Калейдоскоп педагогических идей
Представляем методические рекомендации, подготовленные сотрудниками библиотеки в Год педагога и наставника.
Калейдоскоп педагогических идей в сказках народов Среднего Урала / Министерство культуры Свердловской области, Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Свердловская областная межнациональная библиотека» ; составитель : О. И. Калинина. – Екатеринбург : СОМБ, 2023. – 63 с. – Текст : непосредственный.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца.
В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал? Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!
Сказка была рассчитана в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово – «из уст в уста» – передавать ее содержание детям., создавая приоритетную установку на целенаправленное воспитание. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное – умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости.
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Такого же мнения придерживался исследователь русского фольклора В.П. Аникин, который говорил, что «в мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение».
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
По словам Белинского В.Г., в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы:
– красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые... » («Хаврошечка»);
– картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост... » (Лисичка-сестричка и серый волк).
Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
А.С. Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев.
Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего – на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.
М. Горький, отмечавший благотворное влияние устного народного творчества на совершенствование нравственных качеств человека, подчеркивал, что лучшие черты человеческого характера проявляются в сказках более ярко и красочно.
Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, в Павлыше дети сами творили сказки.
Во многих своих книгах В. А. Сухомлинский подчеркивал пользу сказкотворчества и считал, что без сказки невозможно представить интеллектуальные взаимоотношения между детьми, кроме этого, по его мнению, без увлечения сказкой не может быть коллективного переживания, а без сказкотворчества ребенку недоступна радость, одухотворенная мыслью. Задолго до появления метода «сказкотерапия» Василий Александрович проводил прямую связь между сказкотворчеством и здоровьем ребенка: «Читатель может спросить: почему на страницах, посвященных здоровью, речь идет о сказке, о фантастических образах, о детском творчестве? Потому, что это детская радость, а без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа… Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Выводы талантливого советского педагога свидетельствуют о том, что педагогические сокровища народа далеко еще не исчерпали себя. Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.