«Профессия дальнего действия». Выпуск 9
Педагогическое наследие узбекских и белорусских мыслителей.
Узбеки. Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни
|
5 сентября этого года мы будем отмечать 1050 лет Аль-Бируни – великого учёного из Хорезма, автора многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и педагогике.
Бируни по праву можно называть триумфатором науки средневекового Востока. Американский историк Дж. Сартон так сказал об этом выдающемся ученом-энциклопедисте: «История астрономии и математики, астрологии и географии, антропологии и этнографии и философии, археологии и философии, ботаники и минералогии осиротела бы без его великого имени».
Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Бируни первым предложил оригинальную теорию морей, объяснил наличие вакуума, предсказал (за 500 лет до Колумба) существование материка за Тихим и Атлантическим океанами, впервые разработал классификацию минералов и теорию их происхождения, заложил основы науки геодезии. Не случайно историки естествознания во всем мире называют XI век «веком Бируни».
С именем этого выдающегося ученого я впервые познакомилась в школе. На уроках физики в 10 классе. Очень не любила этот предмет, пока в старших классах к нам не пришла удивительная женщина. Почему я не сказала педагог? Она была так красива и неординарна. На уроках физики она читала стихи и все физические явления и законы объясняла на примерах из произведений литературы. Тогда я еще не знала об интеграции, но твердо запомнила ее умение подать материал с фантастической, яркой стороны. Вот тогда наш учитель и познакомила нас с Аль-Бируни. Он объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Звучит как поэзия, не правда ли?!
А уже в институте мы писали доклады по истории педагогики и Аль-Бируни открылся в новом качестве – педагога. Но то, первое, поэтическое знакомство на уроках физики с человеком «утренней и вечерней зари» осталось в памяти и сердце навсегда.
Имя Аль-Бируни происходит от персидского слова «bērūn», что означает «окраина», поскольку он родился в отдаленном районе Ката, столицы афригидских хорезмшахов. Но его научные знания всегда опережали время и стремились к центру изучения научных теорий.
Знания, по мнению Бируни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремится к нему, само оно не приходит». Великий ученый призывал настойчиво изучать науки, стремиться к совершенству: «Все мои намерения, более того, моя душа целиком, направлены только на распространение знаний – так как я миновал пору удовольствия от приобретения знания, – и я считаю это величайшим счастьем для себя… Ведь скупость в распространении знаний – худшее преступление и грех».
В книге «Фармакогнозия» он вспоминает, что по своей природной склонности с самого детства обладал подлинной жаждой знаний. Бируни добивался знаний прежде всего самостоятельно, для чего не жалел ни времени, ни усилий. Он учился всю жизнь. Под руководством Абу Насра Бируни освоил астрономию, математику со всеми их разделами. Самостоятельно изучил философию и многие языки. Помимо персидского и арабского, Бируни владел греческим языком, сирийским. Он перевел с арабского на санскрит «Начала» Евклида.
В трудах Бируни много идей, свидетельствующих о его отношении к процессу обучения. Он предложил классификацию моделей обучения, в современной педагогике это принципы обучения:
1) сознательность обучения;
2) наглядность;
3) системность и последовательность;
4) обоснованность;
5) связь теории с практикой;
6) требования к учебнику.
Эта классификация ученого была огромным достижением и представляла большую научную ценность, актуальна и для настоящего времени, так как в основе обучения современной школы лежит осознанное овладение знаниями. Это значит, что ученик должен иметь не только багаж научных знаний, но и уметь добывать их самостоятельно. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения, развития внимания и памяти. Даром запоминания люди обладают по-разному: «одни люди им наделены, а другие лишены, поэтому последние едва ли могут достигнуть в этом пределов, возможно, разве только путем усердия и напряженных занятий».
О последовательности изучаемых предметов в книге «Наука о звездах» Бируни дает следующие объяснения: «Я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем – к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочета, кто полностью изучил эти четыре науки».
Подчеркивая необходимость соединения теории с практикой, Бируни пишет, что врачи и учителя имеют наибольшие права на уважение за усилия в совершенствовании своей науки, за то, что они не только «поднимают ее на крыльях теории, но и применяют на практике».
Его сочинения являются учебными пособиями по математике, астрономии, географии и другим предметам. Он был убежден, что школа – не единственный источник знания и воспитания подрастающего поколения; есть еще один – книга.
Бируни подчеркивал важность наглядности обучения. По его мнению, наглядность делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. В «Науке о звездах» многие понятия, определения снабжены чертежами, рисунками и таблицами. Говоря о необходимости наглядности для обучения, Бируни писал: «Когда привыкнешь представлять себе видимое, легко постепенно перейти к мыслимому».
Помимо наглядности большое значение ученый придает последовательности и систематичности в изложении материала. Так, он считал, что научная деятельность человека бессмысленна без знания первоначал наук: «Однако люди не поручают дело тому, кто лучше с ним справится. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами какой-нибудь науки, и полагают, что смогут (овладеть) остальной ее частью, (исходя) не из ее основ и начал».
В начале нашего повествования о великом узбекском просветителе мы привели цитату Бируни о радости познания, об этом он пишет в труде «Минералогия». Великий ученый считал, что обучение всегда должно строиться на строгой научной основе. О научной строгости и точности сведений Бируни упоминает в своем произведении «Хронология». Он подчеркивает, что надо воздержаться от сообщения неточных сведений, пока не удастся узнать их все, и не добавлять к несомненному сомнительное, а к известному – неизвестное.
Современны идеи Бируни о морали и нравственном воспитании. Бируни призывает людей воспитывать в себе высоконравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. По мнению ученого, необходимым условием для правильного развития молодого человека является труд: «Цена каждому человеку в том, что он превосходно делает».
Бируни учил молодежь быть доброй, чуткой и внимательной к людям, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Много прекрасных строк посвятил ученый раскрытию смысла слов «добро», «справедливость», «правда»: «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискает любовь, привлекает присущей красотой, точно также обстоит и с правдой».
Он считал, что цель воспитания – подвести человека к образованию через поощрение стремления совершать добрые дела. Приемы воспитания добродетелей могут быть «мягкими» и «жесткими»: если ученик желает учиться и трудиться – применяются первые, если же он нерадив, злобен и неучтив – вторые. «Дети – зеркало семьи. Поэтому мы говорим: падарланат, окпадар - проклятый отцом на дурного юношу или такую же девушку, и говорим: падарингга рахмат – достойным».
Большое значение уделял Бируни вопросам дружбы и товарищества, которые считал «драгоценнейшим даром жизни». Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки. Для достижения успехов в воспитании Бируни рекомендует методы убеждения, поощрения, наказания, беседы на этические и эстетические темы. Все это не утратило своего значения и в настоящее время. Главная цель воспитания – «нравственное очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма и безрассудства». И еще говорил: «Надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект».
У Бируни можно встретить много высказываний о нравственном воспитании народа:
- «кроме чистоты знания», ничего нет»;
- «достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла»;
- «человек, сотворивший добро — счастлив, принесший зло — несчастен»;
- «нравственность должна быть самым основным качеством человека».
- «Каких бы высот ни достиг человек, даже самые выдающиеся его открытия ничего не стоят, если он без уважения и любви относится к своим родителям».
Аль-Бируни называют арабским Леонардо да Винчи. В 1017 году Бируни написал свой главный труд — «Канон Масуда по астрономии и звездам», в котором даётся описание общей картины мира. В награду за составление звездных таблиц султан послал Бируни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания».
Его любовь к знаниям была неистощима и поглощала его целиком, требуя постоянной сосредоточенности и пренебрежения к мирским делам. Биограф писал, что «его рука почти никогда не расставалась с пером, его глаза – с наблюдением и его ум – с размышлением, за исключением двух праздничных дней в году».
Поэтому закончить свой рассказ об Аль-Бируни мне бы хотелось его мудрым назиданием потомкам:
«Быть учителем, не учась самому, невозможно» – уверял он всех.
Белорусы. Якуб Колас
|
Мой выбор для нашего арт-проекта Якуба Коласа не случаен. Воспоминания о школе ассоциируются у каждого человека по-своему. У меня – это первое сентября. А День 1 сентября 1906 года считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.
Настоящее имя белорусского педагога Константин Михайлович Мицкевич. Над выбором псевдонима он задумался еще в студенческие годы. Он с упоением читал произведения русских и зарубежных классиков — Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Константин Михайлович увлекался творчеством русского писателя Якубовича-Мельшина. Ему особенно нравилось стихотворение о колосе.
Молодой стихотворец долго не мог выбрать себе творческий псевдоним: подписывался то Андреем-социалистом, то Мартином из-за речки, то Дубовым листом. В итоге решил назваться Якубом Коласом – в честь любимого стихотворения о колосе Петра Якубовича-Мельшина. Якуб (вич) Колас – как удивительное растение. Уже в этом проявились творческий подход и увлеченность будущего писателя.
В сборнике «Беларусь сегодня» о нем написано: «Его ценили Горький и Твардовский, космонавт Петр Климук летал в космос со сборником его стихов. Он писал для взрослых и детей, писал о том, что болело у простого человека, которому выпало жить в суровую эпоху мировых войн и тектонических сдвигов. Именно ему, бесконечно влюбленному в родную «мову», по натуре селянину, по профессии учителю, а по призванию писателю, мы обязаны расцветом белорусского литературного языка, для возрождения и развития которого мало кто сделал больше, чем Колас. И если Янка Купала — душа «мовы», невиданный цветок папоротника, проросший в заповедном уголке леса, то Якуб Колас — сама земля».
Знакомясь с творческом Якуба Коласа, его педагогическим наследием, обращаешь внимание на оценку его деятельности сегодняшними учеными и педагогами. И она однозначна: «Его идеи о формирования у младших школьников любви к родному языку, традициям и обычаям своего народа и другие и не потеряли своей актуальности и в наши дни». Поэтому знакомство с наследием белорусского педагогова имеет не только исторический, но и практический интерес.
Так в чем же секреты воспитания по правилам дзядзькі Якуба?
«Семья, земля, природа — вот опоры его мира, с рождения и до смерти».
В автобиографической поэме «Новая зямля», в которой автор утверждает мысль о том, что человек как личность формируется в семье:
«А за сталом маўчком сядзелi.
Там хлопцы гыркацца не смелi,
Бо там парадак вельмi строгi,
Там падпiлуюць табе рогi,
Калi парушыш дысцыплiну,
Ды пад нядобрую часiну
Дадуць там «лэмбуся» i «квасу»,
Каб не круцiлiся без часу.
I чуць калi што вынiкала,
То бацька кiдаў так, бывала,
На хлопцаў погляд выразлiва,
Што тыя ў лаву баязлiва
Траха са страху не ўпаўзалi,
Бо гэты погляд добра зналi»
В этом небольшом отрывке поэмы мы можем заметить выработанные поколениями и привитые детям правила поведения за столом, дисциплину и послушание, уважение к родителям, старшим людям, неукоснительное выполнение заданий и поручений. В произведении отражены народно-педагогические идеи общечеловеческих семейных ценностей, а именно: почтительное отношение детей к своему роду, родителям, родительскому дому, к родной земле и труду, взаимопомощь, толерантность, моральная чистота.
Он был убежден, что действительно глубоко чувствовать можно только на родном языке и это необходимо для воспитания в ребенке творческой личности. Поэтому понятно, почему он сам писал исключительно на белорусском.
Он с детства был очарован красотой родной природы и вдохновением сельского труда.
О детства уголок мой милый!
С тобой расстаться я не в силах.
Как часто, утомлён дорогой,
Годами юности убогой,
К тебе я в думах улетаю
И там душою отдыхаю…
«В каждом моменте явлений природы для меня всё было исполнено глубокого интереса и смысла, и каждый видимый элемент природы для меня имел своё лицо, свою строго очерченную индивидуальность, свою определенную жизнь, сознательную, одушевленную. Жил я преимущественно своим внутренним миром, миром образов и грёз, о котором я никому не говорил», — писал позже о поре своего детства поэт.
Дядька Антось приохотил племянника к чтению на русском и белорусском языках. Басни Крылова, стихи Янки Лучины и Франтишка Богушевича, тяга к книгам, жажда справедливости и желание облегчить долю простого народа привели Константина Мицкевича к учительской работе.
В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа «На распутье» («На ростанях»). Ее главный герой, деревенский учитель Андрей Лобанович, воплощает в себе лучшие этнопедагогические характеристики: интеллигентность, жизненную мудрость, человеческое достоинство, благородство, целеустремленность, общественную ответственность.
В его творчестве, писательском и педагогическом, ярко выражен воспитательный потенциал этнопедагогических идей.
Он заботился о сохранении самобытности белорусов, родного языка, написал ряд актуальных методических статей по вопросам педагогики («Аб народным настаўніку», «Беларуская мова ў казённай школе»). В своих педагогических статьях Я. Колас описывал тяжелое состояние белорусской школы, в которой у детей нет возможности обучаться на родном языке.
Писатель А.Т. Юркевич выразил свое отношение к этнопедагогическим взглядам Якуба Коласа: «Важнейшим педагогическим трудом Я. Коласа является хрестоматия «Другое чытанне для дзяцей беларусаў», изданная в 1909 г. в Петербурге. Целью данной хрестоматии явилась возможность дать детям материал для чтения на белорусском языке. В нее включены произведения писателя «Лясны пажар», «За што пабіліся хлапцы», «Вясна на Палессі», «Вясковыя дзеці», «Увосень», «Зіма» и многие другие, прекрасно формирующие культурные и природоведческие представления обучающихся».
Огромной заслугой Я. Коласа как педагога выступает его деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской и Минской губерниях. Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся. По его мнению, родное слово – это тот источник, с которым узнают жизнь, окружающий мир, потому что это – источник образования человеческого разума и, что очень важно, – чувств. Чужой язык, – утверждал Якуб Колас – можно изучать и даже думать на нем, а вот чувствовать – только на родном.
«Методика родного языка» Якуба Коласа не потеряла актуальности и в наши дни. Определив задачи обучения родному языку (научить детей читать, писать, понимать грамматический строй родного языка, развивать устную речь учащихся) и принципы преподавания его в школе: «умелое активное использование языка для выражения собственных мыслей и переживаний ученика — окончательная цель обучения родному языку». Якуб Колас раскрывает методику чтения, письма, кратко затрагивает вопрос о преподавании грамматики белорусского языка.
Важнейшим его педагогическим трудом также является книга «Другое чытанне для дзяцей беларусау» («Второе чтение для деток-белорусов»), которую он стремился сделать доступной и занимательной, с учетом возрастных особенностей детей и подбором интересного учебного материала. Приведенный на страницах книги фольклор, а также произведения самого автора позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной в письменном виде.
Этнопедагогические взгляды белорусского просветителя оказываются созвучными современности и заслуживают их внедрения в педагогическую деятельность.
Я. Колас ясно осознавал, насколько важную роль в формировании патриотизма у маленького человека играет личность учителя, а поэтому предъявлял к нему такие требования, как любовь к родному краю, языку и другие. Учитель – это, в первую очередь, «борец за народное счастье, широко образованный и культурный человек, луч света в темной деревне».
Летом 1923 года по всем уездным городам Беларуси народным комиссариатом просвещения были организованы политическо-педагогические курсы для учителей начальных школ. На курсах в Слуцке лекции по методике и грамматике родного языка читал Якуб Колас. В одном из писем той поры к жене Марии Дмитриевне пишет, что испытывал волнение о том, сможет ли он принести пользу в таком важном деле как подготовка молодых учителей. Константин Михайлович хорошо понимал, что от него ожидают особых слов, ярких, интересных и содержательных лекций.
И талантливый педагог использует психологические принципы построения лекционного курса для оправдания надежд слушателей. Это был новаторский прием для того времени.
Якуб Колас старался прочитать неординарную первую лекцию, которая бы запомнилась слушателям, заставила их с нетерпением ждать новой, яркой, незабываемой лекции. Это тот самый психологический принцип первого впечатления, когда нужно привлечь внимание к своему предмету, своей личности, чтобы дальше ученик «ловил» каждое твое слово, чтобы «шел» за твоей мыслью.
Известный, опытный педагог, выдающийся методист и знаток человеческих характеров, Колас строит свою первую лекцию на основе метода проблемного вопроса (Какое практическое значение имеет белорусский язык?), создавая тем самым поисковую ситуацию для слушателя. А творческий поиск развивает жажду познания нового, неизвестного до сих пор. Константин Михайлович остался довольным своей работой на Слуцких курсах, выдающийся педагог сумел сделать лекции интересными и полезными, он внес большой вклад в развитие творческого и интеллектуального потенциала молодых учителей.
Как методист и педагог он советовал учителям стимулировать эмоциональную и творческую активность учеников. «Каждый урок, – писал Колас – это волшебное, сказочное царство знаний, тайна открытия».
И нам еще предстоит открывать тайны не только педагогического, но и поэтического творчества. Его творчество привлекло внимание Максима Горького. В 1910 году тот писал: «В Беларуси есть два поэта: Якуб Колас и Янка Купала - очень интересные ребята... Просто так пишут, задушевно, грустно, искренне. Нашим бы немного этих качеств...»
Я слышу зов, земля родная!
Хоть песней я к тебе прильну.
Тебе я, сын твой, обещаю:
Недолго будешь ты в плену.
Твой лес объят весь шумом гневным,
Я вижу луч твоей зари.
Он солнцем заблестит полдневным, —
Есть у тебя богатыри.