Русские народные промыслы. Народная живопись
Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня мы расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву.
Городецкая роспись
Городецкая роспись – это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.
Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей – гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например, рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Хохломская роспись
Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел – один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях.
Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.
Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.
Существует два основных типа росписи: «верховая» – красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» – золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Хохломское золото – лишь видимость. Покрывают дерево серебристым оловом. А вот после обжига хохлома принимает свой драгоценный вид. Весь секрет – в специальном лаке из льняного масла.
Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень.
По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.
Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка.
В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах – городе Семёнове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома». Одним из главных символов праздника остается 2,5-метровый пирог в виде Жар-птицы, символа хохломской росписи.
Мезенская роспись
Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда – ее второе название: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи – красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный – из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели – воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами – многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия – вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
Роспись Северной Двины
Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.
Разновидности росписи Северной Двины
Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.
Ракульская роспись
В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись
Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из села Борока брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.
Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пермогорская роспись
Это русский промысел, особая техника росписи по дереву, которая появилась в XVIII веке.
Термин произошел от названия пристани Пермогорье в Архангельской губернии. Недалеко от нее находились сразу три деревни, где занимались этим промыслом, – Черепаново, Большой Березник и Гридинская.
Нашли и начали изучать пермогорскую роспись ученые из Сергиево-Посадского музея-заповедника в конце 1950-х годов. В деревни, которые располагались на берегах Северной Двины, отправились научные экспедиции. Их участники обнаружили уникальные образцы крестьянской росписи.
Промысел появился под влиянием старинных лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Оттуда мастера заимствовали композицию: основной рисунок помещали в центре, а вокруг него изображали цветы и геометрические орнаменты.
Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками – моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота.
Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку – символ домашнего уюта.
Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески – берестяные сосуды для хранения продуктов. На предметах художники часто оставляли небольшие надписи. На детских колыбелях – пожелания здоровья и долголетия ребенку; на посуде – просьбу есть аккуратно. А на одной из прялок неизвестный художник нарисовал купца с товарами. Изображение он подписал: «Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается».
В XVIII веке пермогорская роспись была аккуратнее и профессиональнее. Первое время ей занимались только художники из мастерских книжников-рукописцев в районе пристани Пермогорье. А к XIX веку такой стиль переняли жители окрестных деревень, поэтому некоторые предметы тех лет расписаны небрежно.
К 1930-м годам пермогорской росписью почти перестали заниматься. Возрождать промысел начали в Архангельске в конце 1960-х, как раз после научных открытий экспедиции из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Старинные предметы с пермогорской росписью стали изучать и повторять на архангельской фабрике «Беломорские узоры».
Прикамская роспись
Прикамская роспись – роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Урало-Сибирская роспись
В первой половине XVII века за Уралом появились русские поселения. Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.
Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии.
В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
•один цвет для всей зелени;
•один цвет для группы цветов;
•один цвет для ягод;
•цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
•разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
•для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
•черный цвет используется для приписок.
Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет.
Во второй половине XIX века мастера начинают активно рисовать человека. Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.
Кроме выше перечисленных видов живопись по дереву может быть:
Волховская роспись
Один из самых известных стилей, образовавшийся в Петербурге и распространившийся по берегам Волхова. На этапе появления роспись не отличалась красочными оттенками, так как выполнялась сажей с добавлением береговой глины.
Вологодская роспись
Истоки этого вида относят к допетровскому времени. Вологодская роспись одна из самых красочных по цвету, при этом насыщенная большим количеством элементов в орнаменте. Привлекательной особенностью является декоративность.
Онежская роспись
Появилось это направление на территории западных районов Архангельской области. Первоначально данному виду росписи свойственен синий или зеленый фон. При этом основой украшения был цветочный узор в виде растянутого букета, который раскинулся на плоскости.
Пучужская роспись
Появилось это направление в конце 18 века. Отличалось оно нарядностью благодаря тому, что на белом фоне рисовали красными красками. Характерный для всех видов северной техники трилистник имеет свой вариант – загнутую к стеблю нижнюю часть листика и верхнюю, которая переходит в круглую ягоду.
Обвинская роспись
Яркое и самобытное явление в народном творчестве Урала. По мере развития обвинская роспись менялась от живописной к графической, а ее гамма от глубоких оранжевых, синих, коричневых оттенков к желтому, зеленому, голубому.
➺ Литература:
Величко, Н. К. Русская роспись : техника, приемы, изделия : энциклопедия / Наина Кареновна Величко. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 223 с. : цв.ил. – (Золотая библиотека увлечений). – ISBN 978-5-1462-00954-9. – Текст : непосредственный.
В книге представлены самые изысканные и нарядные русские росписи: городецкая, хохломская, мезенская и пермогорская. Сохранив вековые традиции, они превратились из народного творчества в современное востребованное искусство. Сегодня знакомые всем орнаменты и узоры украшают наряды от именитых модельеров, мебель и предметы интерьера. Если вы решили овладеть искусством росписи, то книга Наины Величко, известного художника и педагога, поможет быстро добиться результатов, даже если вы впервые взяли в руки кисть. Шаг за шагом вы научитесь писать основные элементы, строить орнаменты и композиции, расписывать различные поверхности и сочетать роспись с современными декоративными техниками.
Помимо практических рекомендаций, в книге представлены интереснейшие факты из истории росписей, самобытные работы старых и современных мастеров, которые вдохновят вас на новые подвиги и открытия.
Детям о народных промыслах России / составитель О. Н. Алексеева ; рисунки Л. Б. Пароевой. – Санкт-Петербург : Паритет, 2017. – 95 с. : цв. ил. – ISBN 978-5-93437-426-7. – Текст : непосредственный.
Книга рассказывает о возникновении, развитии и особенностях традиционных народных промыслов России. Декоративно-прикладное искусство приобщает к культурно-историческому наследию своего народа, передает красоту родного края, прививает художественный вкус и помогает гармоничному развитию личности. Читатель познакомится с разными видами росписи и керамики, деревянными и глиняными игрушками, кружевоплетением, валянием и берестяным промыслом. Отдельная глава посвящена промыслам Ленинградской области. Ребенок узнает историю создания русской матрешки, научится отличать филимоновскую игрушку от дымковской и каргопольской, оятскую посуду от гжели, а хохломскую роспись от городецкой и жостовской, он раскроет для себя секреты мастерства каждого промысла. На страницах книги можно найти ответы на разные вопросы: какая игрушка была популярна во времена Пушкина, почему гжель голубого цвета, а хохлому называют золотой, просто ли свалять валенок и сплести кружево и что такое береста.
Емельянова, Т. И. Золотая хохлома : Декоративная роспись по дереву / Т. И. Емельянова. – Москва : ИНТЕРБУК БИЗНЕС, 2001. – 167 с. : фот. цв. – (Шедевры народного искусства России). – На обл. и суперобл. авт. не указан. – ISBN 5-89164-87-2. – Текст : непосредственный.
Вобравшие в себя опыт и талант многих поколений, народные промыслы постоянно развиваются и обновляются, поэтому остаются живым и современным искусством, художественной ценностью, составляющей основу национальной культуры.
Книга содержит обзорную статью, знакомящую читателей с историей развития промысла, творчеством художников разных поколений, а также около 200 иллюстраций, включающих лучшие произведения, как из собраний музеев России, так и из частных коллекций.
Искусство хохломы : альбом / В. М. Василенко. – Москва : Советский художник, 1959. – 107 с. : фот. – Текст : непосредственный.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, желтая, оранжевая, немного зеленой и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Коверино в Нижегородской области.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.
Клиентов, Алексей Евгеньевич. Народные промыслы / художник А. М. Саморезов. – Москва : Белый город, 2007. – 48 с. : цв.ил. – (История России). – На обл. авт. не указан. – На обл. в подзаг.: карта «Народные промыслы России». – ISBN 978-5-7793-1329-2. – Текст : непосредственный.
Очередная книга из серии для детей «История России» посвящена народным промыслам. Хохлома, Палех, Мстёра… Это названия не только российских сёл, но и народных промыслов. Изделия русских мастеров красноречиво показывают богатство традиций России и открывают тайну народной души. К интересному, доступному тексту и красочным иллюстрациям для наглядности приобщена и карта «Народные промыслы России».
Народная роспись по дереву = Folk Wood-Painting / [автор-составитель В. А. Барадулин ; рецензенты: В. А. Оборин, В. А. Липинская ; фотосъемка выполнена С. А. Тартаковским, В. Г. Кравчуком]. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1987. – 179, [4] с. : фот. ; 33 см. – (Искусство Прикамья). – Библиогр. в конце книги. – Текст : непосредственный.
В альбоме представлены коллекции архитектурно-этнического музея «Хохловка», Березенского краеведческого музея, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного ордена Ленина Эрмитажа, Ильинского районного краеведческого музея, Кунгурского краеведческого музея и др.
Народное художественное творчество в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала. Уральский сувенир в творчестве мастеров декоративно-прикладного и народного искусства : материалы региональной научно-практической конференции, 26 марта 2015 года, [г. Екатеринбург] / Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; [составитель, редактор М. Павлова ; ответственный за выпуск В. Г. Новопашина]. – Екатеринбург : [б. и.], 2015. – 52 с. : [2] л. ил.
➺ Источники:
Волкова, Е. Удивительное и прекрасное в народном творчестве: роспись по дереву / Елена Волкова // HouseChief : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2022. – URL: https://housechief.ru/rospis-po-derevu.html (дата обращения: 13.03.2022).
Гладырев, С. Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения / Сергей Гладырев // Homius : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2001. – URL: https://homius.ru/rospis-po-derevu.html (дата обращения: 13.03.2022).
Городецкая роспись. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/gorodetskaya-rospis/?ysclid=l20aeerw4v (дата обращения: 13.03.2022).
Золото нижегородских лесов. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/52998/zoloto-nizhegorodskikh-lesov (дата обращения: 13.03.2022).
Ладинская, Е. История и основы урало-сибирской росписи. Поэтапное рисование цветка / Елена Ладинская. – Текст : электронный // Мастер и дело : [сайт]. – 2019. – 15 дек. – Рукоделие и творчество: Роспись. – URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/istoriya-i-osnovy-uralo-sibirskoj-rospisi.html? (дата обращения: 13.03.2022).
Мезенская роспись. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – Раздел: Традиции. – URL: https://www.culture.ru/materials/52919/mezenskaya-rospis (дата обращения: 13.03.2022).
Пермогорская роспись. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/permogorskaya-rospis/?ysclid=l20c2kajje (дата обращения: 13.03.2022).
Роспись по дереву – описание разных видов, что нужно подготовить для работы и как ее выполнять? – Текст : электронный // WomanAdvice.Женский журнал : [сайт]. – 2015-2021. – URL: https://womanadvice.ru/rospis-po-derevu-opisanie-raznyh-vidov-chto-nuzhno-podgotovit-dlya-raboty-i-kak-ee-vypolnyat (дата обращения: 13.03.2022).
Русские росписи Прикамья. – Текст : электронный // Культура и искусство : [сайт]. – 2015-2021. – URL: https://culture-art.ru/русские-росписи-прикамья (дата обращения: 13.03.2022).
Статья о росписях Северной Двины. – Текст : электронный // Дом Мастеров : [сайт]. – Калуга, 2022. – URL: https://dmkaluga.ru/statya-o-rospisyah-severnoy-dviny? (дата обращения: 13.03.2022).
Учебный фильм урало-сибирская роспись.wmv. – Фильм вышел в 2012 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео // YouTube : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=5MNFciHtAHQ&t=4s (дата обращения: 13.03.2022).
Хохлома. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – 2013-2022. – URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/hohloma/?ysclid=l20b9qxo3d (дата обращения: 13.03.2022).
Чувашов, А. Урало-сибирская роспись / Александр Чувашов. – Текст : электронный // Арт-Гряда : [сайт]. – 2015. – 28 нояб. – URL: https://artgryada.ru/uralo-sibirskaya-rospis/? (дата обращения: 13.03.2022).