Край ста тысяч песен...
Виртуальная информационная программа
«Край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и ста тысяч узоров»
к 100-летию образования Чувашской республики
100 великих лет. В 2020 году Чувашия отмечает вековой юбилей автономии, 100-летие со дня образования Чувашской автономной области. 24 июня в Чувашии отмечается День Республики, который считается главным государственным национальным праздником.
Чувашская Республика – Чувашия – субъект Российской Федерации, республика (государство) в её составе.
В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний – Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 году – преобразована в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ЧАССР), в 1990 году – переименована в ЧССР, а в 1992 г. – в Чувашскую Республику.
Чувашская Республика награждена орденами Ленина (1935), Октябрьской Революции (1970), Дружбы народов (1972).
Чувашская Республика располагается в центре европейской части России – Волго-Вятском регионе. Чувашия окружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере – с Республикой Марий Эл, на востоке – с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.
Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Волго-Вятского экономического района.
Чувашия – компактный субъект федерации. С юга на север территория республики вытянута на 190 км, с запада на восток – на 160 км, занимает площадь 18,3 тыс. кв. км.
Население 1236,6 тыс. чел. (2016; 1097,9 тыс. чел. в 1959; 1336,1 тыс. чел. в 1989). Столица – Чебоксары (основан в 1469 году) с населением более 470 тысяч человек.
В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. По численности населения чуваши занимают пятое место в России. Они проживают во многих регионах Российской Федерации.
Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Связь с другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом.
С 26 декабря 1993 года в республике введена президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования первым президентом был избран Николай Васильевич Федоров.
28 июля 2010 г. по представлению Президента Российской Федерации Государственным Советом Чувашской Республики полномочиями Президента Чувашской Республики наделен Игнатьев Михаил Васильевич.
С 29 января 2020 временно исполняющий обязанности Главы Чувашской Республики Николаев Олег Алексеевич.
Государственный герб Чувашии представляет собой геральдический щит, на котором видно «Древо жизни», растущее из чувашской земли. Пурпурный цвет Древа и нижней полуокружности символизирует извечное стремление народа к свободе. Светло-желтый фон – цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле. По чувашским народным представлениям, желтый является самым прекрасным из всех цветов. Над геральдическим щитом находится три восьмиугольные звезды – один из наиболее распространенных элементов чувашского орнамента, выражающий красоту и совершенство. Стилизованный хмель на концах полуокружности – образ традиционного богатства чувашского народа и республики – «зеленого золота». Еще в первом Договоре киевского князя Владимира с Волжской Болгарией в 985 г. было сказано: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель – тонуть» («Повесть временных лет»).
Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 5:8. Основная эмблема Государственного герба – «Древо жизни»– знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом.
Гимн Чувашской Республики. Слова – И. Тукташ. Музыка – Г. Лебедев.
Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов:
- пробуждение природы к новой жизни;
- родные, отец, мать, дети – круг семьи;
- единение и согласие всех родных в "чувашском мире" – Чувашской Республике.
Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют современное звучание и значение.
29 апреля в республике отмечается День государственных символов Чувашской Республики. Отношение к символам государственности – один из показателей культуры общества, так как они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: «Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики – символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен».
В Чувашской Республике два государственных языка – чувашский и русский.
Чувашский язык относится к тюркской языковой группе, сохраняя при этом элементы финно-угорского языка. Есть в нем немало персидских и арабских слов. Чувашскую грамоту на базе славянского алфавита в 1871 г. создал просветитель чувашского народа, организатор первой национальной школы в г. Симбирск Иван Яковлевич Яковлев. Тогда же появились первые книги и учебники на родном языке.
Чуваши составляют 67,9% нас. (2010, перепись). Проживают также русские, татары, мордва и др.
В Чувашии большинство верующих – православные. Так же есть другие религии– мусульмане, иудеи, кришнаиты и др.
По научным сведениям, первые люди на чувашской земле появились 80 тыс. лет назад. В IV – III тысячелетиях до н.э. здесь жили финно-угры, предки нынешних мордвы и марийцев. Огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена, от которых произошли чуваши, обитали в верховье р. Иртыш в Сибири. Предками их были гунны, скотоводы-кочевники, уже в конце прошлого тысячелетия до н.э. приобщившиеся к земледельческому труду и умевшие изготавливать орудия труда из бронзы.
В X в. н.э. на землях нынешней Чувашии возникает раннефеодальное государство – Волжская Болгария. Здесь интенсивно развивается ремесленничество – ювелирное, кузнечное, гончарное.
В начале XIII в. государство болгар попало под гнет Золотой Орды. Воюя с монголами, болгары частично переселились в междуречье рек Сура и Свияга, где смешались с финно-уграми. Болгары (сувары) называли себя «сувазами», отсюда и возникло название народа – чуваши. Стоит отметить, что основным языком в Волжской Болгарии был так называемый среднеболгарский язык – прямой предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Об этом свидетельствуют тексты болгарских надгробных надписей XIII—XIV веков.
В 1438 г. Золотая Орда пала, и Волжская Болгария перешла в Казанское ханство. Когда-то цветущий край был разорен, язычники-чуваши стали прятаться в лесах, чтобы избежать исламизации.
В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.
Современная чувашская народность сложилась к XV в. В 1551 г. Чувашский край добровольно присоединился к русскому государству. История чувашей складывалась так, что где бы они ни обитали, они всегда оказывались на стыке культур и цивилизаций, на землях, где шло активное межэтническое взаимодействие, где пересекались миграционные потоки и хозяйственно-торговые связи. Это обстоятельство наложило отпечаток на этническую культуру и язык чувашского народа.
Чувашская Республика обладает уникальной природной средой. Источниками водных ресурсов являются красавицы реки Волга, Сура, Цивиль, а также 754 озера, жемчужинами разбросанных по чувашскому краю. Фауна рыб водоемов характеризуется обилием карповых – леща, сазана, язя, плотвы. Одним из богатств республики являются леса, которые покрывают треть территории, главным образом, вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии – это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое краснолесье. Типичные представители животного мира – лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра.
Ведущие отрасли промышленности Чувашии – машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая, легкая и пищевая. Все они относятся к группе отраслей обрабатывающей промышленности. Промышленные предприятия работают на привозном сырье, топливе и полуфабрикатах, которые поступают из соседних регионов – Уральского, Северного и Западно Сибирского районов, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Второй по объему производства является электроэнергетика. Ее значение крайне велико для всей экономики Чувашии. Благодаря Чебоксарской ГЭС республика полностью обеспечивает себя электроэнергией и поставляет ее в соседние регионы.
Большое значение в хозяйстве республики имеет химическая промышленность. Крупнейшее химическое производство расположено в Новочебоксарске. Сохраняют значение предприятия легкой и пищевой промышленности.
Чувашия располагает относительно благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями. В центральных и юго-восточных районах республики возделываются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры, а в животноводстве предпочтение отдается свиноводству и птицеводству.
В северо-восточных районах и некоторых центральных и южных районах республики (на площади в 2000 га) возделывается хмель – важная техническая культура. Для его возделывания в республике имеются хорошие почвенно-климатические условия и навыки населения. Хмель – культура многолетняя. Шишки хмеля являются незаменимым сырьем для пивоварения. Без него не обходятся медицинская, парфюмерная, консервная, хлебопекарная и лакокрасочная промышленности. Чувашия является единственным регионом России, где сконцентрировано основное промышленное хмелеводство страны (87%).
Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и ста тысяч узоров».
ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА — это музыкальное богатство чувашской культуры, объединяющее в себе многовековый фольклор, творчество чувашских и русских композиторов XX века, создавших классическую сокровищницу, современные популярные песни и театральные постановки.
В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями. В старинном фольклоре песни бытовые (колыбельные, детские, лирические, посиделочные, застольные, шуточные, плясовые, хороводные, игровые), обрядовые (в том числе свадебные, похоронные, поминальные), трудовые (бурлацкие, ямщицкие, крестьянские), песни социального содержания (сиротские, бедняцкие, батрацкие, рекрутские, переселенческие, каторжные, женские), исторические (о событиях времён Золотой Орды и Казанского ханства, о Степане Разине, Емельяне Пугачёве).
В советское время завоевали популярность песни о новом быте, колхозной жизни, также лирические, молодёжные.
Ладовой основой чувашской музыки является пентатоника. Часто в песнях представлены 2-3 пентатонных лада, что ведёт к расширению звукового состава до 6-7 звуков и образованию т. н. полутона на расстоянии. Встречаются песни с 6– и 7-ступенными диатоническими звукорядами, включающими полутоны.
Народные музыкальные инструменты — дудка (чуваш. ’’шăхлич’’), волынка из бычьего пузыря (чуваш. ’’шăпăр’’) и сарнай из козьей кожи (чуваш. ’’сăрнай’’), вархан и палнай (язычковые), гусли (чуваш. ’’кĕсле’’), барабан (чуваш. ’’параппан’’), сĕрме купăс (струнный смычковый инструмент), ханкарма (бубен); вошли в быт также скрипка и гармонь.
Записи чувашской народной музыки («Музыка чувашских песен») впервые были напечатаны в Казани под редакцией В. А. Мошкова в 1893 году. В 1908 и 1912 годах учащиеся и преподаватели Симбирской чувашской учительской школы выпустили 2 выпуска «Образцов мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». В советский период изданы сборники С. М. Максимова («Песни верховых чувашей», 1932; «Чувашские народные песни», 1964; «Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова», 1969), среди зарубежных -«Chuvash Folksongs» (by Lászlo Vikár and Gábor Bereczki, Budapest, 1979). Также много песен собрали В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков, Т. П. Парамонов, Ю. А. Илюхин.
Профессиональное музыкальное искусство в Чувашии зародилось после Октябрьской революции 1917 года. Чувашские композиторы Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков за основу своих произведений брали чувашские народные песни. Г. В. Воробьёв в 30-е годы XX столетия создал симфонию.
На сцене Чувашского музыкального театра поставлены оперы «Шывармань» («Водяная мельница», 1960), «Хамаръял» («Земляки», 1962) Ф. С. Васильева, «Прерванный вальс» (1963), «Сеспель» (1971), «Священная дубрава» (1976) Асламаса, «Нарспи» Хирбю (1967), «Звёздный путь» Орлова-Шузьм (1969), балеты «Сарпиге» (1970), «Арзюри» («Призрак», 1975) Ф. С. Васильева, «Чудесная вышивальщица» Ходяшева (1979), музукальные комедии и оперетты «Когда расцветает черёмуха» Орлова-Шузьм (1949), «Три свадьбы» (1953), «Счастье» (1963) Фандеева, «Анаткасра» Ф. С. Васильева (1976), оперы «Певица» (1971), «Саламби» (1976) Асламаса, «Чакка» A. Г. Васильева (1972), «Нарспи» И. Я. Пустыльника (1952), балеты «Улине» Алексеева (1960), «Зора» Токарева (1960), «Нарспи и Сетнер» Асламаса (1976), «Цветок счастья» Фандеева (1980).
В развитие чувашской музыки большой вклад внесли русские композиторы В. М. Кривоносов (первая муз. комедия «Радость», 1935; кантаты, орк. и камерные соч.), И. В. Люблин, С. И. Габер. Ленинградский композитор B. Г. Иванишин создал чувашские симфонию (1936) и оперу («Нарспи», 1940).
Чувашские исполнители также поют современные эстрадные песни. Наиболее известные исполнители: Алексей Шадриков, Алексей Московский, Константин Евруков, Михаил Федоров, Саша Казакова, Светлана Яковлева, Светлана Карсакова, Диана, Полина Борисова, Хавас Ушкан. К многим чувашским композициям музыку пишет известный музыкант Сергей Марков.
ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА — выполнение узоров на холсте с помощью иглы и нитей — один из основных видов чувашского традиционного декоративно-прикладного искусства.
Отличается многообразием орнаментальных мотивов и техник вышивания. В музейных собраниях сохранились орнаментированные вышивкой предметы чувашской одежды XVIII—начала XX веков. Искусство вышивки в несколько измененной форме распространено среди чувашей и в начале XXI века.
Национальная чувашская вышивка, как и у многих народов России (включая соседей по Поволжью и Приуралью марийцев, мокшу, эрьзя, удмуртов), имеет счетный характер и строго геометрическую структуру. Все отдельные швы и состоящие из них узоры выполняются на домотканом холсте с прямоугольным переплетением нитей. При вышивании игла с нитью направляются влево-вправо, вниз-верх и по диагонали (под углами 90 и 45 градусов).
Вышивка плотная, не имеет видимых узлов. Для орнаментирования традиционных предметов, просматривавшихся с обеих сторон (свадебные и танцевальные платки, покрывала, головные повязки и полотенца, пояса и поясные подвески) использовались двухсторонние швы.
Основной цвет вышивки— красный в разных оттенках, в небольших количествах используются травянисто-зелёный, синий, соломенно-жёлтый. В традиционной вышивке чаще использовался белый фон (желтоватый цвет конопляного холста), пояса вышивались на темно-синем холсте. С XIX в. верховые чуваши стали применять для этого и красную основу в виде небольших полос и лоскутов красного холста.
В XX в. на предприятиях народных художественных промыслов для вышивания использовались льняной холст и цветная редина (красная, светло-зеленая, синяя и др.).
Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).
Для чуваша изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин.
Ткачеством также занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.
Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д. На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить.
Основные элементы чувашского узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
СТАРИННЫЙ ЧУВАШСКИЙ ОРНАМЕНТ — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.
Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.
Источники:
1. [Татьяна]. Чувашская вышивка : история / Татьяна. – Текст : электронный // Blogtani.ru : [сайт]. – Чебоксары. – 2014. – 4 . апреля. – URL: https://blogtani.ru/history/chuvashskaya-vyshivka/ (дата обращения: 23.06.2020).
2. Чувашская музыка. – Текст : электронный // Википедия : свободная энциклопедия. – [2001- ]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 23.06.2020).
3. Чувашская Республика - краткий обзор / Национальная библиотека Чувашской Республики. – Текст : электронный // Культурное наследие Чувашии : [сайт]. – Чебоксары, 2009- . – URL: http://nasledie.nbchr.ru/etnos/chuvashiya/ (дата обращения: 23.06.2020).
4. Калуцкова, Н. Н. Чувашия / Н. Н. Калуцкова, Т. К., М. Д. Горячко и др. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия : [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/geography/text/5453047 (дата обращения: 23.06.2020).
Методические издания библиотеки, посвященные чувашам:
«Хура халах – божий народ»: (Чувашский народ: их традиции, обычаи, верования) : дайджест / Департамент культуры Правительства Свердловской области, Свердловская областная массовая межнациональная библиотека ; составитель О. М. Пузанова. – Текст : электронный // Свердловская областная межнациональная библиотека : [сайт]. – 2014- . – URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/148э/hur.. (дата обращения: 17.06.2020).
Народы Урала и языковые союзы : справочно-информационное издание / Министерство культуры Свердловском области, Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель С. В. Кокорина. – Текст : электронный // Свердловская областная межнациональная библиотека : [сайт]. – 2014- . – URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/202э/nar.. (дата обращения: 17.06.2020).