Марийский край – земля Онара
«В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.
У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.
Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.
Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.
Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана.
Вот по этой причине, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара...»
Республика Марий Эл – это край с красивой и самобытной природой, культурой и обычаями, край с гостеприимным и добродушным народом.
В 2020 году Марий Эл отпразднует 100-летие образования республики. Отправной точкой ее развития принято считать 4 ноября 1920 года специальным указом была создана Марийская автономная область.
К этому событию приурочена наша книжная выставка «Марийский край – земля Онара», благодаря которой вы сможете поближе познакомиться с историей Республики Марий Эл, с культурой и традициями марийского народа, а также с устным народным творчеством и литературой.
Как красиво звучит — Марий Эл
Словно эльфов волшебных страна
Если там побывать не успел, —
Можно просто представить: она
Пролегла по тенистым лесам,
По лугам первозданных цветов
Нужно срочно поехать, и сам
Всё увидишь, узнаешь, без слов
Куклин Константин
И сегодня мы хотим вам представить некоторые издания, посвященными марийскому народу, которые вы сможете найти на нашей книжной выставке «Марийский край – земля Онара». Выставка будет действовать в Свердловской областной межнациональной библиотеке до конца октября.
В коллективной монографии «Марийцы. Историко-этнографические очерки» представлены очерки по этногенезу, этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре марийского народа. Основное внимание уделено наиболее важным вопросам этнического и культурного развития марийцев.
Разделы книги:
- Происхождение и этническая история марийцев;
- Расселение и этнодемографическая характеристика;
- Традиционное хозяйство и материальная культура(поселение и жилище, пища и утварь, народный костюм, традиционное ткачество и т.д.);
- Семейные обычаи и обряды (патронимия, марийская свадьба, родильные обряды, похоронные обряды и поминки и т.д.);
- Марийская сельская община и общественный быт (народные праздники и т.д.);
- Народные верования и знания; Народное творчество и искусство (устное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы, литература, театр, музыка, изобразительное искусство).
Представленные в монографии очерки затрагивают основные аспекты многообразных культурно-бытовых традиций народа. Они написаны с позиции современной этнологии, на основе обобщения сведений, взятых из опубликованных и архивных источников, а также материалов, собранных участниками этнографических экспедиций, проведенных во всех регионах компактного проживания марийцев. Для авторов важно было помочь читателям глубже осмыслить народную культуру как чутко реагирующий на внешние и внутренние изменения живой, постоянно развивающийся организм.
«Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край»
I том из серии «Историческое наследие марийского народа» это – первая серьезная проба обнародовать труды исследователей прошлых веков об историческом прошлом черемис – марийцев.
В книге публикуются исследования знаменитых историков и этнографов, как М.Г. Худякова, С. К. Кузнецова, труды которых являются письменными памятниками марийского народа. Наряду с марийской, книга затрагивает историю татарского, чувашского и удмуртского народов, освещает историю Среднего Поволжья XVI века, а также этнографию последующих веков.
Иванов А.Г., Сануков К.Н. «История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста»
Пособие поможет изучить историю марийского народа.
Некоторые разделы книги: Марийцы в русском государстве; Марийцы в российской империи; Марийцы в ХIХ веке; Марийцы в начале ХХ века; Марийский народ в революционные годы; Марийский народ в годы Великой отечественной войны; Марийский народ в горы перестройки и в новой России.
ЭрВел Семен (Новиков С.С.) «Восточные марийцы. Философия, история, люди» ( в 5-ти томах. Том V ).
Эта книга о восточных марийцах, а также финно-угорских племенах Приуралья. В этот том включены материалы из первого тома и книги «Сказки моего детства», содержащие мировоззрение восточных марийцев.
Некоторые разделы книги: Философия марийцев (Бог, Христос, Человек, Дъявол; Нация, семья, личности, антиличности; Добро и зло; Деньги. Материальное богатство); Сказки моего детства (легенды, истории деревенских сказителей– «Скверный поступок», «Легенда о богатыре Идене», «Ворованный бычок» и др.); История( История переписи населения; Из чего был сделан первый барабан древних восточных марийцев и их предков? ); Люди( Марийская революционерка; Марийцы Свердловской области и их отличие от марийцев Башкортостана).
Сергеев О.А. «Истоки марийской письменности: Историко-лингвистический анализ рукописных памятников марийского языка XVIII-XIX веков»
В книге впервые подвергаются историко-лингвистической и палеографической интерпретациям рукописные памятники марийского языка XVIII-XIX веков. В ней рассматриваются основные стороны лексикографической практики в сравнительно– историческом плане. Устанавливаются первичные и вторичные варианты словарей, история создания рукописей; определяются их диалектные основы и дается графофонетический анализ.
«Марийские народные загадки. Свод марийского фольклора»
В книге представлены марийские загадки, собранные фольклористом А. Е. Китиковым в течении почти 50 лет. Книга содержит более трех тысяч текстов загадок, в которых отразилось миропонимание, социально– исторический опыт, быт марийского народа.
Тексты загадок даны на языке оригинала и в переводе автора.
«Марийские народные сказки»
Сборник марийских волшебных, бытовых сказок и сказок о животных, пересказанных на русском языке. Всего в сборнике собрано 67 сказок – «Гусли самогуды», «Нянькин сын», «Солдат-лекарь»,«Кокшавуй» и др.