Религии на Среднем Урале: буддизм
Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в V в. до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Буддизм включает в себя вероучение, философию, ритуальные практики. К настоящему времени сформировалось множество региональных школ и направлений буддизма.
В наши дни буддизм распространен в странах Южной, ЮгоВосточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей. Последние сто лет буддизм активно проникает в страны Запада. На территории России три региона (Бурятия, Калмыкия, Тыва) считаются традиционно «буддистскими». Буддизм также распространен в Алтайском и Забайкальском краях.
Вероучение
После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда пришел к выводу, что причиной страдания людей являются они сами – их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть духовного пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путем разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.
Все многообразие ответвлений буддизма едино в признании следующих доктрин:
Четыре Благородные Истины:
1. Существует «дуккха» – страдание (не вполне точный перевод в духе христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворенность, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх.
2. У дуккхи есть причина («тришна» или жажда, основанная, например, на чувственных удовольствиях, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
3. Существует возможность освободиться от дуккхи.
4 Существует путь, который ведет к избавлению от дуккхи (т.н. «восьмеричный путь», ведущий к нирване).
Учение о причинно-зависимом происхождении всего сущего и карме (вселенском законе, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу).
Доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души») – отрицание высшего «Я».
Доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия и непостоянстве любого состояния).
Буддийская космология, описывающая сферы, миры, уровни пребывания существ в результате перерождений (а также состояния сознания) и дающая представление о времени, периодах возникновения и разрушения миров.
В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет:
– всемогущего Бога-творца или Бога-личности;
– учения о сотворении мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым», а вопрос «есть ли у мира
начало?» считается не имеющим ответа;
– вечной души;
– искупления грехов;
– безоговорочной веры во что-либо, например, в сверхъестественные силы;
– абсолютной преданности чему-то или кому-то;
– религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
– ересей, так как нет единого канона текстов;
– веры в единственность мироздания, число миров считается бесконечным;
– провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения»;
– непременного отказа от других религий. Последователь буддизма одновременно может исповедовать «любую другую религию», при этом не нарушая основ буддийского учения;
– принципиального различия природы праведности и греха (т. е отсутствуют разделение на «верных» и «неверных», территориальные деления, притязания на монопольную истину).
Буддизм на Урале
Буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (гора Качканар, Свердловская область)
Появление более или менее значительных групп буддистов на Среднем Урале следует связывать с переселением сюда в начале XX в. значительного количества китайцев. По данным ряда историков, накануне событий 1917 г. около 4 % рабочих на Урале были мигрантами из Китая. Это примерно 9-10 тыс. человек. Особенно много китайцев прибыло к нам в период Первой мировой войны. Из-за массовой мобилизации на уральских заводах не хватало рабочих рук, и правительство приняло решение заменить ушедших на фронт китайцами. На некоторых заводах их число было очень значительным, например, в Алапаевске китайская община насчитывала до 3 тыс. человек. Столько же трудилось на Богословских угольных копях. С большой степенью уверенности можно утверждать, что среди них было немало буддистов.
После революции буддистов на Урале практически не осталось. В советский период организованной деятельности буддистов не фиксировалось.
В конце 1980-х г. в Свердловске существовало небольшое сообщество людей, интересующихся различными восточными религиями и духовными практиками (дзэн-буддизмом, индуистскими течениями и пр.). В дальнейшем из этой группы выделились коллективы, занимавшиеся более узкими темами, например, дзогчен или дзэн.
Новый этап развития буддизма в нашем регионе относится уже к 1992 г., когда в Екатеринбург прибыл Оле Нида́л – датский религиозный деятель, буддийский лама, передающий поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде. В разных странах он основал более 600 буддийских центров «Алмазного Пути». Карма Кагью является подшколой кагью – одной из четырех крупнейших школ тибетского буддизма (Ваджраяны). В России насчитывается 73 центра и медитационных групп, открытых с благословения ламы Оле Нидала и объединенных в Российскую ассоциацию буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью.
У ламы Оле Нидала оказалось определенное число последователей в Свердловской области. В 2003 г. была официально зарегистрирована Местная религиозная организация «Буддийский Центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью города Екатеринбурга», имеющая собственное помещение в столице региона.
В декабре 2013 г. в Нижнем Тагиле также была зарегистрирована Местная буддийская религиозная организация «Путь Будды».
В 2013 г. в Екатеринбурге сформировалась группа последователей традиции риндзай-дзэн. Из множества религиозных практик традиции дзэн эта группа занималась сидячей практикой сосредоточения дзадзэн, сосредоточением при ходьбе кинхин и чтением вслух сутры Праджняпарамиты на японском и русском языках.
На рубеже XX-XXI веков Екатеринбурге действовала неформальная община названием «Ваджрапани», относящаяся к последователям школы гелуг – самой молодой в традиционном буддизме.
Источник: Белобородов С. А. Религии на Среднем Урале: информационно-справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов ; Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург : Свердловская областная межнациональная библиотека, 2018. – 244 с. – (Средний Урал : народы, культуры, религии. Выпуск 1). – Текст: непосредственный.