27 марта - День театра
Международный день театра отмечают с 1961 года. 27 марта по всему миру проходят театральные фестивали, организуются тематические выставки и праздничные постановки. В России каждый год проводится акция «День театра». В этот день показывают премьерные спектакли, вручают премии, приглашают зрителей встретиться с актерами и заглянуть за кулисы.
Большой театр оперы и балета, Москва
Театр – это жизнь, жизнь красочная и интересная. Театр – это зеркало, в нём отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Театр – волшебная страна, попадая в которую начинаешь верить в сказку… в чудо… в настоящую любовь… в искренних и преданных друзей… во всё то, чего нам так не хватает в нашем мире.
Театральное искусство народов берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действах. У украинцев и белорусов зрелищным началом проникнуты святочные игры и масленичные карнавалы; у народов Средней Азии — Новый год («Новруз») и праздник пахоты («Лола»); у азербайджанцев — народная игра «Кевседж», изображающая состязание зимы и весны; у казахов — игры в дни первого доения кобылиц и стрижки овец. Многочастевую драму, построенную на мотивах социального неравенства, подневольного брака, бесправного положения женщины, представлял собой свадебный обряд украинцев, белорусов, казахов, народов Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа.
В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. Это «Лодка», «Царь Максимилиан» — у украинцев и белорусов, «Маланка» — у молдаван. Борьбу народа против завоевателей отражало грузинское массовое зрелище «Кееноба».
С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи — в Белоруссии, кызыкчи и масхарабозы — у узбеков и таджиков, берики — у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Популярностью пользовались кукольные театры: «Вертеп» — на Украине, «Батлейка» — в Белоруссии, «Карагез» — у армян, «Килим арасы» — у азербайджанцев, «Палван Ка-чаль» — у узбеков.
Кроме народных площадных театров существовали и различные виды придворных театров. Так, в I в. до н. э. при дворах армянских царей в Арташате и Тигранакерте давались представления античных трагедий («Вакханки» Еврипида). В грузинском средневековом театре сахиоба актеры исполняли пантомимы, импровизированные сценки, пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
В XVI—XVII вв. в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева возник школьный театр. Здесь силами учащихся ставились исторические трагедии («Владимир» Феофана Прокоповича), аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, моралите, интермедии. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в драматургии.
Новую страницу в истории сценического искусства народов России открывали крепостной и любительский театры. В крепостных украинских, белорусских, грузинских труппах, существовавших с конца XVIII в., ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.
Источник: Театр народов России (дооктябрьский период). – Текст: электронный // Детская энциклопедия: сайт. – URL: http://de-ussr.ru/spravochnik/yunzrit/teatr-narodov-rossii-dooktyabrskij-period.html (26.03.2021)
Мы расскажем вам о некоторых театрах, в репертуар которых включены постановки на национальных языках.
Башкирский академический театр имени Мажита Гафури
Учрежден 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, в первой столице БАССР. Огромную роль в становлении национальной сцены сыграла фольклорная драма. Уже в начале 20-го года зрители увидели первые башкирские спектакли: «Башкирская свадьба» (М. Бурангулов), «Карагол» (Д. Юлтый), «Башмачки» (Х. Ибрагимов), «Ашказар» (М. Бурангулова). Репертуар театра во все годы его существования театра формировался по четырем кардинальным направлениям – освоение национальной классики, зарубежной, русской и современной отечественной пьесы.
Спектакли одного из самых важных национальных театров России идут на башкирском языке; для русскоязычной публики предусмотрен синхронный перевод в наушниках.
Татарский театр имени Галиасгара Камала
Исторически — первый театр со спектаклями на татарском. Все спектакли идут с синхронным переводом на русский и английский.
22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви". Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров. В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур”, «Ширкат» и фронтовых бригад формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября”.
Татарский государственный театр кукол
Был основан в 1934 году и работает на русском и татарском языках. В репертуарной афише театра более 40 спектаклей, где представлены сказки народов мира: татарские, русские, французские, восточные, датские, английские, румынские и т.д. В спектаклях используются различные системы кукол – от классических до современных.
Театр обско-угорских народов «Солнце»
Создан в 2002 г. в целях сохранения и развития фольклора и духовной культуры коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, обеспечения условий для развития профессионального национального театрального искусства. Все, что сохранилось и сохраняется от культуры хантов, манси и других коренных народов Севера (языки, мифология, песни, танцы, музыкальные инструменты, одежда, кухня), собрано и умножено в театре «Солнце». Редчайший пример этнического фольклорного театра, спектакли которого становятся значительными культурными событиями.
Аварский музыкально-драматический театр
Основан в 1935 г. в селении Хунзах Хунзахского района Дагестанской АССР, но своеобразным творческим фундаментом в создании профессионального театра можно считать кружок художественной самодеятельности, который в послереволюционные годы начал свою деятельность при Хунзахском военном гарнизоне. За всю историю существования театра были осуществлены постановки более 600 пьес и инсценировок зарубежной, русской и советской, а также дагестанской драматургии.
Дагестанский государственный кумыкский музыкально-драматический театр им. Алимпаши Салаватова
Основан в 1925 году в Темир-Хан-Шуре на базе театральной студии при педагогическом техникуме. Инициировал создание студии нарком просвещения Дагестанской АССР Алибек Тахо-Годи, а первыми руководителями и педагогами стали актеры и режиссёры Темирбулат Бийбулатов, Н. Шатров и Б. Байков. В дальнейшем в труппу влились актеры Т. Гаджиев, Д. Саиндуров, А. Ихлясов, М. Рашидханов и другие. Официально открылся в 1930 году. Первый спектакль — «Дочь Индии» по пьесе турецкого поэта, драматурга и дипломата Абдюлхака Хамита Тархана. В 1932—1943 годы театр работал в Буйнакске, с февраля 1943 г. переехал в г. Махачкала под наименованием Дагестанский государственный кумыкский театр.
Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева
Берет свое начало с любительского кружка лакской интеллигенции, который начал работать в селении Кумух Кази-Кумухского округа в 1914 году. В 1920 году любительский театр назывался Советским театром имени Саида Габиева. В начале 1935 года решением Обкома ВКП(б) и Совнаркома Дагестанской АССР был открыт Дагестанский Лакский драматический театр им. Э. Капиева. В свое официальное открытие театр показал социальную драму Г. Саидова «Лудильщики», повествующую о тяжелой жизни лакских кустарей-отходников.
Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова
Официально открылся 1 мая 1931 года как театральная студия. На деле работать он начал несколько раньше. В 1933 году студией был представлен дипломный спектакль «Красная крепость» по пьесе Саида Бадуева, посвященный событиям гражданской войны в Чечено-Ингушетии. Впоследствии студия была преобразована в Чеченский государственный драматический театр. Сегодня в репертуаре театра много интересных постановок, посвященных истории республики, её героям и просветителям, актуальным для современного общества проблемам. Национальный театр вносит весомый вклад в сохранение и развитие культуры, традиций, нравственных ценностей чеченского народа и всегда находится в центре общественно-политической жизни республики.
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана
Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства. Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года — день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893-1971) «Закон шумлык» (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899-1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937).
Национальный театр Республики Адыгея
26 мая 1937 года был основан Адыгейский государственный драматический театр. Труппу театра составили выпускники Краснодарского театрального училища, организатором и директором которого был Ибрагим Цей, сыгравший выдающуюся роль в создании Адыгейского театра и зарождении национальной драматургии. Свою творческую жизнь молодой театр начал с показа спектаклей «Скупой» Ж.-Б. Мольера и «Кочас» И. Цея.
Национальный театр Карелии
Торжественное открытие Карельского государственного национального драматического театра состоялось в октябре 1932 года. Первым спектаклем была драма Б. Лавренева «Разлом» в постановке Р. Нюстрема (Руско). На сцене играла труппа, созданная из выпускников карельской студии Ленинградского театрального техникума и актеров национального финского коллектива, существовавшего при Петрозаводском Русском драматическом театре, во главе с Кууно Севандером.
С самого начала театр создавался на широкой интернациональной основе. Его актёры – карелы, финны, ингерманландцы – хорошо знали культуру, быт и традиции своего народа. Не меньший вклад в развитие театрального искусства внесли и финны-иммигранты, принесшие опыт и традиции рабочих финских театров Америки и Финляндии. Имея в большинстве своем национальный актерский состав, театр выполнял двуединую функцию, заключавшуюся в приобщении финно- и карелоязычных народов, населяющих республику, к произведениям культуры на родном им языке.
Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Имеет статус «Национального достояния Республики Северная Осетия-Алания». Основан в 1958 году. С 2017 года — филиал Государственного академического Мариинского театра.
Государственный национальный театр Удмуртской Республики
Предшественником театра был Центральный удмуртский клуб «Красный удмурт», возникший в 1923 году. При нём действовал драматический кружок, давший начало самодеятельному театру. На базе этой труппы был открыт первый профессиональный удмуртский театр. Открытие состоялось 7 февраля 1931 года спектаклем «Вала-река шумит» по пьесе И. Г. Гаврилова. Первоначально театр не имел выделенного здания и работал в арендованных помещениях. Репертуар состоял из национальной драматургии, произведений русских и зарубежных авторов в переводе на удмуртский язык.
Русский государственный музыкальный драматический театр Республики Ингушетия
В 1998 году выпускники Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина основали Театр - Студию «Современник». Позже его состав пополнился выпускниками РУТИ(ГИТИС), СПБГИТИ (ЛГИТМИК), Ярославского, Воронежского, Краснодарского и др. театральных ВУЗов страны. В 2005 году Театр-Студия «Современник» реорганизован в Русский Государственный музыкально-драматический театр РИ. Основной задачей Театра является пропаганда европейских и национальных культурных и традиционных ценностей в Ингушетии и поддержание культурно-интеллектуального имиджа республики за ее пределами.
Хотим обратить ваше внимание на
Московский государственный историко-этнографический театр
В спектаклях театра органично сочетаются народная драматургия и режиссерское искусство, древнее песенное многоголосие и актерское мастерство, древнерусские музыкальные инструменты, яркие этнографические костюмы и колоритный народный язык. Был создан в 1988 году молодыми актерами – выпускниками старейшего в России Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре, во главе с художественным руководителем театра Михаилом Мизюковым.
В День театра «Культура.РФ» проведет онлайн-марафон спектаклей ведущих театров России, которые были записаны в разные годы в рамках нацпроекта «Культура». Смотрите трансляции в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» весь день 27 марта — с 10 утра по московскому времени и до полуночи.
Каталог спектаклей на портале Культура.рф - выбирайте театр и смотрите спектакли в записи.
Предлагаем посмотреть телеспектакль «Ханума» (Российский государственный академический большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Год выхода: 1978. Длительность: 139 мин. Жанр: Мелодрама. В ролях: Людмила Макарова, Вадим Медведев, Валентина Ковель, Николай Трофимов, Всеволод Кузнецов, Мария Призван-Соколова, Леонид Неведомский, Георгий Штиль, Владимир Козлов, Юзеф Мироненко, Иван Пальму, Евгений Соляков, Евгений Чудаков, Елена Алексеева, Геннадий Богачёв, Марина Адашевская, Владислав Стржельчик. Режиссёры: Юрий Аксенов, Георгий Товстоногов).