ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТНОПЕРЕКРЕСТОК 2.0
Мордовия!
Край хлебных нив и меда
Земля, где с незапамятной поры
В один народ слились ее народы,
Как в Волгу — воды Мокши и Суры…
Мордовия – многонациональная республика с богатой историей и самобытной национальной культурой. Здесь можно познакомиться с традициями самого многочисленного финно-угорского народа России, увидеть коллекцию работ «русского Родена», уроженца мордовской земли – скульптора Степана Эрьзи. Мордовская природа богата густыми лесами и дубравами, а народное творчество мордовского народа многообразно:это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство.
Как вы уже догадались, сегодня я спешу порадовать читателей Межнациональной библиотеки новинками Мордовского книжного издательства. Художественная литература на эрзянском и мокшанском языках (а также в переводах на русский), а также издания, посвященные культуре, истории, этнографии, фольклору мордвы в самое ближайшее время пополнят фонд нашей библиотеки. Предлагаю вашему вниманию краткий обзор некоторых новинок.
«Масторава: мордовский народный эпос» (сост. Г.Я. Меркушкин и др.)
На основе древних эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний был создан литературный вариант эрзянско-мокшанского героического эпоса под названием «Масторава».
Эпос воспроизводит эрзянскую и мокшанскую космогоническую мифологию, гражданскую и духовную историю эрзян и мокшан, создает многомерный образ народа, имеющего богатую тысячелетнюю историю. В «Мастораве» отражены философские, художественные, эстетические, этические и социальные воззрения народа на собственную историю и историю соседних народов.
Художественно-эстетический уровень «Масторавы», изложенная в ней духовная и гражданская история представляют эрзян, мокшан и русских как создателей и носителей высокой цивилизационной и социальной культуры, обладавших космическим сознанием, имевших контакты со многими народами древнего мира, знавшими, что есть Бог и Человек, Красота и Гармония, Добро и Зло.
Сказания, составившие книгу, представляют собой поэмы, написанные на основе фольклорных сюжетов и мотивов. В авторском изложении они сохранили народный дух, народное миросозерцание, эпическую героику и эстетику.Значительное место в эпосе занимают величественные боги и герои: Инешкипаз (творец мира), Анге (жена Инешкипаза, богиня красоты), Идемевсь (черт, антипод Инешкипаза), Пурьгинепаз (бог грома и дождя), Масторава (богиня эрзянской земли), Кудадей (основатель эрзянского племени), Нарчатка (мокшанская княгиня, смелая воительница) и др. Вместе взятые, они образуют коллективный образ народа.
«Масторава» – повествование не только о минувших временах. Воссоздавая героическое прошлое, эпос делает его явлением нашего времени, идеалы которого в преображенной форме способствуют развитию национального самосознания. Он свидетельствует о том, что у Эрзи есть великое прошлое. А народ, имеющий великое прошлое, вправе с оптимизмом смотреть в будущее.
Отдельного упоминания достойны изумительные иллюстрации художника Виктора Федюнина.
«Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа» (под ред. Н.П. Макаркина)
Данная книга – фундаментальный научный труд и кладезь всеобъемлющих знаний по истории и культуре мордовского народа. Основу авторского коллектива составили мордовские ученые – историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, литературоведы, филологи – видные деятели науки, культуры, искусства.
Книга состоит из трех разделов: «Этническая история мордовского народа», «Хозяйство и материальная культура» и «Общественная жизнь и духовная культура».
Из первого раздела мы можем узнать об истории формирования мордовского этноса, его расселении и численности, а также о специфике мокшанского и эрзянского языков. Второй раздел знакомит читателей с бытовым укладом, промыслами, национальной кухней и национальным костюмом мордвы. Третий раздел раскрывает мордовские семейно-общинные устои, особенности национального мировоззрения, а также фольклор и различные виды национального искусства (литературу, театр, музыку, ДПИ).
Из рубрики «Любопытные факты из истории мордовского народа», которая появляется в различных главах книги, мы можем узнать много интересного, к примеру: когда вышли первая грамматика на мокшанском языке и первый букварь на эрзянском языке, какое значение имела для мордовцев родовая свеча (атяньштатол), как празднуют Акшакелу и многое другое.
Издание радует глаз иллюстрациями: богатый фотоматериал, рисунки, карты помогают наглядно представить разные аспекты жизни мордовского народа.
Лузгин А.С. «Мордовия мастеровая: книга очерков о сохранении и развитии народных традиций»
Собиратель народных ремесел Александр Лузгин рассказывает о подлинных мастеровых людях – творцах прекрасного. Книга знакомит нас с современной этнокультурную мозаикойМордовии: раскрывает сложный процесс адаптации новейших разработок национального костюма, второе рождение неповторимой мордовской национальной вышивки, создание тавлинской деревянной игрушки и прекрасных мифологических образов из глины, теньгушевских семицветок, известных всему миру матрешек, урусовских валенок, возрождение почти забытых темниковских кружев и многое другое.
Мордовское народное искусство представляет яркое самобытное явление нашей современности, а среди искусств других народов России художественное творчество мордвы выделяют свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера.
«Заветные сказки мордвы» (собр. К.Т. Самородов, сост. С.С. Маркова)
Говоря о национальной культуре Мордовии, нельзя обойти вниманием устное народное творчество.
В книгу «Заветные сказки мордвы» вошли мордовские народные сказки, собранные доктором филологических наук Кириллом Тимофеевичем Самородовым – одним из основоположников фольклористики и литературоведения Мордовии, собирателем, публикатором и исследователем фольклора мокши и эрзи, видным библиографом и переводчиком,человеком разносторонней творческой одаренности.
Данная книга издана в рамках Федеральной программы «Культура России» и включает в себя подборку мордовских сказок разных видов: сюда вошли и волшебные, и бытовые, и сказки о животных. Из них вы узнаете, каковы на самом деле ежовые рукавицы, почему не стоит затевать жатву зимой,чем прославился Сабан-богатырь, как можно умереть от жадности, отчего сани бывают горячими, как Петра I спас простой солдат и много других чудес!
Брыжинский М.И. «Круиз: фантастические рассказы и повести»
Михаил Иванович Брыжинский – Народный писатель Республики Мордовия, автор более пятнадцати книг прозы, а также учебников для мордовских школ. Пишет на эрзянском и русском языках.
В сборнике «Круиз» автор, несмотря на подачу материала в жанре фантастики, рассматривает вполне реальные земные проблемы. Он ставит вопрос об ответственности людей – и, прежде всего, ученых – перед будущими поколениями. А также предостерегает, что погоня за сиюминутным, непродуманное использование новейших научных открытий и изобретений, казалось бы, несущих благо для всех, может во вполне обозримой перспективе обернуться большими неприятностями планетарного масштаба, а то и гибелью всей человеческой цивилизации.
Лапландская история «Шаман» и этнофантастическая повесть «Кирдажи» написаны в духе мистического реализма, где элементы фантазии и мифа вплетаются в повседневную жизнь героев.
Повесть «Шаман» также доступна для чтения онлайн в электронном архиве журнала «Странник» под названием «Лапландская история».
Цитата:
«Вот он, опять оскалился. Сейчас зарычит.
Но не зарычал почему-то. И не оскалился вовсе, а осклабился. Эва, какая ухмылка у него противная. Насмехается еще, тварь поганая… Э, э, э! Погоди-ка, да это же и вправду человек. Огромный, чернобородый. Какой же это волк? Привидится же! Чуть человека не убил. А может, и не стрелял вовсе? Так, причудилось. Дела-а! Совсем крыша поехала. Нет, хватит. Пора, наверное, в отпуск. К людям. В город. Развеяться… О-па! А где же человек? Опять волчара огромный. Совсем рядом. Уже и хриплое дыхание его слышно».
Ваганова Татьяна