Литературный этноперекресток 2.0. Краеведческие новинки
В следующем году столица Урала отметит 300-летний юбилей, и конечно в преддверии этого события Межнациональная библиотека пополнила свой фонд новыми изданиями, посвященными родному Екатеринбургу – его истории, культуре и искусству. Самые интересные новинки я спешу представить вашему вниманию, дорогие читатели.
«Екатеринбург. История культуры»
Издание поделено на три раздела: «Музыка», «Театр» и «Кино». В целом книга представляет собой сборник очерков экскурсовода и краеведа Татьяны Мосуновой (автора первых двух разделов) и киноведа Лидии Немченко (автора заключительного раздела книги). Они трепетно изучили историю становления культуры в Екатеринбурге, и написали о каждом, кто сделал в нее огромный вклад. На страницах можно встретить имена Николая Коляды, Алексея Федорченко, Майи Плисецкой, Галины Улановой, братьев Самойловых, Алексея Балабанова, Владимира Шахрина и многих других. Не забыла авторы и о представителях современной культуры – в книге есть очерки о Neletto и Клаве Коке.
Читателей ждет увлекательный рассказ о людях и времени, причинах и предпосылках, случаях и случайностях. Издание проиллюстрировано документами из архивов Свердловского областного краеведческого музея, Государственного архива Свердловской области, Музея кино Свердловской организации Союза кинематографистов России. Книга написана очень живо, ярко, интересно. Складывается связная картина того, как шло становление и развитие культуры Екатеринбурга, как много людей были к этому причастны.
Выход второго тома книги запланирован на 2022 год. Он расскажет о литературе, живописи и архитектуре Екатеринбурга. Заключительную часть, тематика которой пока не разглашается, обещают издать в год трехсотлетия уральской столицы.
Ольга Просникова «Екатеринбургский монетный двор»
Эта книга отражает 150-летнюю историю Екатеринбурга, рассказывает о некоторых обстоятельствах строительства горных заводов в конце XVII – начале XVIII века, когда в России была начата регулярная чеканка медной монеты, об основании Петром I города ради меди как монетного металла. Особое внимание уделяется важности появления во второй половине XVIII века собственного знака Екатеринбургского монетного двора – Е.М., ставшего первым брендом города и получившего известность по всей Российской империи.
Это первая книга о Екатеринбургском монетном дворе, написанная не с научной или представительской целью, а с желанием доступно рассказать о декларативной функции медных монет, о других монетных металлах (серебре, золоте и платине) и их связи с историей Екатеринбурга, о непростых процессах денежного производства всем, кто интересуется историей Урала, экономикой и финансам дореволюционной России.
Впервые продукция Екатеринбургского монетного двора – крупнейшего регионального монетного двора Российской империи (80% медной монеты) – рассматривается как предмет промышленного дизайна. Уникальные исследования об авторстве дизайна различных серий монет инвенторами и медальерами Санкт-Петербургского монетного двора, а также историческая логика и участие в дизайне монет императорской семьи.
«Екатеринбургский метрополитен»
Проектирование и строительство Екатеринбургского метрополитена имеет почти полувековую историю. К началу третьего десятилетия XXI века уже выросло поколение екатеринбуржцев, не представляющих наш город без этого быстрого и удобного вида транспорта. Вот уже тридцать лет Екатеринбургский метрополитен верой и правдой служит нашему родному городу.
Апрель 1991 года стал для нашего города важной исторической вехой, завершившей десятилетний упорный труд строителей по созданию первых станций, тоннелей, инфраструктуры Екатеринбургского метро.
Станции Екатеринбургского метрополитена по своим размерам уступают столичным подземкам, но по архитектурному и художественному оформлению они выполнены в лучших традициях российского метростроения. Здесь каждая станция имеет свой неповторимый облик, связанный не только с ее названием, но и отражающий особенности городских районов, где проходит линия метрополитена, а также облик Екатеринбурга как столицы горнозаводского Урала.
О каждой из девяти станций и «невидимом» для простых екатеринбуржцев «Электродепо Калиновском», о работе всех служб метрополитена и современном его состоянии вы в подробностях можете прочитать, взяв в руки эту книгу. Также хотелось бы отметить богатый иллюстративный материал издания: обилие фотографий, дизайн-проекты станций, архивные и новые схемы метрополитена представляют особый интерес для читателей.
*
А сейчас я предлагаю нашим читателям совершить путешествие из Екатеринбурга в Нижний Тагил – это не только крупнейший промышленный центр Урала, но и колыбель русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивающееся в XXI-ом, обогатило художественную культуру России. В нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев. Именно о мастерицах-художницах пойдет речь в следующих двух книгах.
«Агриппина Афанасьева. В гармонии с душой»
Агриппина Васильевна Афанасьева (1913–2004) – уникальный мастер, стоявший у истоков возрождения во второй половине XX века знаменитого тагильского подносного промысла.
Альбом-каталог «В гармонии с душой» – это иллюстрированное, полноцветное издание, рассказывающее о творчестве мастерицы, так много сделавшей для развития тагильской росписи по металлу и воспитавшей немало известных художников.
Произведения Агриппины Афанасьевой занимают особое и значимое место в музейных коллекциях, являясь одними из самых ценных и уникальных предметов с уральской народной росписью. В альбоме представлены работы мастерицы, хранящиеся в собраниях четырех музеев Свердловской области: Нижнетагильского и Екатеринбургского музеев изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея и Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», а также в собраниях частных лиц.
В альбоме впервые ярко и полно представлено творческое наследие А.В. Афанасьевой, большая часть которого не была ранее опубликована. Это дает уникальную возможность проследить развитие ее творчества, связанного с историей тагильского подносного промысла - конца 1970-х по начало 1990-х годов.
«Ирина Смыкова. Истории про жизнь»
Ирина Григорьевна Смыкова – знаковая фигура в истории тагильского подносного промысла, особенный мастер лаковой росписи, обладающий своим неповторимым авторским стилем. Ее работы легко узнать по ярким сюжетам и запоминающимся персонажам, которые особенно выделяются в линейке тагильских подносов.
За годы работы художница создала галерею ярких, незабываемых образов в стиле лубочной картинки. На ее подносах – купцы, зажиточные крестьяне, мещане, рабочие - добродушны, искренни, лукавы и озорны. Сюжеты рождаются под впечатлением от народных пословиц и поговорок, частушек, а также реальных комичных случаев из жизни. Подносы Ирины Григорьевны демонстрируют оригинальный авторское видение, основанное на любви к русской народной культуре.
В основу альбома «Истории про жизнь» легли фотоизображения подносов с персональной выставки автора, состоявшейся в 2015 году в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, где были представлены работы не только последнего десятилетия, но и относящиеся к раннему периоду ее творчества. Также в книгу вошли фотоизображения подносов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», музеев Екатеринбурга, Тулы, Южно-Сахалинска, Кемерово, Новокузнецка. Все иллюстрируемые подносы разделены на две группы: сюжетная роспись и цветочная роспись.
*
Эти и другие новинки краеведческой литературы с ближайшее время станут доступны читателям Межнациональной библиотеки.
Ваганова Татьяна