Виртуальная информационная программа «Праздники народов Среднего Урала: Суккот - Праздник кущей"
В 2014 году отмечается с вечера 8 октября по вечер 15 октября.
Праздник Суккот наполнен запахом листвы и свежесрезанных веток, ароматами мирты и этрога. В дни Суккот еврейские города или районы, где живут евреи, вдруг превращаются в зеленый сад от появления множества шалашей, украшенных яркой зеленью.
Праздник кущей - один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шалаше), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход).
Законы и обычаи праздника
Накануне праздника, а лучше заранее, следует позаботиться о необходимом для исполнения заповедей Суккот: приобрести лулав и этрог и построить шалаш. Желательно приступать к постройке сразу после Йом Кипур: «Если нужно исполнить заповедь, - говорят мудрецы, - не откладывай!».
Для изготовления шалаша выбирают красивое безветренное место под открытым небом: во дворе, на крыльце, на балконе, даже на крыше. Но над шалашом не должны нависать чужая кровля, дерево или другой балкон. Во многих городах дети соревнуются - кто построит самый красивый шалаш. И победитель получает приз.
Четыре растения
Тора велит взять в праздник Суккот четыре вида растений: «И возьмете себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм и ветки дерева густолиственного и ив речных...» (Ваикра, 23:40).
Эти четыре растения:
этрог - плод цитрусового дерева, напоминающий большой лимон;
лулав - побег финиковой пальмы, на котором еще не раскрылись листья, он выглядит как длинная зеленая палка, состоящая из туго прижатых друг к другу листьев;
гадас - ветка мирта, чудесно пахнущего вечнозеленого кустарника;
арава - ветки ивы, обычно растущей около реки.
Эти четыре вида растений символизируют всех, кто вместе составляет народ Израиля: этрог и ароматен, и вкусен - это евреи, отличающиеся и знанием Торы, и добрыми делами; у лулава есть вкус, но нет запаха - это евреи, которые обладают знанием Торы, но отстают в исполнении заповедей; гадас ароматен, но безвкусен - это евреи, ревностные в исполнении заповедей, но не обладающие познаниями в Торе; а у аравы нет ни запаха, ни вкуса - это евреи, у которых нет заслуг ни в Торе, ни в исполнении заповедей.
Но сказал Всевышний, благословен Он: пусть все они будут вместе, и тогда достоинства одних искупят недостатки других! И вот поэтому соединяют четыре вида растений вместе: берется в правую руку лулав, по обе стороны которого ветки мирта и ивы (их привязывают или вкладывают в специальную корзиночку), а в левую руку - этрог, и крепко прижимают их друг к другу.
Каждый день во время праздника Суккот (кроме субботы) четыре вида растений приносят в синагогу. Над ними произносится специальное благословение. Во время чтения Галеля совершаются движения в шести направлениях: по четырем сторонам света, вверх и вниз. В разных еврейских общинах бытуют разные обычаи относительно порядка, в котором производятся эти движения, но смысл их один: Всевышний господствует во всей Вселенной, во всех ее четырех концах.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Можно пренебречь некоторыми правилами (проживание и прием пищи в сукке) в случае дождя и по состоянию здоровья.
Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
Восьмой день празднований - это особый праздник: Шмини-Ацерет, или Симхат-Тора.
После семи дней праздника Суккот Всевышний как бы обращается к нам и говорит: «Позади - великий праздник, в течение которого вы исполняли Мою волю. А теперь, пожалуйста, задержитесь еще на день, побудьте со Мною еще один день...». Вот поэтому-то этот праздник так и называется: Шмини-Ацерет, то есть «задержка на восьмой день».
С течением времени этот праздник приобрел еще один смысл. Каждую субботу в синагоге читают определенный отрывок из Торы - так, что за год прочитывают всю Тору. Последний такой отрывок - это раздел «Везот габраха» («А вот благословение...»), его читают в этот праздник, и поэтому он называется также Симхат-Тора, «Веселье Торы», - то есть веселье по случаю завершения годового цикла чтения Торы.
В ночь на Симхат-Тора, после молитвы «Маарив», открывают арон кодеш, вынимают все свитки Торы и оказывают честь уважаемым членам общины взять их и пронести вокруг бимы - возвышения для чтения Торы, стоящего посреди синагоги. Эта церемония называется гакафот и совершается с великой радостью и весельем - все танцуют и поют в честь Торы. Люди, держащие в руках свитки Торы, обходят биму семь раз - каждый раз со все большим и большим весельем. А радуются они потому, что Тора - это смысл жизни, и дороже ее у них ничего нет.
В Еврейском екатеринбургском общинном центре «Синагога» к празднованию Суккота во дворе строят специальный шалаш площадью 100 квадратных метров, с крышей из сосновых ветвей. В течение всех дней праздника сюда традиционно приходят свердловчане, исповедующие иудейскую веру, чтобы посетить шалаш и произнести благословление на четыре вида растений под руководством главного раввина Екатеринбурга и Свердловской области Зелига Ашкенази.
О праздновании Суккота Екатеринбургским еврейским культурным центром «Менора» нам рассказала координатор общинных программ центра Лилия Николаевна Грин.