Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

УРАЛЬСКИЙ ХОРРОР : страшно-познавательно

Изображение Хоррор

Библионочь-2024 подарила удивительную жанровую идею «фолк-хоррор», которая нашла продолжение в этих заметках. Мы обсуждали с нашими читателями мифических героев славянского фольклора. Многие персонажи стали для них открытием.

«Жил один кузнец. "Что, – говорит, – я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть, пойду, поищу себе лихо". Взял, выпил хорошенько и пошёл искать» – так начинается русская народная сказка. Собственно, вы и есть тот самый кузнец, которому придётся исследовать различные локации, решать головоломки и противостоять древнему злу. В центре сюжетной линии находится Лихо, в жилище которого, как и в сказке, по стечению обстоятельств попадает главный герой.

В славянской мифологии Лихо одноглазое – это воплощение злой доли и несчастий. Существо предстаёт в образе одноокой худощавой старухи-людоедки. Как и Баба-яга, Лихо обитает в лесной чаще, на границе мира людей и мира потустороннего. Традиционным же способом избавления от Лиха является русская смекалка. Кузнец побеждает Лихо, перехитрив его тем или иным способом.

Да, добро всегда побеждает зло, но, согласитесь, ни одна уважающая себя сказка не обходится без яркого образа антагониста: Кощей Бессмертный, Баба Яга, кикимора болотная – все эти страшные персонажи хорошо знакомы нам с детства. Для чего народ вводил в повествование этих страшных героев? Через этих персонажей наши предки помогали детям постигать мир. Главной задачей «страшилок» было не запугать ребёнка, а научить его жить по правилам, в гармонии с природой и в мире с другими людьми.

Нечисти, которая испытывала крепость духа и силу героев и создавала им препятствия для достижения цели, отводилась в сказках особая роль. Такие поучительные истории готовили детей к взрослой, реальной жизни, в которой ничего не даётся легко – зачастую приходится преодолевать сложности, чтобы получить нужный результат.

Однако персонажи тёмных сил, дошедшие до нас в сказках, не всегда олицетворяли абсолютное зло. В образы нечисти закладывались глубокие смыслы, их происхождение уходило корнями в прошлое, связанное с верованиями и традициями.

В представлениях древних славян эти герои были тесно связаны с природными стихиями, таинственными и могущественными, а также с потусторонним миром, в который наши предки верили и который невозможно было познать. Они назначали «смотрителей» за разными уголками природы и быта, считая, что у всего должен быть хозяин: в воде – водяной, в доме – домовой, в бане – банник, в лесу – леший и т. п.

По прошествии времени, когда язычество сменилось христианством, многие образы претерпели трансформацию – они стали злобными, непривлекательными, страшными. Связано это с тем, что, с точки зрения христианства, существует только один Бог, а, следовательно, никому, кроме него, поклоняться нельзя.

Всех исконно славянских существ стали демонизировать, приписывая им негативные качества – церковь не одобряла веру в таких существ, а значит, прежде традиционное задабривание домовых духов превращалось в грех, а домовой из заботливого покровителя становился опасным злым духом.

И всё же, несмотря на свои отрицательные качества, эти сказочные существа играли свою важную роль в воспитании детей.

Баба Яга – мудрая наставница, а не злая старуха

Змей Горыныч – воплощение природных сил

Зло, которое никогда не исчезает, – Кощей Бессмертный

Леший – древний эко-защитник

Водяной – страж источника жизни.


УРАЛЬСКИЙ ХОРРОР : страшно-познавательно/ Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека; составитель О. И. Калинина. – Екатеринбург : СОМБ, 2024. – 94 с. : ил. – URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/1183э/horror1.pdf. – Текст : электронный.

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области