка» словарь терминов очень оригинально размещен на форзацах книги и только приоткрывая обложку издания, мы погружаемся в терминологию, окружающую косоворотку и все, что с ней связано.

Книга разделена на части по типам косовороток, связанным с особенностями их кроя.

Иллюстративную часть книги предваряют статьи, в которых рассматриваются гипотезы происхождения косовороток, народные названия рубах, их крой, особенности украшения и технологические приёмы декорирования, различия повседневных, праздничных и обрядовых рубах, символика мужской рубахи в культуре.

Огромная часть книги занята иллюстрациями аутентичных образцов рубах-косовороток во всем их разнообразии! Для каждой фотографии рубахи приведена также информация о размерах её деталей в сантиметрах, использованной при пошиве ткани, способе кроя и декоре.

Для создания цельного представления о способах ношения косовороток в альбом включены изображения полных костюмных ансамблей, разнообразных по локальному бытованию и по возрастному различию.

В приложении к иллюстративной части книги есть раздел «Детали», где на прекрасных крупных фотографиях можно отлично рассмотреть домотканые материалы для рубах, варианты их нагрудных разрезов, варианты декора и прочие детали. В практической части приложения – еще одно сокровище для рукодельниц – схемы кроя и декора нескольких косовороток разных локальных традиций с инструкцией о порядке пошива и сборки, также отдельным приложением к книге идет схема вышивки для семипалатинской рубахи (лист формата А3).

7«Монеты в народной одежде и украшениях»

Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

Монеты – одна, несколько или целая композиция из монет – входили в состав нарядного женского костюма – у русских казаков и однодворцев, украинцев, народов Балкан, у народов Прибалтики и Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая.

В книге «Монеты в народной одежде и украшениях» впервые представлена своеобразная востребованность «звонкой монеты», символика признаваемого в народе богатства и состоятельности. Присутствие монет из разных стран, нередко в одном и том же предмете, выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты и познавательную открытость, издавна свойственные народам России – крупнейшей державы Евразии.

Иллюстративный материал книги включает в себя около трехсот экспонатов по разным этнографическим темам: женский костюм и украшения, а также предметы вооружения, ритуальные предметы.

В структуре книги применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей.

Издание адресовано этнографам, культурологам, модельерам, всем читателям, интересующимся народными художественными традициями.

8Елена Колчина «Лоскутное шитье: история и традиции»

Если народные костюмы могут кому-то показаться безвозвратно ушедшей в прошлое историей, то лоскутное шитье – это неустаревающая классика. Этот вид народного творчества имеет свою богатую историю и традиции. Разнообразные текстильные конструкции из кусочков ткани явились основой для создания самобытных изделий.

Удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские свивальники, белорусские кисеты, финские одеяла, азербайджанские коврики, таджикские дастарханы, хакасские пологи, якутские чепраки, нанайские ковры – это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося на огромных пространствах от Восточной Европы до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа.

Издание впервые раскрывает тему традиционного лоскутного творчества народов России, представляя около ста лоскутных изделий, изготовленных и бытовавших в народной среде. В тексте вы найдете описание основных материалов и техники исторического лоскута. Этнографические памятники, представленные в альбоме, являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и представляют большой познавательный интерес для всех, кто работает в этой технике.

Кстати, онлайн-презентацию книги «Лоскутное шитье» и видеозапись с выставки «Лоскутный узор» в Российском этнографическом музее можно посмотреть тут.

Если сфера ваших интересов затрагивает народный костюм, народное искусство,  если вы цените богато иллюстрированные и информативные издания – значит, книги серии «История народного костюма» ждут на полках Межнациональной библиотеки именно вас!

Татьяна Ваганова

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области