Права детей мигрантов
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1954 году был провозглашен Всемирный день ребенка. Он отмечается 20 ноября как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
20 ноября — важная веха в становлении прав ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка. С 1990 года во Всемирный день ребенка отмечается годовщина принятия этих основополагающих документов в области защиты прав ребенка.
Дети иммигрантов – особая категория населения, требующая особого контроля и внимания, поскольку у них совместно с социализацией в обществе происходит и адаптация к новой культуре, они совмещают в себе и культуру родителей и вписываются в новую среду проживания.
Гарантии прав детей регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международными договорами, которые устанавливают коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав ребенка. К числу основных международных актов, закрепляющих гарантии прав ребенка относится Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. В Российской Федерации гарантии государства в отношении семьи, материнства и детства закреплены Конституцией Российской Федерации.
Конституционные права и свободы являются едиными и одинаковыми для всех, принадлежат каждой личности независимо от возраста и иных обстоятельств. Их ценность проявляется в необходимости обеспечения уважения достоинства личности, ограничения всевластия государства, установления пределов свободы личности и общественного правопорядка. Закрепляя права и свободы, Конституция исходит из признания их основы – достоинства личности, которое является необходимым условием их существования и соблюдения, и влияет на содержание всех прав и свобод.
В соответствии со ст. 26 Конституции РФ каждый человек обладает правом определять и указывать свою национальную принадлежность к определенной этнической группе, ее культуре, языку, обычаям и традициям, а также право на пользование родным языком.
Провозглашенная ст. 27 Конституции РФ свобода передвижения предполагает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В целях обеспечения необходимых условий для реализации права на передвижение, а также исполнения гражданами обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом действует регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России. Согласно Семейному кодексу РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей.
Основополагающим актом в сфере защиты прав детей на территории РФ является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона № 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Законом № 124-ФЗ, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 и другими нормативными правовыми актами РФ.
Вместе с тем, несмотря на обширное законодательство, регулирующее вопросы защиты прав детей, до настоящего времени достаточно заметной проблемой является отсутствие в РФ систематизированного миграционного законодательства, комплексно регулирующего механизм защиты детей, находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих российского гражданства (детей-мигрантов). До сих пор многие вопросы правового регулирования в сфере миграции в целом в нашей стране остаются еще не признанными на уровне закона. Это создает возможность для массовых нарушений прав участников миграционных правоотношений со стороны правоприменителя.
Осложняет указанную проблему так же тот факт, что в Российской Федерации реализация государственной политики в сфере миграции, а так же контроль за её осуществлением входят в компетенцию множества государственных органов, функциональная деятельность которых зачастую не согласуется и не координируется, что, безусловно, усложняет надзор прокуратуры за соблюдением миграционного законодательства.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» регулирует только отношения с работающими взрослыми. Условия пребывания детей он не оговаривает. Дети мигрантов в настоящее время остаются наименее законодательно защищенной категорией населения, в отношении их по-прежнему множество пробелов в законодательстве нашей страны, что мешает им успешно реализовываться и развиваться, а также становиться частью нашей культуры, во многом из-за того, что они находятся нелегально в Российской Федерации в большинстве случаев.
Конституция РФ (ст. 43) декларирует право каждого на образование. Дети-мигранты обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.
Данная норма закреплена в ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Однако, в отношении иностранцев в праве на получение образования на территории России установлены ограничения. Согласно закону, непрерывно учиться в школе могут только те дети-иностранцы, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ. Остальные должны через каждые 90 суток подтверждать свой легальный статус. То есть родителям необходимо раз в три месяца вывозить ребенка из России.
Каждый ребенок имеет право на образование, но если подходить со стороны закона, то установлено, что правами наделяются граждане, которые находятся на территории РФ легально.
Дети – мигранты в равной мере, как и дети, являющиеся гражданами РФ, вправе создавать по собственной инициативе общественные объединения обучающихся. Такое право предоставляется им по достижении восьми лет. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию таких объединений, если только это не детские общественные объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями, или детские религиозные организации. Об этом говорится в п. 2 ст. 9 Закона № 124-ФЗ [7, c. 15-24].
Одним из самых важных условий гармоничной адаптации детей -иммигрантов является совместное с этническим большинством обучение. В процессе взаимодействия у детей мигрантов быстрее преодолевается языковой барьер и происходит усвоение норм и ценностей принимающего общества.
Необходимо развивать внеклассную и внешкольную активность, особенно командную, в которой будет происходить социализация детей, – спортивные секции, театральные коллективы и т.д. Внеклассная активность важна для социализации детей не менее, чем учебный процесс. Необходимо также создавать специальные программы для работы с детьми в период летних каникул, чтобы избежать попадания их в девиантную среду, особенно это актуально для детей-иммигрантов, которые в связи с постоянной занятостью родителей остаются без надзора.
По мнению психологов, дети-мигранты находятся в психологической напряженности, испытывая чувство неуверенности, тревожности, изоляции, беспомощности, страха, беспокойства и неопределенности относительно своего будущего. По моему мнению, требуются специальные программы и специалисты, которые бы могли оказывать квалифицированную психологическую помощь, а также помощь в освоении языка и учебного материала.
Специалисты центров социальной помощи семье и детям в России на сегодня имеют мало опыта и знаний для работы с семьями мигрантов. Кроме того, они постоянно сталкиваются с проблемой недостатка информации о правах мигрантов, о том, где ее можно получить. Для работы специалистов необходимо наличие единой информационной базы организаций, оказывающих помощь семьям мигрантов.
Требуется развивать взаимодействие государственных структур и общественных организаций, поскольку социальная незащищенность таких семей не только приводит к нарушению прав ребенка, но также может грозить социальным напряжением и воспроизводством бедности и неблагополучия. Не менее значимым является подготовка квалифицированных специалистов по работе с детьми – мигрантами. Это требует разработки соответствующих специализированных программ высшего профессионального и дополнительного образования, использования передовых приемов и методов обучения педагогов и юристов-ювеналистов.