УРАЛЭТНО: знаменательные даты недели
Знаменательные и памятные даты , 6 июня - 12 июня 2022 года
✑4 июня – 6 июня
• Шавуот (2022), еврейский праздник. Праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу отмечается 6 числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем. На иврите слово «шавуот» означает «недели» – семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями.
✑6 июня
• Пушкинский день России (День русского языка). 6 июня в России отмечается Пушкинский день России – день рождения А. С. Пушкина. В советское время Пушкинский день России назывался Пушкинским праздником поэзии. Пушкинский день России отмечается с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации «О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Пушкинский день России, традиционно отмечаемый в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня (по новому стилю) – важнейшая дата в истории русской культуры и литературы, а для Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина, первого пушкинского музея России, он имеет особое значение, напоминая обществу о том, что означает творческое наследие Пушкина для России и для мировой культуры в целом. Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Он явился основателем качественно нового, классического искусства, сравнимого лишь с лучшими образцами мировой эстетики.
• 100 лет со дня рождения польского прозаика, драматурга, переводчика произведений для детей Ежи Брошкевича (1922-1993)
✑7 июня
• 115 лет со дня рождения марийского писателя Никандра Лекайна (Никандр Сергеевич Еремеев, 1907-1960). Первый народный писатель Марийской АССР
• 70 лет исполняется детской писательнице Елене Васильевне Габовой (Столповская, 1952). Народный писатель Республики Коми. Лауреат международных литературных премий им. В. Крапивина и А. Толстого
✑8 июня
• День Республики Карелия. Начало Государственности было положено 8 июня 1920 года Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Состоялось решение об образовании Карельской Трудовой Коммуны, первого национально-государственного образования на территории современной Республики Карелия. Постановление гласило: «Образовать в населенных карелами местностях Олонецкой и Архангельской губерний в порядке ст.11 Конституции РСФСР областное объединение – Карельскую Трудовую Коммуну». 22 апреля 1999 года Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия принят За-кон Республики Карелия № 346 «»Об установлении Дня Республики Карелия», согласно которому 8 июня – день подписания в 1920 году постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об образовании Карельской Трудовой Коммуны» – объявлен Днем Республики Карелия.
✑9 июня
• 350 лет со дня рождения Петра I Великого (1672-1725)
• 135 лет со дня рождения азербайджанского советского писателя Сеида Гусейна (1887-1938)
✑12 июня
• День России. Праздничная дата была учреждена первым российским президентом Борисом Ельциным в 1994 году. В этот день в 1990 году был подписан важнейший для истории страны документ – Декларация о государственном суверенитете РСФСР. А спустя год, 12 июня в республике прошли первые народные демократические выборы. Изначально праздник именовали Днем принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР или Днем независимости. В 2002 году старое название было решено переименовать на более емкое и актуальное – День России. Всё это время 12 июня был и остается выходным днем. В стране проходят праздничные мероприятия, концерты и фейерверки. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
• Агавайрем (Праздник пашни), марийский праздник. Агавайрем – древний земледельческий праздник, посвященный божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем не имеет точно установленной календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью после него в период между летним Николиным днем (кенеж Миколо 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи).
• Семык (Семик), главный марийский праздник. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье – в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга. По языческой мифологии души умерших на зиму уходят в спячку. Со дня зимнего солнцестояния начинается пробуждение душ: по весне умершие души выходят на белый свет в виде русалок (праздник Куэче). Обряды в честь русалок и по проводам русалок язычники называют Семык. В древности этот праздник отмечали и славяне, и финны, и другие племена. Сейчас Семык – один из значимых и любимых праздников марийцев. Он ознаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Основная идея праздника – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
• Симек, чувашский праздник. Летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской троице, именуемой также семик, так как на Руси этот праздник отмечался в четверг, седьмой день недели после Пасхи. Чувашское Çимĕк восходит к этому русскому слову. Несмотря на позднее, в целом христианское про-исхождение, Çимĕк широко распространился в быту не только крещеных чувашей, но и язычников. В некоторых местах некрещеные чуваши называют этот день Виле тухнă кун, т.е. «день выхода усопших (из могил)». Возможно, это и есть старое чувашское название праздника, соответствующее русскому семику. Чувашский Çимĕк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед троицей, завершал-ся в четверг троицыной недели. Первый день этой недели назывался аслă Çимĕк (большой семик), а последний – кĕÇĕн Çимĕк (малый семик).
• Акша келу, мордовский праздник. На «Акша келу» («Белая береза») мордва издревле собиралась, чтобы показать спортивную удаль и мастерство. Особое место в народных гуляниях занимали спортивные состязания. А именно национальная борьба на поясах. Борьба на поясах считается новым видом спорта, но, несмотря на это, в особом представлении не нуждается. У многих народов издревле существуют национальные виды борьбы, правила которых во многом схожи: борцы встают в крестовый захват и, держа соперника за пояс, стараются первым бросить его наземь. Обычно такие поединки проходили (да и сейчас проходят, подтверждением чему служит, например, мордовская борьба «Акша келу») на народных гуляниях. С недавнего времени борьба на поясах стала официальным видом спорта: большинство соревнований проводятся под эгидой ЮНЕСКО.