Литературный этноперекресток 2.0. Писатели-медики
Дорогие читатели, в связи с прошедшим 20 июня Днем медицинского работника, не могу пройти мимо благодатной темы – медиков, раскрывших свой талант не только в больницах, но и на страницах своих книг. Обо всем известных классиках вроде Булгакова и Чехова я упоминать не буду. Сегодняшний выпуск Литературного этноперекрестка будет посвящен некоторым нашим современникам.
Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других.
Андре Моруа
Сергей Лукьяненко
До тех пор, пока Сергей Лукьяненко не ушел в писатели, вся его семья была потомственными медиками. Отец – врач-психиатр, мать – фельдшер-нарколог, старший брат – врач-кардиолог.
В 1990 году, уже имея литературный опыт, Лукьяненко окончил Алма-Атинский медицинский институт и стал врачом-психиатром, после чего год проработал по специальности и ушел в профессиональные писатели, чем поверг родных в ужас.
Интересна история прихода Сергея Васильевича к литературному творчеству. «Я снимал комнату, жил один. И от скуки мне вдруг захотелось почитать что-нибудь этакое. Если вы помните, фантастику в то время достать было очень сложно – нынешней молодежи не понять, что такое книжный дефицит! Я взял тетрадку, лег на диван и за вечер написал три коротеньких рассказа», – признавался в одном из интервью писатель.
Печататься в литературных журналах Лукьяненко начал в 1987 году. Первый роман – «Рыцари сорока островов» – был закончен в 1990 году, но увидел свет лишь два года спустя. С тех пор произведение выдержало 12 переизданий, вышло на немецком и чешском языках, а также на эсперанто.
К числу наиболее популярных романов Сергея Лукьяненко, как правило, относят циклы «Линия грез» (романы «Линия грез» и «Императоры иллюзий», а также «Тени снов»), «Диптаун» (включает романы «Лабиринт отражений», «Фальшивые зеркала») и «Работа над ошибками» (романы «Черновик» и «Чистовик»). Самой же популярной серией романов стали «Дозоры»: в этот цикл входят на сегодняшний день шесть романов, в том числе наиболее знаменитые «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также «Сумеречный дозор», «Последний дозор», «Новый дозор» и «Шестой дозор».
Весьма оригинально отвечает писатель на вопрос, помогает ли ему образование психиатра в придумывании сюжетных ходов: «Нет, только в общении с критиками», – усмехается фантаст.
Максим Осипов
Этот писатель – практикующий кардиолог, и его проза – идеальная кардиограмма, со всеми шумами и неровностями жизни. Его герой из «новых интеллигентов», одновременно и рефлексирующих, и способных к масштабным решительным действиям. В произведениях 2010-х годов («Человек эпохи возрождения», «Кейп-код», «Дети Джанкоя») образ «нового интеллигента» показан более глубоко и подробно.
«Новым Чеховым» его называют не только потому, что он пишет повести, рассказы и пьесы и, наоборот, не пишет романы, но и за то, что у него есть сходство с Чеховым в видении мира и людей – кристально ясный взгляд, полный сострадания, выраженного не в сентиментальных эпитетах, а в самом движении прозы: к персонажу, к герою, даже к животным и зданиям, а не прочь от них, к конструктам языка или к идеям.
С 2007 года в журнале «Знамя» начинают появляться его пронзительные рассказы – «В родном краю», «Об отце Илье».
Фрагмент рассказа «В родном краю»:
«Вот одна из них (историй): есть распоряжение, что ампутированные конечности нельзя уничтожать (например, сжигать), а надо хоронить на кладбище. Несознательные одноногие граждане своих ампутированных ног не забирают, в результате в морге недавно скопилось семь ног. Пришлось дождаться похорон бездомного (за казенный счет и без свидетелей) и положить ему эти ноги в могилу».
Проза Максима Осипова отмечена литературными наградами: премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ 2010 года («Москва – Петрозаводск»), Бунинской премии 2013 года удостоены сборник «Человек эпохи Возрождения» и рассказ «Волною морскою», финалистом премий «Ясная поляна» и НОС стал сборник 2010 года «Грех жаловаться», премия Белкина в 2012-ом вручена за повесть «Человек эпохи Возрождения» и в 2014-ом за повесть «Кейп-Код» (премия «Учительский Белкин»).
Алексей Моторов
Алексей Моторов закончил 1-й медицинский институт имени Сеченова, работал санитаром, медбратом, врачом, сотрудником фармацевтической компании. Моторов влюблен в свою работу и никем, кроме медика, себя не видит. Закономерно, что именно он написал два романа о судьбе медработника современности. В своем романе автор создал фаната своей профессии, человека амбициозного, изобретательного, веселого и немного авантюриста. Паровозова читатели полюбили сразу же. Медбрат в изображении Моторова – неунывающий и ловкий ангел, который за словом в карман не лезет и капельницу за секунду поставит.
Композиция романа напоминает спираль. Некто (возможно, что и рассказчик) приходит в себя. В последней трети романа тайна раскрывается: у Паровозова была бытовая травма, которая привела к ухудшению состояния и болезни. Получается обратная вспышка: воспоминание о внезапно проснувшихся воспоминаниях вызвало к жизни целую книгу.
Роман «Юные годы медбрата Паровозова» в 2012 году получил приз читательских симпатий премии «НОС» и вошел в лонг-лист «Большой книги».
Несколько лет спустя Алексей Моторов написал продолжение – «Преступление доктора Паровозова». Герой тот же, прозвище осталось. Он уже не медбрат, а врач. Время действия романа – октябрь 1993-го. Паровозов невольно становится участником известных событий, оказывается внутри детективного сюжета. Колорит здесь более мрачный, как отмечают критики и читатели. Такой же популярности, как «Юные годы», этот роман не снискал, но и это произведение можно рекомендовать к прочтению любителям современной прозы.
Александр Стесин
Этот русскоязычный автор живет в Соединенных Штатах. Стихи и проза, русскоязычная среда, англоязычная среда и годы работы в Африке – вот своеобразная система координат Стесина. В повести «Вернись и возьми» он пишет: «„Чужестранец подобен ребенку: все замечает и мало что понимает”, гласит африканская пословица».
Проза Стесина носит на себе «западный» отпечаток. Текст сжатый и отшлифованный, как рабочий инструмент. Особенно заметно это в травелогах об Африке («Маслята на Мадагаскаре», «Вернись и возьми», «По ту сторону Сахары»). Повествование всегда чуть опережает мысль читателя. Красочные детали только подчеркивают аскетичность и высокую скорость этой прозы.
Его рассказчик списан с автора, но, к счастью, в прозе нет нервно-напряженной интонации, обычно присущей откровенной автобиографии.
Материал взрывной: человек изо дня в день наблюдает смерть другого человека, и разница только в том, что наблюдающий – врач, а наблюдаемый – пациент. Стесин, стараясь избежать автобиографического невроза, создает образ довольно молодого человека, не до конца в себе уверенного, однако немного авантюриста, «охотника», вызывающего симпатию у читателя.
Элементарные, но всегда вызывающие читательский интерес фабулы повестей (травелог, день врача) работают тоже на язык. Стесин пытается довести его до совершенства, стремится к абсолютной значительности слова и легкости фразы.
«Недавно я признался жене, что с тех пор, как сел за руль, ощущаю себя другим человеком.
— Другим — это каким?
— Взрослым.
— Интересно, а то, что ты — врач или, например, что у тебя есть дочь, не наводило тебя на мысль, что ты уже взрослый?
Нет, все это наводило на мысли об ответственности и о старении».
Невозможно в одной статье охватить все достойные внимания имена. Среди современных литераторов на медицинском поприще трудятся Владимир Найдин (хирург), Татьяна Соломатина (акушер-гинеколог), Андрей Ломачинский (патологоанатом, военврач), Денис Цепов (акушер-гинеколог), Максим Малявин (психиатр), Дмитрий Правдин (хирург), Андрей Шляхов (врач реанимации, скорой помощи), Оганес Диланян (уролог), Павел Рудич (нейрохирург) и это далеко не полный список.
Остается только поздравить всех причастных с прошедшим Днем медицинского работника и пожелать творческих успехов!