Сайт ГБУК СО СОМБ

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Поэт прозы: к 120-летию писателя Гайто Газданова

gazdanov

Представляем новое издание библиотеки, посвященное писателю Гайто Газданову:

Поэт прозы : к 120-летию писателя Гайто Газданова / Министерство культуры Свердловской области ; Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель О. И. Калинина. - Екатеринбург : СОМБ, 2023. - 28 с. : цв. ил. - URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/1061э/gazdanov.pdf. - Текст : электронный.


Газданов был уникальным поэтом прозы: рифмы событий, происходящих в его книгах, двоились в зеркалах особенностей его мировидения и мировосприятия. …собственно, даже не события важны для писателя, а то, насколько изменяют души они, и, фиксируя эти изменения, писатель совершает своеобразные психологические открытия. И остаётся навсегда – одним из интереснейших стилистов двадцатого века.

Александр Балтин

Одной лишь биографии Газданова хватило бы не на рассказ, а на сагу бальзаковского масштаба и объема.

Гайто Газданов (настоящее имя – Газданов Георгий Иванович) родился и до четырёх лет жил в Санкт-Петербурге. Отец, Иван Газданов, был лесничим, и, по долгу его службы, семье приходилось много переезжать. Они жили в Сибири, в Тверской губернии, в Харькове, в Полтаве. В 1911 году Иван Газданов скончался, что стало большим потрясением для маленького Георгия.

«Я родился на севере, ранним октябрьским утром. Много раз потом я представлял себе слабеющую тьму петербургской улицы, и зимний туман, и ощущение необычайной свежести, которая входила в комнату, как только открывалось окно», – писал он о себе в рассказе «Третья жизнь» (1932 г.) от лица автобиографического рассказчика.

В Полтаве будущий писатель проходил обучение в Кадетском корпусе. А с 1912 года – в Харьковской гимназии, доучившись до седьмого класса, и оставив её из-за начавшейся Гражданской войны.

В 1919 году Гайто Газданов вступил в Добровольческую армию, служил солдатом на бронепоезде. Этот поступок объясняется отнюдь не политическими мотивами, а желанием узнать, что такое война и испытать нечто новое для себя. Впоследствии, с отступающей Белой армией оказывается в Крыму. В 1920 году он уезжает из Севастополя, навсегда прощаясь с родиной.

О событиях этих лет он напишет автобиографичный роман «Вечер у Клэр».

Газданов прибыл в Турцию на пароходе, в Константинополе написал свой первый рассказ «Гостиница грядущего». После жил в Болгарии, в городе Шумене, где окончил русскую гимназию. В 1923 году переезжает во Францию.

Первый год в эмиграции были самым тяжёлым – Газданову приходилось работать портовым грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим на автомобильном заводе, преподавателем русского и французского языков. В последующем – работал ночным таксистом, что обеспечивало его существование долгие годы. Периодически ему приходилось возвращаться к этой работе даже будучи известным писателем. Работа ночным таксистом позволила ему своими глазами увидеть жизнь парижского дна, что дало ему много пищи для размышления.

Роман «Ночные дороги» – как раз об этих первых годах жизни Газданова во Франции.

В конце двадцатых годов Газданову удаётся поступить в парижский университет Сорбонну, где он отучился четыре года на историко-филологическом факультете. В это же время пишет рассказы и публикуется во французских журналах. В это же время написан вышеупомянутый роман «Вечер у Клэр», который был высоко оценен критиками и русскими писателями, такими как Бунин и Горький.

Однако, пока литературный труд не приносит Газданову материальной прибыли. Тогда же он принимает участие в работе литературного объединения русских эмигрантов «Кочевье».

В 1932 году Михаил Осоргин, писатель и журналист, высланный из России, пригласил Газданова в масонскую ложу «Северная звезда». Газданов состоял в ложе до самой смерти. Кроме этого, он являлся членом Союза молодых писателей и поэтов (с 1931 года переименованного в Объединение писателей и поэтов).

В это время Газданов предпринимает попытки вернуться в Россию – он узнаёт о болезни своей матери. За помощью писатель обращается к Максиму Горькому. Горький выразил сожаление и был готов помочь, но скончался в 1936 году. Газданов остаётся в Париже. О трогательной любви сына и матери свидетельствует их переписка.

Предваряем письма В. Н. Абациевой-Газдановой наброском ее образа, каким он представлен самим Г. Газдановым в его автобиографических романах:

«Позже моя мать стала мне как- то ближе, и я узнал необыкновенную силу ее любви к памяти отца и сестер, и ее грустную любовь ко мне. Я узнал также, что она награждена гибким и быстрым воображением, значительно превосходящим мое, и способностью понимания таких вещей, о которых я ничего не подозревал. И ее превосходство, которое я чувствовал с детства, только подтвердилось впоследствии, когда я стал почти взрослым. И я понял еще одно, самое важное – тот мир второго моего существования, который я считал закрытым навсегда и для всех, был известен моей матери».

1932 год отрывок из письма матери писателя Веры (осетинское имя – Дика) Николаевны (Налыковна) Абациевой-Газдановой:

«Я почувствовала, что фиалки доставили тебе большое наслаждение, великую радость, и я вспомнила, как в раннем детстве моих детей я любила покупать им иногда грошовые игрушки только для того, чтобы увидать на лице улыбку радости. Бывало так: плачешь так, как будто случилось большое несчастье, крупные слезы текут по прекрасному невинному личику. Вынимаешь новую игрушечку, даешь и видишь – огромную улыбку на лице и две еще оставшиеся крупные слезинки. Но следов горя уже нет, и ты весь погружен в рассматривание этой игрушки. Глазенки горят, и вместо слез в них светится счастье. За эту картину можно многое отдать. Это было давно, бесконечно давно, но и теперь я почувствовала, что уже взрослый ты на минуту при виде этих маленьких цветочков, которые я с такой нежностью и любовью посылала тебе, забыл все свои невзгоды и все чувства лучшие перенес на маму в далекий Союз республик».

В этом же году писатель женится. Его невестой стала Фаина Дмитриевна Ламзаки, дочь греческих купцов из Одессы. Роман «Ночные дороги» Газданов посвящает жене. Первые три года после женитьбы – оказываются очень плодотворными в жизни писателя. Помимо Ночных дорог, написано ещё два романа – «История одного путешествия» и «Полет», и несколько рассказов.

Газданов остаётся в Париже и на время Второй мировой войны. С женой вступают в ряды Сопротивления, укрывают в своей квартире евреев, помогают французским и советским партизанам. Работал в подпольном журнале. А затем, в 1943-м появились партизанские отряды бежавших из концлагерей советских военнопленных. Газдановы стали связными партизанской группы «Русский патриот». Ежедневно писатель и его жена рисковали оказаться в Гестапо – и конец был бы ясен. Немецкие офицеры, садясь в его такси, не подозревали, что в буквальном смысле сидят на тираже газеты «Сопротивление»…

Нам дана жизнь с непременным условием
храбро защищать ее до последнего дыхания.
Гайто Газданов

В 1946 написал документальную книгу «На французской земле», под впечатлением от общения с беглыми русскими, воевавшими во Франции против фашизма. Под псевдонимом Георгий Черкасов с 1953 года работал редактором, журналистом и ведущим передачи о русской литературе на американской радиостанции «Свобода».

Справедливости ради, необходимо сказать, что не всегда Газданов принимал и понимал произведения и авторов покинутой Родины. Для Газданова русская литература органично пребывала в западном русле, пока ее не вырвала оттуда революция, и он наделся, что советская литература в это русло вернется и тогда снова станет русской (это сказано в другом эфире, за год до смерти). Он не видел, как западная пропаганда в том, в том числе и «Свобода», исподволь готовят как раз то, что Достоевский предвидел, когда писал об «основанной на каком-то сильнейшем непосредственном и гадливом ощущении враждебности к нам Европы; отвращение ее от нас как от чего-то противного».

Если антисоветчик Бунин восхищался «Василием Теркиным», то Газданов после вечера советских поэтов в Париже в 1965 высокомерно скажет в эфире: «Стихи Твардовского к чистой поэзии имеют отдаленное отношение по их тематике, но они прекрасно сделаны, так сказать, технически».

В июле 1971-го на радио «Свобода» вышла передача к юбилею Ф.М. Достоевского. Газданов был уже очень болен и боялся, что до ноября не доживет, а умереть, не высказавшись о Достоевском, не хотел. В эфире он повторил общеизвестные тезисы о том, что Достоевский – великий писатель, перешедший национальные границы… А дальше пошли бесконечные «но».

Безоговорочные достоинства Газданов находил только в «Записках из мертвого дома». Что же касается главных романов, то там «все не так, как бывает в действительности, и нужен весь гений Достоевского, чтобы мы могли поверить в существование того мира, который он описывает… Что может быть фальшивее, чем Настасья Филипповна?»

Ну а «Дневник писателя» вообще недостоин его. В этом эфире он оспаривает взгляд Достоевского на Запад и Россию, утверждая, что писатель был плохим пророком, ибо «православие ничему и никому не помогло», «неизбежного столкновения между Западом и Россией тоже не было» и т. п.

5 декабря 1971 года Гайто Газданов скончался в Мюнхене от рака лёгких. Похоронен под Парижем, на кладбище Сент-Женевьев де Буа. В 2001 году при содействии знаменитого дирижера Валерия Гергиева на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле писателя, автором которого является академик РАХ Владимир Соскиев.

Кто из нас мог бы утверждать в конце своей жизни, что он прожил недаром, и если бы его судили в конце, что он делал, у него было бы какое-то оправдание? Я долго думал над этим и пришел к одному выводу. Он не новый, он известен тысячу лет, и он очень простой. Если у тебя есть силы, если у тебя есть стойкость, если ты способен сопротивляться несчастью и беде, если ты не теряешь надежды на то, что все может стать лучше, вспомни, что у других нет ни этих сил, ни этой способности к сопротивлению, и ты можешь им помочь. Для меня лично – в этом смысл человеческой деятельности. И, в конце концов, не так важно, как это будет называться – «гуманизм», «христианство» или что-нибудь другое. Сущность остается одна и та же, и сущность эта заключается в том, что такая жизнь не нуждается в оправдании. И я тебе скажу больше, то, что я лично думаю, – что только такая жизнь стоит того, чтобы ее прожить.
Гайто Газданов

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Свердловской области