Коренные народы Урала: обычаи и традиции
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие народы.
Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были Манси, именуемые до революции вогулами.
На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной – сибирских татар.
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена.
Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».
Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе – в 1732, более позднее – в 1751.
После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса.
От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена.
У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом.
Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота.
Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел.
Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда.
Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали.
Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому.
Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов.
Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.
Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.
С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки.
Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования.
Предлагаем вашему вниманию сборник очерков «К уральским манси», автор проекта и составитель Михалевич Сергей Иванович. В основу этой книги легли очерки энтузиастов-исследователей, путешественников, встречавшихся с уральскими манси за последние несколько десятилетий. Отражены наследие народа, древняя самобытность, знания и культура.
О формировании этноса манси научное издание Викторовой Валентины Дометьяновны «Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси)». В предложенной монографии на основе археологических материалов лесной полосы Урала IV – XIII веков, с широким применением материала полностью раскопанного Ликинского могильника бассейна реки Лозьвы воспроизводится начальный этап сложения народа манси.
Коми
Коми (зыряне)
Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье.
Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе.
Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком.
Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России.
Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия.
Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек.
Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.
Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах.
Занимались пашенным земледелием.
С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Выделяется две обособленные группы коми-пермяков – язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская – зюздинская.
В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.
Коми-язьвинцы
Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.
Марийцы (черемисы)
Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии.
Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э.
Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы.
После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.
Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.
Удмурты
Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э.
Предки удмуртов формировались в междуречье Волги и Камы.
Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки – Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар).
Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар – укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.
Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов – чумойтлинской и кочергинской культур.
По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.
Тюркизация Урала неразрывно связана с эпохой Великого переселения народов (II в. до н.э. – V в. н.э.). Движение племен гуннов из Монголии вызвало перемещение огромных масс людей на территории Евразии. Степи Южного Урала стали своеобразным котлом, в котором происходил этногенез – «варились» новые народности. Племена, заселявшие эти территории ранее, были отчасти сдвинуты на север, а отчасти на запад, в результате чего началось Великое переселение народов в Европе. Оно, в свою очередь привело к падению Римской империи и формированию новых государств Западной Европы – варварских королевств. Однако вернемся на Урал.
В начале новой эры индо-иранские племена окончательно уступают территорию Южного Урала тюркоязычным и начинается процесс формирования современных этносов – башкир и татар (в т.ч. нагайбаков).
Башкиры
Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала.
Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием "баджгард", "башкурт") началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.
Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком.
Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.
В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южно-сибирского и центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительно время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX в. фиксируют письменные источники. С конца IX – начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
Самоназвание народа «башкорт» известно с IX в., большинством исследователей этимологизируется как «главный» (баш) + «волк» (корт в огузско-тюркских языках), «волк-вожак» (от тотемического героя-первопредка).
В последние годы ряд исследователей склоняется к мысли, что в основе этнонима – имя известного по письменным источникам военачальника первой половины IX в., под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир – иштэк/истэк предположительно также было антропонимом (именем человека – Рона-Таш).
Еще в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-манчьжуров и монголов, отразившееся в языке, в частности в родо-племенной номенклатуре, и антропологическом типе башкир.
Придя на Южный Урал, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население.
Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с некоторыми древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в средневековых арабских и европейских источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в., ко времени монголо-татарского нашествия, в основном завершился процесс формирования этнического облика башкир.
В X веке были присоединены к Волжской Булгарии, и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.
В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В первой половине XVIII в. на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы.
Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев.
В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Татары
На Урале второе место по численности занимает татарский народ, уступающий лишь русским. Почти миллион человек проживают в Башкирии, а во многих уральских районах попадаются населённые пункты, которые полностью принадлежат татарам. Большая часть из них следует исламским традициям и вероисповеданию.
Существует много мнений относительно того, когда же впервые татары появились в уральских краях, ибо достоверных сведений связанных с этим очень не много.
Большинство выводов сделано на основе лишь предположений. Многие источники утверждают, что это пришлый народ, в особенности большая их часть появилась в начале захватнических походов золотоордынских ханов. Однако другие историки настаивают на упоминании татарских поселений на Урале ещё в XI веке.
Это подтверждают персидские источники. Так, персидский учёный Ал-Гардизи писал, что Урал принадлежал Кимакскому каганату.
Некоторые историки выдвигают гипотезу о появлении татар на уральских землях в 15-16 веках.
Причиной тому послужила миграция татар со средневолжских земель.
Поначалу они заселяли свободные земли приуралья или же башкирские земли на правах припуска.
Нагайбаки
В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы.
Самая многочисленная – в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.
Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали, в том числе, село Париж.
Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.
В состав Русского государства Урал вошел в 1586 году, после похода Ермака (1582). С этого времени началось переселение русских на Урал на постоянное место жительства.
Это были крестьяне, уходившие с родных мест от гнета крепостников, от государственных повинностей, от малоземелья и голода.
Освоение Урала русскими людьми оказало значительное воздействие на культуру и быт жителей края. В течение XII-XVII вв. шло взаимообогащение культур коренного населения и русских, среди которых абсолютное большинство составляли крестьяне.
Воздействие русской культуры яснее всего ощутимо в передаче навыков пашенного земледелия, во влиянии на деревянное зодчество, в распространении русского языка, письменности, православия как официальной религии русского феодального государства. В свою очередь, русские перенимали у коренных жителей многие приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры.
Традиции и народное творчество коренных народов Урала
В легендах коренных жителей Урала сохранились поверья, что на вершине самой высокой горы есть пещера, наполненная сокровищами — золотом и драгоценными камнями.
В пещерах Урала часто находят древние рисунки.
К примеру, в огромной Каповой пещере на Южном Урале обнаружены изображения исчезнувших животных — с мамонтами и шерстистыми носорогами.
Интересные поверья ходили в среде уральских горняков. Рудокопы считали, что с рудой, подземными богатствами необходимо установить доброжелательные отношения. Без симпатии рудокопу никогда не дождаться удачи в своем трудном и опасном деле.
Неуважение к подземным силам неизбежно приводит к мести. Лучшее тому подтверждение — хорошо известный образ Хозяйки Медной горы.
Древние и современные легенды о подземном царстве обработал и представил на суд читателя Павел Бажов. Кому теперь не известны подземные чудеса: Великий Полоз, Хозяйка Медной горы.
Народы Урала накопили многовековой опыт использования его природных богатств. Они варили соль, выплавляли металл, осваивали лес, реки, познавали многообразный животный мир. Арабские и среднеазиатские географы не раз писали, что на Урале знают самородное золото и самоцветы.
С приходом русских шире стали разрабатываться руды, соляные источники, лес.
Урал является древнейшим центром художественных промыслов: резьбы по кости, художественной обработки кожи и меха.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, жилища, применяемым и поныне у многих народов Урала. Высоким художественным мастерством отмечены предметы раскопок (V—III в. до н. э.). Интересны меховые изделия, с аппликацией из кожи головы лося. Благодаря вечной мерзлоте сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока.
У коренного уральского населения развивались различные виды прикладного искусства. Все они тесно связаны с хозяйственным бытом и традиционным мировоззрением. К древнейшим временам восходят обработка дерева и бересты, кости и металла, изготовление узорных тканей и вязаных изделий.
Жившие в лесной таежной зоне коми, удмурты и манси изготавливали для себя разнообразную резную деревянную утварь для хранения продуктов и приготовления пищи: корытца, чашки, солоницы, ложки, ковши, жбаны.
Многим изделиям придавали удобную и красивую форму, украшали трехгранной выемчатой, контурной или скульптурной резьбой в виде стилизованных зооморфных изображений.
Важное место в быту занимали предметы из бересты и корня.
Коми широко бытовали коробицы, чуманы, заплечные пестери, туеса, наплечные сумки-пещорки, куды и корзины для хранения сухих продуктов.
Берестяные изделия коми и удмурты украшали резьбой и тиснением. На деревянной утвари хозяин часто вырезал семейные или личные знаки – пасы, которые нередко являлись орнаментальным украшением предмета.
Приемы обработки дерева были общераспространенными, но у некоторых народов Урала деревянные вещи отличались своеобразием. Например, у охотников и рыбаков коми-зырян и коми-пермяков широко бытовала большая солонка в виде водоплавающей птицы.
Непременной принадлежностью удмуртского родового святилища и переднего угла жилища был резной стул, приготовленный из цельного ствола дерева и служивший одновременно для хранения одежды.
Коми-зыряне и коми-пермяки значительное внимание уделяли декору жилых и хозяйственных построек. Особенно украшали крыши, возведённые без гвоздей – конскими головами или фантастическими животными, птицами, которых вырезали из ствола дерева с корневищами.
Народы Урала издавна научились работать с кожей — теплая одежда и жилища были из шкур животных. Поражает качество выделки и изящество отделки орнаментами.
Основными элементами рисунка были сердцевидные и рогообразные фигуры, волнообразные линии.
Музыкальные инструменты коми называются термином «сюргум», что в переводе означает труба или рожок. С глубокой древности пастухи и охотники пользовались берестяными трубами и деревянными барабанами не только для подачи сигналов, но и для музыкальных развлечений. У коми-пермяков широко распространена игра на «полянах» – своеобразных многоствольных флейтах, вырезанных из стеблей пиканов.
Коми-зырянам известен струнный музыкальный инструмент «сигудёк», который по устройству близок русскому гудку.
Скульптурный талант жителей Прикамья известен с древнейших времён – именно здесь была родина «звериного стиля», на капищах коми стояли статуарные изображения идолов.
Под влиянием древнерусской культуры пермская деревянная скульптура обретает новые черты. В результате взаимодействия православия и сохранившихся языческих пережитков возникает специфическое народное православие, одним из проявлений которого можно считать деревянную культовую скульптуру, оформившуюся в XVII–XVIII вв.
Простым людям, не понимавшим разницы между Богом и его изображением, было доступнее воспринимать изваянное божество. Местные резчики, среди которых были крещённые пермяки, татары, манси, пытались посвятить своё искусство прославлению Бога. Так как среди ваятелей-резчиков были представители местного населения, то в изображениях Иисуса Христа и святых заметны характерные черты, присущие внешнему облику представителей этих народов.
Одним из наиболее любимых сюжетов местной деревянной скульптуры был «Христос в темнице» (другое название – «Спас полунощный»). Он создавался и воспринимался с особой теплотой, так как напоминал верующим жертву, принесённую Богочеловеком ради спасения людей. В Христорождественском соборе Челябинска находилась деревянная скульптура Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых в России. По народным представлениям деревянные статуи покидали храм, когда этого никто не видел, чтобы исполнять ходатайские обязанности по мирским делам.
До вхождения Урала в состав Российского государства местное население не имело своей письменности, за исключением коми-зырян. У этого народа письменность появилась в XVI веке. Её создание связано с именем миссионера Стефана Пермского.
В истории Российского государства это была первая попытка разработать алфавит для бесписьменного народа. Азбука коми состояла из 24 букв, в ней использовались греческие и славянские буквы, а также местные родовые тамги – пасы. Сам Стефан Пермский, будучи сыном коми-зырянки, хорошо знал язык этого народа. Он перевёл на коми-зырянский язык богослужебные книги, открыл школу для обучения грамоте.
У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, народные промыслы, которые складываются годами и передаются от поколения к поколению. В нашем современном мире, где каждый человек живет своей жизнью, коренные народы Урала сохранили свою самобытность, и живут, не меняя образа жизни, сохраняя свои традиции.
И сегодня, как никогда, актуальны слова известного писателя-публициста, основателя этнопедагогики, Академика Российской Академии Наук Волкова Геннадия Никандровича:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.