27 мая. Какой сегодня праздник?
Накануне Всероссийского дня библиотек и Библионочи знакомим со знаменательными событиями дня 27 мая.
ОСНОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
14 мая 1703 года Петр Алексеевич осмотрел острова в устье Невы и на одном из них – Заячьем – решил заложить крепость. Царь расположил крестообразно два куска дерна, а сверху водрузил деревянный крест. В это время в небе над островом появился орел. Петр перешел по плотам через пролив и на берегу срубил два куста ракиты.
На месте одного из них была поставлена Троицкая церковь, на месте второго – домик Петра. Петропавловская крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена.
Петр со свитой высадился на Заячьем острове и после освящения места подал знак к началу земляных работ. Когда первый ров достиг 2 аршин глубины, в него опустили высеченный из камня ящик, в который был поставлен золотой ковчег с частицей мощей Апостола Андрея.
Петр срубил две березки и, соединив верхушки, воткнул их в ямы, обозначив ворота будущей крепости. И тут вдруг на них опустился уже знакомый орел. Птицу сняли и принесли Петру. Царь, обвязав орлу лапы, посадил его на руку и вместе с орлом под гром пушек торжественно взошел на яхту.
Появление царственной птицы сочли хорошим предзнаменованием, ведь при основании Константинополя Константину Великому также было чудесное видение орла. Но тут никакого чуда нет – орла приручили еще шведские солдаты, когда-то сторожившие здесь королевские леса.
Крепость и дала Петербургу день рождения. Когда шведский король Карл XII узнал об основании Петербурга, он высокомерно сказал: «Пусть царь занимается пустой работой – строить города, а мы оставим себе славу брать оные». Но не вышло...
Посетивший в 19 веке Петербург французский писатель А. Дюма-отец писал «История Петропавловской крепости, если бы ее удалось написать, была бы ужасна. Эта крепость все видела и все слышала, но до сих пор она держит все в тайне… настанет время и крепость заговорит, подобно замку Иф».
В Петропавловской тюрьме побывали многие знаменитые узники. Кому-то удалось выйти из нее живым, кому-то нет. Наверное самым знаменитым является царевич Алексей, не без оснований обвиненный в заговоре против отца Петра I. Он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году.
Сидели тут и декабристы, а Рылеев, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол именно здесь услышали свой смертный приговор.
Кибальчич в Петропавловской крепости до казни разработал проект воздушного корабля, причем на реактивной тяге. И эти бумаги попали в руки самому Циолковскому: «Из этих листочков я смог узнать только о том, что Кибальчич работал над каким-то воздухоплавательным аппаратом. О том, что им еще в 1881 году была выдвинута идея реактивного прибора, я, к сожалению, не знал...»
Этот город бессонный, похожий на сон,
Где сияющий шпиль до звезды вознесён,
Город башен и арок и улиц простых,
Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих,
Снова он возникает из мглы предо мной,
До безумия — прежний, до горя — иной.
Перерублен садовых решёток узор,
Под ногами валяется бронзовый сор,
Вечный мрамор Атлантов в подъезде дворца
Перемолот, дымится под ветром пыльца;
И на жгучую, смертную рану похож
Жаркий бархат оглохших Михайловских лож.
Что мне делать теперь? Как войти мне теперь
В этот раненый дом, в незакрытую дверь?
Здесь глаза мне повыколют жилы антенн,
Паутиной обвисшие с треснувших стен,
Онемят фотографии мёртвых родных
И задушит зола недочитанных книг.
Ничего, я стерплю. Ничего, я снесу
Огневую — от бешеной боли — слезу.
На крестах площадей, на могилах друзей,
Всей безжалостной силой и верою всей,
Молча, зубы до хруста сжимая, клянусь:
— Ленинград, я к тебе по-иному вернусь!
По степям и болотам не кончен поход,
Над землёю проносится огненный год,
На обломках Берлина ему затухать,
На развалинах Пруссии нам отдыхать,
И да будет, ржавея на наших штыках,
Кровь врага оправданием нашим в веках.
Там, в проулках чужих городов-тайников,
В час расплаты отыщут своих двойников
Каждый дом, каждый листик с чугунных оград,
Каждый камень твоих мостовых, Ленинград!
Кто посмеет упрёком нас остановить,
Нас, из братских могил восстающих, чтоб мстить?
Слишком мало обратных дорог у солдат,
Но возникнешь пред тем, кто вернётся назад,
Воплощением наших надежд и страстей,
Ты — внезапный и вечный в своей красоте,
Как бессмертная сказка на снежной земле,
Как мгновенный узор на морозном стекле.
Павел Николаевич Шубин
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ БИБЛИОТЕК
Формирование фондов библиотеки началось одновременно со строительством здания. Несмотря на то, что традиция собирания книг существовала еще в Древней Руси, вплоть до этого времени национальной библиотеки в России просто не было. В этом же 1795 году по велению императрицы из Варшавы была доставлена коллекция книг братьев Залуских, а чуть позднее поступило знаменитое рукописное собрание чиновника русского посольства в Париже П. Дубровского. Именно с этого собрания в 1805 году в библиотеке возникло особое хранилище – депо манускриптов.
Первый директор библиотеки Алексей Оленин писал в 1814 году: «Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безвозмездно, не унося их токмо домой».
Всероссийский день библиотек по праву является и профессиональным праздником российских библиотекарей – Днем библиотекаря. Этот профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек».
В Указе говорится:
«Учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю:
1. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России – Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.
2. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать проведение в рамках Дня библиотек мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение проблем, связанных с развитием библиотек".
Указом императрицы Екатерины II в 1795 г. была создана Императорская публичная библиотека и национальное книгохранилище, одно из крупнейших в мире. По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения.
Подобно европейским библиотекам, хранившим архивы национальной печати и памятники письменности, новой российской библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей. Но также она была задумана и организована как публичная и общедоступная. Она учреждалась "в пользу любителей учености и просвещения", предназначалась для "публичного употребления", где целью ставилось "общественное просвещение россиян».
Мой хлеб
Я с книгой породнился в дни войны.
О, как же было то родство печально!
Стянув потуже батькины штаны,
Я убегал от голода в читальню.
Читальня помещалась в старом доме.
В ту пору был он вечерами слеп...
Знакомая усталая мадонна
Снимала с полки книгу, словно хлеб.
И подавала мне ее с улыбкой.
И, видно, этим счастливо была.
А я настороженною улиткой
Прилаживался к краешку стола.
И серый зал с печальными огнями
Вмиг уплывал... и все казалось сном.
Хотя мне книги хлеб не заменяли,
Но помогали забывать о нем.
Мне встречи те запомнятся надолго...
И нынче — в дни успехов иль невзгод —
Я снова здесь, и юная мадонна
Насущный хлеб
Мне с полки подает.
А. Дементьев
ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА
Введение в 1822 году таможенного тарифа на ввозимые заграничные товары благоприятно отразилось на развитии отечественной промышленности, оградив производственные мощности России на время от иностранного соперничества. Русские мануфактуры стали быстро расти и через несколько лет достигли европейского уровня по объему выпускаемой продукции.
Такой поворот событий в 1820-х годах и выявил потребность организации в стране, по примеру развитых европейских стран, промышленных, или, как первое время они назывались — мануфактурных выставок.
Первая промышленная выставка торжественно открылась в 1829 году, 326 участников приехавших из 33 губерний и областей России представили на ней 4041 экспонат. Все экспонаты были тематически разделены на 15 отделов.
За 3 недели мануфактурную выставку, где были продемонстрированы большие успехи отечественной промышленности, посетило более 107 000 человек. Особенно выделялись на общем фоне изделия Ижорского завода и Александровской мануфактуры.
Знаменитый немецкий путешественник и географ барон Александр Гумбольдт после осмотра экспозиции оставил отзыв: «Я не ожидал бы и через тридцать лет таких успехов в России».
Первая Всероссийская мануфактурная выставка оказалась одним из крупнейших политических, экономических и культурно-просветительских мероприятий первой трети 19 столетия.
Масштабным достижением сочли современники и первое выставочное здание: «…Потолок сей залы устроен из чугунных дугообразных полос с искусством, у нас еще новым, и заслужившим единогласное одобрение… Свет в залу входит из окон обоих этажей с трёх сторон. Огромность и красивое величие сей залы, при входе в оную, производят удивительное впечатление». Здесь стоит подчеркнуть, что применение большепролетных металлических конструкций, раскрытых в интерьере, стало первым опытом в практике отечественного строительства.
Первая выставка российских мануфактурных изделий размещалась в так называемых «новых Биржевых строениях», которые примыкали к Южному пакгаузу на Стрелке Васильевского острова. Обширная экспозиция занимала не только «залу», легко узнаваемую сегодня во вводном помещении Зоологического музея, но и еще 7 комнат бельэтажа примыкающего дома «таможенных чинов», в котором сейчас находится Зоологический институт Российской академии наук (ЗИН РАН).
Впервые в России при проведении подобных мероприятий был издан специальный каталог. Его тираж насчитывал 2400 экземпляров и носил название «Роспись вещам, выставленным в первую публичную выставку Российских изделий в Санкт-Петербурге 1829 года». На выставке были представлены кустарные и промышленные изделия произведённые исключительно в Российской Империи.
В этой выставке приняли участие и пермские промышленники: солевары из Соликамска, камнерезы из Кунгура. Показали на выставке и знаменитые суксунские самовары.
В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время, бытует мнение об одновременном начале производства самоваров – заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым.
Освоить производство медной утвари Уральским заводам было предписано еще в 1728 году специальным сенатским указом, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии и самоваров.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА И. А. КРЫЛОВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В Летнем саду Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках.
Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:
Крылову. 1855
Горельеф
Осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».
Здесь также изображены персонажи следующих произведений: «Лев на ловле», «Лягушка и Вол», «Белка», «Ворона и Лисица», «Лев и Барс», «Волк и Журавль», «Демьянова уха», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Мартышка и очки», «Кукушка и Петух», «Фортуна и Нищий». Все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт, присущих им в баснях.
Строили всем миром
Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году. На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц. Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.
В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени, но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт, известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.
У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.
Композиция в Летнем саду — это второй памятник деятелю культуры в России, после памятника поэту и прозаику Н. М. Карамзину. Раньше подобные сооружения устанавливались только в честь царей или очень знатных особ. И.А. Крылов уже при жизни стал необычайно популярен, любовь к нему была поистине всенародной. Прекрасный поэт и публицист создал более 200 басен, каждая из которых несет в себе бесценную, глубокую мораль, актуальную и на сегодняшний день.
Владимир Бенедиктов «Несколько строк о Крылове» (отрывок)
Довольно и беглого взгляда:
Воссел — вы узнали без слов —
Средь зелени Летнего Сада
Отлитый из бронзы Крылов,
И, видимо, в думе глубок он,
И чтоб то дума была —
Подслушать навесился локон
На умную складку чела.
Разогнута книга; страницу
Открыл себе дедушка наш,
И ловко на льва и лисицу
Намечен его карандаш.
У ног баснописца во славе
Рассыпан зверей его мир:
Квартет в его полном составе,
Ворона, добывшая сыр,
И львы и болотные твари,
Петух над жемчужным зерном,
Мартышек лукавые хари,
Барашки с пушистым руном.
Не вся ль тут живность предстала
Металлом себя облила
И группами вкруг пьедестала
К ногам чародея легла?
Жил этот мастистый старик,
Правдивых уроков словами
И жизненным смыслом велик.
Как меткий был взгляд его ясен!
Какие он вам истины он
Развертывал в образах басен,
На притчи творцом умудрен!
Умел же он истины эти
В такие одежды облечь,
Что разом смекали и дети,
О чем ведет дедушка речь.
ОТКРЫТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В МОСКВЕ
Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса. 9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
Идея создания музея национальной истории объединила множество людей — ученых, военных, художников, промышленников, государственных деятелей, членов царской фамилии и рядовых граждан. Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания. В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. 27 мая 1883 года, в дни коронационных торжеств, Исторический музей посетил император Александр III с императрицей Марией Федоровной.
Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной славой или выгодой. Благодаря усилиям отцов–основателей музея, его попечителей, директоров и рядовых сотрудников, которые своим подвижническим трудом сохранили и приумножили бесценные коллекции, сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.
Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени.
Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
Музей, «воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа», разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории. Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945… Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них.
Сменялись времена и правители, рушились и создавались государства, менялась идеология, но неизменным оставалось назначение музея на Красной площади — «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события — живым словом раскрыть перед народом страницы его истории».
В отделе книжного фонда Государственного исторического музея собраны очень интересные книги. Мы расскажем лишь о двух.
Андрониково Евангелие — один из памятников русской средневековой церковной литературы. По нему в храмах проводили Евангельские чтения, по традиции они начинались с Пасхи. Книгу переписали вручную полууставом — разновидностью каллиграфического шрифта, который обычно использовали для духовной литературы.НАЧАЛО ЦУСИМСКОГО СРАЖЕНИЯ
Сражению предшествовал тяжелый переход русских кораблей из Балтийского моря на Дальний Восток длиной 18 тысяч миль (33 тыс. км). Японский флот имел преимущество в бронировании, эскадренной скорости и мощности артиллерийского огня. Кроме того, оборонная промышленность России выпускала снаряды, в 10-15 раз уступавшие по фугасному действию японским.
Цусимское сражение стало крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота, в котором российская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Рождественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.
Это была последняя решающая морская битва Русско-японской войны 1904-1905 годов, в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть русских кораблей была потоплена японцами или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах. И лишь четырем удалось дойти до русских портов.
В 1905 году в Цусимском сражении погиб со всем личным составом русский эскадренный броненосец «Бородино». Спасся только один матрос.
В первый день сражения было совершено множество подвигов. Командир броненосца «Ослябя» В.И. Бэр до последней секунды жизни руководил спасением команды с тонущего корабля, сам предпочтя погибнуть вместе с броненосцем. Даже А.С. Новиков-Прибой, с его пролетарской ненавистью к офицерству, отметил, что перед лицом смерти командир «Осляби» был великолепен.
Геройски вели за собой эскадру и погибли вместе с командами командиры броненосцев «Александр III» и «Бородино» Н.М. Бухвостов (потомок первого солдата Преображенского полка) и П.И. Серебренников.
Команда тонущего броненосца «Князь Суворов» до последнего вела огонь по миноносцам врага из единственной оставшейся целой малокалиберной пушки и даже из винтовок!
Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими около пяти тысяч человек, из них – более 200 офицеры. В плен были взяты несколько тысяч моряков. На интернированных кораблях остались более двух тысяч человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них только 870 прорвались во Владивосток.
Несмотря на победу, Япония сама была истощена войной. Поэтому и Россия, и Япония стремились к миру. В июле 1905 года в американском городе Портсмуте начались переговоры, закончившиеся подписанием мирного договора, который устанавливал преобладающее положение Японии в Корее. Также к Японии отходила южная часть острова Сахалин и передавались арендные права России на Порт-Артур.
Сто лет назад в своих «Письмах к русской нации», известный публицист М.О. Меньшиков писал: «Пусть разбито тело русского флота, но осталась непобедимой душа его».
Но российским людям Цусима больше памятна по одноимённому произведению Алексея Силыча Новикова-Прибоя. Во время свой работы А.С. Новиков-Прибой неоднократно встречался с оставшимися в живых участниками Цусимского сражения. В 1932 году вышла первая часть «Цусимы» – главного труда всей его жизни. Книга была очень успешной.
Сам А.С. Новиков-Прибой относился к тексту очень трепетно: «Ни одной главы я не пускал в печать, предварительно не прочитав ее своим живым героям. И все же несмотря на такой обильный материал, книга была бы написана по-другому, если бы я сам не пережил Цусимы и не испытал ужасов этой беспримерной трагедии».
«Цусима» – первый нерукотворный памятник подвигу русских моряков в том сражении, людям, выполнившим свой воинский долг до конца. Именно после выхода «Цусимы» на них стали смотреть другим глазами, не как на позорно проигравших, а как на героев, павших в бою за Родину. Эмигрант князь Язон Туманов (бывший мичман на «Орле»): «Книгу эту следует прочесть всем морским офицерам. Это человеческий документ, написанный искренне и правдиво».
ЦУСИМА. Это слово болью и горечью отозвалось в сердцах всех русских людей. На эту тему написан целый ряд стихотворных произведений самых разных авторов. Для съёмки фильма «Моряки» нужна была подходящая песня. Композитор Юрий Милютин и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач написали песню о Цусиме:
В Цусимском проливе далёком, вдали от родимой земли,
На дне океана глубоком забытые есть корабли.
Там русские спят адмиралы, и дремлют матросы вокруг.
У них прорастают кораллы сквозь пальцы раскинутых рук.
Когда засыпает природа, и яркая светит луна,
Герои погибшего флота встают, пробуждаясь от сна.
Они начинают беседу, и, яростно сжав кулаки,
О тех, кто их продал и предал, всю ночь говорят моряки.
Они вспоминают Цусиму, напрасную храбрость свою,
И небо отчизны любимой, и гибель в неравном бою.
И шумом морского прибоя они говорят морякам:
«Готовьтесь к великому бою, за нас отомстите врагам!»
ОТКРЫТИЕ ПАНОРАМЫ «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ 1854-55 ГГ.»
В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист. Художник работал над полотном больше трех лет. Первые посетители – участники обороны.
На панораме «Оборона Севастополя 1854/55гг.» события воссозданы чрезвычайно тщательно. Одних только людей на полотне присутствует около 4000. 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.
Письмо французского солдата из Крыма, адресованное в Париж некоему Морису, другу автора (отрывок):
«…Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника — тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно».
Панорама экспонировалась в специальном здании на Историческом бульваре, построенном по проекту военного инженера Ф.О. Энберга при участии архитектора В. Фельдмана.
Три десятилетия спустя, лирик, представитель «чистого искусства» Афанасий Фет напишет одно из самых ярких стихотворений на гражданскую тему — «Севастопольское братское кладбище»:
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
Священный прах своих сынов...
Они и под землей отвагой прежней дышат...
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
Но лишь молитвенно молчат.
Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись — всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
И дед со внуком, и отец.
Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно...
Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили претворить эти планы в жизнь. В 1926 году усилиями реставраторов панораме был возвращён изначальный вид.
Так уж случилось, что панорама, посвящённая обороне Севастополя, сама стала участницей новой обороны города, на сей раз от немецко-фашистских захватчиков. 25 июня 1942 года при артобстреле здание панорамы частично разрушилось и загорелось. Однако благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна, которые составляли до 80 процентов всей картины.
27 июня бесценные полотна вывезли на лидере эсминцев «Ташкент» — одном из последних кораблей, которому удалось вырваться из Севастополя перед захватом его гитлеровцами.
«Ташкент», на котором находилось свыше 2000 раненых и беженцев, под градом вражеских бомб сумел прорваться в Новороссийск, доставив и людей, и спасённые фрагменты панорамы.
Картину переправили в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, где специалисты смогли оценить нанесённый ущерб. Результат был неутешительным — одних пробоин от осколков насчитали около 6000. Кроме того, полотна пострадали при транспортировке из Севастополя, так как трюмы корабля, где находилась панорама, были полузатоплены.
Для дальнейших работ панорама была переправлена в Москву. Там специалисты вынесли вердикт — спасено до двух третей картины, однако состояние полотна фактически исключает возможность его полной реставрации.
Возрождение панорамы «Оборона Севастополя» особой строкой было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. К реставрации привлекли лучших специалистов, на работы выделялись крупные финансовые средства. Возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев, после кончины которого в 1953 году руководство работами взял на себя академик Павел Соколов-Скаля.
Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии шедевра. Художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы: приезд хирурга Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Фёдора Заики и ряд других. Новое открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.
Музей-панорама «Оборона Севастополя» и по сей день остаётся одной из главных достопримечательностей города русской славы. 9 сентября отмечается день памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов.
Малахов курган. – Штурм «Большого Редана».
Останутся в памяти нашей всегда,
И пусть эта память живёт постоянно:
«Как встарь защищали бойцы города».
Ю. Галкин
ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ САМОЛЕТА «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ»
На борту кроме Сикорского и Янковского находились четыре механика. Они поочередно, а потом и вместе выходили на балкон или собирались в хвостовой части салона. Так проверялось поведение самолета при разных центровках. В полете выключался двигатель, выполнялись крутые виражи. Машина с успехом выдерживала все более тяжелые условия испытания. Через два с половиной месяца он установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 мин с семью пассажирами.
САМОЛЕТ «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ» стал первым четырехмоторным самолетом в истории авиации. Созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году самолет установил несколько мировых рекордов и сразу попал на страницы мировой прессы. Посмотреть на самолет приезжал лично император Николай II, оставшийся в восторге от увиденного. Многомоторная машина поражала воображение людей своего времени, оставив заметный след в истории отечественной и мировой авиации.
По меркам 1910-х годов предложенный самолет имел исполинские размеры, неслучайно одним из его первых названий было «Гранд» (фр. Le Grand) или попросту говоря «Большой». В дальнейшем рассматривалось название «Большой Русско-Балтийский», которое должно было подчеркнуть принадлежность нового самолета к предприятию изготовителю. И лишь третьим названием, под которым самолет навсегда и вошел в историю авиации, стало название «Русский витязь».
До наших дней дошла фотография, на которой Николай II сидит на открытой площадке, расположенной перед пассажирским салоном. После этого события Сикорскому был выдан карт-бланш на все последующие разработки, что в итоге привело к рождению первого в истории четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».
Работая над новым самолетом, Сикорский видел его как опытную и экспериментальную машину, которую при необходимости можно было бы использовать для проведения стратегической разведки. По конструкции «Русский витязь» представлял собой четырехмоторный многосекционный биплан, отличительной особенностью которого были крылья разной длины.
Размах верхнего крыла – 27 метров, нижнего – 20 метров. Общая площадь крыльев – 125 квадратных метров. Длина самолета – 20 метров, высота – 4 метра. Максимальная взлетная масса вместе с грузом и пассажирами превышала 4 тонны.
Судьба самолета «Русский витязь»
Судьба первого в истории четырехмоторного самолета оказалась незавидной. Самолет был серьезно поврежден в авиационном происшествии. По случайности это произошло, когда «Русский витязь» находился на земле. 11 сентября 1913 года во время проведения 3-го конкурса военных самолетов на стоящего на земле «Витязя» упал двигатель с самолета «Меллер-II». Двигатель приземлился на левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию.
Несмотря на небольшую историю существования, «Русский витязь» открыл дорогу в небо другим четырехмоторным самолетам, став родоначальником всей тяжелой и стратегической авиации. Построенный в октябре 1913 года четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» был первым прямым продолжением заложенных в «Русском витязе» авиационных идей.
Создание многомоторных самолетов-гигантов принесло Сикорскому мировую славу. Он стал национальным героем России. Самолеты, подобные «Русскому витязю», появились за рубежом только через несколько лет.
Первая Мировая война окончилась раньше, чем Сикорский успел построить французский вариант «Ильи Муромца». Во Франции работы больше не было. Россия охвачена гражданской войной. В марте 1919 года Игорь Иванович принимает решение переехать в США, где как он считал, существует больше перспектив для тяжелого самолетостроения.
Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «…царского крестника и черносотенца».
«Авиационная белогвардейщина» — так отозвалась советская пресса на сообщения о возникновении в США «русской фирмы». Имя Сикорского было предано политической анафеме.
В 1938 году он приступил к разработке принципиально нового и в то время еще никому не ведомого летательного аппарата — вертолета. После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 году, был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах второй мировой войны.
Великий конструктор никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине, но при этом всегда оставался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, бессменно оставаясь членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры.
ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА А. Н. ОСТРОВСКОМУ В МОСКВЕ
Жизнь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского тесно связана с Москвой. Здесь он родился, учился, жил, работал. В Малом театре в 1853 году впервые увидела свет рампы его комедия «Не в свои сани не садись». Это была первая пьеса писателя, которая из-за препятствий, чинимых цензурой, с большим трудом попала на театральные подмостки. С этого момента почти все пьесы Островского шли в исполнении артистов Малого театра.
И поэтому не случайно, что именно здесь, перед зданием Малого театра, был сооружен первый в Москве памятник великому драматургу.
Знаменитый писатель И.А. Гончаров, обращаясь к А.Н. Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться “Театр Островского”».
Сегодня Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра. Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу установлен у входа в театр.
Идея установить памятник Островскому впервые была высказана сразу после смерти драматурга, в 1886 году, и принадлежала Обществу драматических писателей и оперных композиторов, основанному в своё время при участии Александра Николаевича. Ещё через 13 лет открыли подписку, благодаря которой удалось собрать порядка 50 тысяч рублей.
Работу планировалось начать в 1918 году, чтобы успеть к столетию со дня рождения Островского. Однако все планы нарушила Октябрьская революция – с любовью собиравшиеся средства попросту национализировали.
Вопрос об установке памятника снова поднял директор Малого театра Александр Иванович Сумбатов-Южин: в марте 1923 года он обратился в Совнарком и получил положительный ответ; кроме того, правительство выделило необходимые деньги.
В те дни было определено и место будущему памятнику — у входа в Малый театр, и состоялась его торжественная закладка. Вот как отмечено это событие в газете «Известия»: «Вчера, к 11 часам утра на площадь Я.М. Свердлова (быв. Театральная) собрались труппы всех московских театров и также представители художественной литературы и театральных организаций». Открывавший митинг А.В. Луначарский сказал: «Настоящий памятник должен служить тому, чтобы заветы Островского не забывались и из них бил родник новой театральной жизни».
Памятник, ставший такой же неотъемлемой частью культурной Москвы, как и сам Малый театр, был сооружён в 1928 году. Авторы – скульптор Николай Андреев, архитектор Иван Машков, мастер Миглиник, отлившему бронзовый монумент: их творение – один из лучших писательских памятников столицы. Перед нами на низком массивном постаменте из тёмного полированного гранита возвышается бронзовая фигура. Островский изображён задумчиво сидящим в глубоком кресле, в непритязательной домашней одежде ( на нём тёплый халат ). Правая рука с карандашом застыла над лежащим на коленях листом бумаги. Такой камерный характер памятника вполне оправдан: связь Островского с театром так велика, так тесно переплелась его жизнь с деятельностью этого творческого коллектива, что невозможно разделить два понятия – Островский и Малый театр, который стал его домом. Автор памятника, скульптор Н.А. Андреев, объясняя свой замысел, писал: «Другим я не вижу Островского в Москве, в Замоскворечье, на фоне «своего» театра, где он у «себя, любимый писатель и человек».
У Андреева Островский – писатель, обладающий глубоким жизненным опытом, тонкий наблюдатель и правдивый художественный критик, «благодушный автор, любящий все свои персонажи». В.А. Гиляровский – знаток Москвы – писал скульптору, не присутствовавшему на открытии памятника из-за болезни:
«Островский великолепен. Я подошел к нему, когда торжества открытия кончились и около него толпилась самая разнообразная публика: были и артисты, и старые москвичи, масса учащейся молодежи и несколько делегатов съезда с разных мест нашей шестой части света. Всех поразило: как живой глядит и все радостно смотрят на Островского и дивятся на него, таких теперь нет! И Островский радостно смотрит на окружающих его».
А.Н. Островский вёл огромную работу с актёрами и начинающими драматургами и, жалуясь на отсутствие государственной поддержки русского театра, на склоне лет имел право сказать: «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов…у русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита».
ОТКРЫТИЕ ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ «ПИОНЕРСКАЯ»
Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам: в начале 1820 года экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева подошла к ледовому континенту планеты. Но подлинное обживание самого холодного материка Земли началось лишь в XX веке.
Первоначально советские и зарубежные антарктические станции располагались у побережья, что было удобно для обеспечения погрузки-разгрузки оборудования, составлявшего антарктическую инфраструктуру полярников. Однако что творится в глубине материка, учитывая экстремальные природные условия Антарктиды, долгое время для исследователей было тайной за семью печатями.
Приоткрыть завесу над этой terra incognita впервые в мире сумели советские полярники, основавшие 27 мая 1956 года на высоте 2700 м над уровнем моря антарктическую станцию «Пионерская».
Название действительно говорило само за себя — это была первая внутриконтинентальная станция самого южного материка Земли. Место ее расположения – 375 км от Мирного, высота над уровнем моря 2741 метров.
«В течение мая, преодолевая огромные трудности, шестерка советских исследователей упорно строила станцию. Строительство велось в условиях 55-градусных морозов и сильной пурги. Видимость часто не превышала 15—20 метров, снежная пыль белой пеленой окутывала место работы.
Все короче становился день — чувствовалось приближение полярной ночи. 26 мая исследователи последний раз видели диск солнца над горизонтом. Но к этому дню постройка станции была завершена. 27 мая на мачту был поднят государственный Флаг СССР. Станция «Пионерская» приступила к научной работе». В. ГОЛУБЕВ
На первой в истории внутриконтинентальной антарктической станции на полгода остались четыре полярника: начальник станции метеоролог A.M. Гусев, радиотехник Е.Г. Ветров, гляциолог И.Д. Долгушин и механик Н.Н. Кудрявцев. Благодаря работе «Пионерской» отечественные и зарубежные полярники смогли получать оперативную информацию о погоде на ледовом материке, что помогло при обустройстве новых внутриконтинентальных станций в Антарктиде.
Окружающая станцию местность представляет собой снежную равнину, лежащую на высоте 2700 м над уровнем моря и сплошь покрытую снежными застругами высотой от 0,4 до 1,5 м. Толщина ледникового покрова в данном месте превышает 2000 м.
Для района станции характерны постоянные сильные юго-восточные ветры и низкие температуры воздуха в течение всего года. Средняя годовая температура воздуха составляет минус 38°С, минимальная минус 66,8°С, максимальная минус 13°С. За период работы станции был отмечен только один случай безветрия. Полярная ночь длится с 26 мая по 15 июля.
Просуществовала станция до 15 января 1969 года. Основной ее функцией было проведение наблюдения по аэрологии, метеорологии, геомагнетизму и гляциологии.
За считанные годы Советский Союз достиг в ходе исследований Шестого континента впечатляющих результатов. Этот весомый успех СССР стал одним из важнейших факторов заключения 1 декабря 1959 года Вашингтонского договора об Антарктиде, предусматривавшего ее использование «в интересах всего человечества». Нейтральный статус Шестого континента официально сохраняется по сей день.
«В Антарктиде проводятся важные фундаментальные научные исследования, которые со временем дадут серьёзные практические результаты. В частности, без работ на этой территории было бы затруднительно изучать изменения климата и делать связанные с этим прогнозы. Исследования, которые российские учёные проводят на озере Восток, уникальны. Они позволяют изучить историю изменения климата Земли за последние 400 тыс. лет», — рассказал директор музея Арктики и Антарктики в 1998—2016 годах, почётный полярник России Виктор Боярский.
21 мая в Российской Федерации свой праздник отмечают полярники. Это – один из самых молодых профессиональных праздников. Он был установлен в 2013 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина № 502 от 21 мая 2013 года «О Дне Полярника». Дату праздника выбрали не случайную. 21 мая 1937 года начала свое функционирование первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции, называемой «Северный полюс». Начальником «СП-1» стал Иван Папанин, а первой советской научно-исследовательской экспедиции – академик Отто Шмидт.
Интересно, но сразу после установления праздничной даты, эксперты стали спорить, кого можно отнести к полярникам. В Министерстве природы РФ считают, что полярники – это специалисты, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жители районов Крайнего Севера, геологи и океанологии, военнослужащие и газо– и нефтедобытчики. Общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек.
СТРОИТЕЛЬСТВО КАЧКАНАРСКОГО ГОК
Название города дано по одной из высочайших вершин Среднего Урала (887,6 м) горе Качканар. Среди скал горы Качканар наиболее известна, популярна и эффектна скала Верблюд, удивительным образом похожая на это животное.
Этимология слова «Качканар» до сих пор не разгадана. Существует несколько версий.
Тюркские версии:
— Качканар — это в переводе сбежавшие, скрывшиеся беглецы;
— «качка», «кашка» — лысый, какое-либо животное с белым пятном на лбу, «нар» — верблюд.
Финно-угорская версия:
— «нар», «нер» в переводе с мансийского языка — каменная гора, хребет, часть слова «качка» объяснить по языку народов манси не удается.
В источниках 18 века наша гора именуется как «Кесканар».
Вспомним легенду о Качканаре, ее рассказал шахтерский мальчишка Мишка Кононов. Будь-то бы Качканар – место, куда слетались орлы. Известно, что орлы гнездятся на драгоценных камнях. И будто бы прятал Качканар под орлиными гнездами несметные богатства. Веками охраняли эти сокровища лесные люди – вогулы. Однажды пришли к горе злые люди – разбойники, побили вогульскую стражу, разорили гнезда орлов. Но не разбогатели разбойники. Только поднимут драгоценный камень, а тот сразу и превратится в серую змейку, а змейка выскользнет из рук и спрячется в скалах.Видимо, с той поры и повелось называть в народе гору Качканарам, что на языке вогулов означает «спрятавшийся».
Гора Качканар издавна привлекала внимание многих известных людей. Первое описание горы в 1770 году дал академик П.С. Паллас. Позже гору изучали президент Лондонского геологического общества и первооткрыватель пермского периода Р.И. Мурчисон, геологи Э.К. Гофман, Е.Н. Барбот де Марни и другие.
В 1849 году знаменитый геолог и путешественник Родерик Импи Мурчисон с восхищением писал о Качканаре:
«Наконец-то увидали мы на хребте Уральском настоящую гору! Оставив верховых лошадей у первой сопки, вздымающейся над лесом, начали взбираться на грозную стремнину. Присмотревшись к дикой, скалистой природе западной горной Шотландии и Альпам, признаемся чистосердечно, нам никогда не удавалось созерцать зрелища более разительного...».
В 1869 годы Качканарский массив исследовал А.П. Карпинский, позже возглавивший Академию наук. Здесь бывали известные художники А.М. Васнецов и А.К. Денисов-Уральский, фотолетописец В.Л. Метенков (см. фото) и другие.
Город Качканар был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. Это единственный в мире город, где добывается железованадиевая руда.
С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой. В кратчайшие сроки среди тайги выросли промышленные корпуса, жилые здания, заложены первые горные выработки. Уже в 1963 году Качканарский ГОК дал первый концентрат.
На сотни метров в глубь породы уходят грандиозные амфитеатры карьеров, на уступах которых даже многотонные БелАЗы смотрятся игрушечными машинками. Карьеры — это и визитная карточка, и главная достопримечательность, и главный источник благосостояния Качканара.
Запасов железных руд в Качканарском месторождении хватит более чем на 100 лет. А это значит, что Качканарский городской округ будет развиваться и благоустраиваться, люди будут обеспечены работой, будет появляться новая инфраструктура и центры притяжения горожан.
ДЕНЬ СМЕЛЫХ РЕШЕНИЙ
В мире своим его считают люди, способные на поступок после 10 секунд раздумья. Конечно, указанный отрезок времени – всего лишь условность, однако, он имеет под собой научную почву. Основной лозунг дня смелых решений – «кто ничем не рискует, ничего не получает».
Бенджамин Либет, ученый из Штатов, в погоне за исследованием человеческого разума провел ряд экспериментов. Один из них оказался достаточно любопытным. На голову испытуемым были закреплены специальные электроды; людей попросили произвольно сжимать ладонь в кулак в любой желаемый момент. Электроэнцефалограмма показала, что сигнал о действии появляется в мозге за пол секунды, то есть организм заранее знал о предполагаемом шаге. Так Либет сделал тематический вывод: все человеческие решения предопределены его бессознательным задолго до сознательного.
Таким образом, мы знаем, чего хотим на самом деле, но боимся решиться на отчаянный шаг, идя на поводу тормозящих предрассудков. Смелое спонтанное решение приходит неожиданно и не всегда является корректным и оптимальным. Но мало кто понимает, что иногда судьба дает только один шанс, и важно вовремя им воспользоваться. Стихийные поступки свойственны, в основном, ярким личностям с лидерскими качествами.
Своим праздник могут назвать не только люди, способные на дерзкие, спонтанные решения, но и те, кто впервые решился на несвойственный поступок. Конец мая, наверное, лучшее время сказать себе: «Стоп! Так жить больше нельзя! Пора что-то менять!». Это надоевшее «что-то» изменить одним решением. Например, стряхнуть с себя «пыль» офиса и отправиться в путешествие мечты, или же купить заветную вещь, о которой давно мечтал.
Книг, в которых герои принимают и помогают нам принимать смелые и трудные решения, очень много.
Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Многие вспомнят самую цитируемую фразу Скарлетт: «Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра».
Или другая фраза, прозвучавшая из уст Ретта Батлера: «Я никогда не принадлежал к числу тех, кто терпеливо собирает обломки, склеивает их, а потом говорит себе, что починенная вещь ничуть не хуже новой. Что разбито, то разбито. И уж лучше я буду вспоминать о том, как это выглядело, когда было целым, чем склею, а потом до конца жизни буду лицезреть трещины». В этой фразе скрыт тот посыл, который действует при принятии важных решений.
А вообще, сегодня, если говорить о единственном поступке, перевернувшем жизнь, вспоминаются героини романов «Анна Каренина» Льва Толстого, «Что делать?» Николая Чернышевского. Помните, как нелегко было Вере Павловне изменить свою жизнь? Уже тогда, в 19 веке, она же была истинной феминисткой. И если в то время люди (а именно женщины) решались на поступки, которые полностью противоречили принятому укладу, строили свою судьбу сами, выбирали свободу мысли, то что нам мешает делать это сейчас?
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Вспомните, как Маргарита берет волшебный крем у Азазелло и становится ведьмой. Ведь это поступок ради любви!Любите себя, принимайте решения из чувства любви, а не из страха. А если у вас есть заветные желания, для воплощения которых нужна смелость, – рискните, и вы увидите, как один поступок может изменить судьбу.
Побыть попробую я смелой
И принимать сама решенья,
Клинок достала и умело
Вновь отбиваю нападенье.
Витают тысячи желаний,
От них, конечно, беспокойство,
А без желаний нет страданий
И без страданий нет геройства.
Порой бывает очень страшно,
Когда сражаюсь я с врагами,
Собой рискую бесшабашно,
Их выставляя дураками.
Я так всегда без причитаний
В гнездо осиное плюю,
Поступок в общем-то бараний,
Вперед я думать не люблю.