Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: цыгане»
«НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА: ЦЫГАНЕ»
виртуальная информационная программа, посвященная истории, культуре и традициям цыган России.
Предлагаем вашему вниманию виртуальную информационную программу, составленную с использованием литературы из фондов Свердловской областной межнациональной библиотеки и посвященную истории, культуре и традициям цыганского народа.
Программа проиллюстрирована работами Николая Владиславовича Бессонова (сайт «Цыгане России», http://gypsy-life.net/gallery.htm.) и фотографиями из энциклопедии «Народы Пермского края».
Содержание
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Цыгане – один из самых удивительных народов, который только можно встретить. В результате рассеянного проживания по всему миру и традиционного образа жизни, цыгане исторически сформировались в особую этническую общность. Трудно достаточно точно оценить численность цыганского народа – большинство государств, где проживают цыгане, не имеют статистической информации о них. По оценкам экспертов, общая численность цыган может варьироваться между 7,5 и 14,5 миллионами человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность цыган в России составляет 204958 человек, в Свердловской области – 3,4 тысячи.
Самоназвание – ром, рома «люди», кола «черные» (по цвету кожи), синты (по жительству на берегах Синда). Другие названия: фарао непек (венг. «фараоново племя»), джипсиз (англ. «египтяне»), боэмьенз (франц. «богемцы»), хейденс (гол. «язычники»), мусталайнен (фин. «черные»), зотты (перс.), лури (тадж.), доми (пушту).
В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой прародиной цыган является Индия. Предки цыган покинули Индию в конце I тыс. н. э., однако вопрос о дате начала миграции остается дискуссионным и обсуждается в науке до сих пор. Открытие цыганской прародины относится к середине XVIII века, и было сделано на основе лингвистического анализа, поскольку круг других источников (археологических, документальных и др.) очень ограничен.
Ввиду отсутствия достоверных исторических источников, до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие отмечают, что цыгане – потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами.
Из Индии предки цыган прошли через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении, частично осели на этих землях и составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этих регионов. Далее произошло разделение: часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась на территорию Византии. Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу XV века. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа – цыгане. В середине XV века цыгане расселились по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем – по Северной Африке и по Северной и Южной Америке.
В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни, традиционный костюм, мировоззрение, разная степень сохранности традиционных институтов. Все группы цыган связывает общность происхождения и языка. Верующие цыгане официально считаются приверженцами религии народа, среди которого они живут. Среди цыган есть мусульмане, католики и православные христиане.
В России проживают представители нескольких этнографических групп цыган: русские и молдавские цыгане, крымы и сербияне. Самые многочисленные из них – русские и молдавские цыгане.
Русские цыгане – русская рома – наиболее многочисленная этнографическая группа цыган России, в том числе и Свердловской области. Согласно историческим документам, в Россию предки русских цыган пришли в конце XVII веке. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа – русские цыгане. Одной из характерных особенностей данной группы является значительный пласт заимствований в языке, быте, верованиях, ведущий свое происхождение от культуры русского народа. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Однако и эта группа цыган не однородна и состоит из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, Смоленска рома, полъска рома и др.
Среди русских цыган заметно выделяются две социальные группы: городское и сельское население. Различия в группах связаны не только с уровнем благосостояния, но и с некоторыми особенностями в сохранении традиционных занятий (коневодство, пастушество, попрошайничество). Среди сельских цыган в большей степени сохраняются элементы традиционной культуры. Особенностью расселения цыган в условиях мегаполиса является предпочтительный выбор частного сектора, где не только возможно компактное проживание, но и сохранение социальной организации и бытовой культуры. Традиционно цыгане не строили свои дома, а покупали их. Поэтому во многих населенных пунктах цыгане расселены дисперсно. Строительство домов у цыган активно стало развиваться только в последние десятилетия. При этом, как правило, строят городские цыгане, а в сельской местности строительство встречается как исключение.
Молдавские цыгане – самая большая по численности этнографическая группа цыган в мире. Известны как кэлдэрары/котляры (цыгане-кэлдэрары). Место формирования этнографической группы – Балканы. В XIX веке цыгане-кэлдэрары покинули Балканы и расселились в Западной Европе и России, а затем и по всему миру. В России цыгане-кэлдэрары появились в 70-х годах XIX века.
Основное занятие – ремесло, как правило, лужение посуды. Именно оно определило название этнографической группы (кэлдэрар в переводе с румынского «котел»; котляр – от русского «котел»). Котляры часто идентифицируют себя с той или иной ветвью. Например, название «молдавские», используемое как самоназвание, связывает их с внутренним разделением этнографической группы на ветви греческую, венгерскую, сербскую и молдавскую. Важным для молдавских цыган является отношение к тому или иному роду. Родовая принадлежность передается по мужской линии. Каждый табор состоит, как правило, из представителей одного рода (вица – «род»).
Цыганский табор (кырдо) – община, включающая, как правило, коллектив родственников: одну или несколько семей либо целый род. Цыганский табор как социальный организм выполняет множество функций. Во-первых, управленческую: все сложные вопросы жизни табора решаются коллективно. Во-вторых, правовую: нормы обычного права регулируют порядок наследования, наказания в случае совершения преступления и т. д. В-третьих, этностабилизирующую: община следит за соблюдением традиций, за тем, чтобы браки заключались только внутри этнографической группы. Община выступает как единый коллектив и при взаимодействии с другими таборами цыган. Члены общины связаны друг с другом множеством разного рода отношений – родственных, этнических, социальных, а также традициями взаимопомощи, взаимовыручки и гостевания.
Особое положение в таборе занимает баро, которого по-русски принято называть бароном. Цыганское слово «баро» имеет несколько иное значение: «большой», «хороший», «старший». Баро осуществляет контакт с властями, выступает судьей, решает спорные вопросы. Однако большинство проблем решается в таборе коллегиально. Баро не выбирают, им становится пожилой, умудренный опытом, авторитетный мужчина.
Одним из общинных институтов обычного права является цыганский суд (крис). Спорные дела, конфликты разбираются на суде, и приговор выносят старейшины табора. Решением суда может быть и выплата штрафа. Суровым наказанием может стать изгнание из табора.
Как известно, большая часть цыган России вела кочевой образ жизни. Особенности кочевого образа жизни обусловили и некоторые особенности быта цыган. Так, кочевье русских цыган носило сезонный характер. Обычно таборы отправлялись в дорогу весной, а осенью, с наступлением холодов, останавливались зимовать в русской деревне, где просились к кому-нибудь на постой или селились в нежилых домах. С наступлением весны табор вновь отправлялся в дорогу. Табор обычно состоял из нескольких родственных семей.
Кочевали, как правило, на телегах, причем цыгане не сами изготовляли транспортные средства, а приобретали их у соседнего населения, как и конскую упряжь. Цыганская семья отправлялась в путь с двумя-тремя лошадьми, лишь в более богатых семьях лошадей было больше. С собой укладывали жерди для палатки, сам шатер и полог, обязательно – подушки, перины и одеяла. Непременная принадлежность кочевой цыганской жизни – самовар. Собирали в дорогу и другую посуду. На телегу укладывали также несколько узлов с одеждой, взятой в дорогу.
В пути обычно на телеге ехали лишь дети и старики. Замужним женщинам, особенно молодым, предписывалось идти рядом. Первой в дороге была повозка старшего в таборе. На ночлег останавливались у водоема, озера или реки, чтобы была открытая поляна для установки палаток. Старались расположиться недалеко от деревень. Каждая семья первым делом разводила костер, кипятила самовар и ставила палатку. Палатки ставились обычно по кругу, но часто и в один ряд. Пищу готовили на костре.
В настоящее время почти все таборы русских цыган России ведут оседлый образ жизни. Однако память о прошлом, дань традициям предков, желание передать потомкам атмосферу цыганского кочевья и сегодня заставляют цыган отправляться в путешествия. Обычно в такие путешествия отправляются городские цыгане. Например, группа родственников летом на несколько дней, уже на машинах, отправляется в путешествие по местам былых кочевий родового табора. Так же, как и в прошлом, у берега реки разбивают палатки, разводят костры, а вечером над рекой звучат цыганские песни и романсы.
Для русских цыган, как и для других групп цыганского населения, характерно сохранение некоторых традиционных социальных институтов. Продолжает функционировать община – табор, однако этот термин сами цыгане употребляют достаточно редко. Община у русских цыган не всегда строится на родственно-территориальном принципе, в некоторых случаях главенствует этнически-территориальная основа, т. е. в общину входят все русские цыгане, проживающие в данном населенном пункте, независимо от характера родственных связей. В сельской местности и в населенных пунктах, где число цыганского населения незначительно, функционирует одна община.
Традиционными занятиями русских цыган были гадания, продажа и обмен лошадей, конокрадство, попрошайничество. В настоящее время традиционные сферы занятости по-разному представлены в среде как сельских, так и городских цыган. Сельские цыгане продолжают разводить лошадей. В некоторых случаях покупка и продажа лошадей остаются одним из основных занятий цыган.
Попрошайничество, один из основных видов женских занятий в прошлом, в настоящее время встречается крайне редко. Гадания, составляющие в прошлом основу цыганских женских занятий, в настоящее время среди русских цыган утратили прежнее значение. В то же время почти во всех местах компактного проживания цыган этот вид заработка сохраняется. Занимается гаданием в основном старшее поколение, иногда это составляет основной источник доходов, иногда является дополнением к пенсии.
Одна из основных сфер современных занятий цыганского населения – торговля. В советское время для русских цыган была характерна занятость и в сфере общественного производства. Сельские цыгане, например, часто трудились в колхозах, а в городах часть цыган работали на заводах.
В прошлом кочевой образ жизни характерен и для молдавских цыган (цыган-кэлдэрар). Традиционным транспортным средством для них была кибитка, или бричка. Именно так, по-разному, переводят на русский язык цыганское слово «урдон». Существовали и определенные правила цыганской дороги. При переезде кибитки шли друг за другом. Обычно в дороге кто-то ехал в кибитке, кто-то шел пешком. При этом принято было идти слева и справа от кибиток – так можно было наблюдать, что происходит с той и с другой стороны.
После 1956 года многие цыганские таборы постепенно переходили к оседлости. Однако и это происходило не сразу, а в течение нескольких лет. В настоящее время практически все таборы молдавских цыган России отказались от кочевания и перешли к оседлости.
Традиционным жилищем молдавских цыган была палатка-шатер (цэра). Современным вариантом жилища являются дома, построенные из бруса или кирпича. В застройке цыганского табора прослеживается этническая специфика. Сохраняется беспорядочная застройка – дома ставятся в произвольном порядке как по отношению друг к другу, так и относительно улицы.
Такая планировка повторяет традиционное расположение цыганских палаток. Дома не имеют двора, нет здесь и других хозяйственных построек. Специфика уклада традиционной кочевой жизни сохраняется в настоящее время и в интерьере жилища. На стенах, как и прежде, много ковров, которые часто используются вместо дверей, разделяющих помещения. В домах не так много мебели, в некоторых семьях предпочитают «по старинке» спать на полу. Противоположный от входа угол в центральной комнате служит для размещения икон. Полка с иконами в доме обычно закрывается небольшими занавесками, потому что, по обычаю, женщине запрещено проходить перед открытыми иконами.
Молдавские цыгане (кэлдэрары) известны как мастера по изготовлению котлов, лудильщики, кузнецы. Цыганское ремесло было востребовано во многих странах, где проживали цыгане-ремесленники. Мобильность таборов, ориентация на сельских жителей, которые всегда наиболее нуждались в этих товарах, позволяли кэлдэрарам находить свою нишу в экономической системе.
Ремесло было исключительно мужским занятием. Разделение труда на мужской и женский до настоящего времени сохраняется в таборе. Навыки работы по металлу передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. В дореволюционной России лудильщики ориентировались в основном на личное хозяйство, где ремонтировали ведра, баки и другую металлическую посуду. В советское время заказчиками чаще всего становились колхозы, совхозы, другие предприятия, преимущественно легкой промышленности. Лужением посуды продолжали заниматься еще в 1980-е годы. Кроме лужения, цыгане изготовляли котлы, различные емкости для воды, железные оградки, кипятильники. В последние годы потребность в изделиях кустарного производства подобного рода практически исчезла. Однако традиционная специализация накладывает отпечаток и на современный цыганский бизнес. Бизнес в среде молдавских цыган – исключительно мужское занятие.
Традиционным женским занятием молдавских цыган (кэлдэрар) до настоящего времени остается гадание. Наиболее распространены такие формы уличного гадания, как обычный наговор по руке или при помощи зеркала. Цыганский наговор при гадании – это набор устойчивых словесных формул. Цыгане – неплохие психологи, и цыганка строит свое гадание в зависимости от клиента. Многое зависит от таланта самой гадалки, ее умения импровизировать, красноречия, способности быстро проанализировать человека, нащупать его слабые стороны. Девочек приучали к женскому ремеслу с раннего возраста. С 10-12 лет взрослые женщины уже брали их с собой, чтобы подрастающие ворожеи осваивали навыки традиционного гадания.
Цыганский язык входит в индо-арийскую группу языков и подразделяется на диалекты (русско-ромский, сэрвский, крымский, молдавский и др.). В конце XVIII века немецкие ученые-лингвисты Е. Грюдигер и Г. Грельман впервые обратили внимание, что важнейшие корневые слова цыганского языка относятся к северо-западным санскритским диалектам.
Цыгане активно воспринимали элементы языков всех народов, «сквозь» которые они кочевали. В Персии язык цыган обогатился целым рядом слов, которые впоследствии были обнаружены во всех европейских диалектах. Затем, по мнению английского лингвиста Дж. Симпсона, цыгане разделились на две ветви. Часть из них продолжала свой путь на запад и юго-восток, другие двинулись в северо-западном направлении. Эта группа цыган побывала в Армении, где заимствовала ряд слов, донесенных их потомками вплоть до Уэллса, но совершенно незнакомых представителям первой ветви, а затем проникла далее на Кавказ, обогатившись словами из осетинской лексики.
В 1926-1927 гг. в России была создана цыганская письменность на основе русской графики.
Русские и молдавские цыгане – православные христиане. Цыганские обычаи предписывают совершение всех церковных ритуалов, в первую очередь крещения и отпевания. Церковь цыгане посещают часто, не только в случае больших праздников. В домах существуют внушительные домашние иконостасы. В условиях религиозных гонений цыганам удалось сохранить этот культурный пласт традиционных верований.
Наряду с православными сохраняются и традиционные дохристианские верования у цыган. Сильны мифологические представления. Особенно популярны рассказы о мифологических персонажах – духах природы.
Так, молдавские цыгане, например, появление пятен на полной луне объясняют тем, что на луне живет пастух, который пасет стадо овец, об этом сложена цыганская легенда. Жизнь на небе во многом повторяет жизнь на земле, поэтому на небе, по поверьям, можно найти все то, что есть на земле. Небесные светила – это родственники Бога. Солнце – его брат, луна, месяц и большая утренняя звезда (Венера) – его дочери.
Звезды на небе появились только тогда, когда на земле появились люди. И были такие времена, что людей на земле не было, и не было тогда звезд на ночном небе, кроме луны, месяца и утренней звезды. Сколько звезд видно на ночном небе – столько людей живет на земле. Когда на земле рождается ребенок, на небе чуть-чуть зажигается его звезда, «маленько ребенок поживет – звезда побольше станет». Когда человек умирает, с неба падает его звезда.
Небесные жители, как и люди, не всегда живут мирно, часто у них случаются конфликты. Происхождение грома и молнии объясняют тем, что в это время «Бог и сатана дерутся». В другом варианте, на небе дерутся луна, солнце, месяц и звезды. Поэтому летом, когда эти небесные светила близко расположены друг к другу, гремит гром, и наоборот, «зимой гром редко бывает, они все раздельно стоят, большая звезда внизу, луна наверху, а день короткий, солнце мало показывается».
Когда гремит первый гром, каким-либо золотым предметом проводят по голове, по волосам ребенка, желают счастья, здоровья: «Чтобы были счастливые, здоровые, богатые, чтобы жили долго». Если идет сильный дождь, град, на землю ставят топор лезвием вверх: «Как бы небо режу, и дождь останавливается».
Происхождение радуги связывают с Богородицей: «Это Матерь Божия танцует, делает себе танцы, радуется. Она, когда поет, танцует, три ленты пускает. Это хорошо, весь народ радуется, когда радуга выходит».
Целый ряд мифологических представлений связан с животными и птицами. Например, курица у цыган считается чертовой матерью. Существует поверье, что черт ночью превращается в курицу. «Если во сне человеку приснилась курица и заговорила человеческим голосом – это чертова мать. Этот человек не должен есть яйца и куриного мяса, все, что связано с курицей. Если поешь – плохое бывает, обязательно заболевают дети. Снять обет или запрет можно через пятнадцать-двадцать лет, когда вырастали дети. Для этого специально готовили курицу, накрывали стол, приглашали гостей и отказывались от обета. Все желают счастья, здоровья: «Чтобы кушала курицу на здоровье». И только после этого начинали есть куриное мясо. Если не будет снов, значит, можно отказаться от обета. Но если после совершения ритуала вновь приснилась курица и заговорила с человеком, обет будет длиться всю оставшуюся жизнь».
У всех молдавских цыган существует представление о летучей мыши (лилия-ко), способной принести в дом счастье и богатство. Если летучая мышь залетела в дом или палатку, считалось, что она «на счастье пришла».
Образ птицы связан с душами умерших родственников. Залетела в дом птица – это душа умершего навестила родственников. После поминок оставшуюся еду разбрасывали в чистом месте или на крыше дома: «Птички приходят, едят, нам знак, что родители [довольны]». Однако две птицы, по представлениям цыган, наделены особыми свойствами: одна из них приносит счастье, другая – беду. Эти птицы также души умерших, о чем повествуют цыганские легенды.
Счастливую птицу (чири-клию-бахтали) может увидеть только счастливый человек, она приносит человеку счастье, исполнение желаний. Птица, приносящая несчастье (чириклия-жумгалия) появляется только в ночное время. Плохим предзнаменованием считалось не только встретить эту птицу наяву, но и увидеть во сне. Кто-то считает, что птицы эти действительно существуют в природе, что несчастливая птица, например, это кукушка. Другие твердо уверены, что таких птиц нет, что это духи, которые появляются, чтобы дать знак людям.
Бытуют в цыганской среде и представления о мифических духах, «хозяевах» природы и построек. У цыган можно услышать былички о домовом, о хозяине леса, воды, водяной русалке. Хозяин леса способен «завести» людей в лесу. Если заблудился в лесу – это дело рук лешего. Чтобы защититься от него, необходимо креститься, читать молитвы, разжечь костер. Ни в коем случае в лесу нельзя было переходить перекресток дорог.
Домовой, по представлениям молдавских цыган, сегодня живет в доме, в печке. Он так же, как и они, «отказался» от кочевой жизни, хотя в прошлом ходил за бричкой и останавливался на ночлег в цыганской палатке. «Домовой дома все прячет, а в бричке бросает на дорогу, ложку бросает, чашку разбивает, ножик бросает. Дома он в печке живет, а за бричкой следом идет».
В цыганской культуре сформирован достаточно богатый пласт мифологических представлений, связанных с передвижением. Дальняя дорога всегда наполнена тревогой, опасностью. Поэтому цыгане, отправляясь в путь, совершали определенные ритуалы со святой водой и с молитвами. Выбору места для ночевки также придавалось большое значение. Необходимо было найти хорошее, чистое место. Старались никогда не останавливаться близ кладбищ и одиноких могил. Сохранилось также поверье, что для оценки места нужна одна ночь, и по приснившимся в эту ночь снам определяли, остановится здесь табор надолго или придется искать лучшее место.
Достаточно развитым в традиционных представлениях цыган был и остается культ предков. К предкам обращались за советами, с просьбами помочь в трудных делах, по хорошему или плохому сну определяли, что советуют предки. С другой стороны, умершие неестественной смертью не переходили в разряд почитаемых предков, их души бродили по земле и мешали живущим. Защититься от них можно было разными способами: если показался дух – бросить на дорогу три зажженные спички, поджечь кусочек сучка со смолой или палку с сучком. Если духи преследовали в доме – выбрасывали из окна чайную заварку, окуривали жилище. Верный способ защиты – набросить на человека нижнюю, «поганую» женскую юбку. Человек при этом также становился «поганым», и нечистая сила теряла к нему всякий интерес. Через некоторое время этот человек накрывал стол, и табор принимал решение не считать его больше «нечистым».
Кухня русских цыган испытала сильное влияние традиций соседнего населения, прежде всего восточных славян – русских, украинцев, белорусов, по территории расселения которых проходили основные маршруты цыганских кочевий.
Главным блюдом своей кухни русские цыгане называют борщ – баршо. Из мясных блюд наиболее популярным было обжаренное мясо, приготовленное на сковороде, в прошлом также непременно на углях костра. Популярными были также пельмени, которые чаще всего готовили к празднику или свадьбе. К праздникам старались приготовить пироги и шаньги. Во время дороги для подготовки к празднику цыгане могли напроситься в деревенскую избу, чтобы приготовить пищу в печи.
Традиционным напитком русских цыган, как в дороге, так и во время зимних постоев, был чай. По этому поводу цыгане отмечают: «Чай у нас совсем со стола не сходит», так как чай пили часто. Заваривали как покупной чай, так и собранные и высушенные травы (зверобой, смородиновый лист). Готовили также морковный чай из высушенных кусочков моркови или свеклы.
Традиции приготовления пищи и питания складывались у молдавских цыган (кэлдэраров) еще до их миграции из ареала формирования этнографической группы. Поэтому многие цыганские блюда очень похожи на те, которые известны и другим народам современной Румынии, Венгрии и Молдавии.
Традиционными хлебными изделиями молдавских цыган были пресные лепешки или колобки (пугачо), которые готовились на костре. Были и другие хлебные лепешки – боколя, они готовились на сковороде и были тоньше пугачо. Боколя готовят и в настоящее время, они обязательно присутствуют на поминальном столе. Словом «маро» (хлеб) цыгане сегодня называют хлебные изделия, купленные в магазине.
Традиционным цыганским пирогом считается сывъяко – сладкий пирог. Начинкой для него служат творог, мак, изюм, курага, другие сушеные фрукты. Приготавливается сывьяко особым образом. На раскатанный лист теста укладывается начинка, после чего сочень скручивается рулетом. Несколько полос рулета выкладывают на противень и выпекают. Без сладкого пирога не обходится ни одно праздничное застолье. Обязательным считается приготовление сывьяко на праздники Рождества, Пасхи, Петрова дня.
Самым любимым блюдом у цыган считаются голубцы (сармали), которые готовятся из капустных листьев с начинкой из мяса, рубленного кусочками, или фарша, иногда с добавлением других компонентов. Однако для традиционных цыганских голубцов необходимы листья соленой или подсоленной капусты. В летнее время на праздники или для приема гостей готовят блюдо из овощей (лутика). Свежие перцы, баклажаны, помидоры пекутся на углях, после чего промываются, с них снимается шкурка. Готовые овощи нарезаются крупными кусочками, в салат добавляются лук, листья петрушки, укроп, перец, огурцы, после чего все перемешивается и заправляется маслом. Блюдо подается в холодном виде. Чаще всего блюдо лутика готовят в Петров день.
Значительное место в традиционной кухне занимают различные супы (хабе). «Цыганский» суп варят на мясном бульоне, заправленном зеленью: луком, укропом, петрушкой. Хабе мелало – «темный» суп – готовится на мясном бульоне из овощей с добавлением баклажанов, отчего и получается темный (грязный) цвет, давший название блюду. Традиционной считается и каша хывиции, приготовленная из кукурузной муки.
Немногочисленными были в цыганской кухне блюда из молока и молочных продуктов. Цыгане, так же как русские и другие православные народы, не употребляли в пищу конину. Мифологические представления иногда ограничивали употребление ими мяса курицы, куриных яиц, рыбы.
Одежда русских цыган в меньшей степени сохранила этническую специфику. Цыгане обычно не изготавливали домашних тканей, которые использовались в традиционном костюме. Цыганский костюм шили из покупных тканей либо холста, приобретаемого у местного крестьянского населения. Сохранились лишь единичные упоминания о ткачестве у цыган – как правило, в тех семьях, которые длительное время вели оседлый образ жизни и подолгу жили в русских деревнях.
Больше специфики сохранялось в женском костюме. Традиционный женский костюм включал рубаху (гад) и юбку (индырака), поверх рубахи обычно надевали кофту. Элементом повседневного костюма был и фартук (вартуха), надеваемый поверх юбки. Дополнительным атрибутом женского костюма мог служить карман (кисето), выполненный отдельно и надеваемый на талию поверх юбки, но под фартук. В обычае цыган было использование нескольких юбок, надеваемых одна на другую, особенно в зимнее время. Штанов цыганские женщины не носили.
Характерные особенности имела и традиционная прическа. В прошлом девушки и женщины носили косы. При этом девушкам разрешалось носить волосы непокрытыми, а косы не укладывать в прическу. Во время свадьбы невеста покрывала голову платком, что подчеркивало ее статус замужней женщины. Женщине уже не принято было появляться с непокрытой головой, она обычно надевала платок или косынку.
Традиция покрывать голову сохраняется и в настоящее время. Однако сегодня женщины обычно не заплетают и не укладывают косы, а закручивают волосы в култышку, поверх которой и надевается платок или косынка. Дополнением к женскому костюму служили большие платки и шали, которые обычно набрасывали на плечи.
Традиционный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Цыгане надевали рубаху-косоворотку, которую носили навыпуск поверх штанов, подпоясав поясом, ремнем или кушаком. Пояс был свитый как веревочка. Поверх рубахи могли носить жилеты и пиджаки. Мужской обувью считались сапоги.
Костюм молдавских цыган исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цыганской одежды. На его формирование оказало влияние венгерская национальная одежда.
Традиционный мужской костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкой. К настоящему времени мужской костюм цыгана давно утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка (готъя). Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается.
К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение. Так, обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган, нижняя часть женского тела считается «нечистой», поэтому и к цыганской юбке относятся как к «нечистому» предмету. Этими представлениями объясняются многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, то посуда считалась оскверненной, ее выбрасывали.
Поверх юбки надевался фартук (кытрынцы), который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала. Комплект с юбкой составляет кофта. В настоящее время кофты шьются произвольного фасона.
Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты - амболдинари, а затем заплетает две косы. Эта своеобразная прическа имеет индийские корни. Поверх кос надевается косынка (дикло) – традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручивают. Праздничные косынки часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями. В прошлом к ним пришивали небольшие монеты из золота. Золото считалось традиционным украшением для цыганских женщин.
Женский костюм молдавских цыган в настоящее время продолжает сохранять традиционный вид. Женщин именно этой группы можно отличить по костюму от русских цыган. Однако сегодня такие костюмы носят лишь замужние женщины. Девушкам разрешается носить обычную одежду.
В традиционной культуре русских цыган много общего с традициями русского народа. Сами цыгане это объясняют не только длительным проживанием в русских деревнях и контактами с русским населением, но и православным вероисповеданием. Православные праздники стали основой традиционного народного календаря русских цыган. Пасха занимает центральное место в их народном календаре. Обязательным атрибутом праздника становились куличи и крашеные яйца. Пасхальный кулич, по представлениям цыган, обладал многими свойствами. Кусок пасхального кулича хранили после праздника долгое время, считали, что он помогает человеку во время болезни. Обязательным атрибутом праздника были и яйца, которые обычно окрашивали отваром луковой шелухи или озимых.
Особо выделен в народном календаре цыган Великий четверг, с которым связывались обычаи приготовления к Пасхе. В этот день проводили уборку жилища, стирали, мыли, посещали баню. Среди ритуалов этого дня есть и такой: надо считать деньги, чтобы следующий год прошел в достатке.
В традициях Пасхи – посещение православных храмов, участие в крестном ходе. Перед посещением храма обязательно предписывается вымыться в бане и надеть чистую одежду. В храм для освящения берут также пасхальный кулич, яйца и красное вино, все эти продукты после службы в храме и освящения ставят на пасхальный стол. За праздничным столом обычно собирается вся семья. Разговляться принято всем одним яйцом и одним куличом-пасхой, чтобы семья была крепкой и дружной. Среди пасхальных представлений и обычаев русских цыган – встречать пасхальный рассвет: считалось, что в день Пасхи «солнце играет», радуется празднику.
Утром в праздник с пасхальными яйцами совершают обход табора, обмениваются яйцами и поздравляют друг друга с праздником. Распространенным праздничным обычаем был и такой: в значительный праздник первым в дом должен войти мужчина – это обеспечит достаток и благополучие семье.
Основу традиционного календаря молдавских цыган также составляет церковный православный календарь. Самыми значимыми и большими праздниками до настоящего времени считаются Рождество, Пасха, Петров день.
Празднование Рождества (Кречуно) продолжается несколько дней. Подготовка к празднику начинается 6 января. В этот день делают уборку, готовят праздничную пищу.
Утро следующего дня, собственно Рождество, начинается с поминовения умерших предков. Прежде чем накрывается праздничный стол, ставится небольшой столик с блюдами, приготовленными к празднику. Считается, что на поминальном столе обязательно должны быть голубцы, жареное мясо, фрукты и пресные лепешки, специально приготовленные для поминовения умерших. Из напитков на столе есть пиво и водка. В поминовении предков участвует вся семья, также за стол приглашаются и пришедшие гости. Остатки поминального стола скармливаются птицам. Только после этого в каждом доме накрывается праздничный стол.
Ближе к полудню совершается ритуальный обход домов, в котором участвуют только мужчины. В каждый дом табора, а в прошлом – в каждую палатку должны зайти участники обхода, чтобы пожелать счастья, здоровья и благополучия семье. При этом в каждом доме угощаются, пробуют приготовленные блюда. Часто после обхода домов мужчинами подобный обход совершают и женщины, которые не только желают хозяевам благополучия, но поют и пляшут. После обеда все собираются в домах родственников, знакомых, начинается праздничное застолье. Еще одним элементом празднования Рождества был ритуальный обход домов детьми с исполнением особых поздравительных песен.
8 января также празднуется с большим размахом. День посвящается приему гостей и праздничному застолью. По традиции в этот день крестники должны одарить подарками своих крестных. Как правило, крестному дарят рубашку.
В настоящее время, утратив многие обрядовые стороны, праздники народного календаря у цыган продолжают выполнять этнообъединяющую функцию: традиции гостевания, ритуального обхода домов, совместного застолья поддерживают родственные и социальные связи в таборе.
Свадебные обряды русских цыган сохранили больше этнической специфики, нежели праздничная культура. Свадьба начиналась со сватовства, с которым связывалось много традиционных обычаев.
Невесту для своего сына обычно выбирали родители. Главным атрибутом сватовства становилось древце – ветка дерева, украшенная лентами, монетами или бумажными деньгами. Древце – самый яркий атрибут свадебного обряда цыган. Древце в случае удачного сватовства оставляли в доме невесты, отчасти эти подарки покрывали расходы на приготовление к свадьбе.
Среди обычаев, связанных со сватовством, есть и такой: сваты приносят с собой мед и масло – символы счастливой и благополучной жизни. Обычаями регламентировался состав сватов и порядок проведения сватовства вплоть до мельчайших деталей. В прошлом отправиться на сватовство могли на запряженной и украшенной лентами упряжке. В сватовстве участвовали не только жених и его ближайшие родственники, но и авторитетные старейшины рода. Родственники невесты приглашали сватов за стол. Важным при этом становилось ожидание согласия выдать невесту. Если согласие от невесты и ее родителей было получено, то родители невесты принимали привезенные подарки, и начиналось праздничное застолье с песнями и плясками. На сватовстве также принято было обговаривать сроки проведения свадьбы и другие вопросы, связанные с этим событием.
Следующим важным этапом в свадебной обрядности русских цыган считался девишник (девичник), который проводился в доме невесты. Длительность проведения девичника зависела от достатка родителей невесты: он мог продолжаться от одного вечера до двух-трех или нескольких дней и недели. От девичника зависела и длительность собственно свадьбы, которая должна была проходить в доме жениха столько же дней, сколько и девичник в доме невесты. Основными участниками девичника становилась неженатая молодежь.
После девичника невеста уезжала в дом жениха, где проводилась следующая часть свадебного обряда – собственно свадьба. В прошлом в цыганских таборах было распространено венчание в церкви, в советское время чаще всего ограничивались благословением молодых иконой и хлебом.
Центральным эпизодом свадебного обряда становилась проверка «честности» невесты. Если девушка была честной, простынь от невесты укладывали на поднос и обкладывали цветами, одна из старших женщин с подносом выходила к гостям. Свахам, выносившим поднос, повязывали полотенца. Только после проведения ритуала начиналось праздничное застолье, которое сопровождалось пляской во время свадебного пира.
На свадебном празднике накрываются два стола – мужской и женский. Сегодня обычно столы для свадебного пира устанавливаются П-образно: впереди, во главе стола, сидят жених с невестой. На лавку, на которой усаживали молодых, расстилают ковер. Гости рассаживаются сбоку, при этом за одной половиной стола – мужчины, за другой – женщины. Рядом с женихом садились дружки со стороны жениха, рядом с невестой – ее подруги. Дружки и подружки надевали на себя ленты. Дальше сидят родители, гости. При кочевой жизни, столы не ставили: невеста находилась в женском кругу, а не сидела вместе с женихом.
Главным на современной свадьбе становится ритуал поздравления молодых и дарение им подарков. Первыми начинали поздравлять молодых старейшины табора. Подарки были разными и зависели от достатка поздравляющих и степени родства с женихом и невестой. Родители за невестой отдавали приданое, которое, как правило, включало посуду и постельные принадлежности. На второй день невеста и жених уже не всегда сидели во главе свадебного стола, жених садился за мужской стол и гулял в мужской компании, невеста – в женской. Было не принято на второй день надевать невесте свадебное платье, она выходила к гостям уже в обычной одежде. И, в отличие от первого свадебного дня, невеста должна была вместе с другими женщинами накрывать столы и угощать гостей. Завершающим, в цикле свадебной обрядности, был обычай гостевания молодых у родителей невесты и ее родственников через некоторое время после свадьбы.
Свадебная обрядность у молдавских цыган также состояла из нескольких этапов и, как правило, начиналась со сватовства. Брать невест старались в других городах, в соседних таборах молдавских цыган, хотя заключались браки и внутри табора. Сватание невест в других городах традиционно преследовало несколько целей: например, поддерживание социальных и родственных связей с другими таборами цыган России и/или исключение возможности кровнородственных браков.
Будущий жених, как правило, не участвовал в выборе невесты. Родители выбирали ее по своему усмотрению, при этом учитывали зажиточность семьи, красоту и трудолюбие невесты. Иногда, отправляясь на сватовство, уже знали, какую невесту будут сватать, в другом случае невесту выбирали уже на месте.
Для сватовства в другой город отправлялись отец, мать, жених, крестные, уважаемые родственники. Приехав в табор, сваты останавливались в доме одного из своих старых знакомых. По поводу приезда гостей приглашались другие члены табора. Во время застолья сваты объявляли о цели своего приезда, советовались и заручались поддержкой. Часто это бывало залогом удачного сватовства.
Только затем сваты отправлялись в дом невесты. Если родители заранее не знали, кого будут сватать, то могли прийти и с простым визитом, не объявляя о сватовстве, только чтобы посмотреть невесту. Если сватали в своем таборе, сразу отправлялись в семью невесты. Обязательный атрибут сватовства у всех молдавских цыган – плоска. Плоской сегодня называют бутылку шампанского, на которую привязывались красная ленточка и золотая монетка: «Если бутылка принимается – свадьба состоится». Монету с ленты невеста иногда надевала на шею в знак того, что она просватана.
Во время или после сватовства, когда окончательно договаривались о свадьбе, принято было платить выкуп за невесту. Как и в старину, выкуп в настоящее время принимается только золотыми монетами. Как правило, за невесту платили около десяти золотых монет. Сегодня в ход по-прежнему идут австро-венгерские дукаты, бережно хранимые на протяжении последнего столетия. Все чаще специально для свадьбы изготавливают позолоченные подделки под монеты. В прошлом отец невесты возвращал молодым лишь часть выкупа. В настоящее время принято постепенно отдавать молодой семье весь выкуп. Первую часть денег отец невесты дарил молодым уже на свадьбе. Другую часть отдавали тогда, когда невеста возвращалась на несколько дней погостить в дом родителей.
Следующий этап свадебной обрядности – собственно свадьба – начинался в доме невесты на следующий день после сватовства или с небольшим перерывом на подготовку. Свадебный пир обычно продолжался до трех дней.
Невеста на свадьбу надевала традиционный свадебный цыганский костюм: белую кофту, юбку. Обязательный атрибут женского свадебного костюма – венок из бумажных или восковых цветов с лентами. Сегодня покупают белое свадебное платье, однако на венок с фатой по-прежнему повязывают несколько цветных лент. Одевать девушку в свадебную одежду приглашали крестную. Жениха на свадьбе отличает приколотый на грудь цветок и длинная красная лента.
Все дни свадьбы проходили в праздничном застолье. Мужчины и женщины сидели за разными столами, часто в разных комнатах. На цыганской свадьбе не принято молодым кричать «Горько!».
Утром следующего дня невесте меняли прическу, что означало переход из одного социального статуса в другой. Под обрядовые песни женщины закручивали девушке амболдинари, заплетали косы. В прошлом в это же время невесте надевали красную косынку и красный фартук. На второй день свадьбы все гости «дарили» молодых. Для сбора подарков выносился большой поднос, накрытый платком. Дарили деньги, золотые монеты, кольца, серьги.
На третий день свадьбы у отца невесты спрашивали разрешение увести его дочь в свой табор. Отец требовал выкупа вином и отпускал дочь. За невестой было принято давать приданое, однако оно особым образом не оговаривалось. Как правило, приданое состояло из постели для молодых (подушки, перины, одеяла), одежды невесты и ее украшений (серьги, браслеты и др.).
В течение свадебного пира невеста ничего не должна была делать по дому. Особо строго оговаривалось, что она не должна подметать и мыть пол – «счастье выметешь». Невесте на свадебном пиру разрешалось подносить на стол и ходить за водой. Полные ведра символизировали счастье и достаток в будущей семейной жизни.
По приезде невесты в дом жениха собиралось застолье. Для этого готовилась и подавалась на стол голова свиньи, а в свиной рот вкладывалась золотая монетка. На этом этапе свадебного обряда происходил обмен подарками между невестой и свекровью. Невеста могла подарить из своего приданого косынку, свекровь также подносила молодой подарок – кольцо, серьги.
Венчание, как и официальная регистрация брака, не входило в традиционный порядок свадебного обряда. Как правило, венчались уже через некоторое время после свадьбы, хотя и это делалось в редких случаях. Сейчас к государственной регистрации браков также прибегают далеко не всегда, значительное количество браков остаются незарегистрированными. Если семья и решается на регистрацию, то происходит это по прошествии нескольких лет после свадьбы. Закрепление брачного договора, по традиции, строится на общинных институтах.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Цыганскую культуру в России нельзя изучать без знакомства с судьбами выдающихся личностей, представителей этой культуры. Огромную роль в ее сохранении и приумножении сыграли артисты, писатели, музыканты, композиторы: Николай Сличенко (основатель театра «Ромэн»), Ляля Черная, М. В. Скворцова, С. И. Андреева, М. И. Черкасова, С. Ф. Шишков, И. И. Ром-Лебедев, В. Ф. Бизев, П. С. Деметр, М. Н. Жемчужный, А. Бузылева и другие.
Известные цыгане в России: почетный президент ФНКА, доктор педагогических наук, профессор Г. С. Деметер. В Свердловской области: Александр Торохов – основатель НКА «Рома Урал», вице-президент ФНКА цыган России; Александр Борисов – чемпион мира по кикбоксингу.
Здоров! – Здравствуйте!
Сыр о делы? – Как дела?
Нэ – Да
Нат – Нет
Лове – Деньги
Куч – Хорошо
Наис – Спасибо
Дыкхасапэ! – До свидания!
Ром – Мужчина
Джювли –Женщина
Ромни – Жена
Мэ тут каумам! – Я тебя люблю!
8 апреля отмечается Международный день цыган. Праздник родился в 1971 году на первом Всемирном конгрессе цыган в Лондоне. Тогда же были приняты два общенациональных символа – флаг и гимн цыган, написанный на основе народной песни «Джелем, джелем». Главным итогом конгресса стало признание цыган единой свободной нацией, не ограниченной территориальными рамками. Для диаспоры Екатеринбурга 8 апреля – это еще и День памяти цыган, пострадавших от геноцида в годы Второй мировой войны.
Перед цыганами России современность ставит множество проблем. К таковым можно отнести сохранение этничности в условиях современного города, взаимодействие с социальной и иноэтничной средой, вхождение в социально-экономическое пространство, трудоустройство, уровень образованности.
На территории России в 1990-е годы цыганами были созданы более 20-ти общественных объединений, представляющих интересы российских цыган в субъектах Российской Федерации. С 2012 года в стране реализуется федеральная программа социально-экономического и этнокультурного развития «русских» цыган.
Поддержку в направлении развития своей культуры цыгане получают и в Свердловской области. В регионе, с 1998 года, действует Екатеринбургская цыганская национально-культурная автономия «Рома Урала» (под эгидой Федеральной национально-культурной автономии российских цыган и Международного союза цыган). Автономия входит в состав Ассоциации национально-культурных объединений, созданной правительством Свердловской области. Руководитель организации Ян Сокол, возглавляющий ее с 2008 года, является членом Консультативного совета по делам национальностей при губернаторе Свердловской области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ачитские цыгане околдовали первоуральцев [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Pervo.info. Первоуральск информационный : [сайт]. – [б. м.], 2016-2018. – Режим доступа : https://goo.gl/XEgMLP. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
2. Богомолов С. Здоров!* Сыр о делы?* // Областная газета. – 2016. – 4 марта. – С. III : фот. ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.oblgazeta.ru/society/27785/. – 09.04.2018.
3. Бугай Н. Ф. Цыгане России : [общество, адаптация, консенсус (1900-2010)] / Н. Ф. Бугай. – Москва : Кучково поле : Лавандр, 2012. – 350, [2] с. : ил.
4. В рамках всероссийского фестиваля уральские цыгане поделились опытом развития национальной культуры в регионе области [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Информационное агентство АПИ : [информ.-аналит. портал]. – [Екатеринбург, 1999-2015]. – Режим доступа : http://www.apiural.ru/news/society/133547/. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
5. В рамках проекта «Дерево наций» в Екатеринбурге состоялось мероприятие, посвященное цыганской культуре [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Правительство Свердловской области : [сайт]. – Екатеринбург, 2000-2017. – Режим доступа : http://www-new.midural.ru/news/list/document122915/. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
6. Горбачева Н. Цыган пришел в редакцию газеты «Пенсионер» [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / Наталья Горбачева ; фото из архива Я. Сокола // Пенсионер : [сайт]. – Екатеринбург, 2018. – Режим доступа : https://goo.gl/rmLKjT. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
7. Деметер Н. Г. История цыган: Новый взгляд / Н. Г. Деметер, Н. В. Бессонов, В. К. Кутенков ; РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Воронеж : Воронеж, 2000. – 334 с. : ил. ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gypsy-life.net/history-main.htm.
8. Золотые мониста : сказки и песни цыган / [пер. с цыган. : Е. Друца, А. Гесслера, В. Савельева. – Москва : Современник, 1992. – 494 с. : ил.
9. Иванов В. П. Этнокультурный портрет Чувашской Республики : ист.-этногр. очерки / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 196, [4] с. : цв. ил., портр.
10. Лузин Л. Н. Планета Южный Урал : живая энцикл. нар. Челябин. обл. / Лев Лузин. – Челябинск : Авто Граф, 2012. – 396, [11] с. : ил., портр.
11. Малая энциклопедия народов Тюменской области / Тюмен. обл. Дума, Тюмен. гос. ун-т, Ин-т гуманит. исслед. ; [ред. : И. С. Карабулатова, Г. С. Корепанов, Г. Ф. Куцев]. – Тюмень : Вектор Бук, 2005. – 459 с. : портр.
12. Мационг Е. Горячая кровь [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / Елена Мационг ; фото Станислава Бессонова // Уральский рабочий : [сетевое изд.]. – Екатеринбург, 2013. – Режим доступа : https://goo.gl/aEwamF. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
13. Народы Пермского края : история и этнография / Адм. губ. Перм. края, Департамент внутренней политики, РАН, Урал. отд., Перм. науч. центр, Отд. ист., археологии и этнографии, ФГБОУ ВПО «Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т» ; под ред. А. В. Черных. – Пермь : Пушка. – 2014. – Т. 2. – 418, [4] с. : ил.
14. Опытом развития национальной культуры в регионе поделились уральские цыгане в рамках всероссийского фестиваля [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Правительство Свердловской области : [сайт]. – Екатеринбург, 2000-2017. – Режим доступа : http://www-new.midural.ru/news/list/document121342/. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
15. Ром-Лебедев И. И. От цыганского хора к театру «Ромэн» : сб. биогр. информ. / И. И. Ром-Лебедев ; ред. Н. К. Войцеховская. – Москва : Искусство, 1990. – 271 с. : фот. – (Корифеи русской и зарубежной сцены).
16. Сказки и песни цыган России. – Москва : Правда, 1987. – 368 с.
17. Сказки и песни, рожденные в дороге : цыган. фольклор / сост. : Е. Друц, А. Гесслер. – Москва : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1985. – 520 с.
18. Сказки цыган СССР : сказки / сост. : Е. Друц, А. Гесслер. – Москва : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1991. – 398 с.
19. Сличенко Н. А. Родился я в таборе / Н. А. Сличенко. – 2-е изд., доп. – Москва : Мол. гвардия, 1987. – 112 с. : фото ; [32] л. ил. с. – (Мастера искусств молодежи).
20. Уральские цыгане раскрыли секрет низкой социализации своего народа : тех, кто решает окончить школу и получить диплом ВУЗа, по-прежнему очень мало [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // ТАСС информационное агентство : [сайт]. – [Москва], 2018. – Режим доступа : http://tass.ru/novosti-partnerov/1105381. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
21. Фольклор русских цыган / сост. и пер. [с цыган.] Е. Друц и А. Гесслер ; [отв. ред. Л. Н. Черенков]. – Москва : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1987. - 286, [1] с.
22. Цыгане поделились опытом развития нацкультуры [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Уральский рабочий : [сетевое изд.]. – Екатеринбург, 2017. – Режим доступа : https://goo.gl/93VxWR. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
23. Цыгане России [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. // Цыгане России : [сайт]. – [б. м., 2018]. – Режим доступа : http://gypsy-life.net/index.htm. – Загл. с экрана. – 12.04.2018.
24. Шаповал В. В. Самоучитель цыганского языка : (русска рома : севернорусский диалект) : учеб. пособие / В. В. Шаповалов. – Москва : АСТ : АСТрель : Хранитель, 2007. – 447 с.
Иллюстрации
Галерея Николая Бессонова [Электронный ресурс] // Цыгане России : [сайт]. – [б. м., 2018]. – Режим доступа : http://gypsy-life.net/gallery.htm. – (12.04.2018).
[Эмблема] [Электронный ресурс] / Рома Урала // ВКонтакте : [сайт]. – Режим доступа : https://vk.com/club62554031. – (12.04.2018).