Литературный этноперекрёсток 2.0 Символы, народные промыслы Республики Коми и… Василий Кандинский
Как следует из аннотации на сайте, книжное издательство Республики Коми создано в 1996 году на базе одной из лучших универсальных региональных типографий России – Коми республиканской типографии. Издательство реализует книжные проекты по принципу «от идеи до тиража». Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих проектов, поступивших в этом году в Межнациональную библиотеку.
С тех пор, как человек стал человеком, у него возникла потребность отличать себя от других, своих от посторонних, своё от чужого. С незапамятных времён люди, составлявшие некую общность, делали на своих телах определённые татуировки, носили однотипную одежду или амулеты, благодаря которым обособляли себя от других племён и родов. Опознавательными знаками обладает всё живое и неживое, весь окружающий нас мир. Государственные символы это опознавательные знаки государства. Собственно, геральдические символы могут иметь не только государства – регионы, города и даже посёлки.
И с такими символы знакомит читателей книга «Символы Республики Коми».
В книге рассказывается: что такое символы и для чего они нужны, в том числе государственные символы; краткий экскурс в общую историю Республики Коми; что такое государственные символы республики (герб, флаг, гимн); что они означают, история создания; правила обращения; обзорно про другие неофициальные символы, которые прочно ассоциируются с Коми республикой.
Галина Бутырева – заслуженный деятель культуры Республики Коми, журналист, поэт, переводчик, однажды собрала написанные за много лет путешествий путевые очерки, и получилась «Книга путешествий. От верстовых столбов». Она пишет в предисловии: «Сколько лет прошло с тех пор, а перед глазами у меня до сих пор эти столбы – деревянные, потемневшие от времени, иногда – уже полусгнившие у основания… Как мы им радовались – как живым существам… Ура! Ещё на один километр ближе к концу пути! А на самом деле, конечно, эти верстовые столбы из далёкой юности были началом нашего пути в большую жизнь… Интересно, можно ли сегодня ещё встретить их на старом удорском тракте?..» Любое путешествие – это движение, это жизнь. И Галина Бутырева приглашает нас в путешествие по миру, по России, по любимой Республике Коми, потому что это – настоящая жизнь…
Народные художественные промыслы своей уникальностью являются не только этнокультурным достоянием Республики Коми, но и частью российского и мирового культурного наследия. Целью выпуска альбома «Шоныд воыйв. Тёплый Север» авторы считают возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов в Республике Коми и поддержку мастеров как носителей и хранителей нематериального культурного наследия.
Природа всегда была домом для народа коми. Она щедро одаривала человека своими дарами, а он в ответ трепетно и бережно относился к ней. Даже ветку без надобности не ломали. Лишнего ни в лесу, ни в водоёмах не брали. Природа всегда была для коми живой и наполненной духами. Потому и народные промыслы тесно связаны с природой – материалами, узорами и пр.
Ещё глубже в этнический колорит погружает читателя альбом «Стиль и этно», посвященный творчеству народного художника Республики Коми Василия Георгиевича Игнатова (1922-1998), пронизанного национальным характером коми. Сам автор главной темой своего творчества считал далекую коми старину, дошедшую до нас в языческих верованиях, сохраненную в эпических текстах, которую он в художественных образах только ему присущего стиля воссоздал в своих произведениях. Издание включает статью, подробно освещающую жизненный путь и весь спектр творческой деятельности художника, иллюстрированный каталог, в который вошли избранные работы Игнатова из собрания Национальной галереи Республики Коми, краткую биографию, редкие архивные фотографии.
В 1889 году студент Московского университета Василий Кандинский получает от Московского Общества Естествознания, Антропологии и Этнографии средства на поездку по Вологодской губернии. Побывав в Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске, Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар), он прибыл в село Усть-Кулом, которое в представлениях Кандинского было «центром зырянского края»… Этой поездке посвящён альбом «Путешествие В. Кандинского к зырянам в 1889 г. Издание второе». Основу альбома составляют дорожные записи В. Кандинского, сделанные во время путешествия. В него вошли также: статья В. Кандинского «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» и его рецензия на книгу Г.С. Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык», опубликованные в журнале «Этнографическое обозрение» в 1889 году. Альбом проиллюстрирован фотографиями городов, которые проезжал Кандинский и предметов народной культуры коми-зырян мест, где он побывал, датированных концом XIX - началом XX в.в.
Все упомянутые новинки в ближайшее время поступят в фонд Межнациональной библиотеки.
Нина Парфёнова, к.ф.н.