Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: немцы»
Немцы (нем. Deutsche) – народ, произошедший от древних германцев, основное население Германии, Австрии, Швейцарии и Лихтенштейна. Общая численность около 140 миллионов. Язык – немецкий германской группы индоевропейской семьи. До 20 века также именовались германцами.
Российские немцы, хранящие память об истории появления их предков в России, шутят: ««Русский силился сделать из нас немцев, немка хотела переделать нас в русских»«. Речь идет, конечно, о временах Петра I и Екатерины II. Именно тогда начали складываться общности немецкого населения в разных частях обширной империи. В том числе и на Среднем Урале.
В 1702 году Петр I издал манифест, которым призвал в Россию иностранных специалистов. В ту пору начиналось изучение богатств Урала и развитие промышленности края. В числе других сюда приехали немецкие рудознатцы, ученые, мастера, учителя. Они работали в горной промышленности, проектировали гидросооружения, строили медеплавильные заводы. Им гарантировалась свобода вероисповедания, предоставлялось высокое жалование и различные льготы. Большинство из этих людей вдохновляла вера в великое будущее их новой родины, будущее российского народа.
Подлинно великая эпоха для страны наступила, когда на престол взошла Екатерина II. Стремительными темпами развивались наука и искусство, империя начала расширять свои рубежи. Стали нужны люди для освоения, заселения и закрепления за Россией ее окраинных земель. И Екатерина II обратила свой взор в сторону Германии.
В 1762-1763 годах императрица издала манифесты, которыми призвала иностранцев переходить в российское подданство и заселять пустующие земли, пообещав помощь в обустройстве выбранного места проживания и освобождение от податей и других налогов.
Десятки тысяч немецких семей откликнулись на призыв Екатерины II. Уже в 18 веке на территории России насчитывалось более 500 немецких поселений. В основном немцы селились на Волге, Украине и в Санкт-Петербурге. На Урале они жили в Златоусте (ядро этой колонии составили мастера-оружейники из Золингена и Клингенталя), в Нижнем Тагиле, Полевском и т. д. Сюда, на заводы Демидовых, приезжали специалисты по горному делу и металлургии. Всего же к 1908 году в России проживало более двух миллионов немцев, большинство было занято сельскохозяйственным трудом.
Развязанная Германией Первая мировая война резко отрицательно сказалась на отношении к немцам. Высочайшим повелением был создан комитет по борьбе с немецким засильем. Совет министров запретил преподавание на немецком языке. Потомкам переселенцев устанавливалось добровольно отчуждать имущество, иначе оно продавалось с торгов. Прокатилась волна немецких погромов. Был подготовлен проект депортации российских немцев за Урал, и только революция помешала этому. Более того, поэтапно к 1920 году была создана Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья.
Вторая мировая война спровоцировала новую трагедию немцев в СССР. 28 августа 1941 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». В считанные дни сотни тысяч советских немцев были депортированы в Сибирь, Казахстан и на Урал, а их имущество конфисковано. С собой разрешалось брать только то, что люди могли унести в руках. Многие погибли от холода при переезде и в первую зимовку. Мужчины и женщины были мобилизованы в Трудовую армию и рабочие колонны НКВД – своеобразные советские концлагеря. В нечеловеческих условиях за годы войны погибла треть немецкого народа.
На территорию Свердловской области за годы войны было депортировано более 150 тысяч советских немцев и создано несколько лагерей: Ивдельлаг, Богословлаг, Тагиллаг и другие, в которых немцы валили лес, добывали уголь, строили плотины, заводы и города, железные дороги. Трудармейцы, присланные на Урал, работали на НТМК, Уралмаше, Химмаше, Краснотурьинской и Карпинской электростанциях, Богословских угольных разрезах, на железной дороге и многих других объектах. По переписи 1948 года, в Свердловской области их осталось в живых только 49 тысяч человек.
Трудились немцы самоотверженно, пытаясь доказать необоснованность репрессий против них. Они даже получали красные знамена и благодарности от руководства страны, но это им не зачлось. После войны они остались «пятой колонной» и «врагами народа». Их высылка была признана вечной, им запрещалось возвращаться в родные места.
Лишь после смерти Сталина для советских немцев появилась надежда на реабилитацию. Частично она начала осуществляться с 1956 года, после 15 лет репрессий и унижений. А разрешение на возврат в родные места, откуда их выселили, они получили только через 32 года. Но их там уже никто не ждал.
Немецкие диаспоры в Уральском регионе после войны находились в тех городах, где ранее располагались спецобъекты НКВД. По данным на 1января 1954 года, в Свердловской области числилось 63 764 немцев, из них: 11 309 человек в Краснотурьинском, 5 298 в Карпинском, 5 116 в Нижнетагильском, 3 601 в Ивдельском, 2 618 в Новолялинском, 2 198 в Асбестовском, 1 451 в Березовском и 1 023 в Исовском районах.
В конце 1980-х годов общественное движение советских немцев приобрело массовый характер. Организовано Всесоюзное общество российских немцев «Видегебург» («Возрождение»), которое активно боролось за возрождение Республики немцев Поволжья. Все больше и больше немцев уезжало на постоянное жительство в Германию, разуверившись в своем будущем в СССР. За период с 1980 года с территории Свердловской области в Германию выехали около 18 000 российских немцев.
Сейчас российские немцы проживают практически во всех населенных пунктах Свердловской области. Наиболее крупные немецкие диаспоры имеются в Екатеринбурге, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле, Карпинске, Кушве, Ивделе, Тавде, Новоасбесте, Березовском, Полевском, Ирбите.
Семейно-бытовые традиции и обряды
Семья
Следы больших семей остались только в названиях старых поселений с окончанием на -ingen (например Гомаринген, Зигмаринген и т. д.), прежнее население которых состояло из родственных групп – Гомар, Зигмар. Браки в пределах одного селения, которые заключались охотно, так как вели к соединению соседних участков, способствовали образованию родственных поселений. Последнее особенно типично для альпийских труднодоступных областей.
Большинство немецких семей – это малые семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Многодетность всегда считалась добродетелью. Однако с 1920-1930 года обычным явлением в городах стали семьи с одним-двумя детьми. Многие крестьянские семьи, особенно в альпийских районах Баварии, по-прежнему многодетны.
В городе каждая молодая пара стремилась создать собственное хозяйство и жить отдельно. Однако в семьях, где муж и жена работали, старики-родители помогали в хозяйстве и в воспитании детей и входили, таким образом, в состав одной семьи.
В порядке наследования еще недавно придерживались старых обычаев. У древних германцев все дети имели право на наследство, но преимущество принадлежало старшему сыну. В период средневековья этот обычай превратился в майоратное право. Младшие братья и сестры должны были искать заработки на стороне или оставаться в хозяйстве старшего брата на положении батраков. Эти семейные отношения отразились в немецких сказках, где все симпатии рассказчика на стороне младшего, как обездоленного. Значительно меньше распространен обычай минората. В некоторых областях наследство делили между всеми детьми, что приводило к большой дробности владений. В Западной Германии этот обычай сохранился до наших дней.
В деревнях отец передавал хозяйство женатому сыну, а сам переселялся на так называемую часть стариков (Altenteil). Обычно это была худшая часть дома с отдельным входом, пристройка, часть сарая или отдельный домик на усадьбе. Иногда родители оставались в старом доме, а молодой хозяин строил себе новый. Среди городского населения наследником предприятия или дела отца также бывает старший сын. Однако уже в период средневековья продолжать дело могла и женщина – вдова или дочь.
Еще в недавнем прошлом семейные отношения немцев отличались большой патриархальностью, строгим соблюдением традиций. Уважение к старшему и преклонение перед его авторитетом, как в семье, так и в обществе, почтение к чинам (особенно военным), было свойственно господствующим классам, а отчасти и более обеспеченным слоям трудящихся города и деревни. Муж являлся главой семьи, все остальные ее члены должны были повиноваться его воле. Только он мог распоряжаться деньгами и имуществом. Жена имела право лишь на часть своего приданого. Дети воспитывались также в подчинении родителям, что проявлялось даже в обращении к ним – «вы», «господин отец» или «госпожа мать». Воспитание мальчика с раннего возраста обычно было в руках отца. Образование девочки в буржуазных семьях не выходило из сферы ее будущих обязанностей – религия, кухня и дети (знаменитая формула «Kirche, Kiiche, Kinder»). Девушка находилась в зависимости от отца и брата, а замужняя женщина – от мужа. И все же у замужней женщины положение было лучше, чем у незамужней сестры или дочери. Во время второй мировой войны недостаток рабочей силы вызвал увеличение числа работающих женщин. В отсутствие мужчин женщины часто становились во главе семьи.
Авторитет отца признавался также и в семьях рабочих и трудящегося крестьянства. Однако отношения между членами этих семей были проще. Положение женщины в крестьянской семье было более самостоятельным, потому что жена, как и муж, вкладывала в хозяйство свой труд. Дети тоже рано принимали участие в труде. Непосильная работа, плохие бытовые условия приводили к высокой детской смертности.
К внебрачным детям относились с презрением, их окружали унизительными ограничениями. Однако в селах, да и в городах, фактически брачные отношения часто начинались до свадьбы, особенно после помолвки.
Пережитки более свободных отношений между молодежью сохранились в виде различных обычаев, часто шуточного характера. Так, на масленицу и в майские праздники (выбор майских жениха и невесты – Mailehen) молодой человек выбирал девушку, которая в течение года считалась его партнершей по танцам и т. д. В Рейнской области этот обычаи соблюдался еще в 1920-е годы. Нередко такие отношения заканчивались браком. Заключали браки обычно родители; иногда договаривались о будущем браке еще маленьких детей. С семейными событиями связаны многочисленные обряды и обычаи, сложившиеся в основном к началу 20 века.
Обычаи, связанные с рождением детей и совершеннолетием
С рождением ребенка также связан ряд обычаев. Наряду с практическими было много магических приемов. Так, при трудных родах отпирали двери, замки и развязывали узлы. Высокая смертность при родах в крестьянских и рабочих семьях была вызвана отсутствием медицинской помощи. Нередко крестьянки рожали во время полевых работ. По старым представлениям считалось, что мать и новорожденный могут подвергнуться влиянию злых сил. Особенно опасным считали время до крестин: мать не должна была выходить из дому, ребенка также не выносили на воздух. В горных районах молодежь в день крестин стреляла из ружей, чтобы отогнать злых духов. После возвращения из церкви крестины отмечали праздничным обедом. Этот обычай соблюдается и в настоящее время.
Особенное внимание обращали на выбор крестных. Число их достигало трех, реже – пяти-шести человек (у мальчиков – больше мужчин, у девочек – больше женщин). В обязанности крестных входило дарить крестникам подарки в знаменательные дни: в дни рождения, при поступлении в школу и т. д. Поэтому часто старались выбрать крестных из числа зажиточных людей. На свадьбе и на похоронах крестные играли большую роль, чем родители. Новорожденного обычно называли по имени одного из крестных или в честь святого, в день которого он родился; среди католиков особенно часты имена «Иосиф» и «Мария». В период нацизма усиленно возрождались древнегерманские имена.
В отличие от установленного церковью празднования крещения, дню рождения прежде не уделялось внимания. Католики справляли именины; день рождения праздновался сначала только в протестантских кругах. В настоящее время этот обычай распространяется все шире, В день рождения преподносят подарки, зажигают свечи (и по числу лет и, кроме того, еще одну свечу, как символ жизни), но это обычай не повсеместный. Часто празднование дня рождения переносят на более удобное время, например на субботний вечер; но заранее день рождения не справляют, так как, по поверью, это может привести к несчастью.
Важным событием в жизни юношей и девушек считалось совершеннолетие, отмечавшееся большей частью по-церковному (конфирмация у протестантов, коммунион – у католиков). Молодежь надевала новые праздничные платья, в бедных семьях – лучшие платья. В деревнях, где сохранилась народная одежда, и сейчас девушки носят в этот день специальные нарядные костюмы.
В быт немцев ГДР в настоящее время входит обычай посвящения молодежи (Jugendweihe), связанный с традициями немецкого революционного движения. Его цель – подготовка молодежи к жизни взрослых, к участию в социалистическом строительстве. Молодежь слушает выступления известных деятелей науки, искусства, ветеранов революционного движения, знакомится с различными сторонами хозяйственной жизни страны, расширяет и углубляет свои знания.
Погребальные обряды
Меньше сохранилось обычаев и поверий, связанных со смертью и похоронами. Необычные звуки, шумы, разбитое зеркало, нарушение хода часов рассматривались как признаки приближения смерти. В деревнях о смерти хозяина дома сообщали животным и плодовым деревьям. Некоторые действия были связаны с верой в загробную жизнь; так, клали в гроб хозяйственные предметы ж личные вещи умершего (трубку, монеты и т. д.). В дни поминовения умерших, на пасху, в день всех святых родные приходят на кладбище. Уже в средние века среди имущих классов – феодалов и богатых горожан – было принято устраивать пышные похороны. Погребальные обряды усложнялись, создавались роскошные наследственные склепы на кладбищах, могилы в часовнях и под церквями, а в эпоху барокко на стенах церковных нефов стали писать эпитафии. Еще в 20 столетии существовали похороны первого, второго и третьего классов и, как последняя ступень, – убогие похороны для бедных.
В Баварии еще бытуют старинные погребальные обряды: например, установка специальных досок мертвеца (предшественники гроба) у мостов, перекрестков, часовен. Здесь сохранились пережитки культа черепа. Черепа раскрашивали и отдельно устанавливали в occydiipimx (Beinhaus). На месте, где произошел несчастный случай, ставят столбы с иконами – Marterl.
Свадебные обычаи и обряды
Главные этапы свадебной церемонии – сватовство, помолвка, вечер перед свадьбой (Рolterabend) и само свадебное торжество, продолжавшееся три-четыре дня. Частично эти обычаи сохраняются и сейчас, особенно в деревнях.
Сват, обычно родственник или друг жениха, вел иносказательные речи в доме невесты о покупке товара, о горячей каше и т. д. Если ему хотели отказать, то подавали пустую корзину. Как в городах, так и в деревнях значительное событие – помолвка, после которой брак считался решенным. За расторжение помолвки полагалось возмещение деньгами. Само же заключение брака, особенно в городах, нередко откладывали на несколько лет, пока будущие супруги не обзаводились своим хозяйством и квартирой. Несмотря на введение в конце 19 века обязательной гражданской регистрации брака, большинство венчалось в церкви.
Польтерабенд невеста справляла в своем доме с подругами, жених – у себя с друзьями. Шумный характер этого праздника, сопровождавшегося часто битьем посуды «на счастье», сохранился до наших дней.
В качестве приглашающих на свадьбу выбирали лиц, известных остроумием и находчивостью. В середине 19 века приглашение имело стихотворную форму с прибаутками. Постепенно приглашение на свадьбу стало делом профессионалов. Еще в 1930-е годы в костюме приглашающего сохранялись черты традиционной одежды – цилиндр, пестрый шейный платок, букетик цветов в петлице, украшенный лентами жезл. Только жених и невеста из бедных семей приглашали гостей сами.
Деревенская свадьба представляла собой дело всего коллектива односельчан, который брал на себя часть расходов. По обычаю, жених и невеста собирали муку, масло и яйца со всех жителей деревни, а в 20 веке – с соседей. Свадебный день начинался с перевозки приданого в дом жениха, за возом шла корова. Праздник устраивали в доме жениха, а по городскому обычаю – в трактире.
Многие свадебные обряды уходят своими корнями в далекое прошлое: символическое похищение невесты, выкуп ее, почетные танцы невесты с родными жениха, надевание чепца на молодую, как знак перехода на положение замужней. С заключением брака соединялись гадания о будущем и ряд магических действий, имевшие целью обеспечить благополучие будущей семьи.
В настоящее время традиционная семейная обрядность упростилась. Свадьба, как и рождение, и похороны, отмечается теперь часто по- граждански, среди рабочего коллектива. Свадебное торжество нередко устраивают в Доме культуры.
Немецкую национальную одежду легко узнать благодаря популярным баварским платьям. Как и в других странах, национальный костюм немцев имеет свою историю и особенности, которые выделяют наряд от другой одежды.
История германского национального костюма довольно древняя. У первых немцев не было как таковой национальной одежды – они носили шкуры и кафтаны, сделанные из меха. Одежда в те времена больше предназначалась для согревания тела, а не являлась каким-то модный атрибутом. Затем костюмы германцев были заимствованы у римлян, поскольку в завоеванных римских местностях немцы сталкивались и коренным населением, у которых уже была своя национальная одежда.
1510-1550 годы, период Реформации, стали самыми важными в формировании национального костюма немцев. Так в обиход вошла одежда изо льна и шерсти. В каждом регионе были свои наряды. Простые и деревенские люди не могли позволить себе носить яркую и дорогую одежду. Ее носила только знать. Закон позволял им использовать только серый цвет и коричневый. Для пошива одежды низшие слои общества использовали грубые и дешевые ткани. Также до 18 века все изделия ручной работы были под запретом, особенно это касалось мастериц, которые сами плели кружево.
По национальной одежде немцев можно было многое узнать о человеке, к примеру, каково его семейное положение, статус в обществе, вид деятельности, профессия и даже место проживания.
Женская немецкая национальная одежда состояла из корсажа или кофты, сборчатой юбки, а в некоторых областях, к примеру, в Гессене, юбок было несколько и разной длины, и передника. В 19-20 веках в Баварии женщины вместо юбок носили длинные платья. Уже в те времена у женщин был большой ассортимент головных уборов, которые они должны были носить. Это были платки, чепцы и соломенные шляпы. Платки женщины повязывали разными способами.
Сегодня германский женский национальный костюм делится на два вида: трахтен и дирндль. Трахтен может быть не только женским, но и мужским. Второй же наряд является исключительно женским. Дирндль – это наряд, который состоит из таких предметов как бюстгальтер, пышная блузка, корсет или жилетка, юбка в сборку, подъюбник и передник. Фартук обычно украшается вышивкой, лентами и кружевом.
Также хочется отметить, что большое значение имело то, где завязывался бант фартука. Вдовы завязывали его посередине, незамужние – слева, а замужние – справа.
Немецкая кухня считается очень питательной, с акцентом на мясе и картофеле. Частично это объясняется относительно северным географическим положением. Во время холодных зимних периодов немцам приходится, есть высококалорийную и питательную пищу для поддержания здоровья. Такие блюда, например, включают питательные картофельные ингредиенты (Германия входит в топ стран, потребляющих больше всего картофеля), также как и национальное блюдо зауэркраут, богатое витамином С. Мяса в Германии в изобилии, и это очевидно по количеству мясных блюд в немецкой кухне. Среди любимых видов мяса свинина, говядина, телятина, дичь и мясо животных, добытых на охоте.
Самым потребляемым мясом является свинина, за которой почти наравне следует говядина.
Среди дичи самой популярной является курица, хотя также очень любят и утку, гуся и индейку. Гуся готовят на рождественские праздники.
Традиционные блюда немецкой национальной кухни
Существует множество продуктов и блюд, которые сразу же ассоциируются с Германией. Характерные блюда немецкой национальной кухни известны и любимы во всем мире. Германия лидер по производству сосисок вурст «Wurst» (около 1 500 разновидностей). Wurst – это немецкий национальный продукт и огромная часть немецкой кухни. Можно сказать, что вурст – это колбасы и сосиски. Обычно все эти сосиски едят как самостоятельное блюдо с гарниром из квашеной капусты зауэркраут, картофельным салатом, булочками Brötchen (бретхен), горчицей и/или хреном.
Традиционный венский шницель, известный во всем мире – это отбивная из телятины в панировке. Мясо обмакивают в муке, яйце и панировочных сухарях, затем жарят на сливочном или растительном масле до золотистой корочки. Традиционно подается с кусочком лимона, которым можно сбрызнуть шницель.
Привычное русскому уху слово «бутерброд» на самом деле слово немецкое «Butterbrot», означающее кусочек хлеба, намазанный маслом. Примечательно, что, например, американцы могут подумать, что это разновидность сэндвича. Однако в немецкой кухне бутерброды подаются открытыми (как и в России) и только с одним кусочком хлеба.
Знаменитый штрудель – это пирог со сладкой или пикантной начинкой, завернутый в очень тонко раскатанное тесто. Слово «Strudel» означает «водоворот, вихрь», поскольку тесто закручено в ролл, а центр пирога напоминает водоворот. Самой известной вариацией штруделя является яблочный штрудель «Apfelstrudel» (апфельштрудель).
Яблочный штрудель – это фирменное блюдо Австрии и Баварии. Начинка состоит из нарезанных яблок, корицы, изюма и панировочных сухарей. Пирог запекается в духовке до золотистой и хрустящей корочки. Лучше всего подавать пирог теплым сразу из духовки. Традиционно его едят с ванильным мороженым, взбитыми сливками и ванильным сиропом.
Нельзя не сказать и о пиве. Любое немецкое пиво полностью натуральный продукт, поскольку его производство строго контролируется законодательством. В Германии множество сортов пива. Например, некоторые из огромного множества, это Alt, Bock, Dunkel, Export, Hell, Kölsch, Lager, Malzbier, Märzen, Pils, Weizenbier. Напитки отличаются пропорциями ингредиентов, температурой варки и техникой приготовления, содержанием процента алкоголя, временем выдержки, цветом и вкусом. Следует заметить, что немецкая национальная кухня в первую очередь ассоциируется именно с пивом. Возможно, причиной является и знаменитый фестиваль Октоберфест, на который съезжаются миллионы людей, чтобы отведать этот потрясающий национальный напиток.
Обычай наряжать елку, искать пасхальные яйца являются традициями, позаимствованными именно из Германии.
Школьный кулек для первоклашек
В конце лета можно наблюдать тысячи счастливых первоклашек, идущих первый раз в школу, а в руках они держат школьные кульки (Schultuten), которые наполнены всевозможными игрушками, сладостями и прочими подарками. Данная традиция появилась примерно в начале 19 века. Легенда гласит, что один из учителей ввел обычай оставлять для своих учеников конфеты на дереве, но когда дерево срубили, то конфеты, а позже уже кулечки стали вручать первоклассникам их родители. Одно из важных условий данной традиции – дети должны открыть свои подарочные свертки уже по приходу домой после школы.
Октоберфест – истинно немецкая традиция
Октоберфест является традиционным баварским праздником, однако слава о нем распространилась на весь мир, и миллионы туристов ежегодно приезжают в Мюнхен для того, чтобы погрузиться в фестивальную атмосферу этого незабываемого праздника. Данная традиция празднования появилась относительно недавно, а именно, 12 октября 1810 года, когда баварский кронпринц Людвиг отпраздновал свадьбу с саксонской принцессой Терезой. Королевская чета, вопреки всем канонам, пригласила всех желающих отпраздновать их свадьбу, поэтому в течение пяти дней около сорока тысяч жителей Мюнхена отмечали свадьбу принца и принцессы. На следующий год народ решил отпраздновать годовщину их бракосочетания, с тех пор повелось каждый год отмечать эту дивную традицию и только спустя какое-то время праздник стали считать пивным и общегерманским. За 16 дней празднования Октоберфеста, выпивается примерно 1 320 860 галлонов пива, съедается более 400 тысяч жареных свиных сосисок и около 480 тысяч жареных цыплят, не без помощи, конечно, более шести миллионов туристов, которые посещают этот праздник.
Праздник святого Мартина
Этот праздник в Германии отмечают каждый год 11 ноября. Все началось с легенды о святом Мартине, которая гласит следующее: Мартин, еще, будучи римским легионером, пожалел человека на улице, отдав ему половину своего теплого плаща в пронизывающий холод, после чего Мартин решил посвятить всю оставшуюся жизнь и деяния другим людям. Данная традиция является общей для Германии, Австрии и Швейцарии, поскольку святой Мартин совершал свои богоугодные поступки на территории всех трех стран. Традициями данного праздника являются проходы детей с фонариками по улицам вечернего города, и дети, как правило, поют песни. Также традиционным блюдом этого дня является гусь.
Ну и, конечно же, не стоит обходить вниманием тот факт, что праздник, который активно отмечается молодежью по всему миру в наше время, а именно Хэллоуин, или День всех святых, произошел и получил свое распространение благодаря немецким традициям.
3 октября - День объединения Германии
Общенациональный немецкий праздник, отмечаемый 3 октября каждого года, начиная с 1990. В 1990 году Германская Демократическая Республика официально была присоединена к Федеративной Республике Германии, которая была отделена Берлинской стеной во времена Холодной войны. С тех пор это мирное объединение всего народа отмечается как память о прошлых суровых днях раскола.
Сумасшедший, веселый зимний карнавал
В феврале в католических регионах Германии проходит карнавал, «Fastnacht» или «Fasching».
Подготовка к карнавалу, как и все в Германии, начинается загодя, еще в ноябре. 11.11 в 11 часов 11 минут по всей стране проходят первые собрания активистов карнавала и официально объявляется начало 5 времени года – карнавала. В этот день на улицах в первый раз можно встретить людей в карнавальных костюмах.
Особенно весело и с размахом празднуется карнавал в католических регионах Германии. Карнавалы в Мюнхене и Кельне известны по всему миру.
Существуют рукописные свидетельства о праздновании карнавала в Мюнхене еще в 1295 году. Почему бы после скучной зимы, когда невозможна практически никакая работа, не устроить себе веселый праздник, перед тем как начнется суровый Пост, а затем и тяжелые летние заботы.
Современные люди тоже нуждаются в небольшой паузе от забот. Поэтому Мюнхен, центр культуры, науки и политики, на время превращается в место развлечений и шуток.
Начало праздника – Weiberfastnacht – в один из четвергов февраля, празднуют только женщины. Они наряжаются в ведьм, ярмарочных торговок, чертовок. Мужчины, зайдя в этот день в ресторан, рискуют выйти оттуда без одежды – так могут пошутить развеселившиеся не на шутку женщины.
Главным же мероприятием праздника считается Rosenmontag – февральское карнавальное шествие. Оно напоминает демонстрацию: перекрывается автомобильное движение и по центральным улицам города несколько часов подряд идут и едут на украшенных машинах наряженные клоуны, принцессы, короли, бароны, всевозможные оркестры, девушки, несмотря на погоду, одетые в короткие карнавальные платья. Все поют, кричат приветствия, бросают в толпу зрителей конфетти, конфеты, раздают стаканчики с пивом и вином. Заканчивается шествие где-нибудь на большой площади города приветствиями участников и концертом.
На следующий день, во вторник, костюмы одевают дети, причем уже с утра, просто приходят наряженными в школу. Сразу же после уроков они пойдут по домам (современные маленькие карнавальщики ходят по магазинам), где их уже ждут со сладостями и мелкими сувенирами.
В магазинах и булочных в этот день продаются пончики с повидлом «Берлинер», среди которых может встретиться «счастливый» с горчицей или монеткой, кому уж как повезет.
Заканчивается праздник в среду, Aschermittwoch. Название «пепельная среда» говорит само за себя: головная боль с похмелья особо активных карнавальщиков.
На следующий день, в четверг, начинается «Fastnacht» – строгий Пост, который закончится через 40 дней Пасхой.
Рождество – средоточие традиций и обычаев, и самое любимое торжество немцев. В этот день немцы входную дверь украшают гирляндой. Родители дарят своим деткам сладости и много разных подарков. Покупают четыре свечи и зажигают каждое воскресенье сначала одну, затем две и так до тех пор, пока в последнее воскресенье перед Рождеством не загорятся все четыре свечи.
В преддверие Рождества немцы отмечают День Святого Николая. Взрослые кладут в ботинок детей подарки как награду за хорошее поведение в течение года.
Один из обязательных ритуалов Сочельника раздача подарков. Детям не разрешают входить в гостиную, пока взрослые наряжают елку. Традиционно на обед подается карп, но с ним всегда столько возни, что большинство немцев предпочитает индейку, гуся, оленину или, на крайний случай, сосиски.
Культура Германии включает в себя культуру, как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до ее объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также культуру Австрии, которая политически независима от Германии, но населена немцами и принадлежит к той же культуре. Немецкая (германская) культура известна с 5 века до нашей эры.
Германия – родина многих известных композиторов, писателей, поэтов, драматургов, философов и художников.
Музыка
Немецкие народные песни удобнее всего классифицировать по содержанию. Первое место среди них занимают эпические песни. В эту группу входило много видов песен, среди которых особо выделяются своим своеобразием народные баллады. Возникли они, очевидно, в средние века. Сюжеты их частично заимствованы из героического эпоса (например, сюжет о Нибелунгах, который в 12 веке получил наиболее известное свое выражение в «Песне о Нибелунгах»), а также из народных эпических песен и из античных новелл.
Баллада, достигшая расцвета в 15 веке, в 16 веке вытесняется песнями, сочиненными профессиональными поэтами и распространявшимися в народе при помощи листовок. В этих песнях говорится о политических событиях, примечательных явлениях природы, преступлениях и наказании. Баллады у немцев до сих пор еще окончательно не исчезли, хотя встречаются уже реже, чем раньше, и сузился круг их сюжетов.
К эпическим относятся и песни, повествующие об исторических (большей частью военных) событиях, а также повсеместно распространенные песни-легенды и особенно любимые народом шуточные песни.
Противоположностью эпической песне является лирическая. Лирические песни весьма разнообразны по содержанию. Наиболее распространены любовные песни, известные во множестве видов и в бесчисленных вариантах.
В 19 веке возникли два новых вида лирической песни – песни о родине и песни странников. Своим распространением в народе они обязаны школам и певческим ферейнам. Очень немногочисленны в немецком репертуаре застольные песни, песни-загадки и песни-небылицы.
В Германии каждая профессиональная группа имела свои собственные песни. Так, крестьянские песни отражают свободолюбие крестьян, описывают их восстания против феодалов. Трогательные песни-плачи повествуют о нужде и бедности крепостных крестьян.
Позже возникли песни батраков, служанок, пастухов, полные жалоб на угнетателей. С ними перекликаются песни ремесленников и мелких горожан 16 и 17 веков и особенно песни подмастерьев. Наряду с произведениями, говорившими о полезности различных профессий (кузнецов, каменотесов, плотников, портных и др.) воспевавших свободную бродячую жизнь подмастерьев, были распространены и песни протеста, направленные против мастеров-эксплуататоров.
В 19 веке появляются песни рабочих. Выдающимся документом ранней стадии рабочего движения является песня ткачей ««Кровавая расправа»«, относящаяся к 1844 году. Кроме большого числа оппозиционных песен ткачей, до нас дошли такие же песни каменщиков, шахтеров и рабочих других профессий. Большой и своеобразный песенный репертуар был у горняков.
Радикальные изменения претерпели в ходе столетий немецкие солдатские песни. В то время как ландскнехты, существовавшие вплоть до 18 века, прославляли в своих песнях войну и солдат, с последней четверти 18 века, в связи с изменением социального и сословного положения солдат, появляются многочисленные песни антимилитаристского содержания. Эти тенденции усиливаются в солдатских песнях после введения в 19 веке всеобщей воинской повинности. Среди солдатских песен есть грустные (о прощании, смерти на поле брани и т. д.), но имелись и поощряемые начальством воинственные песни.
Кроме песенного репертуара взрослых, существует и особый детский песенный репертуар. Как и песни взрослых, их поют преимущественно хором. Детские песни сохранили некоторые древние черты, они очень своеобразны по форме. Среди них много песенок о животных, о погоде, есть дразнилки, потешки, считалки, разнообразнейшие хороводные и плясовые песни. Игровые сохранились преимущественно в репертуаре детей. Особую группу песен образуют колыбельные песни и потешки, которые взрослые поют маленьким детям.
Песенный репертуар студентов состоит преимущественно из застольных и любовных песен, а до 1848 года он включал в себя также патриотические и политические песни, которые, однако, лишь в небольшой их части можно отнести к народным.
Народный песенный репертуар постоянно меняется. Некоторые песни живут в течение многих столетий, другие поют лишь несколько поколений. Постоянно возникают новые популярные песни, в то время как старые забываются.
Для формы и языка немецкой народной песни, при всем ее многообразии, характерны следующие черты: большинство песен строится строфически. В старину были распространены однострочные и трехстрочные строфы, позже все чаще строфа строится из четырех стихотворных строк. Были распространены и шестистрочные строфы. Строфы часто дополняются припевами в середине и конце песни. В народной песне нет сложных рифм, в них чаще всего встречаются ассонансы. Язык и синтаксис песен, как правило, просты и доходчивы. Народные песни исполняют на верхненемецком литературном языке. На местных диалектах известны в наше время лишь немногие виды песен (колыбельные, потешки).
Соотношение между текстом и напевом может быть очень различным. В некоторых видах народных песен слова имеют мало самостоятельного значения, в других текст имеет преимущественное значение по сравнению с напевом, который сводится к ритмической рецитации слов. Немецкие народные мелодии своеобразны и заметно отличаются от мелодий других народов, однако вследствие их большого разнообразия невозможно в немногих словах дать обобщающую характеристику мелодий песен всех времен и видов.
Дошедшие до нас первые записи народных напевов относятся к 15 веку. Следы более старых песен сохранились в некоторых отсталых в культурном отношении областях. Сравнительное изучение дает возможность сделать ретроспективные выводы о характере ранней немецкой песни и ее напеве. Наиболее древние песни – некоторые детские, хороводные и эпические. Очевидно, к глубокой древности восходит и популярное среди пастухов пение, почти лишенное слов (иодли, мелизматическое пение). В 15 и 16 веках архаические напевы и мелодии обогатились новыми чертами. С расцветом городов стала развиваться профессиональная музыка. Городская песня проникает в народ. Возникают плясовые, шуточные и застольные песни с новой ритмикой. В 17 веке формируется стиль новой немецкой народной песни, которая постепенно вытесняет все остальные. Для нее характерно симметричное силлабическое построение мелодии при правильном повторении строф. Особый стиль народной песни развился в 17 веке в Баварии.
Народные напевы были творчески использованы Гайдном, Моцартом, Бетховеном в их камерных и симфонических произведениях.
В 19 веке стали популярными своеобразные уличные песни с сентиментальной мелодией. Народные песни по-прежнему исполняют хоры в школах, певческих обществах и других организациях. Большое значение начиная с 1860-х годов придавалось пению в рабочих организациях, особенно в Рабочем певческом союзе, одним из основателей которого был Август Бебель. В связи с этим появились новые песни и новый исполнительский стиль.
Танец
Германия состоит из разных регионов, в каждом из которых есть свои уникальные особенности и свои собственные разновидности танца. Тем не менее, большинство немецких народных танцев могут исполняться под ритмы лендлера, вальса или польки. С точки зрения народного танца, к понятию «немецкий» относятся танцы не только современной Германии, но также Австрии и части Швейцарии и Чехии. Некоторые из самых известных «немецких» народных танцев фактически возникли в Австрии.
Лендлер, вальс и полька
Золотая Энциклопедия музыки определяет лендлер как старинный австрийский крестьянский танец, который исполняется в размере 3/4. В конце 18 века наблюдался рост популярности этого танца. Лендлер фактически был преемником более степенного менуэта.
Вальс был разработан одновременно с лендлером и начал бурно распространяться в бальных залах Вены в 19 веке. Размер вальса был также 3/4, но его танцевали гораздо быстрее. Впервые в истории пары танцевали в обнимку. Поэтому, при своем появлении вальс считался скандальным и аморальным.
Полька является чешским крестьянским танцем в размере 2/4, который стал модным в 1830 году. Немногим позже возникла баварская разновидность польки – «Zwiefacher», в которой размер изменяется между 3/4 и 2/4.
Как и народные песни, народный танец отражает события, которые происходят в повседневной жизни людей. Наблюдая за народными танцами, можно узнать о занятиях, которые раньше были распространены в любой сфере жизни обычных немцев. В настоящее время, народный танец в национальных костюмах («Trachten») исполняется только в специальных клубах, которые были созданы специально, чтобы сохранить эти танцы. В немецких народных танцах часто можно встретить типичные движения из определенных профессий. Например, в танце ткачей «webertanz», люди, выстроившись в два ряда, имитируют движение нитей в ткацком станке. Также есть полька кузнецов - «ambosspolka» и марш лесорубов – «holzhackermarsch».
Танец всегда играл важную роль в отражении чувств людей. Зачастую «танцы в сараях» были единственной возможностью для девушки встретиться с будущим мужем.
В народных танцах часто было строгое распределение гендерных ролей. Мужчинам разрешались возгласы, топание ногами и хлопки руками, а девушки в это время кружились в изящном танце, кокетливо приподнимая юбки, чтобы показать свои ноги. Самым известным из этих «брачных танцев» является баварский «Schuhplattler», который, как правило, танцевали под ритм лендлера. Шуплаттер – очень шумный и веселый танец, который чаще всего исполнялся только мужчинами.
Немецкий народный танец стал не только обычным развлечением для людей, но также послужил вдохновением для великих композиторов-классиков. Моцарт и Бетховен писали лендлеры и вальсы. Шопен известен своим вальсом и мазуркой. И, конечно же, нельзя не вспомнить «короля вальсов» – Иоганна Штрауса младшего.
Германия известна как страна поэтов и мыслителей. Гете, Шиллер, Гейне. Поэты в Йене, и далее в Берлине лидировали в Романтизме в 19 веке.
Немецкая литература образовалась в Средневековье. Самые видные представители той эпохи – Вальтер фон дер Фогельвейде и Вольфрам фон Эшенбах. Произведение неизвестного автора Песнь о Нибелунгах также внесло важный вклад в немецкую литературу.
Самыми знаменитыми немецкими авторами считаются Иоганн Вольфганг фон Гете, Фридрих Шиллер, Гельдерлин, Генрих Гейне и Братья Гримм; в 20 веке Теодор Моммзен (1902), Паул Хейзе (1910), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Гейнрих Белль (1972) и Гюнтер Грасс (1999) были награждены Нобелевской премией по литературе. К самым влиятельным немецким философам относятся Лейбниц, Иммануил Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер.
Среди немецких прозаиков – Гюнтер Грасс, Герман Гессе и Бертольд Брехт, Эрнст Гофман.
По данным последней переписи населения 2010 г., в Свердловской области проживает 14 914 немцев, что составляет 3,8 % от общего числа немцев, проживающих на территории России.
На территории Екатеринбурга действует Немецкая национально-культурная автономия Свердловской области.
Центр работает с 1991 года. Главная цель организации – сохранить российских немцев как этнос.
Председатель НКА – Граминский Александр Оттович.