Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Культурный рюкзак

 

Весенние настроения народов Среднего Урала

vesna

В электронной библиотеке доступно новое издание, подготовленное сотрудниками Межнациональной библиотеки.

Этнографический акцент: весенние настроения народов Среднего Урала / Министерство культуры Свердловской области ; Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель О. И. Калинина. – Екатеринбург: СОМБ, 2022. – 85 с. – URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/1001э/etnovesna.pdf. - Текст : электронный.

По астрономическому календарю весна в Азербайджане наступает 20 марта, в день весеннего равноденствия. Праздник в стране будут отмечать в течение девяти дней народными гуляньями.

Причина всенародной любви к Новрузу в Азербайджане заключается в его демократической философии. Это праздник не только весеннего равноденствия, но и равенства людей, их соединению и солидарности. Он сближает людей самых различных слоев, укрепляет взаимоуважение, взаимопонимание и мир в обществе.

История этого праздника или как его называют в Азербайджане Новруз байрамы исчисляется тысячелетиями. Связанные с проведением праздника Новруз такие обычаи, как прыжки через костер, коллективное исполнение танца «Яллы», массовые зрелищные игры нашли отражение в наскальных изображениях Гобустана, который по праву считается одним из древнейших очагов мировой цивилизации. И сегодня жители окрестных сёл Гобустана, расположенного на побережье Каспия, движимые кровной памятью, в дни Новруза отправляются к этим наскальным изображениям, чтобы исполнить праздничные обряды.

Терендез - один из самых любимых праздников в Армении. Корни у него хоть и языческие, но на сегодняшний день Терендез – один из главных праздников Армянской апостольской церкви, предшествующий дню Сретения Господня. Он отмечается ежегодно 13 февраля.

Изначально Терендез был языческим праздником, а назывался он «Дерендез», что означало: «сноп сена перед вашим домом». Это был своеобразный ритуал огнепоклонников и символизировал приход весны и проводы зимы – вполне себе характерная Масленица.

В древней Армении этот праздник был связан с поклонением богу Огня – Ваагну. Существует легенда, согласно которой, армянский народ устал от непроходящей холодной зимы и решил зажечь костер, который должен был согреть землю и призвать весну. Из огня родился Ваагн, он и убил дракона, охранявшего природный источник воды. В зимнее время этот дракон давал людям воду в обмен на жертвоприношения, а когда доступ к ней стал неограничен – земля зацвела. Так огонь помог справиться с зимой.

Каргатуй – это древний башкирский национальный праздник. История его не просто многовековая, а даже тысячелетняя. Наши предки верили, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны, поэтому в этот день старались всячески задобрить крылатых вестников.

В зависимости от места проведения праздника, деревья и кустарники наряжали разноцветными лентами, цветами, бусами и прочими украшениями. Реже на деревья вешали, либо оставляли у их корней посуду с кислым молоком.

Выбирали ведущую праздника - алсабыр - «впереди идущая», которая была одета в торжественный наряд с различными декоративными элементами. Она символизировала Дух пробуждения природы. Алсабыр должна быть веселой, общительной, уважаемой односельчанами.

Продолжение

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области