Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Сосновый край, песчаный берег, зеленый рай...

titleChВ 2020 году Чувашия празднует 100-летие образования Чувашской автономной области. Мы уже знакомили вас с с историей и культурой Чувашии, а сегодня хотим познакомить с книжной экспозицией «Сосновый край, песчаный берег, зеленый рай», которая располагается в Свердловской областной межнациональной библиотеке, и с несколькими изданиями, которые на ней представлены.

Выставка разделена на несколько тематических блоков: история, этнография, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство чувашей и, конечно же, литература.


Title«Народы и государства не существуют вне исторического времени и географического пространства. Они формируются на определенной территории, имеют свой хронологический отсчет, ареалы распространения и контуры границ. Еще в далеком прошлом чуваши имели богатейший опыт ведения самостоятельной, суверенной государственной жизни в Волжской Булгарии в конце IX - начале XIII вв. В последующий период почти на протяжении семи столетий чувашский народ, как и многие десятки других народов России не имели никакой возможности восстановить свою государственность(...)

Национально-государственное строительство в этнически сложном регионе Поволожья и Приуралья началось с образования в марте 1919 г. башкирской АССР. В последующем издаются декреты о создании Татарской АССР (май 1920 г.), Чувашской автономной области (июнь 1920 г.), Удмуртской и марийской автономных областях (ноябрь 1920 г.). Процесс обретения национальной государственности у чувашей, удмуртов, марийцев и мордвы имел многоактный характер, что было связано не только с их территориальной дисперсностью, но и вхождением основных территорий их исторического обитания в состав нескольких губерний. В автономную республику Чувашская автономная область была преобразована в июне 1925 г.» – с этих слов начинается монографическое исследование «Образование Чувашской автономии: предпосылки, проекты, этапы», авторы: Виталий Петрович Иванов и Владимир Николаевич Клеменьевkniga obrazovanie chao

Из этого исследования читатель может узнать о самом зарождении идеи автономии Чувашии, об ее обретении и этапах становления.

«Чувашская республика служит мощным фактором национальной консолидации всех территориальных групп чувашского этноса. И тут нельзя не согласиться с утверждением, что территория - это нечто большее, чем просто элемент недвижимого имущества, она имеет глубоко символическое значение для политической власти этнической общности, для полного признания ее моральной ценности, являясь как бы гарантией ее культурного воспроизводства.

Опыт мировой истории с древнейших времен до наших дней свидетельствует о том, что успешно развивали свою экономику и в особенности культуру, создавали свою цивилизации те этносы (народности, нации), которые имели свою государственность...»


ChuvashiЧуваши – пятый по численности народ в России, обладающий яркой и самобытной культурой. И чтобы ближе познакомиться с историей и культурой этого народа, рекомендуем вам монографию «Чуваши», изданную в серии «Народы и культуры» в 2017 году.

Монография подготовлена коллективом авторов, специалистов по истории и этнографии чувашей, в неё вошли результаты новейших исследований по вопросам происхождения чувашей, их этнической и социально-политической истории, современным этническим процессам. Значительное внимание уделено чувашам, живущим за пределами Чувашской республики, месту чувашей в системе межэтнических отношений в России и ближнем зарубежье. Отдельные главы тома посвящены особенностям материального и общественного быта, традиционным верованиям и обрядности, народным знаниям, традициям народного творчества. В издание вошли сюжеты, которые ранее не включались в обобщающие монографии по этнографии чувашей, а ряд тем изложен по-новому. Книга содержит большое число иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Для этнологов, историков и широкого круга читателей.

ChuvashMifologiyaНаучное издание «Чувашская мифология» представляет собой первый этнографический справочник, посвященный данной теме. Проект реализован сотрудниками секции этнологии и антропологии исторического направления Чувашского государственного института гуманитарных наук.

Мифологические существа  представлены почти во свех жанрах чувашского устного народного творчества, в календарно-обрядовой поэзии и религиозно-культовых действах. Благодаря мастерам художественного слова и кисти они находят воплощение в произведениях художественной литературы, декоративно-прикладного и монументального искусства.

основу данной книги составляют мифы, легенды и предания, тексты заговоров и молений, мифологизированные элементы обрядовой практики чувашей. Авторами использован большой корпус архивных источников и опубликованной литературы.

Справочник состоит из двух частей. Статьи вступительной части знакомят с историографией чувашской мифологии, религиозно-мифологической картиной мира, пантеоном богов, божеств и духов, посвящены анализу мифологических сюжетов в памятниках устного народного творчества чувашей.

В словник вошло более 270 базовых понятий. С максимальной полнотой показаны мифологические персонажи, в том числе духи загробного мира (предки – ваттисем). Значительное внимание уделено составляющим религиозно-мифологического мировоззрения, связанным с космогоническими представлениями и антропологизацией природных явлений. представлены статьи обо всех группах мифов: этиологических (о происхождение природных объектов и культурных реалий), космогонических и антропогонических (о строении мироздания, происхождении Вселенной и человека), астральных (о небесных светилах), тотемических (о родстве между определенной группой людей/родом и тотемом – животным, растением, реже – явлением природы, предметами), календарных (связанные с циклом календарных обрядов и аграрной магией), героических (об эпических героях и богатырях), теологических (о деяниях верховного бога, божеств и добрых духов), демонологических (о конфликте между богом демиургом Турă и дьяволом Шуйттан и зловредных действиях хтонических демонов), эсхатологических (о последних временах и гибели Вселенной).

Skazki2

В раздел выставки, посвященной устному народному творчеству, входят издания с чувашскими народными сказками. Предлагаем вам послушать сказку «Маленькая птичка» на чувашском языке (читает представитель Свердловской региональной общественной организации «Чувашский культурный центр Свердловской области»). Более подробно с данным жанром чувашей мы вас познакомим в выпуске подкаста СОМБ BOOK 15 июля.

 

DetiLesaСборник «Чувашский рассказ» в двух томах: «Дети леса» (название по рассказу классика чувашской поэхии М. Сеспеля) и «Родные берега» (по рассказу Г. Шугаева). Первый том сборника включает в себя рассказы и новеллы чувашских писателей, написанные на чувашском языке (в переводе на русский), во второй том вошли рассказы и новеллы чувашских писателей, написанные на русском языке, русских и русскоязычных авторов, чья жизнь и творчество связаны с Чувашией, а также писателей чувашского происхождения, которые жили и творили (и продолжают жить и творить) вдали от Чувашской Республики. 

Книги являются сугубо «авторским» сборником чувашского рассказа и не претендует на полноту охвата богатейшего наследия чувашской новеллистики. Составитель книги по мере и сил и возможностей старался собрать под одной обложкой рассказы и новеллы, которые, на его взгляд, дают иноязычном – в данном случае русскому – читателю возможность почувствовать «чувашское начало, то есть национальное мировидение, чувашскую психологию, склад души», познакомиться с распространенными типами чувашского национального характера, его духом и менталитетом, соприкоснуться с болью, страхами и комплексами, грезами и надеждами чувашского народа, запрятанными где-то глубоко внутри в архетипах коллективного бессознательногоRodnyeBerega.

Например, во втором томе достойное место взанимает рассказ исконно русского писателя, мастера уральского сказа И. Ермакова «Сибирская колыбелька», который включен в книгу по тематическому призхнаку, ибо добрый и полный душевного юмора рассказ о бригаде чувашских плотников имеет полное право называться чувашским рассказом, хотя автор его отнюдь не чувашского происхождения, не уроженец Чувашии и никогда в республике не жил.

Слова, вынесенные литературоведом Г. Федоровым в заглавие предисловия к первому тому Антологии чувашской литературы на чувашском языке, – «Художественное зеркало судьбы нации» – очень точно и емко выражает суть, основное содержание чувашской прозы, в том числе и новеллистики, которая, являясь малой по форме прозой, в совокупности образует своеобразную панораму и калейдоскоп человеческих судеб, из которых в конечном счете и складывается судьба народа.

Говоря о Чувашии и чувашах, нельзя не сказать о вышивке. Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Народный поэт Чувашии Порфирий Афанасьев пишет: «Сияют радужно веками узор чувашский и наряд, неугасимыми лучами на всю Вселенную горят».

В фонде Межнациональной библиотеки можно найти немало изданий, посвященных декоративно-прикладному творчеству чувашского народа и, в частности, вышивке.

ZhachevaСегодня предлагаем вам обратить внимание на книгу Евгении Жачевой «Чувашская вышивка: советы мастерицы», которая представлена на выставке «Сосновый край, песчаный берег, зеленый рай».

«Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества, которым владела каждая женщина. Наши бабушки и матери вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Хотелось "сложить" такие песни и мне...», – пишет в предисловии автор книги. Также она считает, что главное не в том, чтобы овладеть вышивкой как сугубо художественным занятием, но в том, чтобы молодое поколение через искусство народа постигло его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю. 

Первые части книги посвящены истории и особенностям чувашской вышивки. В них описываются материалы, инструменты, применяемые при ручной вышивке. В третьей, основной, части приводятся все известные швы и их разновидности, описываются приемы точного выполнения. В последних разделах показано применение швов при орнаментировании конкретных произведений – предметов для украшения быта и интерьера. Даны советы по выполнению генеалогического Древа (родословной) средствами традиционной чувашской вышивки.

 

Для знакомства с другими изданиями приглашаем вас посетить нашу выставку «Сосновый край, песчаный берег, зеленый рай». Выставка будет действовать до конца июля.

 

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области