Знаменательные даты недели
Знаменательные и памятные даты 11-17 марта 2024 года.
11-17 марта
Масленица.
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от наших предков.
Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Уярня (Масленица), марийский народный праздник.
Праздник Ӱярня завершал зимний цикл календарной обрядности у марийцев. Он считается началом весеннего цикла и по своей природе является аграрно-магическим праздником. Праздновали его через семь недель после Шорыкйола. Происхождение названия праздника «Ӱярня»: у – масло, арня – неделя. В отличие от других народов масленицу марийцы отмечали по-своему, соблюдая традиционные обряды и обычаи. Праздничные мероприятия продолжаются в течение одной или двух недель. Первая неделя называется «Кугу Ӱярня» (большая Масленица), вторая – «Изи Ӱярня» (малая Масленица). В местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину – до четверга, именуют «ончыл Ӱярня» (передняя Масленица), а с четверга – «варасе Ӱярня» (поздняя Масленица). Начинают праздновать её в понедельник и заканчивают в понедельник поздно вечером. Главной особенностью праздника является совершение обрядов, в которых могут принять участие дети. Празднику всегда предшествует подготовительная неделя – это уборка помещений, подбор праздничных нарядов, подготовка Масленичной горки – Ӱярнякурык и Ӱярнявара.
Саварни, чувашский народный праздник.
Саварни – аналог русской Масленицы – веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Изначально празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей саварни продолжался две недели. Первая неделя называлась «асла саварни» (большая масленица), а вторая – «кёсён саварни» (малая масленица). Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский саварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья.
Вöй дыр (Масленица), удмуртский народный праздник.
Вöй дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вöй» (масло) и «дыр» (время), то «вöй дыр» означает «масленое время». Март назывался «вöй толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысети нунал (понедельник) – вöй пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вöй келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошевки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядет кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лен вырос высокий. Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам. Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – ее проводы.
11 марта
480 лет со дня рождения итальянского поэта Торквато Тассо (1544-1595).
Торквато Тассо – один из величайших итальянских поэтов позднего Ренессанса, автор эпической поэмы «Освобождённый Иерусалим», повествующей о первом крестовом походе.
День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны.
Праздник появился в календаре памятных дат благодаря распоряжению губернатора Свердловской области в 2012 году (Указ Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 г. №N 570-УГ). Именно в этот день – 11 марта – в 1943 году появилось новое воинское формирование – добровольческий танковый корпус, который впоследствии преобразовался в 10-ю гвардейскую Уральско-Львовскую, ордена Октябрьской Революции, Краснознаменную, орденов Суворова и Кутузова, добровольческую танковую дивизию имени маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. В этот день вспоминают не только бойцов, которые сражались в составе героического корпуса и дивизии на фронте, но и тружеников тыла, которые вершили настоящий подвиг в заводских цехах, своим трудом приближая победу. Сам танковый корпус известен тем, что абсолютно все его составляющие труженики Урала подарили фронту, используя собственные средства – что называется, в складчину. Люди работали сверх плана, дав обязательства создать танки для армии без использования средств из государственной казны. Вот уж поистине: всё для фронта, всё для победы!
12 марта
130 лет со дня рождения эрзянского поэта, прозаика, публициста, критика, одного из основоположников мордовской литературы Алексея Яковлевича Дорогойченко (1894-1947).
Дорогойченко писал о жизни русско-мордовского села Большая Каменка (бывшей Самарской губернии), в котором родился. Начал писать стихи и рассказы на первом курсе Ровенской учительской семинарии (Саратовская губерния, 1908). Известен роман Дорогойченко «Большая Каменка» (1927), в котором отражены события, происходившие в селе в до и послереволюционные десятилетия. В 1930-е гг. работал над романами «Молодежь», «Живая жизнь» (не завершены). Возглавлял Всероссийское общество крестьянских писателей, был ответственным секретарем журнала «Земля Советская», председателем Литфонда РСФСР.
13 марта
День калмыцкой поэзии, национальный праздник Республики Калмыкия.
День калмыцкой поэзии был учреждён в 2012 году в честь Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова. Отмечается ежегодно 13 марта в день рождения поэта.
14 марта
День православной книги.
В ноябре 2009 года на заседании Издательского совета Русской православной церкви, в своем выступлении Святейший Патриарх особо подчеркнул, что церковь нуждается в качественной миссионерской литературе, а потому «имеет смысл в какой-то день особо подумать и помолиться о книгоиздателях и книгоиздании. Не может быть успеха в церкви, если мы не сопровождаем своего делания сугубой молитвой».
Так было предложено учредить праздник – День православной книги – и отмечать его 14 марта.
По старому стилю это было 1 марта, день когда в 1564 году русский первопечатник Иван Федоров издал первую печатную книгу «Апостол» на Московском печатном дворе. «Апостол» – богослужебная книга, и тогда, и сейчас необходимая для совершения церковных служб. Для домашнего чтения она издается вместе с Новым Заветом.
День адыгского (черкесского) языка и письменности, национальный праздник Республики Адыгея и Карачаево-Черкесии.
Ежегодно 14 марта весь черкесский мир отмечает день родного языка и письменности. Адыгский (черкесский) язык является государственным языком в трех республиках: Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Официальной датой празднования явилась дата выхода в свет в Тифлисе 14 марта 1853 года первого «Букваря черкесского языка». Созданный выдающимся адыгским просветителем Умаром Берсеем на арабской графической основе, букварь стал первым учебным пособием для горцев, обучавшихся в школах, гимназиях и училищах Северного Кавказа. Праздник отмечается в Адыгее с 2000 года, в Карачаево-Черкесии с 2005 года.
115 лет со дня рождения русского писателя Сергея Михайловича Голицына (1909-1989).
Сергей Михайлович Голицын (1909-1989) – писатель, один из представителей знаменитого старинного княжеского рода. Как и все «бывшие», лишенный в то время права получить высшее образование, он самостоятельно выучился на топографа, принимал участие в строительстве канала Москва – Волга, прошел военным строителем всю войну. Но мечтал с детства о другом: сквозной нитью через весь роман проходит страстное желание стать писателем.
Мечте дано было осуществиться только во второй половине жизни. Автор множества популярных книг (самая известная из них – «Хочу быть топографом», рассказов для детей, беллетризованных биографий, он трудился над «Записками уцелевшего» 10 лет и считал этот мемуарный роман главным своим делом.
95 лет со дня рождения марийского писателя Кима Кирилловича Васина (1924-2005).
Родился в д. Шоркинер (Марийская автономная область) в семье служащего. Его дед был марийским языческим жрецом (картом). Окончил фельдшерско-акушерскую школу (1941), некоторое время работал в Семеновском райздраве и санэпидстанции. Творческая деятельность началась с публикаций первых рассказов («Эчу», «Саню» «Тул кайык»/«Жар-птица», 1940) в газетах «Ямде лий», «Марий коммуна». Учился в МГПИ им. Н. К. Крупской (1948-1952), затем преподавал в учительском институте, был редактором художественной литературы в Марийском книжном издательстве, литературным консультантом Союза писателей МАССР. Научный сотрудник Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (1963-1987), читал лекции студентам вузов, долгие годы был членом редколлегии журнала «Ончыко». Его труды издавались на многих языках, в том числе и зарубежных. Переводил на марийский язык произведения Пушкина, Гоголя, Чехова, Тагора, Фадеева, Шолохова, Гайдара, Горького и других представителей русской литературы.
15 марта
День Конституции Республики Беларусь.
День Конституции в Беларуси – государственный праздник, который отмечается в Республике ежегодно 15 марта. Первая Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года.
185 лет со дня рождения историка, этнографа, известного деятеля просвещения чувашского народа Василия Константиновича Магницкого (1839-1901).
Родился в семье священника дворянского происхождения в с. Ядрино Казанской губернии (ныне Чувашская республика). Вырос среди чувашей, прекрасно знал быт и нравы чувашского народа. После получения образования в Казанском университете, работал в качестве судебного следователя (1869-1877), инспектора народных школ в уездах Вятской и Казанских губерний (1877-1894). Всю жизнь посвятил просвещению нерусского народа Поволжья. Был ученым широкого диапазона. При его поддержке началась общественно–литературная деятельность чувашского поэта М. Ф. Федорова, научно-этнографическая работа писателя и фольклориста И. Н. Юркина и ряда других деятелей. Магницкий – автор многих работ о семейном и общественном быте, свадебной обрядности, религиозных воззрениях, антропонимике чувашского народа. Публиковал тексты устного народного творчества русских и чувашей. Eго произведения по истории, этнографии и фольклору являются важными источниками народной педагогики. Одним из первых среди этнографов Поволжья обратился к изучению архивных источников для более полного освещения культуры и быта чувашей и других народов.
100 лет со дня рождения русского писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924-2020).
Родился в Орске Оренбургской области. В начале 30-х годов переехал с родителями в Москву. Окончил школу (1942), прошел обучение в пехотном училище и был направлен на фронт, под Сталинград. После войны окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951). С 1949 года публиковал рассказы в ряде журналов. Успех принесли военные романы: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Горячий снег» (19670 и др. Их главные темы – испытание нравственной прочности человека в условиях фронта и адаптация к условиям мирного времени. Бондарева называют «мастером батальных сцен». Художник, мыслитель, психолог, он красочно рисует картины борьбы между добром и злом – на полях сражений, в отношениях между людьми, в душе человека. Создал цикл лирико-философских эссе «Мгновения» (2009). Несколько романов экранизированы. Награжден рядом орденов и медалей, лауреат Государственных премий СССР (1977, 1983), РСФСР (1975), многих литературных премий.
16 марта
140 лет со дня рождения русского и советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884-1942).
Родился в Смоленске в семье священника. Окончил Смоленскую семинарию, затем Демидовский юридический лицей в Ярославле (1906). Стал известным юристом. Увлекался музыкой, живописью, театром, путешествовал. В 35 лет тяжело заболел, был прикован к постели 6 лет. За это время изучил ряд наук, технику, иностранные языки. Победив болезнь, переехал в Москву (1923), где занялся литературной деятельностью. Первые публикации научно-фантастических рассказов обеспечили ему славу «советского Жюля Верна». В 1925 году вышла повесть «голова профессора Доуля», которую писатель, переживший паралич, назвал автобиографической. В Москве жил до 1928 года, сочинив повести «Остров погибших кораблей» (1926), «Последний человек из Атлантиды» (1926) и др. Переехав в Ленинград (1928), написал «Человек-амфибия» (1928), «Властелин мира» (1929), «Чудесное око» (1935) и др. Был сотрудником журнала «Вокруг света» (1935-1938). Интуиция творца, знание наук, трудов К. Э. Циолковского позволили писателю предвосхитить многие открытия и изобретения. Многие произведения экранизированы.
60 лет исполняется члену исполкома Свердловского областного национально-культурного сообщества саха (якутов) «Аан Дойду» Вячеславу Вилорковичу Потапову (1964).
Родился в селе Ситта Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия). Далее детсад и школа в Якутске. В 1981 году, по окончании школы, поступил в ЯГУ на специальность «Разведка месторождений». В апреле 1982 года со студенческой скамьи призвался на срочную службу в ряды Советской Армии. Служил в Хабаровске в войсках связи. В 1985 поступил в Свердловский юридический институт на судебно-прокурорский факультет. Окончил институт в 1989 году. С 1989 по 1996 год работал следователем прокуратуры Орджоникидзевского района Екатеринбурга. С 1996 года — юрисконсульт в тепломонтажном предприятии. В настоящее время – директор в производственно-коммерческой фирме.
17 марта
95 лет со дня рождения писателю Сергею Михайловичу Бетеву (1929-1990).
Родился на Урале (Катайск Курганской области) в семье рабочего. Окончил УрГУ (1952). Работал сотрудником газет: «На смену!», «Уральский рабочий», редактором отдела прозы журнала «Урал». В повестях: «Своя звезда», «Афонин крест», «Главный подъем», «Колдунья» Бетев показал тяжелые, героические будни уральского тыла в годы Великой Отечественной войны. За героико-приключенческие повести о работниках милиции: «Без права на поражение», «Трое суток из жизни милиции», «Разыскивается…» писатель стал лауреатом литературной премии им. Н. Кузнецова (1982).