«75 книг о войне»: Олесь Гончар
В июне 1941 года после третьего курса университета украинский писатель Олесь (Александр Терентьевич) Гончар ушел добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Летом 1942-го попал в плен, откуда бежал в 1943 году и продолжал воевать до Победы. Войну закончил старшим сержантом в должности старшины минометной батареи. За боевые отличия награжден орденами и медалями.
«Человек и оружие»
Главные герои романа Олеся Гончара «Человек и оружие» – студенты, ушедшие добровольно на фронт из университетских аудиторий. В самых трудных условиях сохраняют они мужество, верность Родине. Писатель воспел чистые помыслы этих людей, их любовь, дружбу, ратные подвиги.
Студенты Колосовский, Степура, Лагутин, Духнович и их товарищи оказываются в самых тяжелых жизненных обстоятельствах – на нашу родину внезапно напали фашисты. Советские войска отступают, неся огромные потери. Оружия мало, не хватает продовольствия, людей. Конечно, все эти молодые люди становятся добровольцами, попадают в студбат и оказываются сразу на передовой, где их ждет серьезная проверка на прочность.
У каждого из студентов есть возлюбленная, лирическая нить пронизывает военные страницы романа. Главный герой Богдан Колосовский влюблен в студентку истфака Таню. Любовь придает ему силы и помогает переносить тяготы войны, но сердце сжимается от мысли о том, что где-то там не спит ночами и тревожится за него любимый родной человек. Потому Богдану крайне тяжело сознавать, что он и его ребята практически наверняка все погибнут, когда они попадают в окружение. В письмах к Тане он признается, что если бы не было их огромной любви, то, может быть, умереть было бы легче.
Романтико-философская направленность произведения, акцент на сокровенных вопросах жизни и смерти человека, проблемах неистребимости морального духа человека отличают этот роман, основанный на собственных воспоминаниях писателя о студенческом добровольческом батальоне времен Великой Отечественной войны. Роман вышел в свет в 1960 году и удостоен Национальной премии Украины имени Шевченко (1962; в этом году премия присуждалась впервые).
Цитаты:
«Будут окопы. Будут атаки. Будут ночи в пожарах и дни, когда ты сотни раз заглянешь смерти в глаза, но никогда не раскаешься в том, что в тяжелое для Родины время студенческая твоя отсрочка добровольно была положена на этот райкомовский стол».
«Невероятно быстро война перековывает человека. Еще “Илиада” не отзвучала в нашей памяти, еще сонеты Петрарки дышали на нас любовью, а мы уже готовы были взять оружие в руки и сражаться.
Можешь ли ты представить себе, что Духнович, тот самый Духнович, который в университете так и не научился ни ходить по азимуту, ни стрелять по мишеням, теперь научился убивать!»
«Сгущаются сумерки, и за Днепром все ярче становится зарево далекого пожара, — наверное, там днем что-то бомбили. А с запада доносится грохот войны. Уж и сюда достает война. Как хотелось бы Степуре сейчас заглянуть в будущее!.. Станет ли Днепр последним рубежом, или дальше перекинется ненасытный огонь? Что будет с теми, кто остался на Роси? Что будет с тобою, святая могила Тараса, с тобой что будет, родной народ мой? Выстоишь ли, переборешь ли? Разве явился ты, чтоб только дать миру песню, песню свою бессмертную и опять уйти в небытие? Солнечной, цветущей называли тебя, Украина недавняя, вчерашняя, — а теперь? Какой назвать тебя сегодня? Темно-багровая в пожарах до туч, в слезах матерей и в жгучем горе сыновнем — такая ныне ты, Украина сорок первого года…»
Книга доступна для чтения онлайн: https://libking.ru/books/prose-/prose-military/495885-oles-gonchar-chelovek-i-oruzhie.html
«Циклон»
Роман «Циклон», опубликованный в 1970 году, является сюжетным продолжением книги Олеся Гончара «Человек и оружие».
Тема получает неожиданное продолжение – постаревший герой «Человека и оружия» Богдан Колосовский стал кинорежиссером и снимает фильм о войне. В книге переплетаются реальность и постановочные сцены, современность и воспоминания о прошлом. Тема войны, народного подвига тесно переплетается с темой мирной работы. Раздумья о гармонии бытия, мире на планете, человеческое счастье, призвании искусства Олесь Гончар описывает сквозь «я» героев, которые упоминают прожитые года, с тревогой заглядывают в будущее.
Богдан Колосовский снимает кино, опираясь на события своего прошлого, вспоминая ужасы пребывания на Холодной горе (Харьковская оборонительная операция). Вместе с ним перед читателями предстают Шамиль, вызывая большой восторг, Решетняк, который удивляет своей мудростью и человечностью.
Роман сочетает в себе много сюжетных линий, человеческих историй, эмоций. Здесь и переживания на войне, события в концлагерях; далее читаем о настоящем: о хрупкой любви Решетняка и Екатерины, милую влюбленность оператора Сергея в Ярославу. Рядом с ужасными страницами украинской истории идут мысли о любви и гуманизме, размышления об искусстве и о жизни. Образ циклона как природного катаклизма поражает, восхищает и пугает. Автор держит читателей в напряжении до последнего слова.
Книга доступна для чтения онлайн на украинском языке: https://knigogid.ru/books/725988-ciklon/toread
Цитаты:
«Где все они теперь, те, которых жернова окружения день за днем перемалывали где-то за Белгородом, в лесах и в полях? Неизвестные солдатские подвиги, рассыпанные по лесам, честные безвестные смерти, оживут они когда-нибудь хоть в легендах? Умирали, оживали, падали скошенные и снова вставали, чтобы драться до последнего патрона! И все это пройти, чтобы оказаться в аду Холодной горы, чтобы здесь завершился ваш крестный путь? Эти все, что в несчастье, – неужели их сила так и растает? Или еще отзовется где-то – в других полях и лесах – гневом мести и расплаты?»
«Это же противоестественно: жить ненавистью, день за днем гореть ею, носить ее в себе. А ты носишь. А могла же бы жизнь человеческая расцветать в любви ... Нет здесь для нее места».
«– Ну а циклон, что внизу лютовал, к вам на Олимп, не добрался?
– Достается и нам. Когда разгуляется, понесет почвы – тогда прощайся с небом, звездами, по крайней мере на некоторое время.
– Жаль, что я не укротитель циклонов, - пошутил Сергей.
Профессор заложил руки за спину и, поблескивая проседью, что размышлял вслух:
– На человека войны, на него болезни, против него стихия ... А человек, вопреки всему, везде должен оставаться человеком ...»