ВДОХНОВЛЕННЫЕ КРЫМОМ
Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей.
С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов.
И. К. Айвазовский
Иван Константинович АйвазовскийВ крымской Феодосии поселился ещё отец великого художника. Именно в этом многонациональном городе-порте прошло детство Ивана Константиновича, отсюда от отправился на учение в Петербург и сюда он вернулся на три года после получения Золотой медали в Императорской академии художеств.
В Феодосии были созданы первые его характерные «марины», здесь он вдохновлялся красотой местной природы, экспериментировал с различным освещением. Так уже в начале его самостоятельной карьеры появились незабываемые картины «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег». Особое место в творчестве Айвазовского занимает «пушкинская тема» — связь великого поэта и Крыма, Чёрного моря. Айвазовский, имея возможность посетить все тропы, которыми хаживал Александр Сергеевич, написал серию вдохновенных полотен, самая известная из которых — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» (1877 год).
Сегодня в Феодосии в большом доме, некогда принадлежавшем художнику, работает музей, где собраны множество картин этого автора.
«Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю»
А. А. Ахматова
С семи до тринадцати лет «дикая девчонка», как ее прозвали местные жители, росла у моря. Эти годы были не только становлением личности будущего поэта (Ахматова не любила, когда её называли поэтессой), они отмечены самого разного рода переживаниями. Уход отца из семьи, следствием чего стал отъезд ее матери с пятью детьми в Евпаторию, принёс во впечатления девочки грустную и даже горестную ноту. Комментируя строки Вергилия, грамматик IV века Сервий пишет: «Ибо нет места без духа». Стоит отметить, что уже тогда Анна понимала всё значение и дух «гения места»: «Херсонес – главное место в мире. Я – последняя херсонидка», – писала Ахматова.
После окончания гимназии Аня два года живет с матерью в Балаклаве. Позже она еще дважды возвращалась в Крым (и все время стремилась вернуться) – туда, где ощущала то неуловимое и основополагающее, что дают нам яркие впечатления детства.
Анна Ахматова посвятила Крыму и Севастополю около 20 стихотворений и поэму “У самого моря”, где описывает свое детство.
«Я бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала севастопольских барышень»
М. А. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков любил Крым и приезжал сюда 4 раза в конце 20 – х начале 30 – х годов XX века. Здесь Михаил Афанасьевич задумал «Бег» и сделал окончательную редакцию «Белой гвардии». Впервые писатель приехал в Крым по приглашению Максимилиана Волошина в 1925 году. Волошин подарил Булгакову свои акварели и поблагодарил писателя за то, что он сумел в своем романе «Белая гвардия» подняться над страшной борьбой красных и белых, считая ее трагедией всего народа. В доме Волошина Булгаков жил в комнате, где ранее останавливался Николай Гумилев. Вместе с Волошиным, Булгаков посетил библейские места Коктебеля. В доме Максимилиана писатель впервые прочел "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
В Севастополе Булгаков любил приходить на Графскую пристань, откуда эвакуировалась белая армия Врангеля. В Феодосии писатель посетил галерею Айвазовского – он был неравнодушен к маринам и мог рассматривать портреты, написанные художником, часами.
В Судаке писатель вместе с Александром Спендиаровым (армянский композитор и дирижер) посмотрели Генуэзскую крепость. В Коктебеле Булгаков познакомился с Александром Грином, который очень тепло принял произведения писателя и пригласил его к себе на пироги в Феодосию, но, к сожалению, эта встреча не состоялась. В опубликованном в 1925 году булгаковском очерке «Путешествие по Крыму» самые лучшие строки были посвящены Ялте.
«Но до чего же она хороша! ...По спящей, еще черной в ночи набережной носильщик привел куда-то, что показалось похожим на дворцовые террасы. Смутно белеет камень, парапеты, кипарисы, купы подстриженной зелени, луна догорает над волнорезом сзади, а впереди дворец,— черт возьми!.. В окнах гостиницы ярусами Ялта... Светлеет»
И. А. Бунин
И. Бунин – прозаик и поэт, первый русской лауреат Нобелевской премии впервые приехал в Крым в 1889 году восемнадцатилетним юношей и навсегда влюбился в этот край. Последний раз писатель увидит Крым в 1912 году, а через несколько лет, в 1920 году, навсегда покинет родину. Но буквально на всех страницах бунинских произведений, на протяжении долгих шести десятилетий – от первых стихотворений о Крыме, датированных апрелем 1889 года, до рассказа «Алупка», созданного незадолго до смерти мастера, в 1949 году, нам будет являться образ Крыма.
В рассказе «Пыль» герой И. Бунина, как и сам писатель, вспоминает «серо–сиреневые горы, белый город в кипарисах, нарядных людей, зелёные морские волны, длинными складками, идущими на гравий, их летний атласный шум, тяжесть, блеск и кипень…» В эмиграции И. Бунин тоскует не только по Севастополю, но и по Ялте, Бахчисараю, Гурзуфу, Мисхору. И все эти воспоминания наполнены чистой любовью к крымской земле. Бунин воспринимал Крым, как «волшебный» и «сказочный» край ещё задолго до своей эмиграции. И всякий раз, покидая полуостров, писателю всё время хотелось поскорее туда вернуться.
«Белый, веселый, со светлой зеленью Севастополь...»
М. А. Волошин
Неразрывно связано с Крымом имя Максимилиана Волошина. В Коктебеле открыт Дом поэта, который он основал и завещал друзьям. Могила Волошина находится в трех километрах от его дома, по воле самого поэта его похоронили на горе Кучук-Енишар. С горы хорошо просматриваются очертания древнего вулкана Кара-Даг, красота которого была столь вдохновительной для поэта. И кажется, что сама природа в память о великом человеке создала на склонах Кара-Дага каменный профиль лица Максимилиана Волошина. Похоронен он здесь по своему пожеланию.
“И над живыми зеркалами
Возникнет темная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра”
Максимилиан Александрович Волошин, русский поэт и художник, переводчик и искусствовед, поселился в Крыму в 1903 году, в возрасте 26 лет. На участке земли возле моря он выстроил дом, на втором этаже которого обустроил мастерскую, посадил деревья. Коктебель не сразу пришелся Волошину по душе, много лет странствий понадобились поэту, чтобы понять красоту и неповторимость этого места. «Коктебель — родина моего духа», говорил Волошин. Почти тридцать лет прожил поэт в Коктебеле, написав множество прекрасных стихотворений и акварелей о Крыме. В 20 веке Коктебель получил всемирное признание.
«Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...»
А. П. Гайдар
Впервые посетив Крым (Алупку) в 1924 г., Гайдар затем неоднократно отдыхает и работает на полуострове. Среди прочего, тому есть особенная причина. Ведь Аркадий Петрович один из самых популярных детских писателей, причем не просто человек, пишущий о детях, но друг детей, постоянно находившийся среди них. А в Крыму в 1925 г. был открыт самый главный пионерский лагерь в СССР – Артек. Туда в 1931 г. приезжает Гайдар с сыном Тимуром, поселяется в лагере и проводит целые дни среди пионеров. Здесь он работает над повестью «Дальние страны». Сам Артек стал местом действия повести «Военная тайна».
В 1934 г. писатель вновь посещает эти места, а в 1937 г. живет в Ялтинском Доме творчества писателей. В 1972 г. в Артеке была открыта мемориальная доска Аркадию Гайдару.
«Насквозь артековская книга – "Военная тайна"»
Н. В. Гоголь
Летом 1835 г. профессор истории Петербургского университета Николай Васильевич Гоголь получает каникулярный отпуск. Из двух маршрутов – кавказского и крымского – он выбирает отдых в Крыму, как более близкий; кроме того, именно в Крыму «славятся минеральные грязи и купание в море». В ту пору на полуострове действовал один грязевой курорт – сакский. Там и пачкался грязями Гоголь. Ванны принимали тогда главным образом на свежем воздухе, в ямах, которые имели две трети метра в глубину и два метра в длину. Стоимость процедур и содержания на курорте была очень высокой. Отдых в Крыму не только укрепил здоровье, но и дал «ужасное множество сюжетов и планов».
«Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...»
А. М. Горький
От Перекопа до Ялты, от Севастополя до Керчи, что называется, вдоль и поперёк исходил, и изучил Крым Алексей Максимович Горький.
Более тридцати произведений Горького отразили события, факты, людей и пейзажи, которые он наблюдал в Крыму. Крымский климат благотворно влиял на здоровье писателя, и он бывал часто приезжал на отдых в Крым. Яркими страницами его биографии стали крымские встречи с великими писателями Л.Н. Толстым и А. П. Чеховым.
Жизнь в Форосе и Коктебеле принесла ему ценнейшие наблюдения, которые он передал в пьесе «Яков Богомолов». Знаменитая “Песнь о соколе” была написана Максимом Горьким под впечатлением великолепия южной природы. В Ялте установлен памятник А.М. Горькому.
«Я шёл в немом восхищении перед красотой природы этого куска земли, ласкаемого морем…»
А. С. Грибоедов
Спустя пять лет после Пушкина, в Крыму побывал Александр Сергеевич Грибоедов. 18 июня 1825 г. он остановился в симферопольской Афинской гостинице (ныне пр. Кирова). 24 июня Грибоедов отправляется путешествовать на Южный берег Крыма. В красной пещере, что под Симферополем, в подземном коридоре выбил своё имя и год посещения; этот коридор и поныне зовут Грибоедовским.Несколько раз поэт поднимался на вершине Чатыр-Дага. Объехал берег моря от Алушты ( через Ущельное под Ялтой, где ныне ему поставлен памятник) до Балаклавы, а оттуда – в Севастополь.
По дороге писатель не только любуется природой, но и тщательно изучает исторические памятники. Из Севастополя через Учкуевку добирается Грибоедов до пещерных городов, посещает Бахчисарай и его окрестности, часто бывает в имении Саблы, принадлежавшем видному крымскому деятелю Бороздину ( село Партизанское Симферопольского района). О том, что видел в Крыму, с кем встречался, о чём размышлял Грибоедов, можно прочитать в его «Крымском дневнике» и письмах друзьям.
В Алуште установлен памятник А.С. Грибоедову.
«Крым – изумительная сокровищница. Естественный музей, хранящий тайны тысячелетий»
А. С. Грин
В Феодосии находится Литературный музей Александра Грина, который жил здесь шесть лет. Тут был написан блестящий роман “Бегущая по волнам”, посвященный жене писателя.
В восстановление творческого наследия Грина неоценимый вклад внес Константин Паустовский, он часто приезжал в Старый Крым, работал здесь над повестью “Черное море”, где прообразом Гарта стал Александр Грин. Грин наблюдал крымские пейзажи, плавая матросом на грузовом судне вдоль южного побережья. В советское время Грин недолго жил в Севастополе, затем с 1924 по 1939 г. – в Феодосии. Последние два года жизни он находился в Старом Крыму, где и умер в июле 1932 г.
Здесь бережно сохраняется его могила, восстановлен дом, котором жил писатель. Крымские впечатления отразились во многих произведениях Грина. Среди них можно назвать следующие романы и рассказы: «Дорога никуда», «Золотая цепь», «Блестящий мир», «На досуге», «Посидели на берегу», «История одного ястреба» и другие. Приметы Севастополя, Балаклавы, Ялты, Гурзуфа вошли в гриновские пейзажи и описания фантастических городов Лисса, Зурбагана, Гель-Гью, Гертона.
«Давно я не чувствовал такого светлого мира. Здесь дико, но в этой дикости — покой…»
Н. С. Гумилев
Впервые Коктебель Н.С. Гумилев увидел весной 1909 года, тогда же впервые оказался в доме М. Волошина. В то время в Коктебеле отдыхали Алексей Толстой, Андрей Белый и многие другие. Именно в Коктебеле Н.С. Гумилев написал знаменитую поэму «Капитаны».
В мае 1921 года он знакомится с Владимиром Павловым, который приглашает поэта совершить поездку в Севастополь. В Севастополе поэт ночевал в салоне-вагоне и вел отшельнический образ жизни, однако смена обстановки, уход от бытовой суеты позволили поэту воспрять духом.
С собой в поездку поэт взял африканский цикл стихотворений, возможно, это и подтолкнуло Гумилева и его севастопольское окружение принять одно из самых знаковых решений – выпустить поэтический сборник «Шатер». Этой книге суждено было стать последним прижизненным изданием автора.
Его последний крымский вояж не прошел бесследно и навсегда остался в памяти поэта и произведениях, написанных в Крыму: «Посередине странствия земного», «Мои читатели», «На далекой звезде Венере», «После стольких лет» и других поэтических шедевров.
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
С. А. Есенин
В Ялту Сергей Есенин приехал в июле 1914 года, когда поэту было только девятнадцать лет. Подробнее о воспоминаниях поэта о Крыме можно узнать из его писем, адресованных отцу, в которых Есенин рассказывает о своих впечатлениях.
Так доподлинно известно, что Севастополь стал первым городом, встретившим Есенина. Он произвёл на поэта неизгладимое впечатление, особенно восхищался Сергей Александрович памятником Нахимову и набережной, по которой он любил гулять, наслаждаясь морским бризом.
Первая мировая война послужила причиной второго посещения Сергеем Есениным Севастополя и Крыма.
10 апреля 1916 года он прибыл на мобилизационный пункт и был зачислен санитаром (личный знак №9999) в Царскосельский его Императорского Величества военно-санитарный поезд № 143. В Евпаторию военно-санитарный поезд № 143 прибыл 14 мая 1916 года, а уже утром следующего дня он стоял в Севастополе. Санитар Есенин, как был – в гимнастерке, яловых сапогах, с наголо остриженной головой под фуражкой – успел только сбегать на располагающийся неподалеку Малахов курган и осмотреть Севастополя с его легендарной вершины.
«У окон моей комнаты расстилается море, а за воротами моего дома чудные и величественные горы»
В. А. Жуковский
Путешествие наставника великого князя Александра Николаевича на край Империи «по собственному желанию» и полувековой этап присоединения Крыма к России совпали. К этому добавилась и смерть Пушкина в день рождения великого поэта-романтика, что можно рассматривать как знак, что он хотел что-то сказать Пушкину на Юге, а возможно, и нам.
С Бахчисараем и Южным берегом связаны наиболее яркие эпизоды путешествия Жуковского по Крыму. Жуковский задумал провести в Крыму вечер памяти погибшего друга в Бахчисарайском дворце. Жуковский устроил для императрицы и всех гостей чтение вслух поэмы своего великого ученика. Это была первая после смерти поэта публичная акция его чествования. Думается, что наставник цесаревича не случайно выбрал для поминовения своего молодого друга именно 11 сентября. Это был последний день пребывания Пушкина в Крыму в далеком 1820 году: 12-14 сентября он покинул Таврическую губернию, направляясь через Одессу в Кишинев.
Вечер в Бахчисарайском дворце был данью Василия Жуковского и погибшему гению, и тюркской культуре, взрастившей когда-то его мать Сальху (турчанку по происхождению).
«Я желаю иметь более времени и свободы для обозрения нашей Италии, которую, вероятно, после не удастся увидеть»
М. М. Зощенко
Михаил Михайлович искренне любил Крым. Целебный климат и природа полуострова помогли Михаил Михайловичу преодолеть серьезную душевную болезнь – глубокую депрессию, с которой писатель сумел совладать в середине 1930-х годов.
После этого он каждую раннюю осень (1937, 1938, 1939 гг.) проводил в Коктебеле, куда приезжал не столько отдыхать, сколько работать. Первоначально, наведываясь в Крым в 1920-е годы, Михаил Михайлович отдыхал в Ялте.
Он был очевидцем крымского землетрясения 1927 года. Подробно оно описано им в повести «Черный принц». В ней писатель проявил глубокое знание не только истории с легендарным золотом этого английского фрегата, но и событий Крымской войны и обороны Севастополя в 1854-1855 годах.
«Крым – это форменная жемчужина, как человека обновляет!»
В. Г. Короленко
Летом 1889 г. Владимир Галактионович Короленко сутки пробыл в Керчи, проникаясь, как он выразился, историческим настроением, а потом почти два месяца жил в Карабахе (ныне село Бондаренково).
Весной 1902 г. Короленко приезжает в Ялту, чтобы посоветоваться с Чеховым, что предпринять в ответ на отмену царём выборов А. М. Горького в почётные академики. Тогда же Короленко посетил Л.Н. Толстого в Гаспре.
В 1910 и 1913 гг. писатель отдыхал и работал в Алупке и Батилимане. Крымская действительность отразилась в его рассказах «Рыбалка Нечипор» , «Емельян», в некоторых мемуарных и публицистических произведениях.
Дом-музей Короленко на хуторе Джанхот (Геленджик) рад гостям, желающим прикоснуться к страницам жизни знаменитого автора.
«Что это за прелесть море ночью, при лунном свете. На земле все спит, а на море таинственная жизнь, сверкание и движение. По всему берегу, далеко-далеко в обе стороны, набегает и кипит белая пена прибоя, шуршат камни, которые катают волны взад и вперед, и скалы стонут и гремят...»
К. А. Коровин
«Моцарт живописи» — это образное определение закрепилось за блистательным русским живописцем Константином Коровиным с лёгкой руки его коллеги, педагога Бориса Иогансона. Второе — Шаляпина: «Паганини в живописи».
Русский импрессионист Константин Алексеевич Коровин по-настоящему писал именно в двух местах: на родине течения, во Франции и в любимом Крыму. Художник обосновался на полуострове при активном содействии друга, Антона Павловича Чехова. Писатель даже был готов уступить Коровину свою «уединённую» дачу в Гурзуфе, однако она художнику не подошла. Вскоре он в 1912 году всё же построил по собственному проекту дом «Саламбо», где часто работал и принимал знаменитых гостей. Примечательно, что Коровин в Крыму писал не только замечательные пейзажи («Ялтинский порт», «Севастопольский базар», «Гурзуф»), но и жанровые сцены («Бахчисарай») и натюрморты. В Крыму Коровину дышалось легко, и, самое главное, здесь был тот особенный свет, столь необходимый для неуловимого мгновения, столь любимого импрессионистами. Разумеется, внимание художника не остановилось на Ялте, он также написал несколько работ в Симферополе и Севастополе, где его задержала болезнь. Крыму и счастливому периоду творчества на полуострове отведено особое место в мемуарах художника, написанных в эмиграции.
«Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я»
А. И. Куинджи
Волшебника света Архипа Ивановича Куинджи, значительную часть своего творчества посвятил Крыму. В крымской Феодосии началось «учение» знаменитого мастера света Архипа Ивановича Куинджи. Юноше из небогатой семьи посоветовали отправиться к известному маринисту Айвазовскому, но здесь Архипа ждало разочарование: ему доверили только растирать краски. Однако время в Феодосии не пропало даром: в 1868 году он неожиданно продемонстрировал публике свой талант, выставив крымский пейзаж — «Татарскую деревню при лунном освещении на южном берегу Крыма». Юного художника заметили, позволив быть вольным слушателем в Императорской Академии художеств, с ним познакомились знаменитые «Передвижники», заметив в его работе «социальный подтекст». До 1882 года продолжался творческий взлёт Куинджи, после чего художник неожиданно для всех исчез из художественного мира. Свое самовольное «изгнание» он проводил на Кавказе и в Крыму, где обзавёлся сначала землёй, потом домами и даже стал хозяином целого поселения — посёлка Кикинеиз. Именно в Крыму Архип Иванович продолжал свои эксперименты с красками и светом, выработав полностью самостоятельный стиль. Крымские работы Куинджи, такие как «Лунная ночь на море» или «Красный закат» отличаются особыми световыми эффектами.
«Надо рисовать и рисовать с жизни»
А. И. Куприн
Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн обожал Крым! В Крыму Куприн испытывал состояние высокого творческого подъема, здесь он написал многие свои сочинения: «В цирке», «Трус», «На покое», «Белый пудель».
В Крыму у Куприна произошло одно знаменательное событие, важное для его творческой жизни: знакомство с Л. Н. Толстым, которого он боготворил и считал самым большим писателем России. Это произошло в Ялте 25 июня 1902 года.
Куприн приезжал отдыхать в Балаклаву каждое лето и осень, часто выходил в море с рыбаками. Он посвятил им очерки “Листригоны”.
В Балаклаве на набережной установлен памятник Александру Куприну.
Писатель был свидетелем восстания на крейсере “Очаков” и гневно высказался против жестокой расправы над восставшими, после чего командующий Черноморским флотом организовал высылку писателя из Крыма.
«…все море горит огнями. На гребнях маленьких, чуть плещущих волн играют голубые драгоценные камни. В тех местах, где весла трогают воду, загораются волшебным блеском глубокие блестящие полосы… Сегодня – одна из тех волшебных ночей, про которые рыбаки говорят: «Море горит!.. »
И. И. Левитан
Левитан поехал в Крым, быстро набиравший популярность среди российских элит в 1886 году. Для Левитана это была и увеселительная прогулка (он недавно заработал неплохие деньги у Саввы Мамонтова) и попытка новых поисков. До этого момента он писал только пейзажи в окрестностях Москвы. По почти единодушному мнению искусствоведов, эта поездка стала настоящим открытием «нового Крыма», отличного от торжественно-монументального у Айвазовского. Левитан в Крыму обратился не к «лицевой» стороне полуострова, проигнорировав и красоты моря, и великолепные дворцы. Его привлекала крымская «изнанка»: самые незатейливые виды он умел превратить в незабываемые полотна. Считается, что за время своей крымской поездки Левитан успел посетить Ялту, Массандру, Алупку и Гурзуф, оставив несколько картин, например, одну из самых знаменитых — «В крымских горах», или «Дворик в Ялте». В 1899 году Левитан, уже объездивший немало городов и весей, вернулся в Крым зрелым мастером. Теперь он переносил на полотно свои опыты от знакомства с творчеством импрессионистов, создав созвучные им «Весна в Крыму» или «Сумерки. Стога».
«Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота…»
Д. Н. Мамин-Сибиряк
Мамин-Сибиряк приехал в Крым на лечение по приглашению Куприна в 1900 году. В первые дни пребывания в Балаклаве Дмитрий Наркисович просыпался очень рано и отправлялся на базар. Изобилие фруктов, рыбы, груды всякого морского улова – все это очень впечатляло Мамина-Сибиряка.
Из очерка «Перекати поле»: «Светило раннее весеннее крымское солнце. Красавица Ялта еще спала, то есть спали господа, а набережная и пристани уже работали.
...В горах, окружавших Ялту высокой стеной, туман уже начинал подниматься. Выделялись отдельные гребни, освещенные утренним солнцем... В воздухе чувствовалась уже наливавшаяся теплота, и море ласково облизывало береговые камни ровной зеленой волной. Из тумана показывались рыбачьи лодки, в переливавшейся зеленой ткани моря весело кувыркались неугомонные дельфины...»
«Балаклава – чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания «его величества публики». Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников»
О. Э. Мандельштам
Мандельштам любил и хорошо знал Крым. Жена писателя Надежда Яковлевна вспоминает: «Мандельштам всегда – всю свою жизнь – стремился на юг, на берега Черного моря, в средиземноморский бассейн. Сначала он узнал Крым и полюбил восточный берег, потом, в двадцатом году, побывал на Кавказе, пробираясь окольными путями из Феодосии в Петербург. Средиземноморский бассейн, Крым, Кавказ были для Мандельштама историческим миром, книгой, «по которой учились первые люди».
В Крыму Мандельштам гостит в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле, а летом 1917 года он приезжает в Алушту. Здесь Мандельштам напишет стихотворение «Меганом». А спустя два года героиней его стихотворения станет пряная, яркая, такая восточная – в описании поэта – Феодосия.
«Прозрачна даль.
Немного винограда.
И неизменно дует ветер свежий.
Недалеко до Смирны и Багдада,
Но трудно плыть, а звезды всюду те же»
В. В. Маяковский
Владимир Маяковский любил отдыхать в Крыму, он объездил полуостров вдоль и поперек. Поэт посвятил Крыму тринадцать стихотворений, написанных здесь же, в Крыму.:
“Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
Ветерок
над Евпаторией”.
В 1913 году вместе с Игорем Северяниным поэт совершил турне по полуострову, читая стихи и лекции. Интересно, что через 40 лет в ялтинской гостинице "Россия", в том же номере № 68, где жил Николай Некрасов, поселился Владимир Маяковский. И если Некрасов закончил здесь "Кому на Руси жить хорошо", то Маяковский – свою поэму "Хорошо!".
«Не с чем нашему Крыму сравниваться!»
А. Б. Мицкевич
Польский поэт и деятель национально-освободительного движения; считается одним из трех величайших польских поэтов эпохи Романтизма.
В 1825 году польский поэт Адам Мицкевич совершил путешествие от Тарханкута до Евпатории, посетив Алушту, Чатырдаг. Итоги путешествия вылились в цикл “Крымские сонеты”.
Работая над сонетами, Мицкевич привлек массу известных ему материалов. Он тщательно изучил «Путешествие по Тавриде в 1820 году» И. Муравьева-Апостола, перечитал «Бахчисарайский фонтан» А. Пушкина, восточные стихи И. Гете. Приверженец максимальной точности описаний, полного соответствия их действительности, автор и здесь остался верен себе, пользуясь в равной степени историческими данными и своими впечатлениями. Однако ничто не могло стеснить его поэтическое воображение. Перед ним возникло увиденное в тех же очертаниях и красках, которые в период путешествия по Крыму определялись его тогдашними настроениями, переживаниями и чувствами. Отсюда наряду с абсолютно точными деталями появляются гиперболичные определения. Отсюда же чарующее поэтическое своеобразие «Крымских сонетов» и та глубокая мысль, которая проходит через весь цикл и придает ему характер единого целого по замыслу и исполнению.
«Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»
В. В. Набоков
Владимир Владимирович Набоков попал в Крым не по своей воле. После Октябрьской революции семейство видного члена партии Кадетов Владимира Дмитриевича Набокова решило направить сыновей в Крым, подальше от петроградских волнений. Пребывание Владимира и его брата Сергеем в Крыму затянулось: к ним успели присоединиться мать и отец, не дождавшийся контрреволюционного удара. В Крыму, превратившемся в один из центров Белой России, Набоковы сняли дом напротив Ливадийского дворца и вели вполне светскую жизнь.
Юный Владимир тем временем пополнял свою коллекцию бабочек, готовился к учёбе в Лондоне и писал стихи. В местной периодике даже вышли его «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол». Свою жизнь в удивительно «нерусском Крыму» Набоков описал в русскоязычной автобиографии «Другие берега».
«О заколдованный, о дальний воспоминаний уголок!
Внизу, над морем, цвет миндальный, как нежно-розовый дымок…»
С.А. Найденов
Сергей Александрович Найденов известен сейчас как автор одной пьесы — «Дети Ванюшина». Эта первая пьеса Найденова сделала его знаменитым сразу после премьеры в декабре 1901 года. Чехов считал его лучшим драматургом своего времени. Личное знакомство С.А. Найденова с Чеховым состоялось в феврале 1902 года. Найденов приезжает в Ялту с рекомендательным письмом к Чехову от Ф.А. Корша, владельца театра в Москве. С этой встречи началась дружба двух писателей.
В 1909 г. С.А. Найденов переезжает в Ялту: неизлечимая болезнь, туберкулез, гонит его на юг. Выбран Крым был, видимо, не случайно. Чеховский дом и после смерти писателя сохранял для Найденова свою притягательность. Поселился он недалеко от Белой дачи, в Заречье, в доме Вербицкой. В Ялте Найденову суждено было пережить период смуты, революции и Гражданской войны. В то время он был уже тяжело болен, но пытался работать, писать новые пьесы для нового зрителя. Здесь, в Ялте, он находился под особым покровительством советской власти.
«Кусочек неба, упавший на землю»
Н. Н. Некрасов
В 1876 году полуостров посетил Николай Некрасов, приехавший сюда поправить здоровье по совету доктора Боткина. В Ялте была завершена поэма “Кому на Руси жить хорошо” и написано несколько стихотворений.
Два месяца, сентябрь и октябрь, 1876 г. провёл в Ялте тяжело больной Николай Алексеевич Некрасов. В этом месяце он смог повидать в Крыму места, где происходили кровопролитные сражения в период осады Севастополя. Об этой войне Некрасов написал немало. Широко популярны были его стихи «Внимая ужасам войны», «Тишина», отзывы о произведениях, посвящённых обороне, в частности о «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.
К героической обороне и другим событиям крымской жизни – пребыванию Пушкина в Гурзуфе, строительству железной дороги на полуостров – поэт возвращался ещё не раз. Некрасов видел в Севастополе незалеченные раны, нанесённые Крымской войной. Не налажена были и жизнь многих её участников. Поэт описал мытарства инвалида войны в той части поэму «Кому на Руси жить хорошо», на которой работал в Ялте.
«Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день – чаще всего в Ореанду – это лучшее, что здесь пока видел»
А. Н. Островский
Замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский был в Крыму только раз. О своих впечатлениях он был не многословен, но в одном из источников заметил «на южном берегу рай». Записи в его дорожном дневнике, случайно найденном в 1970-е годы, кратки, как штрихи или точки на рисунке, но довольно живописны. Бахчисарай остался в его памяти таким: «Бахчисарай. Минареты. Дворец при луне». И в лирической сказке «Снегурочка» А. Островский-драматург вложил в монолог Весны-Красны воспоминания о счастливых долинах юга с матовой пуной на минаретах. Бахчисарай остался в его памяти таким: «Бахчисарай. Минареты. Дворец при луне». И в лирической сказке «Снегурочка» А. Островский-драматург вложил в монолог Весны-Красны воспоминания о счастливых долинах юга с матовой пуной на минаретах.
Особое впечатление на писателя произвел Малахов курган, что вылилось на страницы его писем к друзьям: «…Был в несчастном Севастополе. Без слез этого города видеть нельзя. Я осматривал бастионы, траншеи, видел все поле битвы.» Не обошел своим вниманием А.Н. Островский и Балаклавский Георгиевский монастырь, где жарко молился за живых и мертвых.
«Вечерний Никитский ботанический сад: «Поездка ночью – кузнечики – светящиеся червячки – огни на море – освещенные дачи»
Н. А. Островский
Первое свидание Николая Островского с Крымом состоялось 15 июля 1925 года: писатель приехал на лечение в Евпаторию. Свои ощущения от величавой безбрежности морского простора он описал в романе «Как закалялась сталь».
Во время второй поездки в Евпаторию в мае 1926 года Островский познакомился с революционером-подпольщиком Иннокентием Феденевым, который стал одним из героев романа, выведенным под фамилией Леднев.
Литературно-мемориальный музей Н. Островского посвящен человеку уникальной судьбы и духа. Потеряв зрение и возможность двигаться, он нашел силы и волю стать писателем. Сочинская дача Николая Островского проектировалась с учетом его сложного физического состояния. Архитектор Я. Кравчук создал эксклюзивное здание в стиле ар-деко, редком для города. Ценность дома-музея в его исключительной подлинности: музей открылся 1 мая 1937 года через несколько месяцев после ухода из жизни его хозяина и уже более 80 лет хранит атмосферу напряженной творческой жизни и борьбы Н.Островского.
«Не могу видеть красоту сочинской природы, но в полной мере наслаждаюсь ее субтропическими ароматами, которые наполняют дом»
К. Г. Паустовский
Константин Паустовский утверждал: «Жить нужно странствуя». Странствия привели Константина Георгиевича в Коктебель, где он познакомился и подружился с вдовой Максимилиана Волошина, потом в Старый Крым, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем. Писатель признался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара». Крымскими мотивами пронизаны многие его произведения. Крым он определил как «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».
Крым многим писателям дарил вдохновение. Как воспринимал эту землю Паустовский? — Он называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы — «Горная роса», «Сказочник» — созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму.
«Прелесть крымской земли раскрывается медленно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда»
А. С. Пушкин
В 1820 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Тавриду, попав сюда в южную ссылку. За такое “наказание” он был безмерно благодарен властям, потому что влюбился в живописную природу. О пребывании в Гурзуфе поэт писал, что купается в море, объедается виноградом. “В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество”. Этот кипарис и сейчас растет в Гурзуфе недалеко от фонтана, к которому Пушкин приходил каждое утро попить воды.
В Бахчисарайском дворце поэт был очарован Фонтаном слез:
“Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.”
Пушкин проехал полуостров от Керчи до Симферополя, посетил Бахчисарай, весь южный берег, и вот каким предстал Крым перед Пушкиным:
“Волшебный край! очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса”.
«Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря – и заслушивался целые часы»
Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой участвовал в Крымскую войну в обороне Севастополя, здесь он написал “Севастопольские рассказы”. Первые впечатления от увиденного на севастопольских бастионах 7 ноября 1854 года легли в основу строчек знаменитых «Севастопольских рассказов»: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!»
Через 30 лет побывал писатель в Симеизе. Лев Толстой два года лечился в Кореизе, куда к нему в гости приезжали Шаляпин, Куприн, Короленко, Горький, и все они были очарованы Крымом.
«Вот где, или вообще на юге надо начинать жить тем, которые захотят жить хорошо… Уединенно, прекрасно, величественно…»
М. И. Цветаева
Марина Цветаева в Крыму познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
Есть в Феодосии и музей сестер Цветаевых – дань памяти великой русской поэтессе Марине Цветаевой и её сестре – довольно известной писательнице Анастасии. Музей рассказывает о периоде 1913–1914 гг., когда Марина и Ася несколько месяцев жили в Феодосии в этом доме, – может быть, самого счастливого времени в непростой биографии Марины Цветаевой. В это время с ней были любимый муж и маленькая дочь. Горожане восторженно принимали её стихи на литературных вечерах.
Удивительные воспоминания о пребывании поэтессы в Ялте: «Милая Валечка. Если ты знала, как хорошо в Ялте! Я ничего не читаю и целый день на воздухе, то у моря, то в горах. Фиалок здесь масса, мы рвем их на каждом шагу».
«Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается …Каждая улица – большая, теплая, душистая волна…»
А. П. Чехов
Жил писатель в Гурзуфе, снимал комнатку в Ялте, лечился, отдыхал и создавал бессмертные произведения.
Окончательно он поселился в Ялте в 1899 году, закончив строительство собственного дома. Антон Павлович писал друзьям: “Моя ялтинская дача вышла очень удобной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно”. “Белая дача” сохранилась для потомков в неизменном виде, здесь находится музей Чехова.
В Ялте драматург написал “Даму с собачкой”, великолепные пьесы “Вишневый сад”, “Три сестры”, повесть “В овраге” и несколько рассказов. В 1900 году Чехов увидел постановку своих пьес “Дядя Ваня” и “Чайка” на сцене севастопольского драматического театра.
«Ялта лучше Ниццы»