«Профессия дальнего действия». Выпуск 6
Сегодняшний мой рассказ объединил двух педагогов: Конфуция и Амонашвили. Они проповедовали гуманную педагогику, «любовь как метод преподавания».
Китайцы. Конфуций
«Учитель и ученик растут вместе...» |
История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в третьем тысячелетии до н. э. В древних китайских книгах эти первые школы называют «сян» и «сюй». Сян поначалу были местом прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В сюй молодежь учили стрельбе из лука. Затем для обозначения школы стали употреблять иероглиф «сюэ» – 學, что означает «учить», «учиться». У меня возникает аналогия: учитель – ученик.
Так чему же мы может научиться у великих китайских педагогов? Говорят, что если сравнить развитие педагогической мысли Древнего Китая с Великой рекой, история которой восходит к незапамятным временам, то у Великой реки течение ровное, она гигантская, крепкая и мощная, а развитие педагогической мысли новой эпохи похоже на стремительное течение, мчащееся через высокие горы и мощные хребты. Мой отзыв будет о гигантском, крепком и мощном течении педагогической мысли древнего Китая – Великом педагоге Конфуции. О нем можно писать и говорить бесконечно. И формат авторской колонки не позволит вместить великое педагогическое наследие Конфуция. Я попытаюсь рассказать о том, что у меня более всего вызывает отклик в его педагогическом наследии.
Мне очень близка цитата Конфуция, которую мы вынесли в эпиграф. Работая в школе учителем, занималась внедрением новой образовательной технологии – педагогии сотрудничества, основанной на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности ребенка. И мне бы хотелось найти отклик этого направления российской педагогики в трудах великого китайского философа и педагога.
Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, – это трактат «Беседы и суждения» («论语» - «Лунь ЮЙ»), в нем воспроизведены беседы философа с учениками. Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения близкие к педагогике сотрудничества:
• «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».
• «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?».
• «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны».
• «В обучении не должно быть различия между людьми».
Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниями, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие – письменности, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п.
В процессе воспитания Конфуций стремился развивать активность учащихся, побуждать их к учению, к добыванию знаний. Он поощрял самостоятельную работу и призывал к нравственному самосовершенствованию.
Он требовал от учащихся повторения ранее полученных знаний. Повторение, по его мнению, позволяет учащимся успешно продвигаться вперед и овладевать новым материалом. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть наставником для других».
Китайский ученый-педагог Чжоу Юйдэ дает высокую оценку педагогическому профессионализму Конфуция. Во-первых, он проявлял большую «демократичность» в отношениях с учеником: уважая его как личность, выслушивал его мнения и доводы во время бесед и дискуссий. Во-вторых, он вовсе не стремился сдерживать инициативу учащихся и даже высказывал к ним снисхождение, был сам сдержан и уступчив. Он считал, что ученики не должны быть слишком податливыми перед лицом авторитета учителя в процессе познания истины.
Конфуций стал первым в истории человечества педагогом, который не только ценил своих учеников за их неповторимые индивидуальные качества, но и провозгласил целью обучения развитие природных задатков учащихся.
Конфуций считал, что учителем должен быть человек, имеющий большой багаж знаний и стремящийся к самосовершенствованию, поскольку эти качества являются хорошей основой для обучения других людей. Он полагал, что учитель должен сначала сам получить хорошее образование и только потом учить других, при этом учитель должен воздействовать на учеников собственным опытом, так как воспитание личным примером действует сильнее, чем воспитание словом. Обладая обширными знаниями, учитель должен подавать пример и в нравственном совершенствовании. Конфуций говорил о себе:
我非生而知之者,好古,敏以 求之者也
«Я не тот, который обладает Знанием от рождения, а тот, который, любя древность, усердно ищет ее».
Для достижения этих целей Конфуций стремился использовать все возможности, не считая зазорным обращаться с вопросами к людям младше себя по возрасту и ниже по положению. Тому же он учил и своих учеников. Широко известно высказывание Конфуция о том, что не следует стесняться обращаться за разъяснением и помощью к человеку, менее тебя образованному (ниже тебя по положению). Фрагмент этого суждения превратился во фразеологизм 不耻下问 («не стыдиться обращаться с вопросами к низшим»).
По мнению Конфуция, процесс познания бесконечен, поэтому не только учащиеся, но и учителя должны много учиться, только тогда учащиеся будут подражать своим учителям. Эти идеи выражаются, в частности, в суждении Конфуция:
学而不厌,诲人不倦
«Учиться с ненасытною жаждою и просвещать людей, не зная усталости».
Методика образовательного процесса Конфуция очень близка к методическим приемам педагогики сотрудничества.
Подтверждение своих рассуждений я нашла в исследовании Чу Цзяньминя и Кошкаровой Натальи Николаевны, доктора филологических наук, доцента Южно-Уральского государственного университета «Реализация идей конфуцианства в педагогическом дискурсе: лингвокультурный комментарий».
- Обучение учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями 因材施教
Конфуций одним из первых обратил внимание на необходимость дифференцированного похода к учащимся со стороны педагога. Он был убежден, что люди от рождения имеют разные способности. Конфуций говорил:
中人以上,可以语上也;中人以下,不可以语上也
«С человеком, способности которого выше посредственных, можно говорить и о высоких предметах, а с тем, у которого они ниже посредственных, нельзя».
- Эвристический метод преподавания 启发诱导
В настоящее время в педагогике активно используются метод коллективного поиска оригинальных идей, метод эвристических вопросов. Конфуций, проявляя новаторский для своего времени подход, выступал против механического заучивания текстов, считая необходимым вызвать у учащихся живой интерес к изучаемому предмету и получить ответную реакцию учащихся на слова учителя. Эти взгляды мыслителя нашли выражение в суждении:
不愤) 不启,不悱不发。举一隅不以三隅反,则不复也
«Неретивых я не просвещаю; не сгорающим от нетерпения получить разъяснения – не объясняю; своих уроков не повторяю тем, которые по одному приподнятому углу не отгадывают трех остальных».
- Сочетание учебы и мышления 学思并重
Он считал, что учеба и мышление являются двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами учебного процесса. Однажды Конфуций сказал по этому поводу:
学而不思则罔,思而不学则殆
«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».
- Обучение должно быть глубоким, но, в конечном итоге, простым
由博反约
Этот метод ведёт своё происхождение от изречения, содержащегося в конфуцианском трактате 孟子 «Мэн-цзы»:
博学而 详说之,将以反说约也
«Тщательно изучить, обдумать и снова к этому вернуться».
Древний философ не оставил специально разработанной теории. Его педагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах «Луньюй» и «Ли цзи» («Книга этикета, правил поведения»). В последнем труде Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости». Потомок Конфуция в 77-м поколении, профессор Кун Течэн пишет: «Педагогическое учение Конфуция основывалось на древнейшей традиции и проложило путь для будущих поколений. Оно занимает важное место не только в интеллектуальной китайской истории, но и в истории человечества, в мире в целом».
В китайской культуре Кун Цзы или Кун Фу-Цзы (Конфуций – латинизированный, европейский вариант имени) – больше, чем наставник, мыслитель и философ. Это божественный Учитель. Закончить свое повествование я бы хотела афоризмом Конфуция об учителе:
Кто постигает новое, лелеял старое,
Тот может быть учителем.
Грузины. Шалва Амонашвили
«Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием». |
Сегодняшний мой рассказ объединил двух педагогов: Конфуция и Амонашвили. Они проповедовали гуманную педагогику, «любовь как метод преподавания». В 2015 году мне посчастливилось побывать на семинаре Шалвы Амонашвили в Екатеринбурге. Профессор приехал поделиться разработанной им и уже известной по всей стране концепцией гуманной педагогики. «Сейчас, когда на нашей планете, в частности и в России, так много привязанностей к материальным благам, именно сейчас нужно, чтобы люди не забывали о духовности», – отметил педагог-психолог Шалва Амонашвили.
Шалва Александрович Амонашвили был первым во многих начинаниях, которые изменили к лучшему советскую систему образования. Он первым провел эксперимент по обучению в школе шестилеток, по введению безотметочного оценивания и пятидневной учебной недели: «Я попытался все отметки изъять и поставил ребенка перед чистыми знаниями. Подготовил для этого учителей и родителей. Но чтобы ребенок воспринял знания, ему нужна другая атмосфера. Ибо познавать мир кнутом и пряником нельзя. Надо красиво преподнести знания, с улыбкой, с доверием, с надеждой, что „ты сможешь, конечно, а я тебе помогаю, я рядом с тобой“».
Еще одно нововведение, на первый взгляд незначительное: красные чернила он заменил зелеными. Это случилось после того, когда одна из его учениц расплакалась, увидев красные пометки в своей тетрадке.
«Красные чернила – это запретительный цвет, правда? – рассуждает Шалва Александрович. – Учитель отмечает ими ошибки в работе ребенка, и чем больше красного цвета, тем хуже для ученика. В результате ему не хочется даже смотреть в тетрадь. А потом начинается исправление ошибок, что до сих пор длится в школах, самый противный такой процесс. И учителю не нужно это, и детям, обязательно учитель ругает: „Сколько я должен вам объяснять?! И это ошибка! И это ошибка!“ Самая неприятная часть педагогического процесса».
Зеленым цветом он стал отмечать то, что ему понравилось: правильно написанные буквы и слова. И дети начали радоваться, открывая свои работы.
А из ошибок составлял упражнения, которые выполняли всем классом. Или предлагал ребятам искать ошибки в тех записях, которые он делал на доске (ошибки, конечно, он допускал специально): «Получалось блестяще, – не без гордости вспоминает Ш. Амонашвили. – От успеха к успеху шли дети. Это дети открыли мне эту науку».
Учитель, мыслитель, философ, пропагандист идей гуманной педагогики, автор книг: «Здравствуйте, дети!», «Вера и любовь», «Баллада о воспитании» и многих других. Он и сегодня, несмотря на преклонный возраст, не прекращает свою деятельность: проводит семинары, читает лекции в разных городах России и СНГ, пишет книги.
Шалва Александрович стал учителем-первооткрывателем, который сказал, что педагогика сотрудничества должна идти вместе с опытом и современностью. Его методы не ломают ребенка, а делают его равным, признавая все его сильные и слабые стороны. В работе у него основными принципами стали:
• Любовь к детям.
• Душевный комфорт для ребенка и равновесие.
• В каждом из учеников прожить самого себя.
Он прожил педагогику гуманности лично. Сейчас трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться: «Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого».
Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.
Суть его педагогики гениально проста: «Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство».
Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода: «Была поставлена задача — уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».
Шалва Амонашвили считает, что при обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.
Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные но ответственные дела. Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него.
Страсть к свободе. Хотеть быть взрослым — значит, хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставлять самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия.
Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Закончим статью высказываниями педагога, адресованными учителям. В них отражена вся суть гуманно-личностной педагогики:
• Учителя — это спасательный отряд судеб детей.
• Нет ничего важнее, чем святая душа ребёнка. Думайте о себе с позиции детей — как они на вас смотрят, что они о вас думают.
• В каждом ребёнке надо видеть явление. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.
• Мудрость учителя — направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.
• Раз стал учителем — будь героем. Все равно трудишься.