Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Художественная роспись металлических подносов

1 2Сегодня расскажем вам об еще одном популярном направлении художественной росписи – росписи металлических подносов.

Жостовская роспись

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий...

1 1Жостовская роспись – это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.», – значилось в их прейскуранте.

Успех Жостово – от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский – производство подносов – и федоскинские лаки.

После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники – Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет – знаменитая цветочная роспись.

В 1920-1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.

Главный секрет Жостово – лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы.

1 3Главным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные – по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.

На каждом фабричном подносе есть собственный знак – палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо – фабрики с именем хозяина.

В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее.

Однобоко называть этот народный промысел «жостовские подносы». Жостовскую роспись можно увидеть на непривычных предметах. Жостовская игрушка – это елочные игрушки, и матрёшки, и расписные лошадки. История совершила оборот, от подносов вернув эту роспись многочисленным предметам домашнего быта (шкатулки, подстаканники и др.). И это не только жостовская посуда или мелкие кухонные приспособления. Знакомые цветочные узоры сейчас можно увидеть на стиральных машинах и различной кухонной технике.

Жостовский промысел сегодня – это не предприятие, которое выступает только в роли хранителя традиций. Это современная, развивающаяся фабрика, которая реализуют большую линейку продукции, работает с детьми и взрослыми, проводит обучение и дает возможность красивому народному промыслу жить и продолжаться.

Тагильский подносный промысел

1 8Нижний Тагил – крупнейший промышленный центр Урала – является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 1-й пол. XVIII столетия и активно развивающееся в XXI веке, обогатило художественную культуру России.

Развитие металлургии способствовало началу выпуска ее побочного продукта – как сказали бы наши современники, товаров народного потребления. Вот только тагильскому подносу была уготована судьба не просто хозяйственной утвари, вроде металлической посуды, но – произведения искусства, сотворенного на железе кистью художника. Отсчет времени расцвета тагильского подносного промысла напрямую связан с именами Андрея, Федора и Вавилы Худояровых, изобретателей «хрустального лака», прочного и прозрачного, тайна которого неразгадана и по сей день.

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В. И. Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

1 770-е года прошлого столетия по праву называют временем возрождения подносного промысла в Нижнем Тагиле, возрождением уникальной маховой росписи, когда кончиком кисти с цветной краской и белилами в два-три касания мастер рисует цветочный венчик, стебли и листья. Мастерами, владеющими двуцветным мазком, были художники завода эмальпосуды Агриппина Афанасьева, Тамара Юдина, Ирина Арефьева. Секретов росписи мастера не скрывали, наоборот, щедро делились ими, желая сохранить традиции промысла.

Современный период развития подносного промысла характеризуется интенсивным творческим поиском мастеров: появляются свежие темы и идеи, рождаются новые художественные образы и целые авторские системы. В основе их развития и видоизменения лежат традиции тагильского расписного подноса. При этом промысел становится более открытым для новых эстетических веяний, а значит и более интересным как самостоятельный объект декоративно-прикладного искусства, способный найти своё достойное место в активно меняющемся культурном пространстве. Важной особенностью современного этапа развития росписи по металлу является видоизменение традиционной цветочной росписи. Изображение «тагильской розы» – вымышленного цветка, рождающегося в воображении художника, в работах многих авторов приобретает подчёркнуто индивидуальный характер. Это касается как техники нанесения росписи, включающей в себя помимо традиционного двуцветного мазка элементы многослойного письма, так и самого художественного образа, который обогащается и разнообразится за счет изображения реальных объектов: полевых цветов, насекомых, птиц.

Всё больше появляется работ, представляющих собой копии полотен известных художников, как русских, так и зарубежных. Такие работы очень часто выполняются на заказ.

На сегодняшний день можно говорить о том, что в начале XXI века в Нижнем Тагиле сохраняются оба направления лаковой росписи по металлу – цветочное и сюжетное.

Значительным событием в жизни города и региона стали научно-практические конференции «Худояровские чтения», которые проводятся с 2004 года Нижнетагильским музеем-заповедником и Уральским колледжем прикладного искусства и дизайна при поддержке Министерства образования РФ и Администрации МО города Нижний Тагил. Представительский и географический состав участников Худояровских чтений постоянно расширяется. Мастера, философы, искусствоведы, историки, педагоги, музейные сотрудники обсуждают серьезные проблемы, связанные с деятельностью мастеров традиционных художественных промыслов не только Урала, но и России в целом.

Собрание музея-заповедника систематически пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному искусству «Мастер года», проводимый музеем-заповедником, в результате которого лучшие работы авторов-победителей, в том числе и по росписи подносов, поступают в его коллекцию.

С историей этого удивительного культурологического явления Вы можете познакомиться в музее истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Он расположен в мемориальном доме известных тагильских художников Худояровых, где в XIX веке не только жила семья представителя этой династии Исаака Худоярова, но и находилась мастерская по изготовлению и росписи подносов.

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg

➥ Источники:

Агеева, М. Лубок на подносе / Марина Агеева. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2015. – № 8 (окт.). С. 88-89 : фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/kultural1508.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Анищенко, Владимир Станиславович. Лаковая живопись Урала / Владимир Анищенко. – Текст : непосредственный // Живописная Россия. – 2014. – № 5 (90). – С. 52-53 : фот.

Бунькова, А. Не увядает тагильский букет / Антонина Бунькова, Ольга Халяева. – Текст : электронный // История Нижнего Тагила от основания до наших дней : [сайт]. – Нижний Тагил, 2000-2022. – Раздел: Культура. – URL: http://historyntagil.ru/culture/10_290.htm (дата обращения: 12.05.2022).

Горбунова, Генриетта. Лаковая живопись Урала / Генриетта Горбунова. – Текст : непосредственный // Живописная Россия. – 2014. – № 1 (86). – С. 43-48 : фот.

Егорова, Т. Что имеем – бережно храним / Татьяна Егорова. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2016. – № 8 (окт.). – С. 82-83 : фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/kultural1608.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Живая душа Урала. – Текст : непосредственный // Живописная Россия. – 2015. – № 2 (93). – С. 53-54 : фот.

Жостовская роспись / фото Станислав Красильников. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/zhostovskaya-rospis/ (дата обращения: 07.05.2022).

Жостовские подносы. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=27& (дата обращения: 07.05.2022).

Загадки узоров русских росписей. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei (дата обращения: 07.05.2022).

История жостовских подносов. – Текст : электронный // Монетник.ру. Нумизматический интернет-магазин : [сайт]. – Москва, 2015–20222015. – URL: https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/zhostovskie-podnosy/ (дата обращения: 07.05.2022).

Максяшин, А. «Роза-ругоза» и кисти рябины / Александр Максяшин. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2016. – № 3 (март). – С. 74-75 : портр., фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/kultural1603.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Мастера подносного промысла возрождают кованый тагильский поднос / журналист Сергей Древков ; оператор Михаил Корзняков. – Фильм вышел в 2021 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://youtu.be/opNwRKQ26KI (дата обращения: 13.05.2022).

Музей истории подносного промысла. – Текст : электронный // Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» : [сайт]. – Нижний Тагил. – URL: http://museum.umiks.su/ (дата обращения: 12.05.2022).

Музей Подносов при Жостовской фабрике. – Фильм вышел в 2022 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1_s-dEw0pv8 (дата обращения: 11.05.2022).

Павленко, Л. А. Хранитель драгоценного наследия / [беседовала] Татьяна Кононова. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2019. – № 4 (апр.). – С. 72-73 : фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/kultura_urala4-70.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Симачев, П. История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса / Петр Симачев. – Текст : электронный // Мастер и дело : [сайт]. – 2019. – 30 сент. – Раздел: Роспись. – URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/zhostovskaya/istoriya-vozniknoveniya-zhostovskoj-rospisi-i-zhostovskogo-podnosa.html (дата обращения: 07.05.2022).

Тагильская роспись. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 3 авг. – URL: https://russianarts.online/11366-tagilskaya-rospis/ (дата обращения: 12.05.2022).

Тагильская роспись – история. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2015. – 3 авг. – URL: https://russianarts.online/11324-tagilskaya-rospis-istoriya/ (дата обращения: 12.05.2022).

Тагильская роспись подносов. Тагил-ТВ. – Фильм вышел в 2011 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TTBUc8TzVkI (дата обращения: 13.05.2022).

Тагильский поднос. – Текст : электронный // Земляки : [сайт]. – 2009. – Раздел: Народные промыслы. – URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=45& (дата обращения: 07.05.2022).

Тагильский поднос. – Текст : электронный // Нижнетагильский центр народных промыслов и ремесел : [сайт]. – Нижний Тагил, 2013. – URL: http://www.tagilpodnos.ru/service/history.php (дата обращения: 11.05.2022).

Тагильский поднос /Tagil Tray. – Фильм вышел в 2013 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=bpHiJOVyWqA&t=23s (дата обращения: 13.05.2022).

Тагильский подносный промысел. – Текст : электронный // Путеводитель по русским ремеслам : [сайт]. – 2018. – 23 марта. – URL: https://russianarts.online/132759-ne-ukazan-4/ (дата обращения: 11.05.2022).

Тагильский подносный промысел. – Текст : электронный // Живой журнал : [сайт]. – 2013. – 15 июня. – URL: https://yarodom.livejournal.com/1495699.html?ysclid=l32z6wlxle (дата обращения: 13.05.2022).

Хайдукова, Л. Преподносит на подносе красоту / Лидия Хайдукова. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2019. – № 3 (март). – С. 76-77 : портр., фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku3-69.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Хайдукова, Л. Розы «цветут» и сегодня / Лидия Хайдукова. – Текст : электронный // Культура Урала. – 2013. – № 8 (окт.). – С. 70-71 : фот. – URL: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/kultural1308.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Халяева, О. Феномен тагильского подноса / Ольга Халяева. – Текст : непосредственный // Живописная Россия. – 2014. – № 5 (90). – С. 49-51 : фот.

Экскурсии и мастер-класс : приглашаем в Музей Подносов при Жостовской фабрике! – Текст : электронный // Жостовская фабрика декоративной росписи : [сайт]. –URL: https://zhostovo.ru/page/excursions? (дата обращения: 07.05.2022).

Яркие цветы на черном поле. Лучшая пара для самовара. 10 фактов о Жостово. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/75582/yarkie-cvety-na-chernom-pole-luchshaya-para-dlya-samovara-10-faktov-o-zhostovo (дата обращения: 07.05.2022).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области