Религии на Среднем Урале: ислам
Ислам – одна из трех мировых монотеистических религий. Название в переводе с арабского означает «покорность, предание себя Богу». Последователи Ислама живут более чем в 120 странах; примерно в 40 они составляют большинство населения, в 20 – влиятельное меньшинство. В Алжире, Афганистане, Египте, Ливии, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, Тунисе ислам имеет статус государственной религии. Значительные мусульманские общины есть в Европейском Союзе, в США, Китае и Латинской Америке.
Появление и формирование ислама как религиозной системы связано с личностью пророка Мухаммеда (570-632). Он родился в Мекке, в небогатой семье. Происходил из рода Хашим племени Курайш. В 610 г. в возрасте около 40 лет пророк Мухаммед начал проповедническую деятельность в Мекке. Согласно исламскому вероучению, в этом возрасте у него начались божественные откровения. Он призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в единого Бога – Аллаха.
Священной книгой ислама и главным вероучительным источником является Коран (араб. аль-К̣ур’ан). Коран, согласно исламу, представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Современная редакция Корана считается компиляцией записей, собранных и обобщённых специальной коллегией во главе с Зейдом ибн Сабитом, по повелению Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба, утверждённая в качестве единственной канонической версии при третьем халифе Усмане. Коран состоит из 114 разделов (глав), называемых сурами, состоящими из аятов (стихов). По месту происхождения суры делятся на мекканские и мединские. Главная идея Корана – преодоление язычества, утверждение единобожия.
Русь столкнулась с народами, исповедующими ислам, вскоре после его выхода за пределы Аравийского полуострова. Более близкие контакты были установлены в эпоху зависимости Руси от Золотой Орды, после принятия этим государством ислама в 1312 г., а затем в войнах с Османской империей и Ираном. Роль ислама учитывалась при присоединении Поволжья и Сибири к Московскому государству, Кавказа и Средней Азии к Российской империи.
К настоящему времени в России ислам – религия значительной части населения. Датировка прихода иcлама на территорию Свердловской области вызывает затруднения, поскольку в нашем регионе пока не обнаружено исламских археологических памятников древнее XVI в. Однако, опираясь на археологические находки в Прикамье и Западной Сибири, можно с уверенностью сказать, что знакомство жителей края с исламом состоялось задолго до этого. Известно, что купцы из Волжской Булгарии осуществляли торговлю с финно-угорским населением края с X в. В Прикамье они строили городки и торговые фактории, на территории которых имелись мечети.
Более поздним источником проникновения ислама на территорию региона является Западная Сибирь, куда в XIV в. его принесли шейхи-миссионеры из Средней Азии. В XV-XVI вв. регион входил в зону влияния Тюменского и Сибирского ханств. На территории Среднего Урала находился Епанчин-Юрт (ныне г. Туринск) мурзы Епанзы (Япандзы) – небольшой татарский город, обнесенный деревянным частоколом на правом берегу р. Туры. Именно тут произошла первая серьезная стычка казаков атамана Ермака с татарскими отрядами хана Кучума в 1582 г.
Мечеть Рамазан (принадлежит мусульманской организации «РДУМ Свердловской области», г. Екатеринбург).
Территория Свердловской области подверглась серьезному исламскому влиянию с запада после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Татары из Среднего Поволжья бежали в малозаселенный Урал. Они селились у башкир на правах припуска, укрепляя ислам среди родственного башкирского народа. Некоторым свердловским татарским деревням, стоящим по течение р. Уфы, более 400 лет. Самым древним на сегодня иcламским памятником является надмогильный камень на кладбище д. Усть-Бугалыш муниципального округа Красноуфимский, на котором обозначена дата по хиджре, соответствующая 1515 г.
Учреждение Екатериной II в 1788 г. Оренбургского Магометанского Духовного Собрания способствовало развитию ислама во всем Уральском регионе. Особенно интенсивным оно стало после реформ Александра II, когда большое количество крестьян, в том числе татар и башкир, устремились в города и заводы, где они формировали мусульманские общины, строили мечети и молитвенные дома, организовывали благотворительные общества, которые занимались организацией просветительских учреждений и помощью обездоленным единоверцам.
Мечеть «аль-Хафиз» г. Красноуфимск
В начале ХХ в. на территории Свердловской области действовали Екатеринбургское мусульманское благотворительное общество, Красноуфимское и Нижнетагильское мусульманские культурно-экономические и благотворительные общества. Крупными меценатами были купцы Агафуровы, Богатиевы, М.Х. Хабибуллин. Населенные мусульманами деревни Среднего Урала имели устойчивое экономическое положение – так, например, в с. Азигулово в начале ХХ в. действовало 3 мечети. Всего к началу 1920-х гг. на территории Пермской губернии насчитывалось 338 мечетей, из которых около 150 на территории современной Свердловской области.
Мусульмане региона приняли активное участие в событиях Гражданской войны под руководством братьев Касимовых, С. Г. Саид-Галиева. Был создан I мусульманский революционный батальон Урала, сочувствовавший идеям ВКП (б). Однако лозунги советской власти о свободе вероисповедания и праве наций на самоопределение оказались фикцией. На Среднем Урале начался постепенный процесс уничтожения институтов мусульманских общин: начавшись с создания советской системы образования для мусульман в 1920-е гг., этот процесс завершился закрытием мечетей, организацией политических процессов против мусульман вроде «дела мюридизма» на Среднем Урале 1933 г. и репрессиями против духовных лидеров. Несмотря на запущенный процесс уничтожения исламских институтов, ряду общин и мечетей удалось уцелеть и продолжить свою деятельность. Так, мечети д. Новый Бугалыш и г. Кушва с небольшими перерывами работали легально.
Процессы религиозного и национального возрождения в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на Среднем Урале шли параллельно. Не случайно созданный в те годы татарский благотворительный фонд «Якташ» занимался одновременно и вопросами развития татарской культуры, и вопросами ислама.
Мечеть Медная имени имама Исмагила Аль Бухари (г. Верхняя Пышма).
Свердловская область является регионом-рекордсменом, здесь действуют мусульманские общины, входящие в шесть различных централизованных религиозных организаций. Такого многообразия духовных управлений в России нет больше нигде. Кроме того, существует ряд независимых мусульманских общин, которые действуют сугубо автономно.
Источник: Белобородов С. А. Религии на Среднем Урале: информационно-справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов ; Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург : Свердловская областная межнациональная библиотека, 2018. – 244 с. – (Средний Урал : народы, культуры, религии. Выпуск 1). – Текст: непосредственный.