baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Книжная экспозиция «Ремесла древние и современные»

RemeslaTtitleВ рамках областного проекта «Славим человека труда» в Межнациональной библиотеке представлена книжная выставка «Ремесла древние и современные», посвященная традиционным ремеслам народов Среднего Урала.

Энциклопедические издания, учебная литература и практические пособия, периодические издания раскрывают историю возникновения и развития ремесел, рассказывают об их применении и развитии в современном мире.


1Елфимов, А. Ювелирное искусство в Тобольске: Традиции и современность [Текст] / А. Елфимов, В. Ефремов, Ю. Надточий. - Москва : Галарт, 1997. - 78 с.

Ювелирное искусство не устаревает, оно влекло и влечет к себе людей. Как и каждое искусство, ювелирное – обращено к людям и является частью национальной культуры. Истории тобольского серебряного дела в XVII - XIX веках и возрождению ювелирного искусства на тобольской земле в наши дни посвящена эта книга, изданная по инициативе Общественного фонда "Возрождение Тобольска".


2Возвращение к истокам [Текст] : народное искусство и детское творчество / ред.: Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. - Москва : Владос, 2000. - 272 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей).

Содержание книги позволяет обратиться к истокам национальной русской культуры и искусства. В пособии дан материал, позволяющий педагогу повысить уровень профессионально-художественной подготовки к обучению и воспитанию школьников на произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Пособие предназначено для преподавателей и студентов педагогических ВУЗов, педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных учреждений разного типа.


3Горожанина, С. В. Русский народный свадебный костюм [Текст] : Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея / С. В. Горожанина. - Москва : Культура и традиции, 2003. - 127 с. : ил. - 7000 экз.

Книга может быть полезной при создании традиционных свадебных костюмов для фольклорных коллективов, при проведении народных праздников, массовых мероприятий, таких, к примеру, как «День города», «Праздник села», Масленица. Сведения о подлинных образцах свадебной одежды могут пригодиться тем женихам и невестам, которые задумали «играть свадьбу по старинному порядку», а также женам и мужьям, решившим эффектно отметить юбилеи своих свадеб. Важной частью издания являются выкройки с указанием точных размеров, а также схемы для вышивания и вязания.


4Кочев, М. С. Секреты бересты [Текст] : общественно-политическая литература / М. С. Кочев. - Москва : Профиздат, 2005. - 80 с. : ил. - 5000 экз.

В предлагаемой вниманию читателей книге автор доступно и наглядно, используя схемы и рисунки, раскрывает секреты технологии плетения изделий из бересты – непростого, но увлекательного занятия.


5Косцова, А. С. Художественное олово в России XVII века [Текст] : из собрания Эрмитажа / А. С. Косцова. - Москва : Искусство, 1982. - 80 с. : ил. - 5000 экз.

Этот каталог – первая часть работы, посвященная одной из самых крупных в Советском Союзе и вместе с тем почти неизвестной коллекции памятников русского прикладного искусства из олова XVII-XIX веков. В ней публикуется 74 предмета XVII века. Это изделия русских мастеров и некоторое количество оловянной посуды английского производства, получившей художественную обработку в России.


6Климова, Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий: Цветное коклюшечное кружево [Текст] : Учеб. пособие для уч-ся худож.- пром. училищ и училищ прикл. искусства / Климова Н. Т. - Москва : Изобраз. искусство, 1993. - 223 с. : ил. - 20000 экз. 

«Искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек было известно мастерицам давно, однако широкое распространение оно получило в России в конце XVIII-XIX веках. Этот сложный, но необычайно увлекательный вид творчества не исчез и в наши дни. Искусство кружевоплетения получило активное развитие на предприятиях художественных промыслов Российской Федерации, расположенных в издавна известных традиционных центрах Вологодской, Рязанской, Кировской и других областей. Время возникновения кружевоплетения на коклюшках в России до сих пор точно не определено. Однако нет сомнения, что оно имеет давнюю историю. Известно, что в XVII веке искусные кружевницы работали не только в царских и княжеских мастерских, расположенных в Москве, но и во многих боярских, вдали от стольного города. От того периода сохранилось металлическое кружево из серебряных и золотых нитей, нередко дополненных сверкающей плащенкой, мелким жемчугом, а иногда и цветным шелком».


7Давлетшина, З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее) [Текст] / З. М. Давлетшина ; Учреждение Российской Академии наук Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. - Уфа : ИП Поляковский Ю. И., 2011. - 113, [2] с. : ил. ; 21 см.

В книге рассказывается о традиционных видах женского рукоделия у башкир - ткачестве, вышивке и изготовлении войлока. Читатели могут ознакомиться со способами изготовления узорных тканей и изделий из войлока, приемами декоративного шитья, распространенными среди башкир с глубокой древности и до наших дней. Автор также рассматривает в своей работе использование орнаментированных изделий декоративно-прикладного искусства в традиционных и современных обрядах и обычаях башкир, знакомит с творчеством создателей башкирской женской одежды. Представлены фотографии наиболее интересных изделий и музейных экспонатов, а также словари башкирских и историко-этнографических терминов, использованных в работе.

Этнографическая работа по декоративно-прикладному искусству башкир предлагается широкому кругу читателей, интересующихся народным творчеством, учителям и учащимся, а также студентам и преподавателям гуманитарного профиля.


8Никитин, В. В. К истокам марийского искусства [Текст] = Марий искусствын тӱҥалтышыже деке / [В. В. Никитин, Т. Б. Никитина] ; Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева, Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2004. - 150, [1] с. : ил. ; 22 см. - Авторы указаны на обложке. - 2000 экз.

Альбом «К истокам марийского искусства» составлен докторами исторических наук В. В. Никитиным и Т. Б. Никитиной на основе коллекций фонда Марийского НИИЯЛИ им. В. М. Ломоносова, Марийского национального музея им. Т. Е. Евсеева и археологического музея Марийского ГУ. Был собран уникальный материал («эпос в камне, кости, глине и металле») застывший во времени, хранящий многовековую мудрость коллективного разума, способность предков передавать посредством отвлеченного художественного творчества, выраженного графикой, резьбой, лепкой, литьем или прорисовкой, самые сокровенные и самые нужные для живых и их потомков понятия, на которых веками стояли обычаи и обряды.

В книгу включен альбом иллюстраций и каталог коллекций. Издание адресовано историкам, археологам, искусствоведам, этнографам и широкому кругу читателей, интересующихся древней историей и искусством народов Среднего Поволжья.


9Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка [Текст] / Ф. Ф. Гулова. - Казань : Татарское книжное издательство, 1980. - 80 с. : ил.

В книге рассказывается об особенностях одного из самых популярных видов татарского народно-прикладного искусства. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространёнными среди татар приёмами вышивания, интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова.


10Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г. Л. Дайн. - Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 191 с. : ил.

Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Поэтому мы бережно храним народную игрушку как национальный исторический памятник. Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки. Для специалистов, а также широкого круга читателей – любителей русского народного искусства.


11Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера. Занятия с младшими школьниками [Текст] : Учеб.- метод. пособие / ред. Т. Я. Шпикалова. - Москва : Владос, 2001. - 223 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное образование).

В пособии представлена система занятий по ознакомлению младших школьников с народными промыслами Русского Севера. Адресовано педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, родителям.


Познакомиться с экспозицией можно в стенах Свердловской областной межнациональной библиотеки.

13

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области