Религии на Среднем Урале: иудаизм
Иудаизм – национальная религия евреев, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. у древнесемитских племен Месопотамии и являющаяся древнейшей монотеистической религией. Основоположник иудаистского монотеизма и родоначальник еврейского народа по библейскому преданию – Авраам. В этот период на основе общности религии сложился союз родственных племен – «Бней Исраэль» («Сыны Израиля»), состоящий из 12 колен.
Основные моральные предписания изложены в Десяти Заповедях, записанных на скрижалях и переданных Богом Моисею на горе Синай. Следование этим заповедям стало главным условием исполнения Божьей воли, а Десять Заповедей – основой одной из частей Библии, книги «Исход».
Догматической особенностью вероучения иудеев является то, что оно основано на строгом монотеизме (вере в единого Бога-Творца). Как считают иудеи, Божья воля открывается человеку через слово Бога, которое нашло своё выражение в Торе (Законе) и в словах Пророков. Народ Израиля через Синайский завет первым познал волю Бога и отсюда – свою богоизбранность. Завершение особой исторической миссии народа Израиля должно осуществиться с явлением Мессии (Мошиаха).
Посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида, по иудаистскому вероучению, не только восстановит царство Израиля и соберёт рассеянный по всему свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. Таким образом, последователи иудаизма не признают Иисуса Христа Мессией, считая, что подлинный Мессия должен явиться в будущем.
Основным источником иудаистов является священная книга ТаНаХ (аббревиатура от сокращения основных составных частей: Тора, Невиим, Ктувим), идентичная Ветхому Завету. Основное отличие главной книги иудаистов заключается в том, что ТаНаХ состоит из 39 книг, а христианский Ветхий Завет – из 50. Написанные в IV-I вв. до н. э. 11 книг в ТаНаХ уже не вошли.
Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево – первый раздел ТаНаХа, включающий 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (на иврите: Берешит, Шмот, Бемидбар, Дварим, Вайикра). Кроме сведений исторического характера о жизни евреев, Тора содержит 613 заповедей, которые лежат в основе всего позднейшего еврейского права. Они подробно регламентируют поведение верующего в течение всей жизни.
Во второй части – Невиим (Пророки) выделяют 6 книг «старших Пророков» и 15 книг «младших пророков». Третья часть – Ктувим (Писания) состоит из 13 книг.
Священная книга почитается у иудеев как предмет культа. В богослужении Тора употребляется в виде свитков, навёрнутых на деревянные стержни.
Другой источник иудаизма – Талмуд (Изучение), который создан несколькими поколениями законоучителей. Талмуд как сборник комментариев и толкований является сводом религиозно-этических, ритуальных и правовых положений
иудаизма.
Иудаизм в Свердловской области
Впервые на территории Уральского региона евреи оказались во времена царствования Алексея Михайловича Романова в XVII веке, это были пленные, взятые в плен в ходе войн между Московским государством и Речью Посполитой. Позднее они были отпущены домой.
После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века, евреи, ставшие подданными Российской империи, указом Екатерины II 23 декабря 1791 г. были приравнены к «инородцам» и для их проживания определена «черта оседлости». С 1804 г. евреям – фабрикантам, купцам, ремесленникам разрешалось временно выезжать с семьями по делам за пределы «черты оседлости». Некоторые евреи, сохраняя свою веру, воспользовались данным обстоятельством и смогли поселиться во внутренних губерниях Российской империи, в том числе на Урале.
В 1827 г. император Николай I подписал указ о рекрутской повинности для евреев. На евреев-солдат не распространялся закон о «черте оседлости». Их потом стали называть «николаевские солдаты», и они могли свободно выбирать место жительства по окончании службы.
В Екатеринбурге были расквартированы две роты Оренбургского линейного батальона, подчиненные горной администрации. Среди солдат были и «лица иудейского вероисповедания» общим числом около ста человек, которым дозволялось совершать положенные для иудеев ритуалы. В 1846 г. по их просьбе появился участок, где хоронили умерших. Он был огорожен рядом с немецким кладбищем по дороге на Березовский завод (по современной карте города оно располагалось напротив Михайловского кладбища через ул. Блюхера). 1852 г. датируется первое упоминание о «еврейской молитвенной школе», расположенной в г. Екатеринбурге. А солдатам – иудеям выделялось отдельное помещение для совершения молитв. Они избирали раввина из своей среды.
Увеличению еврейского населения на Урале способствовало, во-первых, постепенное снятие ограничений на проживание в «черте оседлости» для различных категорий евреев, произошедшее при императоре Александре II, а во-вторых, было связано с волной погромов, прокатившихся в эти годы по западным губерниям империи.
По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность иудейской общины составляла 303 человека. Большинство иудеев принадлежало к мещанскому сословию, кроме того, в городе проживало несколько купеческих семей. В конце XIX – начале ХХ вв. в городе имелись раввины, религиозные службы и праздники проводились в нанятых помещениях. Только к 1917 году религиозной еврейской общиной Екатеринбурга, существенно возросшей в годы I-й мировой войны за счет беженцев, были сооружены несколько постоянных зданий религиозного назначения. С 1928 года власти начинают наступление на иудейскую религию на Среднем Урале, реквизировав ряд объектов религиозного назначения. С 1930 по 1961 годы в Свердловске действовал только один молельный дом – синагога с ритуальной баней «миквой», располагавшаяся на ул. Куйбышева.
Екатеринбургский еврейский общинный центр Синагога
В начале 1960-х гг. начался новый всплеск антирелигиозной борьбы. В 1961 г. синагога была закрыта, в 1962 г. Уехал раввин. Религиозные обряды и праздники стали проводиться лишь в семейном кругу. В 1989-1990 гг. возродилась и начала набирать силу общественная культурная и религиозная жизнь евреев. Одним из
первых в стране было организовано Свердловское общество еврейской культуры (СОЕК). В 1994 г. от СОЕК отделился Екатеринбургский еврейский центр (ЕЕЦ) «Менора». При ЕЕЦ действовала религиозная община «Игудим». В конце 90-х гг. ХХ в. Менахем Мендл Шнеерсон – 7 Любавический Ребе отправил значительное число молодых раввинов для восстановления еврейской общины по всему миру. В их числе был приехавший в 1997 г. в Екатеринбург раввин Азриель Зелиг Ашкенази. В 1999 г. Федерацией еврейских общин России впервые в истории Свердловской области в Екатеринбурге при общинном центре была открыта еврейская гимназия «Ор-Авнер». В настоящее время в здание на Рассветной, 13б. В гимназии сплелись воедино общеобразовательная программа и предметы, направленные на возрождение истории, традиции и языка евреев.
В 2005 г. состоялось открытие Екатеринбургского Еврейского Общинного Центра «Синагога» по адресу: ул. Куйбышева, 38А.
Источник: Белобородов С. А. Религии на Среднем Урале: информационно-справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов ; Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург : Свердловская областная межнациональная библиотека, 2018. – 244 с. – (Средний Урал : народы, культуры, религии. Выпуск 1). – Текст: непосредственный.