«Путешествие с Востока на Запад»
Дальневосточный федеральный округ — административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года с базированием Администрации ДВФО в г. Хабаровске.
Список субъектов округа:
В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации, в том числе:
- 1 республика (Республика Саха (Якутия))
- 3 края (Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край)
- 4 области (Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область)
- 1 округ (Чукотский автономный округ)
Центр округа — город Хабаровск.
ДФО — один из самых больших регионов страны. Его площадь — 6215,9 тыс. кв. километров, что составляет 36,4 % территории России. Крупнейшими городами округа являются Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Якутск.
Географическое положение и природные ресурсы
Территория округа охватывает 5 ландшафтно-географических зон — арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесной и степной. Важнейшими предпосылками развития хозяйства округа являются, во-первых, его обеспеченность многими видами природных ресурсов (руды цветных и редких металлов, уголь, алмазы, лес, гидроресурсы, биоресурсы океана), а во-вторых — выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Дальневосточный федеральный округ богат разнообразными видами минерально-сырьевых ресурсов. Запасы железной руды сосредоточены на юге Якутии, в Амурской области и Хабаровском крае, марганцевых руд — на юге Хабаровского края. В Приморском крае находятся месторождения свинцово-цинковых и оловянных руд. Район занимает ведущее место в стране по запасам олова. Залежи ртути обнаружены на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае. Регион богат месторождениями вольфрама, титана, магния.
Округ имеет самую большую в России береговую линию. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. К крупнейшим портам ДФО относятся Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток.
Население и национальный состав
Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном федеральном округе проживало на 9 октября 2002 года 6 млн 692 тыс. 865 человек, что составляет 4,61 % населения России.
Численность населения округа — 7,3 млн. человек, при этом в городах проживает 76 %. Однако средняя плотность населения — самая низкая среди федеральных округов: всего 1,2 человека на 1 кв. километр.
Национальный состав
- Русские — 5 млн 470 тыс. 759 чел. (81,74 %)
- Якуты — 435 тыс. 610 чел. (6,51 %)
- Украинцы — 283 тыс. 000 чел. (4,23 %)
- Корейцы — 61 тыс. 946 чел. (0,93 %)
- Татары — 55 тыс. 361 чел. (0,83 %)
- Белорусы — 45 тыс. 342 чел. (0,68 %)
- Лица, не указавшие национальность — 43 тыс. 747 чел. (0,65 %)
- Эвенки — 24 тыс. 761 чел. (0,37 %)
- Эвены — 18 тыс. 737 чел. (0,28 %)
- Азербайджанцы — 18 тыс. 094 чел. (0,27 %)
- Евреи — 2 тыс. 107 чел. (0,03 %)
Наша выставка представляет книги из фондов СОМБ, посвященные двум субъектам РФ, входящим в состав Дальневосточного федерального округа.
Республика Саха-Якутия
Блюда народов Якутии / сост. В. Н. Федорова. – Якутск : Якутское книжное изд-во, 1990. – 208 с. : ил.
Холода, оторванность Якутии в прошлом от крупных центров России определили специфику всего уклада жизни народов сурового края. Это относится и к кухне народов населяющих его территорию.
Предлагаемая вашему вниманию книга — первая попытка рассказать на русском языке о приготовлении блюд народов Якутии. Она составлена и переведена из различных источников, книг, брошюр, журналов и газет. В книге даны основные способы приготовления пищи из мясных, рыбных, молочных и других продуктов в домашних условиях.
Бурцев, Д. Т. Якутский эпос олонхо как жанр / Д. Т. Бурцев. – Новосибирск : Наука, 1998. – 85 с.
Олонхо — народный эпос якутов-саха. Возникшее в далекой древности олонхо занимало исключительное место в духовной жизни якутов. На олонхо многие поколения учились народному миропониманию, усваивали народные эстетические взгляды.
В представленном издании якутский эпос олонхо впервые представлен как целостная система жанрового содержания и жанровой формы. Жанр олонхо трактуется как способ саморегулирования фольклорного художественного процесса, как комплекс из четырех системных компонентов: жанрового сознания, знания законов жанра сказителем, сферы жанра олонхо — произведения, восприятия жанровой сферы исполняемого олонхо публикой.
Книга адресована фольклористам, студентам-филологам, а также всем интересующимся фольклором.
Ксенофонтов, Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. – Якутск : Национальное изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. – 416 с.
Центральная проблема монографии Г. В. Ксенофонтова — проблема происхождения якутов и расследования путей переселения их на Лену. Автор считал её загадочной «якутской проблемой», которая содержала в себе ряд вопросов: «когда, как и почему, под давлением каких исторических причин и в каком географическом пункте этот «татарский» (читай тюркский) народец оторвался от своих единокровных братьев, какими путями он добрался в глухой и таежный Ленский край». Главный ответ автора на эти вопросы — южное происхождение якутского народа. Однако неоднозначное содержание процесса заставляет автора делить его на три крупных этапа и только на третьем «якутский народ в конце XII века нашей эры в полном составе уже переселился в пределы своей современной родины».
Для обоснования этой позиции автор мобилизовал огромный материал устной летописи народа, данные специальной литературы, опубликованные источники и суждения историографического характера.
Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Публикуемое впервые олонхо «Кыыс Дэбилийэ» — один из лучших образцов якутского эпоса — относится к типу сказаний о женщинах-богатырках. Основная сюжетная линия олонхо — борьба родоначальника первопредков якутов с тёмными силами Нижнего мира. Призванная на помощь Кыыс Дэбилийэ выступает защитницей своих соплеменников и устроительницей их мирной созидательной жизни.
Научный аппарат тома содержит подробные сведения о поэтике якутского эпоса, в комментариях и словарях дается толкование мифологических образов, топонимов, этнографических реалий. Том сопровожден музыковедческим анализом сказания, котировками и грампластинкой.
Книга рассчитана на фольклористов, филологов, любителей устного народного творчества.
Лукина, А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов / А. Г. Лукина. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. – 175 с.
Традиционное танцевальное искусство, являясь одной из своеобразных форм духовной культуры народа, имеет ярко выраженную этническую окраску. Якутские народные танцы неразрывно связаны с бытом, обычаями, верованиями, с окружающей природой, трудовой деятельностью народа. Своеобразное отражение находят в них психология, миропонимание и мироощущение якутов.
В книге обобщены данные по истории и современному состоянию традиционной якутской хореографии, предпринята попытка выявления генезиса традиционных якутских танцев в контексте обрядовой культуры народа. Примечательно, что якутские танцы рассматриваются в сравнении с танцами других народов Сибири. Автор делает вывод, что превалирующая часть элементов лексического фонда якутского танца обнаруживает черты близости с танцами тюрко-монгольских народов Южной Сибири, а северные элементы рассматривает как позднейшие наслоения.
Издание предназначено для историков, этнографов, хореографов, а также для тех, кто интересуется традиционной якутской культурой.
Навеки вместе / сост.: Д. И. Пухов и др. – Якутск , 1982. – 192 с., 32 л. ил.
Сборник статей, очерков и публицистики, посвященный 60-летию образования СССР и Якутской АССР, 350-летию добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства, рассказывает о достижениях Якутии во всех областях жизни, о нерушимой братской дружбе и сотрудничестве народов.
Нюргун Боотур стремительный: якутский героический эпос олонхо / пер. В. Державин. – Якутск : Якутское книжное изд-во, 1975. – 432 с. : ил.
Величайший памятник якутского народного творчества — олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» воссоздан на рубеже 20–30 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов — скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык «Нюргун Боотур Стремительный» в записи Ойунского переведен впервые.
Олонхо в рисунках детей. – Якутия, 2007. – 120 с. : цв. ил.
Олонхо — гордость народа Саха, вершина устного творчества предков, в котором отражена многовековая культура якутов. Данная книга откроет удивительный мир Олонхо. Эта книга интересна еще и потому, что авторы рисунков — дети, участники республиканского конкурса детского изобразительного творчества «Образы Олонхо». Им от 7 до 17, многие увлеченно занимаются в художественных школах, студиях и кружках.
Издание рекомендовано для детей.
Ритуалы поклонения огню народов севера Республики Саха (Якутия) / Республиканский Дом народного творчества. – Якутск, 1994. – 16 с.
В методическое пособие вошли несколько примеров, сценарий традиционных ритуальных обрядов поклонения огню чукчей, юкагиров, эвенов и других народов севера Республики Саха.
Пособие предназначается для народных, самодеятельных коллективов.
Еврейский автономный округ
Дубнов, С. М. Краткая история евреев / С. М. Дубнов. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 507 с. – (Энциклопедия еврейской культуры).
Эта книга охватывает огромный период истории еврейского народа с древнейших (библейских) времён по XIX век включительно.
В первой части настоящей книги изложена древнейшая («библейская») история народа до конца персидского владычества (332 г. до христианской эры). Вторая часть содержит древнюю и отчасти средневековую историю евреев на Востоке, от начала греческого владычества в Иудее до упадка вавилонского центра (332 г. до хр. эры — 1040 г. хр. эры). Третья часть охватывает средневековую и новую историю евреев в Европе.
Книга будет интересна широкому кругу читателей.
Еврейские народные сказки, предания, былички, рассказы, анекдоты / сост. и авт. предисл. В. Дымшица. – СПб. : Симпозиум, 2000. – 493 с.
Настоящее издание представляет собой первую антологическую публикацию еврейского фольклора на русском языке. В книге собраны образцы всех жанров повествовательного фольклора евреев Восточной Европы.
Издание сопровождается обширными комментариями, позволяющими включить тексты сказок в контекст еврейской культуры. Источниками текстов послужили как различные фольклорные издания, так и многолетние фольклорные записи Е. С. Райзе.
Мануйлова, Ю. Еврейские праздники, обычаи, обряды / Ю. Мануйлова. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 320 с.
Несмотря на то, что существует немало прекрасных книг о еврейской культуре, автор не встретил среди них ни одной, где бы подробно рассказывалось об обычаях, праздниках, преданиях, суевериях, обрядах и фольклоре этого древнейшего народа, а значит, бытовая сторона жизни евреев в прошлом почти потеряна для тех, кто не получил специального еврейского образования.
Между тем этнографические и литературные исследования ука¬зывают на весьма интересные, но малоизвестные особенности еврейского образа жизни.
Предлагаемую книгу автор в первую очередь адресует российским евреям, тем, кто решил изучить культуру и обычаи своего народа, а также историкам, художникам и всем интересующимся иудаизмом и еврейской традицией.
Шаббат: остров покоя: суббота у вас дома / сост. Х. Аронович. – Иерусали, 1993. – 124 с.
Слово «шаббат» производят от слова «лишбот» («прекращать работу»). Но со средних веков и поныне существует мнение среди филологов, что слово «Шаббат» происходит от слова «шева» («семь»). На иврите оно означает «суббота» («седьмой день»). Поэтому, например, в понедельник евреи говорят: «Сегодня второй день недели». Уже много веков подряд они отсчитывают дни недели от субботы до субботы. На каждый из шести будних дней недели в синагоге читают особый псалом. В канун седьмого дня в синагоге торжественно встречают «царицу Шаббат» — субботу.
Цель данной книги — помочь вам побольше узнать об этом дне, особом в еврейском образе жизни. Авторы хотели, чтобы читатели самостоятельно подготовились к нему и провели субботу, создавая и добавляя семейные традиции и собственный распорядок этого дня.
На выставке представлена лишь небольшая часть книг. Для более полного знакомства с Дальневосточным федеральным округом, приглашем вас посетить нашу библиотеку.