baner shariki copy

logo4site

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Декоративно-прикладное искусство и ремесла Удмуртии

1 19Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры каждого народа, тот источник, который питает профессиональное искусство и неотделим от современной повседневной жизни людей.

Национальные традиции народного искусства Удмуртии складывались веками. Территория Удмуртии по общему количеству кустарей и отдельных видов ремёсел относилась к наиболее развитым районам России. Ремёсла были составной частью крестьянского двора и существовали чаще всего как дополнительное к земледелию занятие.

Всё в талантливых руках превращалось в произведения декоративного искусства. Весьма разнообразным был ассортимент изделий шерстобитного и войлочно-валяльного ремёсел, издавна получившие повсеместное развитие. Высокого мастерства достигли кустари и в обработке дерева, насчитывалось более 20 видов ремёсел. На протяжении столетий существования ремесла по обработке бересты сложились глубокие традиции в заготовке и обработке сырья, в технологии изготовления и их орнаментации. Отдельного внимания заслуживает и столярно-токарный вид ремесла. Было развито кузнечное мастерство. Деревенское население Удмуртии в конце ХIХ века обслуживалось более 6 000 кузнецами.

Ведущая роль среди женских ремёсел принадлежала узорному ткачеству, которое достигло высокого совершенства. Ткачеством занимались в свободное от работы время, в большей степени зимой. С семи лет девочку учили женскому рукоделию: вышитые и тканые изделия занимали в приданом невесты основное место.

1 18В живописном месте Удмуртии, в 17 км от города Ижевска расположен Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». В фондах музея хранятся разнообразные экспонаты кустарей и мастеров Удмуртии. На сегодняшний день воссозданы утраченные и забытые технологии изготовления предметов народного искусства.

В Удмуртии в 1991 году Министерством культуры был открыт Национальный Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел (НЦДПИиР ), а за ним – и районные Центры и Дома ремесел. За сравнительно небольшой период в республике была создана система сохранения и развития народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, традиционно бытовавших на территории республики.

Традиционное ткачество

1 41Узорные ткани шли, прежде всего, на изготовление одежды и постельных принадлежностей, на оформление интерьера жилых помещений. Дорожки на полу, постилки на лавках, покрывало на постели, скатерть на столе, занавески вдоль изголовья полатей, декоративные полотенца над окнами и в простенках между ними, детский коврик на люльке – все это гармонировало друг с другом, с костюмом обитателей дома и предметной средой жилища.

С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника браного ткачества состоит в том, что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным, утком. Узор набирается на дощечках «бральницах» по всей ширине основы. Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань – ткань, у которой основа и уток из цветных ниток.

1 13Браной и выборной техникой ткали ковры, передники, скатерти, покрывала, украшали подолы рубах, полотенца. Закладная техника применялась при изготовлении полотенец, дорожек-постилок на лавки и нары, ковров-паласов, многоремизная – при тканье скатертей, передников, покрывал. Цветной холст, или пестрядь, шла на шитье одежды, передников, наволочек, пологов. Пользуясь разными приемами тканья, варьируя цвет и орнамент, каждый раз получали неповторимую ткань и уникальную в своем роде вещь. Нередко ткачихи в одном изделии сочетали разные способы тканья. Так, пестротканый передник часто украшался розетками выборного тканья; поле ковра, вытканное в переборной технике, окаймляли узором закладного тканья.

Традиционные орнаменты в тканых изделиях

Традиционный народный орнамент и его отдельные элементы – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества, и в самом распространенном – узорном ткачестве.

2 1В народном декоративно-прикладном искусстве удмуртов нашла отражение и окружающая природа. Об этом говорит богатая терминология геометрического орнамента узорного ткачества. Например: «кыз пужы» – узор «ёлка»; «шунды пужы» – узор «солнце»; «толэзь пужы» – узор «луна».

Немалую роль в орнаментальной мелодии играет мотив ромба («питыри», «питырес»), играющего роль оберега от сглаза и дурных сил. Наряду с цельным ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.

Излюбленным орнаментом удмуртского ткачества является «шудо кизили» - счастливая звезда или «толэзё» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман, который исполняется во всех техниках.

2 2В символике изобразительных мотивов отражена идея единства мира и человека. Одна из универсальных моделей мира представлена образом мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева символизируют трехчастную модель мира: прошлое – настоящее – будущее (предки – нынешнее поколение – потомки), три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля).

Узорное ткачество северных удмуртов

В северной Удмуртии узорные ткани изготовлялись в Юкаменском, Глазовском, Кезском, Ярском, Дебесском, Балезинском и Игринском районах. Здесь широкое распространение получило браное, многоремизное и пестротканое ткачество. Браные узоры обычно ткали красным утком по белому фону, при этом отдавали предпочтение графическому решению орнамента.

Тканые изделия на севере изготовляли из льняной или хлопчатобумажной пряжи.

Мотивы североудмуртского узорного ткачества немногочисленны. Это квадраты, ромбы, треугольники, звезды и другие.

1 26Узорное ткачество нашло широкое применение, как в организации предметного пространства народного жилища, так и в оформлении костюма. Из пестроткани шили занавесы, легкие покрывала на постель, ламбрекены над окнами. Особенно интересны были пологи для молодоженов. Полог имитировал дом, то есть имел четыре «стены» и «потолок». Его ткали в основном из льняной пряжи, но часто использовали покупные хлопчатобумажные нитки. Кромка полога заканчивалась полоской кумача, ситца и машинного кружева. В убранстве жилища полог воспринимался очень цельно, ему были подчинены все остальные текстильные изделия. Они органично сливались с пологом в единое целое. Полог являлся составной частью приданого невесты. Вплоть до 50-х годов двадцатого столетия существовал обряд «ын вурон» – «шитье полога». Ткали также половики. Крупнозернистая полотняная фактура, получаемая от тонкой основы с толстым тряпичным утком, с утолщениями и узелками, придавала половикам свою особую красоту. Половики северных удмуртов отличаются своеобразным колоритом, они выполнены в спокойной холодной гамме. Этот вид народного текстиля и сейчас имеет повсеместное распространение на территории северной Удмуртии. Почти невозможно встретить двух одинаковых половиков, хотя мастерицы постоянно обмениваются опытом друг с другом. Половиками сплошь покрывают пол, укладывая поперек избы так, чтобы полосы тщательно подходили друг к другу и сохранили раппорт узора. Крупные ритмичные узоры половиков, перекликаясь с занавесами, покрывалами, ламбрекенами, создают единую художественную гармонию в убранстве жилища.

Большую группу текстильных изделий составляют декоративные полотенца. Их вешали по праздникам на окна, в простенки между окон, на зеркало, а по особо торжественным дням – и на матицу избы. Узор на полотенцах ткался в браной технике по льняной основе покупными хлопчатобумажными нитками красного цвета. В декоре полотенец сложилась своя специфическая композиция, состоящая из трех поперечных орнаментальных полос, украшающих их концы. Средняя полоса всегда более широкая, активная. Мастерицы выделяли ее как главную, она всегда насыщена орнаментом, цветом и сложным ритмом. Узор имеет ромбический мотив, но варианты и комбинация его в композиции всегда разнообразны. Часто используется вместе с ткачеством вышивка, кружево, что в значительной степени обогащает в целом композицию полотенец. Разнообразие текстильных фактур шероховатых половиков, гладких занавесов и пологов в своем единстве создавало в ансамбле североудмуртской избы неповторимый художественный образ.

1 28Узорным ткачеством и вышивкой северные удмурты издавна украшали свою одежду – рубашки и халаты. Сшиты из белого льняного полотна и богато украшены вышивкой и ткачеством. Особо выразительны были тканые узорные рукава. На груди располагалась вышивка. Ярко-красная орнаментированная прошва подола с нарядным пестротканым передником-запоном завершала цветовую композицию костюма. Передник снижал контраст красного узора и белого фона. Сочетание красного и белого с небольшим введением синего и желтого цветов – вот основное цветовое решение орнамента в костюме северных удмурток.

Узорное ткачество южных удмуртов

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире.

Тканые изделия играли большую роль в убранстве жилища и южных удмуртов. Нары были покрыты кошмами, постель на нарах сворачивали на день и закрывали ковром переборного ткачества. На стене вдоль нар, в проемах между окнами, развешивались полотенца. Нары закрывали яркими узорными занавесами. Среди текстильных изделий, участвующих в убранстве интерьера, заслуживают особого внимания занавесы. Их ткали из цветной основы и цветного утка, создавая гладкий цветной или пестротканый фон, и украшали выборным узором. Для них характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета. Узор строится из обобщенных мотивов, расположенных в строчку в несколько рядов по плоскости занавеса.

1 30Необходимой принадлежностью каждого удмуртского дома являются и скатерти. По своим расцветкам, членению декоративной плоскости многие скатерти близки к занавесам. Однако узор всегда строится из более мелких орнаментальных мотивов. Декоративная композиция скатертей отличается яркостью, цветовой насыщенностью. Поле скатерти обычно ткется в крупную темную и светлую раппортно повторяющуюся клетку. В клетках на красных, синих, фиолетовых фонах вытканы геометрические мотивы выборного ткачества, напоминающие цветочные розетки, ромбы, звезды обычно светлых расцветок. У части скатертей декоративно украшена кайма, а не поле, при этом поле орнаментировано сложной пестротканой клеткой, а пришивная кайма состоит из повторяющихся поперечных цветных полос с выборным рисунком.

1 14На юге Удмуртии широко распространено безворсовое ковроделие. Ковры, как и ткани, выполняли на ручном горизонтальном ткацком станке. По технике исполнения они относятся к переборному ткачеству, называемому удмуртами «корам пужы» – рубленый узор. Ковры обычно сшивали из двух полотнищ, каждое шириной 60 см, потому что станок был узким. Края ковра обшивали пестротканой каймой, заканчивающейся бахромой. Основа ковра конопляная, а уток из шерсти домашнего изготовления. Ковры издавна украшают народное жилище южных удмуртов. Их вешали на стены, над широкими нарами. Край ковра спускался и застилал нары. В интерьере он зрительно читался на любом расстоянии. К типичным ковровым изделиям можно отнести и длинные и узкие полотнища для покрытия лавок, диванов, сундуков, кровати, выполненные шерстью в технике перебора.

Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.

Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» – мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки.

Большой вклад в возрождение удмуртского ткачества и его современное развитие внесла А. В. Ядыгарова (Лауреат Премии Правительства РФ «Душа России», 2009 г.). Многочисленных учеников Альбины Вениаминовны можно встретить в любом уголке Удмуртии. Среди её успешных последователей такие мастера, как Л. И. Буянова, Н. Г. Мансурова, В. Н. Фардиева (г. Ижевск), Н. В. Измайлова (Алнашский район), Н. Р. Сидорова (Увинский район), Л. Н. Имполитова (Малопургинский район), Е. И. Виноградова (Якшур-Бодьинский район).

1 43Гобелен, будучи привнесённым в Россию с Запада относительно недавно, не является традиционным направлением в удмуртском ткачестве. При этом он сумел обрести достойное место среди других видов декоративно-прикладного искусства, успешно развиваясь во многих районах Удмуртии. Как правило, сюжетами при создании гобеленов служат удмуртские сказки, мифы, легенды, традиции, сценки удмуртского быта.

В настоящее время наиболее известными в республике специалистами, работающими в технике гобелена, являются: Н. Г. Мансурова, В. Н. Фардиева (г. Ижевск), Н. Н. Токмина (Увинский район), Н. А. Иванова (Дебёсский район), В. Н. Корепанова (Игринский район).

Традиционный костюм

1 24Одежда удмуртов традиционно изготавливалась из следующих материалов: льна, конопли, хлопчатобумажных тканей, шерсти и меха.

Работы по изготовлению одежды были в обязанностях женщин.

В одежде удмуртов вплоть до XX века преобладали ткани домашнего производства, и только зажиточная удмуртская верхушка в XVIII-XIX вв. носила одежду, сшитую из бухарских и фабричных тканей.

В конце XIX - начале XX веков изготовление тканей домашнего производства приняло характер ремесла. Есть свидетельства, что «вотская сукманина и пестрядь» по тонкости, яркости красок и дешевизне были вне конкуренции.

Великолепный удмуртский народный костюм в том виде, в каком он дошёл до наших дней, т. е. украшенный вышивкой и художественным ткачеством, щедро усыпанный бусами, монетами, привесками, дополненный широкими браслетами, серёжками и кольцами, окончательно сложился в XIX в.

В настоящее время выделяют несколько костюмных комплексов удмуртов (по С. Х. Лебедевой, на фотографиях слева направо):

1 29 1 17 1 38 1 37

Североудмуртский

  • Нижнечепецкий (косинский вариант);
  • Нижнечепецкий (слободской вариант);
  • Верхнечепецкий.

Южноудмуртский

  • Собственно южноудмуртский;
  • Завятский;
  • Закамский;
  • Бавлинский.

Центральноудмуртский (Срединные удмурты)

Шарканско-якшурбодьинский;

  • Калмезский.

Бесермянский

  • Собственно бесермянский.

Наиболее ярко принципы декорирования традиционного костюма появились в женской одежде северных удмуртов, сохранившей до наших дней существенные черты древнеудмуртского костюма и его строгую орнаментацию.

На сегодняшний день успешно занимаются восстановлением технологий изготовления удмуртского костюма, следующие специалисты: С. В. Ломоносова и Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Л. П. Щинова, Е. И. Виноградова, А. А. Шумина (Якшур-Бодьинский район), Л. Н. Буранова, О. Е. Брызгалова (Игринский район), Н. В. Белослудцева (Дебёсский район), С. В. Главатских (Кезский район), Н. Р. Сидорова, Л. В. Тёмкина (Увинский район).

Современный костюм

1 31Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность – «Художественное проектирование костюма».

1 32Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную – картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Традиционная вышивка

К одному из древних видов народного искусства относится вышивка. Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних – тюркоязычных народов – башкир, татар.

Прекрасные художественные образцы старинной удмуртской вышивки на различных предметах женской одежды убедительно доказывают, какого мастерства достигли в их орнаментации вышивальщицы. Орнаментация выполнялась ими без всяких вспомогательных средств. Узор наносился непосредственно на холст, без всякой канвы или рисунка, по счету ниток. Пяльцев у удмуртов, как и у других народов Поволжья, не было. Единственным техническим приспособлением являлась швейка, к которой прикреплялась вышиваемая ткань. Иногда вместо швейки использовали нижнюю часть прялки, сняв верхнюю – съемную. При нанесении на ткань узора с помощью различного рода ниток – шелковых, позументных, шерстяных, гарусных, бумажных и т. п. – мастерица применяла различные приемы, оперируя значительным количеством швов. Это – счетная гладь, набор, роспись, шитье «в прикреп», «по выдергу» и, наконец, даже крестик и тамбур. Основной техникой шитья являлась счетная гладь. У удмуртов употреблялась так называемая «прямая счетная» гладь без предварительного обведения контуров. Шов этот обычно был двусторонним, применялся при вышивании нагрудников «кабачи» и рукавов. Реже использовали при орнаментации «косую стежку», гладевой шов с четким обведением контуров «росписью».

1_23.jpgВышивка нагрудника «кабачи» в женском удмуртском костюме разнообразна и по орнаменту, и по расцветке, и по материалу для выполнения узора. Основные элементы геометрического орнамента, которые входят в структуру вышивки, это – звезды, ромбы, ломаные ступенчатые линии, квадраты, кресты, крестообразные фигуры.

Вышивка коврового типа покрывает обычно все поле нагрудника. Отдельные элементы орнамента располагаются на прямоугольной поверхности по определенному и законченному композиционному замыслу, чаще всего организуются одной крупной фигурой. Расцветка – типична для удмуртской вышивки. Преобладает красный цвет, иногда в сочетании с синим или черным. Более ранние образцы выполнены с применением серебряной нити на черном фоне. Края вышивки со всех четырех сторон обрамляются, как правило, нашивками ткани, позумента, тесьмы в тон основной расцветке. Тем самым нагрудник отграничивается от белой поверхности рубахи как бы четкой рамкой.

Наряду с вышивкой нагрудной части женской рубахи значительное место в удмуртской одежде отводится нарукавной вышивке. В удмуртском женском костюме можно наблюдать два типа орнаментации рукава: первый – в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной двумя нашивками по бокам, и второй – в виде крупной овальной розетки на плече. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов, когда от плечевой розетки вдоль рукава идут нашивки тесьмы или ткани (шелковой или суконной, в виде лент). Чаще при вышивании применяют гладевой шов, по счету ниток. Вышивка зачастую – двухцветная, с использованием синего и красного шелка. Встречается также одноцветная вышивка, где в орнаменте предусматривается рисунок, четко выделяющийся благодаря незаполненным местам белой ткани.

1 10Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными – с применением позументной нити. Техника такой вышивки – это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».

Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь».

Вышивка северных удмуртов

Вышивка северных удмуртов представлена в первую очередь вышитой белой одеждой. Это рубахи с распашными кафтанами, головные полотенца, нагрудники. Узоры самые разнообразные: прямые полосы, пересечённые прямыми и косыми линиями, гребенчатые линии, треугольники и квадраты, ромбы, ромбы с продолжающимися сторонами, мотив парного крючка. Основная цветовая гамма вышивки – терракотово-красная, контур узора всегда очерчивался чёрной нитью, иногда вышивались небольшие оживки (включения) из синих, жёлтых, зелёных нитей. Северные удмурты владели практически всеми видами швов вышивки. Были случаи, когда мастерицы вышивали и по заказу. Нижнечепецкие удмурты вышивкой украшали не только женскую одежду, но и детскую, девичью, мужскую. На детской и девичьей одежде вышивки было немного. Обилием вышивки, как всегда, отличались свадебный и особо праздничный наряды, выполненные шёлком-сырцом терракотово-красного цвета с небольшим включением зелёного, жёлтого и синего цветов. У нижнечепецких удмуртских женщин было до 20 обязательных пар вышитой белой одежды, при этом каждая пара (рубаха и распашной кафтан) отличались друг от друга количеством узора, швами и орнаментальными мотивами. Рабочую одежду украшали простыми хлопчатобумажными или льняными нитями. Вышивку мужской рубахи выполняли в технике простой крест. Мастерицы располагали узоры по вороту, грудному разрезу, на плечах, рукавах и по подолу мужской рубахи.

Вышивка южных удмуртов

Мастерицы из южной группы удмуртов расшивали налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, свадебные пояса зар, нагрудники.

Налобные повязки вышивались в технике косой стежок и серебряными нитями в технике в прикреп. Узор рельефный, чёткий, орнаменты: зигзагообразные и волнистые линии, также встречаются крючки и мелкие треугольники. Основой для узора служила береста. При вышивке полоска из бересты оставалась на ткани под нитями, что и придало вышивке выпуклый рельефный вид. Платки-покрывала южных удмуртов представляли собой белых холст с узором «древо жизни», вышитым на всех четырёх углах платка по диагонали вершиной к центру.

Головные полотенца с яркой ювелирной вышивкой исполнены разноцветными шёлковыми нитями по кумачу, ромбовидные квадратные и прямоугольные фигуры обычно составлены из мелких квадратных фигур, контуры композиции очерчивались узкими линиями в технике роспись. Концы головных полотенец выполнены в основном свободными швами тамбур, козлик, восьмёрка. Такая техника была характерна для тюркских соседей удмуртов, видимо, её переняли от них.

1 5Свадебные пояса зар завятские удмурты вышивали терракотово-красным шёлком-сырцом. Вся поверхность узора сплошь покрывалась треугольными фигурами, вышитыми в технике двусторонней глади. Контур узора очерчивался полосой вышивки чёрными шёлковыми или шерстяными нитями. На платках-покрывалах и поясах зар основной орнамент «древо жизни». На концах головных полотенец узоры из квадратов, прямоугольников и ромбов с продолжающимися сторонами.

С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. В 1930-е годы технология удмуртской традиционной вышивки была утрачена повсеместно, ей на смену пришла вышивка по журнальным образцам. Лишь у двух периферийных групп нижнечепецких удмуртов (косинской и слободской) сохранилась древняя технология вышивки – вышивка счётными швами.

Узорное вязание

1 7Узорное вязание было издавна известно удмуртам, однако, оно играло более скромную роль в их народном творчестве, нежели вышивка и ткачество.

Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Удмуртки выполняли все трудоёмкие работы, связанные с её обработкой. Они стригли овец, разбивали шерсть, расчёсывали её, пряли с помощью палкообразной прялки и веретена, наконец, окрашивали пряжу в домашних условиях растительными или анилиновыми красителями. Эта пряжа служила материалом для изготовления бытовых вязаных изделий-чулок, варежек, перчаток.

При работе на пяти спицах, как и другие народы, удмурты применяли различные приёмы вязки. Наряду с многоцветным орнаментом вязальщицы украшали также чулки рельефным одноцветным узором или использовали приём ажурного вязания.

Техника узорного вязания у удмуртов напоминает также эстонское узорное вязание. Сходство есть даже в оформлении края чулка зигзагообразной линией.

Узорные чулки из шерсти изготовлялись во многих районах Удмуртии: Вавожском, Можгинском, Завьяловском, Алнашском и др.

Также имели широкое распространение у удмуртов перчатки и варежки из овечьей шерсти. 1 8Вязались они из разноцветной шерсти, при этом узор тыльной стороны отличался от узора внутренней стороны – внутри он был значительно мельче.

Традиционные формы, орнамент и приёмы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение. В первые десятилетия XX века появились вязаные изделия с узором с печатных образцов. Однако и эти, казалось бы, чуждые удмуртам узоры (листья, цветы и т. д.), переделывались вязальщицами на «удмуртский лад» и давались в традиционной расцветке. Это говорит об устойчивости традиций удмуртского народного вязания.

В настоящее время можно выделить следующих специалистов: О. Ю. Глезденёва, Т. Е. Соколова (Каракулинский район), Т. П. Пчельникова (Селтинский район), Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Л. В. Тополева (Шарканский район), Т. А. Коротаева (г. Ижевск).

Лоскутное шитьё

1 21Лоскутное шитьё, зародившись в глубине веков как скромное рукоделие, в настоящее время выросло в обособленный вид декоративного искусства. Разнообразные приёмы сборки и сшивания тканей, аппликация, стёжка, вышивка присущи практически всем культурам, существующим на нашей планете.

У удмуртов лоскутное шитьё применялось: в нагрудных украшениях «муресазь» с замысловатыми символами, в головных платках «куиньсэрго» удмуртов Шарканского и Якшур-Бодьинского районов, а также головных покрывалах «сюлыках» южных удмуртов, выполненных в лоскутной технике с применением вышивки.

Также лоскутная техника применялась при изготовлении предметов домашнего обихода – одеялах, покрывалах, небольших напольных ковриках. При изготовлении изделий использовались остатки от шитья, лоскутки от неиспользуемой одежды. Подобные изделия были своего рода хранителями истории семьи мастерицы.

В настоящее время в Удмуртии специалистами по лоскутному шитью являются: Ломоносова С. Б. и Рябчикова Н. Г. (Алнашский район), Касихина Л. Н. (Вавожский район), Жуйкова Т. А., Миншина Н. В., Загумёнова О. В. (Дебёсский район), Буранова Л. Н. (Игринский район), Шумина А. А. (Якшур-Бодьинский район).

Художественная обработка войлока

1 4Войлочное мастерство удмуртов не отличалось богатым ассортиментом. Валяная шляпа с полями из чёрной и белой шерсти – наиболее распространённый национальный головной убор мужчин. Форма шляп в разных районах Удмуртии была своя.

Валенки издавна являются основной зимней обувью. Производство валенок известно со второй половины XIX века и приобрело характер кустарного промысла.

Обработка шерсти валянием, в одно время позабытая, сегодня вновь занимает важное место в жизни человека.

Ассортимент валяных вещей увеличился, появилась сувенирная продукция (миниатюрные валенки, войлочные игрушки, бижутерия и др.), которая радует своей теплотой и красочностью.

Традиции валяния продолжают сохранять и развивать Г. Ф. Першина, семья Макаровых (Балезинский район), А. Н. Дмитриев (Малопургинский район).

Народная игрушка

1 20Краткое описание и зарисовки удмуртских игрушек впервые сделаны в конце XIX в. удмуртским собирателем Г.Е. Верещагиным. Упоминания о некоторых игрушках вошли в сборник по играм и развлечениям удмуртов.

Куклы удмуртов разнообразны по конструкции их основы. Ареалы распространения разных видов игрушек соответствуют территории расселения локальных групп удмуртов. Различия игрушек выражаются в их пропорциях, конструкции каркаса, выборе тканей и оформлении одежды. Основа куклы могла состоять из щепки, крестовины, палки цилиндрической формы, закрутки из ткани, раздвоенной ветки или ствола сосны с несколькими расходящимися сучками.

Куклы обычно не имели лица. Лишь в поздней традиции стали изображать брови, глаза и нос (брови рисовали карандашом или углём).

В конце 1930-х годов, несмотря на широкое распространение промышленных игрушек, у удмуртов отмечалось почти полное отсутствие покупных игрушек.

Анализ имеющихся полевых этнографических материалов, связанных с бытовавшей у удмуртов текстильной игрушкой, свидетельствует о наличии влияния русской традиции на удмуртскую. Вместе с тем, ряд особенностей удмуртской традиции, выражающейся в конструкции, выборе материала, оформлении, технологии изготовления игрушек, придают им своеобразие и этническую специфику.

В последнее время изготовлением текстильных игрушек в русской традиции успешно занимаются ведущие методисты ряда муниципальных Домов ремёсел, специализирующихся на возрождении и сохранении русской культуры.

В настоящее время в Удмуртии специалистами по текстильной игрушке являются: Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Н. П. Ложкина и Ю. А. Макарова (Шарканский район), Т. П. Пчельникова (Селтинский район), Л. П. Щинова (Якшур-Бодьинский район), О. Г. Загумёнова (Дебёсский район).

Художественная обработка кожи

1 15Обработка кожи известна на территории современной Удмуртии со времён ананьинской культурно-исторической общности VIII-III вв. до н. э.

В XVIII веке появились кожевенные «заводы» в удмуртской д. Кутешь Арской дороги Алексея и Степана Артемьевых. В 1782 году в Сарапуле начал действовать «завод» дворцового крестьянина Тимофея Злыгостева, а в 1786 году «заводы» основали Борис и Прокопий Барабанщиковы, открыл своё предприятие Самсон Балашов. С 1789 по 1791 годы открыл своё кожевенное производство в Глазове Сидор Макаров.

Кустарное кожевенное производство в начале XX века получило на территории современной Удмуртии сравнительно большое развитие. Центром кожевенного производства был г. Сарапул, где насчитывалось до шести кустарных кожевенных заводов, изготовлявших также обувь. В 1930-х годах в Сарапуле был построен крупный кожевенно-обувной комбинат и созданы кожевенно-промысловые артели.

Несомненно, что на развитие у удмуртов овчинного и скорняжного производства оказали влияние соседние центры кустарной промышленности, располагающиеся в Вятском, Слободском и Сарапульском уездах Вятской губернии, и многие способы дубления и окраски были восприняты удмуртами от соседнего русского населения.

В настоящее время можно выделить ряд специалистов, развивающих данное направление: О. А. Лукина и Р. Р. Абашева (г. Глазов), Т. С. Медведева и А. В. Васильева (Селтинский район), Т. Н. Михалецкая (Завьяловский район).

Художественная резьба по дереву

1 11Человек, ещё на заре своего существования, занимался обработкой древесины, в первую очередь это были заострённые древесные охотничьи копья. Со временем деревообработка продолжает совершенствоваться, появляются довольно сложные жилые и производственные сооружения. Строительство и изготовление предметов быта из дерева продолжается, технологии обработки древесины усложняются, некоторые приёмы заимствуются удмуртами в ходе контактов с другими народами. Основные орнаменты и приёмы работы перекочёвывают из косторезного искусства в художественную резьбу по дереву.

XIX век отмечен развитием изготовления из дерева домашней утвари.

В дореволюционной литературе нередко встречается упоминание о существовании резчиков по дереву, но, к сожалению, не описывается круг их работ. По статистическим данным, во второй половине XIX века наблюдалось расширение промысла. Так, если в 70-е гг. XIX в. в крае было зафиксировано 3 резчика по дереву, то в 1900 году в Удмуртии их стало 171. Сохранились сведения о том, что Дебёсы – большое торговое село – было «замечательно» по развитию иконостасного и резного по дереву промысла. В материалах подворной описи даются сведения о том, что в местах, где изготовлялась так называемая «лучшая городская» мебель, существовали резчики, которым столяры отдавали на окончательную доработку украшенные резьбой стулья, диваны, кресла и т. д.

Столярно-токарное ремесло

1 12К 1900 году мебельно-столярный промысел в Удмуртии был развит достаточно широко, в крае насчитывалось 1173 мебельщика. В составе изготовляемой столярами продукции были: столы, стулья, диваны, посудные шкафы, комоды, ткацкие станы, двери, вешалки и т. д.

В настоящее время можно выделить следующих специалистов в области столярно-токарного ремесла: Л. И. Кедров и А. В. Орехов (Алнашский район), В. Н. Вострецов (г. Сарапул), Н. А. Масленников (Увинский район), С. В. Бузмаков, А. В. Дзюин (Балезинский район).

Бондарное ремесло

1 3Бондарное ремесло уходит корнями в глубокую древность. Ассортимент изготовляемой продукции к XIX веку был довольно разнообразным. Выделяют отдельные группы кустарей по производству бондарной продукции: выделке бочек (бекчеос) и бочонков (пичи бекчеос), кадок (вышкыос), вёдер (ведраос), и т. д.

Всего бондарей к концу XIX в. в Удмуртии насчитывалось 2050 человек, из них 380 удмуртов. Лучшие сорта бочек, кадок, вёдер, деревянных бураков изготовлялись из хорошего, прямослойного, несучковатого соснового леса. В производство шла также ель и пихта, но посуда из них считалась некачественной. На выделку бочонков шёл дуб.

Долблёные кадки, квашенки, сеяльницы и прочую посуду изготовляли из липы. Бураки и жбаны подвергались окраске и росписи – баканом, лазурью, разведёнными на варёном масле.

1 2Технология изготовления бондарных изделий у удмуртов такая же, как и у русских. Отличие состоит в орнаментации и рисунке, а обручи на изделиях не металлические, а деревянные. Способом долбления изготавливают кадки разных размеров для хранения муки, крупы, мёда и других продуктов, маслобойки, корыта, солонки, стаканы, ковши. Встречались даже долблёные стулья.

Бондарное ремесло в Удмуртии практически исчезло в советские времена. Люди привыкли солить, мариновать и квасить в стеклянных банках или эмалированных кастрюлях.

Желание вернуть натуральный материал в производство изделий без химии и пластика послужило стимулом возрождения дела предков – изготовления деревянной посуды. Появление в продаже и на выставках деревянных кадок, бочек разных размеров, вёдер, коромысел жители восприняли позитивно и стали активно их раскупать. И сегодня такие квасники, кружки, ушаты, шайки, кадки с выжженным декором являются востребованными.

В настоящее время в Удмуртии ведущими специалистами в области бондарного ремесла являются: Жуйков А. В. (Увинский район), Утюгов Н. А. (Кизнерский район), Григорьев Д. К. (Алнашский район), Першин А. Ф. и Светлаков П. И. (Балезинский район), Варфаламеев А. А. (Красногорский район), Черных Р. В. (Селтинский район).

1 22Издавна в удмуртских деревнях развита домовая резьба. Обычно резьбой украшают ворота, наличники окон, крыши домов. При этом использовалась в основном солярная и аграрная символика.

В настоящее время можно выделить следующих специалистов в области столярно-токарного ремесла: Г. Е. Сидоров, лауреат премии Правительства УР «Признание» (Увинский район), В. А. Лермонтов, лауреат премии Правительства УР «Признание» (Алнашский район), В. А. Власов (Балезинский район), И. Г. Абрамов (Малопургинский район), П. И. Захаров (Красногорский район).

Художественная обработка бересты

Жизнь удмуртского народа тесно связана с лесом. Испокон веков удмурты использовали для своих нужд бересту. Они хорошо знали, где, когда и каким способом лучше всего добывать бересту, как её обрабатывать и правильно использовать. Многовековая традиция помогала им в этом. Совершенствуя из века в век технологию обработки бересты, удмурты находили новые способы изготовления из такого материала вещей для своего быта.

1 1Берестой – как материалом для изготовления утвари и предметов домашнего обихода – удмурты пользовались очень широко. Это объяснялось отчасти тем, что береста отличается замечательной прочностью. Из берестяных изделий можно особо выделить туес («сарва», «лянэс»). Это берестяной сосуд цилиндрической формы со вставным (фиксированным) деревянным дном и крышкой.

Повсеместно в Удмуртии плелись берестяные пестери, бахары (род туфлей), лапти, чаши, солонки, изготовлялись бураки.

В Глазовском уезде были широко распространены детские колыбельки, часто оформлявшиеся орнаментом в технике тиснения или резьбой. Чаще всего береста использовалась для изготовления бураков. Согласно источнику начала XX века, «Из берёзовой коры, бересты, снятой с дерева трубой и особо в виде полотна, приготовляли бураки для хранения жидкостей…Величина бураков различна, начиная от стакана и доходит до ведра». В другом случае упоминается, что «кустари умеют раскрашивать бураки и выписывать на них узоры».

На начало XX в. самое большое число бурачников было в Глазовском уезде (195 чел.), далее шёл Балезинский уезд (91 чел.) и иные уезды.

1 39В настоящее время в Удмуртии основными специалистами по художественной обработке бересты являются: Орехов А. В. (Алнашский район), Корепанова Т. Л. и Коротаева Е. А. (Игринский район), Касимова В. Н. (Кезский район), Оськин В. Е и Жуйков А. В. (Увинский район), Сунгуров Д. Н. (Ярский район), Киселёва Е. В. и Коренева С. В. (г. Ижевск).

Тиснение

Тиснение являлось распространенным способом декорирования изделий из бересты: туесов (лянэс, сарба), солонок, кузовов (куды), табакерок (тамак возён) и др. Берестяные изделия были легкими и прочными. Тисненый узор наносили металлическими или деревянными штампами. Берестяные изделия украшали и резным орнаментом, нанося ножом нарезки или прорезные узоры, а также наклеивая полоски с зубчатыми краями. Тиснение и резьбу иногда сочетали с росписью, заимствованной от русских.

Лыко- и лозоплетение

Широко бытовавшим промыслом в крае, особенно среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В начале XX века по производству мочала, рогож, кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России.

1 35Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли, большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы – малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий.

Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей. Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранения белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются как средство для отпугивания моли.

1 25Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами». Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки – погремушки, мячики, гармошки и прочее.

На сегодняшний день можно выделить следующих специалистов, работающих в направлении художественной обработки лыка: А. А. Абросимов (Якшур-Бодьинский район), Е. А. Борисова (Селтинский район), В. П. Некрасов (Балезинский район), Д. Д. Рябчиков (Алнашский район), П. П. Батуев (Увинский район), Н. И. Быстров (Воткинский район), А. А. Морозов (Кизнерский район).

В настоящее время, в Удмуртии, ведущими специалистами по лозоплетению являются: С. Р. Агафонов (Красногорский район), Е. В. Главатских (Алнашский район), Н. Ф. Торопова (Ярский район).

Художественная обработка корня

Данные отдельных источников дают возможность сделать вывод о том, что этот традиционный вид промысла был широко распространён в Вятской губернии. Большой прочностью и высокой художественностью отличались удмуртские плетёные изделия из корней деревьев. Так, по сообщению сельского старосты, в Полозовской волости Сарапульского уезда в 70-е гг. XIX в. плетением из корней занимались крестьяне 12 селений. Данный вид промысла в уезде на протяжении второй половины XIX в. набирал силу. В отчёте за 1897 год Вятский губернатор отметил Сарапульский уезд как один из развитых уездов по изготовлению изделий из корней.

1 42Традиционно для плетения применялись корни хвойных пород деревьев – это пихта, ель и сосна. Материал берут от поваленных либо подмытых водой деревьев. Верхняя часть корневой системы не подходит, так как недостаточно гибкая и не подходит для расщепления на ленты. В плетении используют в основном корни толщиной от 1 до 6 мм, длиной примерно 1 метр.

В настоящее время технологиями плетения из корня занимаются такие специалисты как: С. В. Куклин (Кезский район) и А. С. Макаров (Балезинский район).

Художественная обработка щепы

1 16Плетение из сосновой щепы, которую также называют «лучиной» или «дранкой», как ремесло имеет очень долгую историю. Это искусство долгие годы передавалось из поколения в поколение, от отца к сыновьям. Из щепы человек научился изготавливать различные предметы обихода: лукошки для сбора ягод, корзины, короба, птичек, которые на своих крыльях, приносили в дом счастье. Для плетения изделий идеально подходило холодное время года, когда крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. Даже в современном высокотехнологичном мире, изделия из щепы пользуются широким спросом.

На сегодняшний день у истоков возрождения удмуртской художественной обработки щепы находится Красногорский район, методист – А. А. Варфаламеев.

Художественная обработка соломки

Известно, что солома наделялась особым магическим свойством: верили, что в ней заключена благотворная сила. Поэтому ценнейшим источником сведений о формировании и развитии ремесла и искусства плетения из соломы являются народные обряды.

1 33Наиболее богата в этом смысле жатвенная обрядность: «первый и последний сноп», венки для украшения головы жниц, «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Обрядовое творчество заложило основу соломоплетения. Основные ремесленные и художественные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства уходят своими корнями в глубокую древность.

В статье «Живое искусство народа» Лобачевская О. А. исследуя древние обряды, связанные с использованием соломки в Европе, пишет: «Крестьяне верили, что дух хлеба (дух присутствует в последнем снопе хлебных злаков; чаще всего олицетворялся в образе человека), изгоняемый с поля во время жатвы, также может принять облик собаки, волка, зайца, петуха, или других животных. Например, немецкая жница, вязавшая последний сноп, делала из него «хлебного волка» – небольшое чучело, туловище которого было сделано из крепких стеблей, а хвост и грива из колосков».

Технологии художественной обработки соломки пришли в наш край из немецкой среды. В «Энциклопедии земли Вятской Том 10. Ремесла», имеется статья М. И. Перминовой «Соломка и её превращения», где она приводит следующие данные: «для усовершенствования ремесла Вятское земство за свой счёт посылало несколько мастеров в Бурашево и Самару. Так, Мария Савиных была отправлена в одну из немецких колоний самарской губернии». Это сообщение даёт нам право думать, что основу соломоплетения заложили поволжские немцы.

На территории Удмуртии не зафиксировано документально выполнение соломенных скульптурок животных. Обработка соломки чаще всего велась в бытовых нуждах. Что до традиционной пляшущей куклы – стригушки, то её использовали в качестве оберега от сглаза, защищавшего ребёнка во время игры.

1 34В статье Лигенко Н. П. «Нескучное ремесло» упоминаются лапти из соломы: «Непременной частью костюма удмуртов, как и у русских, были лапти… С трудом можно представить обилие разновидностей этой нехитрой крестьянской обуви. Так, лапти, плетёные из соломы – соломенники».

Большое количество домашней утвари сплетённой из соломки спиралевидным плетением существовало на территории Удмуртии. И по сей день в некоторых деревнях Дебёсского района используют соломенные чаши под хранение лука, чеснока. В хорошем состоянии были найдены на территории Тольёнского и Зармедлинского поселения Дебёсского района соломенные чаши круглой и конусовидно усечённой формы, которые использовались для выпечки хлеба.

В настоящее время, технологии художественной обработки соломки лучше всего воссозданы в: Малопургинском районе (Силантьева З. В.), Якшур-Бодьинском (Перевощикова О. С.), Дебёсском (Чермянина Е. А.) и в г. Ижевске (Иванова Н. Н.).

Развитие народного декоративно – прикладного искусства является социально и духовно значимой частью современной культуры Удмуртии. Обращение к культурным ценностям, национальным традициям, их возрождение и развитие в новых формах приобщает современное состояние нашего общества к истокам народной культуры, способствует духовному оздоровлению и нравственному воспитанию подрастающего поколения и, в целом современного общества, повышению культурного уровня Удмуртской Республики.


  • 1 1.png
  • 1 2.png
  • 1 3.png
  • 1 4.png
  • 1 5.png
  • 1 6.png
  • 1 7.png
  • 1 8.png
  • 1 9.png
  • 1 10.png
  • 1 11.png
  • 1 12.png
  • 1 13.png
  • 1 14.png
  • 1 15.png
  • 1 16.png
  • 1 17.png
  • 1 18.png
  • 1 19.png
  • 1 20.png

Литература:

А у нас во дворе... : декоративно-прикладное искусство Алнашского района = Учке али азбармес... : Алнаш ёросысь чебер киужъёсъя устолык удыс / [Алнашский дом ремесел] ; автор-составитель Л. В. Печникова. – Ижевск : Удмуртия, 2018. – 48 с. : цв. ил., портр. – Текст на русском и удмуртском языках. – ISBN 978-5-7659-1016-0. – Текст : непосредственный.

Сегодня Алнашский дом ремесел является одним из ведущих в республике, где возрождены и развиваются такие распространённые виды народного искусства, как узорное ткачество, художественная обработка бересты, лозы, народная игрушка, художественная керамика, удмуртский костюм, художественная резьба по дереву, столярно-токарное ремесло, художественная обработка кости и рога, лоскутное шитье, художественная обработка природных материалов и другие.

Голдина, Р. Д. Древняя и средневековая история Удмуртского народа / Р. Д. Голдина. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2004. – 422 с. : цв.ил. – ISBN 5-7029-0112-6. – Текст : непосредственный.

В книге впервые на основании археологических, лингвистических, антропологических, этнографических и других материалов изложены основные этапы древней и средневековой истории удмуртского народа. Большое внимание уделено контактам, взаимодействию удмуртского этноса с другими народами.

Декоративно-прикладное искусство Удмуртии : [книга-альбом / составители: Е. В. Байкова, Н. А. Кузнецова ; редактор: Г. Г. Грязев]. – Ижевск : Удмуртия, 2013. – 159 с. : цв. ил., ил. – ISBN 978-5-7659-0721-4. – Текст : непосредственный.

Народное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Особый мир художественного творчества, вне которого невозможно представить себе жизнь человека. В книге представлены авторские изделия мастеров Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел УР, центров и домов ремёсел муниципальных образований, мастеров-надомников.

Климов, К. М. Традиционное декоративное искусство удмуртов : справочное издание / К. М. Климов. – Ижевск : Удмуртия, 1994. – 36 с. : цв.ил. – На русском, удмуртском, английском языках. – ISBN 5-7659-0569-2. – Текст : непосредственный.

Издание рассказывает об основных, наиболее известных традиционных видах удмуртского народного искусства, в том числе резьбе по дереву, плетении, о текстильных художественных изделиях – вышивке, узорном ткачестве, безворсовом ковроделии. Рассматриваются вопросы эстетического своеобразия, современное состояние, место народного искусства в культуре Удмуртии.

Костюмы финно-угорских народов / [художник Гладыш А. Ю.]. – Ижевск : Удмуртия, 2018. – [31] с. : цв. ил. – ISBN 978-5-7659-1006-1. – Текст : непосредственный.

Книга-раскраска.

Лебедева, С. Х. Удмуртская народная вышивка = Удмурт калык пужыятон = Udmurt Folk Embroidery : историческая литература / С. Х. Лебедева. – Ижевск : Удмуртия, 2009. – 88 с. – Текст : непосредственный.

Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов.

Лебедева, С. Х. Удмуртская народная одежда = Удмурт калык дйськут = Udmurt Folk Costume / С. Х. Лебедева. – Ижевск : Удмуртия, 2008. – 207 с. : фот. – На удмуртском, русском и английском языках. – ISBN 978-5-7659-0414-5. – Текст : непосредственный.

В книге представлена богатая и разнообразная коллекция удмуртской народной одежды, собранная в этнографических экспедициях сотрудниками ныне Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда, отражена история развития национального костюмного комплекса конца XIX – начала XX века. Цветные и чёрно-белые фотографии, чертежи и рисунки дают возможность читателю увидеть прекрасный мир одежды удмуртов, проживающих в разных регионах.

Монеты в народной одежде и украшениях : [альбом] / Российский этнографический музей ; [научные редакторы: А. Б. Островский, А. В. Ратникова]. – Москва : Бослен, 2019. – 203 с. : ил., цв. ил. – Библиография: с. 252-254 и в подстрочных примечаниях. – ISBN 978-5-91187-339-4 – Текст : непосредственный.

В книге-альбоме, подготовленном научным коллективом Российского этнографического музея, представлена традиция использования монет в костюме и украшениях разных народов. Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

В структуре альбома применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей. Вступительные статьи разделов дают читателю ключ к пониманию нумизматических, этнографических особенностей бытования предметов, декорированных монетами. В издании представлено около 300 экспонатов, иллюстрации сопровождаются аннотированным научным описанием.

Секреты удмуртских мастеров / составитель Г. Г. Грязев. – Ижевск : Удмуртия, 2019. – 207 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-7659-1024-5. – Текст : непосредственный.

Издание знакомит читателя с удивительным миром декоративно-прикладного искусства удмуртов одного из старейших финно-угорских народов Предуралья. Прослеживается исторический путь удмуртских мастеров с XIX века до начала XXI столетия. Многие работы хранятся в собраниях Национального музея УР им. К. Герда и Республиканского музея изобразительных искусств, Республиканского центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел (ныне Республиканский центр туризма и ремёсел). Отдельно рассмотрены секреты мастерства (устройство усадьбы, своеобразие народного костюма) северных, южных удмуртов, а также малочисленного народа бесермян, веками живущего рядом с удмуртами. Третья глава посвящена современному состоянию декоративно-прикладного искусства Удмуртии, признанным мастерам своего дела. Богатый иллюстративный материал поможет раскрыть богатство и великолепие предметов народного быта удмуртского народа.

Удмуртские узоры = Удмурт пужыос / сост. Е. Д. Клевцур. – Ижевск : Удмуртия, 1994. – 16 с. : ил.  3000 экз. – Текст : непосредственный.

Энциклопедия костюма : [праздничные народные костюмы Европы и Европейской части России] / художник, автор текста Д. Чалтыкьян, ответственный редактор С. Мирнова. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2010. – 167 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-98986-389-1. – ISBN 978-5-271-27948-5. – Текст : непосредственный.

Народный костюм – важнейшая часть национальной культуры любого на­рода. Он, несомненно, является произведением искусства, в котором ярко проявляются самые разные виды народного творчества. В наши дни подлинные народные костюмы можно найти лишь в музейных коллекциях. С каждым годом их уникальность и ценность возрастают. Эта книга посвящена праздничным на­родным костюмам Европы и европейской части России, в ней содержатся рисунки и описания костюмов 55 народов.


Источники:

Буянова, Л. И. Народное искусство Удмуртии / текст Л. И. Буяновой. – Текст : электронный // Отдых в России : [сайт]. – Тверь. – 2022 – 14 янв. – Раздел: Статьи. Народные промыслы. – URL: https://turlog.ru/narodnyie-promyislyi/narodnoe-iskusstvo-udmurtii.html?ysclid=l4y1p4oj6r585035775 (дата обращения: 17.06.2022).

Виды ДПИ. – Текст : электронный // Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел : [сайт]. – Ижевск, 2010-2022. – URL: https://decorudm.ru/crafts/ (дата обращения: 17.06.2022).

Декоративно-прикладное искусство и ремесла. – Текст : электронный // Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики : официальный сайт. – Ижевск. – 2022. – Раздел: Социальная сфера. – URL: http://udmurt.ru/region/social/culture/Files/DekPriklIsk/untitled.php? (дата обращения: 17.06.2022).

Декоративно-прикладное искусство удмуртов. – Текст : электронный // Вики-энциклопедия удмуртской культуры : [сайт]. – 2018 – 30 авг. – URL: https://vorshud.unatlib.ru/index.php/Декоративно-прикладное_искусство_удмуртов (дата обращения: 17.06.2022).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области