Коррупция в литературных произведениях
Являясь очень актуальной проблемой в наше время, коррупция, тем не менее, стара как мир. Русская литература всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В литературе тема взяточничества имеет свое значение. Практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Д. И. Фонвизин ярко показали в своих произведениях тему коррупции. Яркие художественные образы «переродившихся» советских служащих были созданы В. Маяковским, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Зощенко, М. Булгаковым и другими авторами. Представляем вам книжную выставку «Коррупция в литературных произведениях», которая познакомит читателей с художественными произведениями, где авторы высмеивают пороки мелких чиновников, обвиняя их в малодушии и притворстве перед вышестоящими лицами, ставят деньги превыше личностных ценностей.
В пьесах А.Н. Островского поставлена проблема злоупотреблений в государственном аппарате. В «Доходном месте» мы встречаем Жданова – героя слабого характера, загнанного «нуждой, обстоятельствами, необразованностью родных, окружающим развратом». Он видит чиновничий произвол в лице Белогубова, для которого счастье – это брать взятки, чтоб «рука не сфальшивила», жить «в довольстве» и быть «уважаемым» человеком.
В романе «Гроза» герои наделены мнением о коррупции, что она безобидна и даже в своем роде «полезна». Об этих пороках говорит Кулигин в своем монологе. Из него мы узнаём, что город населён мещанами, чиновниками и купцами. Что в мещанстве нельзя увидеть ничего, кроме «грубости да бедности нагольной». Причина этой бедности тоже названа Кулигиным, который тоже относится к мещанскому сословию: «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». Кулигин осознаёт горькую истину: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»
Ситуацию с серьезным мошенничеством можно проследить в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души». Там есть прекрасное описание карьеры Чичикова в таможне:
…но переносил все герой наш, переносил сильно, терпеливо переносил, и – перешел наконец в службу по таможне. Надобно сказать, что эта служба давно составляла тайный предмет его помышлений. Он видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись.
В непродолжительное время не было от него никакого житья контрабандистам. Эта была гроза и отчаяние всего польского жидовства. Честность и неподкупность его были неодолимы, почти неестественны. Он даже не составил себе небольшого капитальца из разных конфискованных товаров и отбираемых кое-каких вещиц, не поступающих в казну во избежание лишней переписки.
В то время образовалось сильное общество контрабандистов обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие. Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо:
«Еще не время». Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: «Теперь пора». Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы. Прежде он не хотел вступать ни в какие сношения с ними, потому что был не более как простой пешкой, стало быть, немного получил бы; но теперь… теперь совсем другое дело: он мог предложить какие угодно условия...
Вся внешняя опрятность Чичикова, его хорошие манеры резко контрастируют с внутренней грязью и нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывая образ «подлеца», «приобретателя» и «хищника», пускающего в ход все для осуществления своей основной цели – наживы и приобретательства.
Еще одно произведение Гоголя, высмеивающее пороки нечестных чиновников, это комедия «Ревизор». Городничий, не считающий взятку чем-то далеким от абсолютного благородства, центральная фигура в городе и самая значительная среди остальных чиновников. Именно вокруг него крутится вся жизнь в городе. Городничий неглуп: он более трезво, чем все остальные, судит о причинах приезда к ним ревизора. В отношениях с подчиненными он груб, несдержан, деспотичен. «Что, самоварники, аршинники...», – так любит обращаться городничий к чиновникам низшего ранга. С начальством он ведет себя совсем по-другому. С ним он почтителен, заискивающе предупредителен и предельно вежлив. У городничего своя философская позиция, которой подчинены жизненные принципы. Цель жизни – дослужиться до генерала. Этим и объясняется его отношение и к подчиненным, и к начальству. В этом он соответствует всему бюрократическому аппарату своей эпохи, где лицемерие, ложь, взяточничество стали нормой жизни.
Городничий берет взятки и не считает это чем-то постыдным или неправильным, наоборот, так повелось, что ж тут плохого. Бывают ошибки в жизни человека, так на то он и человек, чтобы ошибаться, – это, по мнению городничего, высшее предопределение: «...нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено». Чтобы удержаться подольше в кресле и сделать карьеру, надо все просчеты подать начальству в удобном для него виде, а себе из этого выгоду поиметь. Так было и с церковью: сумму, отпущенную на строительство, — себе в карман, а начальству доложили, что «начала строиться, но сгорела». Для городничего нет ничего нечестного в том, чтобы за взятку освободить кого-то от рекрутчины или чтобы праздновать именины два раза в год. И в том и в другом случае цель одна – обогащение.
Все персонажи, которые Гоголь показал в своей комедии, являются обобщенными образами всей чиновничьей России 30-х годов XIX века, где взяточничество, казнокрадство, доносы считались нормой жизни. Белинский, характеризуя комедию Гоголя, сказал, что чиновничество — это «корпорация разных служебных воров и грабителей».
Ряд произведений русских классиков, обличавших взяточничество и мздоимство многих чиновников, продолжает «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Строки из этого бессмертного произведения увековечились в памяти многих поколений, и по сей день какая-либо острая цитата на злобу дня может брать свое начало из этой комедии.
Например, распределение мест и званий. Раболепство, ложь, лесть, подхалимство, взяточничество присущи господам из высшего света. С помощью этих «достоинств» обеспечивалось продвижение по служебной лестнице. Знатное родство также способствовало повышению званий:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
А.С. Пушкин в своем произведении «Дубровский» раскрыл образ человека, чьи моральные принципы позволяют ему давать взятки и верить в собственную безнаказанность. Речь о Троекурове. Троекуров проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
При всем этом он не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, Троекуров мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с помощью взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. Но самодур чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон.
Яркие художественные образы «переродившихся» советских служащих были созданы В. Маяковским, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Зощенко, М. Булгаковым и другими авторами. Имя одного из героев книги И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» Корейко, скромного служащего ничем не примечательного учреждения и одновременно подпольного миллионера, сколотившего состояние на теневых незаконных махинациях, до сих пор является нарицательным.
Корейко вынужден скрывать своё богатство, так как воспользоваться им не имеет никакой возможности. К моменту встречи с Бендером Александр Корейко хранит в потёртом чемодане десять миллионов рублей в советской и иностранной валюте и продолжает свои махинации. При этом он служит на ничтожной должности с мизерной зарплатой и боится потратить лишний рубль, чтобы не привлечь внимания к своей теневой деятельности. Корейко живёт лишь мечтой о том, что политическая ситуация в стране вдруг изменится и он сможет, наконец, выйти из подполья.
Зощенко делает коррумпированность многих слоев населения заглавной темой своего рассказа «Слабая тара». Там он описывает случай на вокзале: большая очередь к будке для приема груза, где рабочий проверяет вес тары и при необходимости просит укрепить ее. Настает очередь рабочего оптического завода, везущего партию оптики. Оказывается, что у него, как, впрочем, и у всех, «слабая тара». Этот факт очень сильно смутил рабочего, ведь ящики государственные и обратно везти их он не может. Тогда он решает дать взятку, но это тут же пресекают и обругивают, хотя и разрешают подойти к другому рабочему и укрепить, «поскольку это государственные ящики».
Рабочие показали себя с лучшей стороны и с благородством отвергли предлагаемые им деньги. Но дальше раскрывается их истинное обличие. «И, покуда до меня не дошла очередь, я подхожу к рабочему и прошу его на всякий случай укрепить мою сомнительную тару. Он спрашивает с меня восемь рублей. Я говорю:
– Что вы, говорю, обалдели, восемь рублей брать за три гвоздя.
Он мне говорит интимным голосом:
– Это верно, я бы вам и за трояк сделал, но говорит, войдите в мое пиковое положение – мне же надо делиться вот с этим крокодилом.
Тут я начинаю понимать всю механику...»
Пороки чиновников не оставили без внимания поэты и баснописцы. В начале XIX в. великий И.А. Крылов посвятил этой теме басню «Лисица и сурок».
Героиня произведения пребывавшая в курятнике судьей, «выслана за взятки», мчит оттуда во весь опор, но пытается доказать встретившемуся на дороге Сурку, что «терпит напраслину». Сурок верит неохотно, ибо «видывал частенько», что рыльце у Лисы в пушку. Крылов в «Лисе и Сурке» формулирует «мораль сей басни» так:
Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает.
…А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Фраза «рыльце в пуху» из этой басни давно стала афоризмом и стала служить ироничным определением действий недобропорядочных чиновников и служащих.
Прогнившее с головы чиновничество упоминает и один из знаменитейших поэтов 20-го века Владимир Маяковский в своем стихотворении «Взяточники»:
...везде
у него
по лазутчику.
Он знает,
кому подставить ножку
и где
иметь заручку.
Каждый на месте:
невеста —
в тресте,
кум —
в Гум,
брат —
в наркомат....
Он специалист,
но особого рода:
он
в слове
мистику стер.
Он понял буквально
«братство народов»
как счастье братьев,
теть
и сестер.
Он думает:
как сократить ему штаты?
У Кэт
не глаза, а угли…
А может быть,
место
оставить для Наты?
У Наты формы округлей.
Жесткий стиль Маяковского, прослеживаемый и в других его произведениях, по отношению к взяточникам приобретает и особый ироничный характер, когда речь заходит о пороках чиновников. Поэтому ряд можно продолжить еще одним произведением Маяковского, посвященное плодам коррупции– взяткам: «Внимательное отношение к взяточникам».
Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,
приникши щекою к светлому кителю.
Думает чиновник: "Эх, удалось бы!
Этак на двести птичку вытелю"…
Примерами зарубежных произведений, посвященных коррупционным темам, могут послужить такие книги, как «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, «Венецианский купец», «Мера за меру» У. Шекспира, «Божественная комедия» А. Данте. Так, еще семь веков тому назад Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги ада. Хочется отметить произведения, в основу которых легли реальные истории и факты, такие как: «Враги общества» Брайана Барроу , «Список Шиндлера» Томаса Кенелли, и др.
Проблема коррупции волновала передовую общественность всегда. В своих произведениях русские писатели пытались воздействовать на своих читателей, пытались привлечь наше внимание к этой проблеме, разбудить наше гражданское сознание, чтобы мы пытались что-то изменить. Наша задача – прислушаться к их тревожному голосу, ведь именно от нас зависит будущее страны.
Источники:
Медведева, Л. Эпизоды коррупции на страницах литературы / Лариса Медведева. – Текст : электронный // Педсовет : [сайт]. – 2020. – URL: https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/epizody-korruptsii-na-stranitsah-literatury (дата обращения: 06.11.2020).
Мацкевич, И. М. Коррупция в произведениях русских писателей / Игорь Михайлович Мацкевич. – Текст : электронный // Союз криминалистов и криминологов : [сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://crimescience.ru/?p=4943 (дата обращения: 06.11.2020).
Румянцева, А. Отражение явления коррупции в русской художественной литературе / Анна Румянцева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 17.1 (121.1). – С. 116-117. – URL: https://moluch.ru/archive/121/33594/ (дата обращения: 06.11.2020).
Тема коррупции в художественной литературе. – Текст : электронный // Централизованная библиотечная система г. Орска : [сайт]. – 2009- . – URL: http://www.cbs-orsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10064:tema-korruptsii-v-khudozhestvennoj-literature&catid=250&Itemid=2334 (дата обращения: 06.11.2020).