Виртуальная информационная программа «Праздники народов среднего Урала: чувашский праздник Акатуй»
Акатуй – весенний праздник чувашского народа, посвященный земледелию. Акатуй (буквально праздник плуга) приурочен к окончанию весенних полевых работ. Он не имеет точно установленной календарной даты. В древности празднование этого дня продолжалось в течение недели, но к XX веку сократилось до одного дня (обычно в одну из пятниц по окончании весеннего сева).
В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.
Акатуй – свадьба сохи и земли. Сокровенный смысл кроется уже в названии праздника. Предки чувашского народа восхищались чудом: соха взрыхляет землю, в нее опускается семя, из этого семени рождаются плоды. Все, как у людей. Поэтому перед началом посевной проводился свадебный ритуал: в белых одеждах, символизировавших чистоту помыслов, и под радостные возгласы шар (в древности «царь» или «князь») проводил первую борозду, обращаясь вместе со старейшинами к богу Тура с молениями о богатом урожае.
В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. После Великого дня Монкун (праздник встречи весеннего нового года) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части праздника заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Праздник свадьбы плуга справлялся ежегодно почти во всех чувашских селениях. По религиозным воззрениям чувашей празднование Акатуя было обязательным. Считалось, что уклонившемуся «от сельского общества впоследствии не будет житья».
Вначале праздник отмечался в кругу семьи и родственников. В доме накрывался богатый стол: во главу ставилось пиво, на середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только собирались все приглашенные, хозяин назначал одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступал к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносилась кружка пива, раздавался ломтик калача с сыром или маслом. Как только раздача заканчивалась, руководитель запевал старинную песню «Арлан кайми аки-сухи» («Сев и пашня – вековечное дело наше»). Все подхватывали этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершали моления, обращаясь в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.
В молитвах чуваши испрашивали у главного бога Тура обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки с пивом и усаживались за стол, и начинался пир. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю.
Для завершения ритуальной части праздника каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, пиво. Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, которую держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце. Все участники ритуала были одеты в праздничные костюмы.
В поле все вставали лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли, читал молитву и угощал их кусочками принесенной еды и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому полю крошки хлеба и сыра.
После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, т.е. положение, в котором хоронят покойников.
После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Все верили в силу обряда, думали. Что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Игнорирование традиций, по представлениям чувашей, навлекало беду на все сельское общество, могло вызвать засуху, холода или «градобитие».
Когда ритуальная часть праздника была завершена, вся деревня выходила на весеннюю пахоту. Каждый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.
Заключительный цикл Акатуя был самым торжественным, веселым и массовым, к нему начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки – пестери – для сбора яиц. В некоторых местах вышитые полотенца парни затыкали рядами за пояс: получалось нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на Акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана.
Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней». Для проведения соревнований составлялось жюри из почтенных и влиятельных стариков, которых уважали не только жители данной деревни, но и вся округа.
В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования проходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики, вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который держал длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.
На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялаве («флаг акатуя»). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания – бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели. Как правило, состязание начинали мальчики с бега на пол версты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые. Они бегали на дистанцию от одной до двух верст.
Самым популярным видом соревнований на Акатуе являлась борьба на поясах. В качестве пояса использовалось полотенце. Каждый борец держал полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря – паттар. Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов на состязаниях были конные скачки на три, пять, восемь верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Этот праздник очень украшали разнообразные шуточные соревнования: бега в мешке, бега на трех ногах, разбивание горшка. Силу и ловкость показывали в таких играх как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания.
После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Старики же и семейные пары возвращались в деревню сразу после окончания соревнований. Они приглашали к себе домой приехавших из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.
Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду – в своих и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, поэтому определяли чемпиона всей округи. Такой паттар пользовался всеобщим уважением.
У кочевых народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и меткости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода – стадо – от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттар, улап) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слова улап («богатырь, герой, исполин») и улпут («барин, князь») имеют один корень. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократичным и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.
В настоящее время в Свердловской области проживает более 11 тысяч чувашей. С 2008 года в Екатеринбурге существует общественная организация «Чувашская национально-культурная автономия», которая ежегодно в конце мая приглашает горожан на свой национальный праздник свадьбы плуга и земли – Акатуй. Примечательной особенностью этого праздника в последнее время являются концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, представление национальной кухни, торговля изделиями народно-прикладного творчества. Многие чуваши приходят в праздничных национальных костюмах. Мужчины надевают белую рубашку и брюки, а сверху расшитый орнаментом тоже белый длинный плащ – шупар. Белый цвет символизирует чистоту помыслов. Костюмы женщин украшены звонкими монетами и затейливыми узорами.
Председатель чувашской национально-культурной автономии г. Екатеринбурга Дмитрий Максимович Николаев отмечает, что этот праздник имеет большое значение для чувашского народа: «Люди убирают из головы все плохие мысли, стараются быть добрыми. Если человек злой, зерно не взрастет, поэтому в отношениях должны быть чистота и спокойствие».
У чувашского народа есть выражение «пока живы чуваши – мир не исчезнет». Ведь обычаи говорят о том, что люди и природа едины. А без уважения к предкам – не построить будущего.