Литературный этноперекрёсток 2.0 И в «художке» и в нон-фикшн главное – человек
«Каждый человек есть продолжение кого-то, неосознанно наследующий хорошие или плохие качества, черты характера своих предков, чьи-то намерения, мечты и заботы, бессознательно ведущие по жизни. Только прожив большую часть отмеренного, обретя мудрость, ты начинаешь смотреть на мир шире и глубже. Перебирая жизненные коллизии близких, можешь поискать ответы на вопросы, поставленные Ее Величеством Судьбой» – пишет в своей книге «В зеркале времени», о которой мы сегодня ещё поговорим, известная башкирская актриса Тансулпан Бабичева.
Поэтому, что как не судьба человеческая, интересует и читателя, и писателя… Об этом сегодняшний обзор литературы, изданной в Башкортостане.
Ринат Камал (Камалов) «Һайланма әҫәрҙәр» («Избранные сочинения»), т. 1.
Первая книга известного башкирского писателя Рината Камалова «Беда» увидела свет в 1993 году, «Таня-Танхылу» (1996), «Враги любви» (2000), «Озон-тал» (2004).
Расцвет таланта Р. Камала пришелся на конец прошлого – начало нынешнего веков. В то время журнал «Агидель» опубликовал его романы «Узунтал» и «Терпеливая душа», в которых писатель повествует о кровно-родственных отношениях людей в сложные годы существования Советского Союза. В повести «Бегство» отражены судьбы знаменитых земляков – балетного танцора Рудольфа Нуриева и художника-сюрреалиста Эдварда Шагиева (Ихангира), оказавшихся на чужбине. Повесть «Кара» отражает непростые взаимоотношения между учителями и учащимися. Ринат Камал – член Союза писателей Республики Башкортостан.
Ринат посвятил памяти матери такие произведения, как роман «Магдановский магазин» (Банубикэ) и повесть «Две жизни», а образ жены Альфиры воплощен в таких персонажах, как Ниса («Слабосил») и Фаниса («Таня-Танхылу»).
Ринат Камал – заслуженный работник культуры РБ, лауреат государственной премии имени Салавата Юлаева и литературной премии имени Рашита Ахтари.
Многие герои писателя – трудной и печальной судьбы. Они часто спрашивают: «Есть ли счастье на земле? Если есть, то где, что это?"... Они и находили, и теряли счастье...
Зуфар Толомғужин «Йәнем рәхәте» («Сладость души»), трилогия
Вся жизнь писателя была тесно связана с природой родного Башкортостана. С 14 лет он начал работать в промартели «Кызыл Байрак». Занимался молевым сплавом, сплавом плотов, витьем верёвок, добычей смолы. После трудового дня все свое свободное время Зуфар Галеевич заполнял чтением литературы, газет, журналов, изучал историю русского, башкирского народа. Уже в 16 лет Зуфар Галеевич стал печатать свои очерки, статьи, заметки во многих республиканских периодических изданиях. Затем была служба в армии, где он приобрел специальность телемеханика, которая очень помогла ему в дальнейшей жизни. Отслужив, он работал дорожным мастером и поступает на учебу в заочное отделение Уфимского индустриального колледжа, где получил диплом техника-технолога. В дальнейшем он работал в леспромхозах Караидельского и Нуримановского районов.
В 1976 году он избирается делегатом X съезда собкоров РБ. С этого года Зуфар Галеевич начинает активную творческую деятельность. Его первая книга «Печальная птица души» выходит в издательстве «Китап» в 1997 году. На сегодняшний день Зуфар Галеевич автор 12 книг. Член Союза журналистов РБ и РФ. Член Союза писателей Республики Башкортостан и России (2017).
В трилогию «Йәнем рәхәте» («Сладость души») вошли повести:
«Торналар талпынган еркэйем» («Земля, к которой стремятся журавли»). Книга первая
«Йәнем рәхәте» («Сладость души»). Книга вторая
Балыктар карпый кулдерзе. («Рыба в карповых озёрах»). Книга третья
Книга-альбом «Рукотворная слава «Агидели» посвящена башкирским художественным промыслам, современная история которых с ХХ столетия по настоящее время неразрывно связана с предприятием "Агидель".
Башкирские промыслы имеют долгую историю, одни пришли из глубины веков, другие возникли недавно, но уже прочно вошли в ряд прикладного искусства. Вышивка, художественная резьба, аппликация, ткачество, ковка металла, гончарство, зодчество, роспись по ткани и дереву, лаковая живопись… Их судьбы во все времена вершила эпоха и люди – мастера, память о которых сохранилась в их произведениях. За одним исключением – современная история башкирских промыслов имеет вполне конкретное имя, «Агидель»…
В книге раскрыты исторические события, узловые моменты, определявшие в разное время судьбу легендарного объединения и промыслов в целом. Отдельно представлены художественные и технологические особенности всех видов башкирского творчества: ковроткачества, вышивки, аппликации, росписи по ткани и дереву, резьбы по дереву, лаковой миниатюры, изготовления мебели и юрт. И главный рассказ – о людях, мастер, создающих все эти шедевры.
Биографический, богато иллюстрированный альбом «Һандуғас көҙрәте» («Соловьиный дар») – это рассказ о жизни талантливой башкирской певицы Наджии Аллаяровой.
Музыкальные критики говорят о ней: «Второго такого голоса до сих пор нет. Чистый, как горный ручеёк. Как серебряный колокольчик…». Нажия Аллаярова родилась 15 июля 1936 года в деревне Новобайрамгулово Учалинского района Башкирской АССР. В 1957 году Нажия Хибатовна окончила вокальное отделение Уфимского училища искусств (класс Миляуши Муртазиной). 1967 году в Москве окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс М. Л. Переверзевой). В 1961-1962 годах работала в Башкирской филармонии, в 1967-1991 годах — в Башкирском театре оперы и балета. Прославилась как яркая исполнительница башкирских народных песен – озон кюй и вокальных произведений башкирских композиторов, романсов и своего коронного номера – «Соловья» Алябьева. В разные годы певица успешно гастролировала за рубежом – в Польше, Венгрии, Германии. Заслуженная артистка БАССР (1971).
Народная артистка БАССР (1977), Заслуженная артистка РСФСР (1982).
И, в соответствии с кольцевой композицией, закончим той же книгой, с которой начали: Тансулпан Бабичева «В зеркале времени».
Тансулпан Бабичева служит в труппе Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (с 1974). Завкафедрой режиссуры и мастерства актёра Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова.
В 2005—2006 годах Тансулпан Дагиевна работала художественным руководителем Национального Молодёжного театра РБ.
На сцене Башкирского академического театра драмы поставила спектакли «Дүрт кешелек табын» (1989; «Стол на четверых») Н. Гаитбая, «Ун икенсе төн» (1993; «Двенадцатая ночь») У. Шекспира и др. Снималась в кино и телефильмах.
Она пишет в своей книге-исповеди: «Эту книгу я посвящаю моим внукам Дауту и Луке, а также тем, кто придёт позже.
Что есть человеческая судьба? Какова доля предначертанности свыше и собственной воли человека, прокладывающего свой жизненный путь? Какова роль времени, семьи и любви, внешних обстоятельств? Насколько сильно влияние воспитателей, идеологии, общества, друзей и недругов на формирование настоящей личности? Как наши мечты, идеалы, намерения, воля, амбиции, постоянство усилий, с одной стороны, и характер, жизненные ситуации, противоборство противников, конфликты, невежество, неспособность видеть реальность, с другой, ведут к определенному финалу? На все эти вопросы я и хочу поискать ответы, анализируя собственный путь, восстановить звенья родословной по линии отца и матери…»
Все упомянутые новинки в ближайшее время поступят в фонд Межнациональной библиотеки.
Нина Парфёнова, к.ф.н.