Лекманов и др. «Венедикт Ерофеев: посторонний»
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей книгу, взявшую первый приз Национальной премии «Большая книга» (2019 г.). И, как ни странно, победителем стало не художественное произведение, а биографическое исследование одного из русских классиков XX века — Венедикта Ерофеева.
Книга О. Лекманова, М. Свердлова и И. Симановского «Венедикт Ерофеев: посторонний» очень чуткая и трогательная. Она помогает проследить взаимосвязь эпохи-творчества-жизни Ерофеева. Приоткрывает завесу поэмы "Москва-Петушки", за которой таится мощнейший литературный бэкграунд. Написана с глубоким уважением и чувством такта.
Авторы создают объемный портрет писателя, основанный на мемуарах, воспоминаниях современников, архивах, а также пытаются отделить настоящую жизнь автора “Москвы-Петушков” от множества связанных с ней вымыслов и домыслов. Концепция нешаблонная: биографические главы о Ерофееве здесь перемежаются главами филологическими, новеллами о Веничке. Ерофеев и Веничка существуют в книге как бы параллельно, первый проживает свою жизнь, второй совершает символическое путешествие на электричке. Именно таким образом авторы, с одной стороны, аккуратно отделяют писателя от его художественного альтер эго, с другой — украшают рассказ о двух героях уже, кажется, навек спаянным мифом.
Цитаты:
«Он просто заражал совершенно неподдельным, настоящим и внутренним интересом к литературе. Он действительно был человеком литературы, слова. Рожденный словом, существующий со словесностью».
«Он не был одиозной личностью и начальство ничем не донимал — просто он был абсолютно свободен и поэтому непонятен. А все непонятное угрожает».
Электронная книга представлена в библиотеке ЛитРес:
https://www.litres.ru/mihail-sverdlov/venedikt-erofeev-postoronniy/