Родниковый край: к 100-летию Удмуртской Республики
Представить сегодня, через 100 лет, в какой атмосфере, на фоне каких политических и социальных явлений, среди каких событий государственность Удмуртии делала свои первые шаги, можно благодаря сохранившейся истории, ее хранителям. Важна роль на этом пути педагогов, академических ученых, общественных и политических деятелей.
2020 год – Год 100-летия государственности Удмуртии. Это важнейшая веха в истории становления и развития республики. Сегодня мы предлагаем познакомиться с Республикой Удмуртией чуть ближе...
Города Удмуртии
Столицей Удмуртии является город Ижевск – крупный административный, промышленный, торговый, научно-образовательный и культурный центр Поволжья и Урала, который знаменит оборонным и машиностроительным производствами. Является оружейной столицей России и носит звание Города трудовой славы. Ижевск основан в 1760 году на реке Иж.
Современный облик Ижевска – это Михайловская колонна над Ижевским прудом, копия питерского Александрийского столпа и памятник Пушкину в сквере университета, зоопарк и цирк, Галерея Михаила Калашникова и лыжный комплекс Галины Кулаковой, памятник собаке Звездочке, первой космонавтке, и большой бронзовый лось, который стоит у одноименного кафе на Як-Бодьинском тракте, и многое другое. В Ижевске более 100 памятников архитектуры, истории и культуры.
Достопримечательности Ижевска
Известные ижевские «крокодилы» (на площади Оружейников и на одной из улиц Ижевска), с которыми очень любят фотографироваться и приезжающие туристы, и местные жители. По легенде, давным-давно заслуженным мастерам оружейного завода вручали «царевы кафтаны»: зеленого цвета с золотыми галунами, и в простонародье такие мастера получили прозвище «крокодилы».
Один из прекрасных комплексов в центре Ижевска – Александро-Невский собор, построенный в 1823 году. Ежегодно 12 июня – в День города – на ступеньках собора проводится открытый музыкальный фестиваль хоров.
Свято-Михайловский собор в Ижевске, построенный почти два века назад, представлял собой копию Собора Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве. В 1937 году собор был взорван. Долгое время на этом месте был городской сквер с фонтаном, но вскоре началось широкомасштабное восстановление святыни. Сегодня каждый работающий ижевчанин может по праву заявить: «Мой кирпичик тоже заложен в соборе!», поскольку все предприятия города перечисляли деньги на это строительство.
Монумент «Дружба народов» над Ижевским прудом был построен в честь юбилея присоединения Удмуртии к России (1972 год). Но после зимней Олимпиады 1976 года, где легендарная спортсменка из Удмуртии Галина Кулакова завоевала золото, в народе памятник окрестили «Лыжи Кулаковой».
Ижевский пельмень – необычный памятник. Он выглядит так, словно гигантская рука взяла вилку и насадила на нее пельмень. Композиция довольно внушительная: пельмень – 1 метр в диаметре, а высота всей конструкции – 3 метра.
Воткинск – теплый солнечный город – является родиной великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ежегодно, в начале мая, в день рождения композитора, проводится большой музыкальный фестиваль, настоящий праздник музыки, начинающийся с набережной Воткинского пруда и продолжающий движение по улицам Воткинска и Ижевска.
Глазов – уникальный город и музей заповедник «Индакар». Одним из живописных мест заповедника является река Чепца, на берегах которой местные жители устраивают народные гулянья, поют песни, варят уху и пекут перепечи.
Сарапул – город сохраненных двухэтажных особняков купеческих дач XIX в. В одном из них сейчас расположен художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», в экспозиции которого представлены картины русских и европейских мастеров XIX – начала XX веков, художественная мебель, посуда и другие бытовые предметы сарапульского купечества. Еще в Сарапуле можно увидеть знаменитую пожарную каланчу, усадьбу П. Корешева, Красную площадь и можжевеловые холмы, а также насладиться видами со смотровой площадки «Гора Урал».
Природа Удмуртии
Кама – одна из великих русских рек, берет свое начало именно на территории Удмуртии. Начинается она в селе Кулига с маленького родничка. Сейчас там находится обустроенный сквер для туристов, стела «Исток Камы» и большой камень, надпись на котором гласит «Здесь берет начало уральская река Кама».
Ижевский пруд – полностью рукотворное водохранилище длиною в 13, а шириною в 3 километра. Когда строили завод, рыли и котлован под будущую плотину. Укрепляли набережную, специально засаживая берега ивой и камышом, чтобы крепко связать корнями «плавающую» почву. Со временем город разросся вдоль обоих берегов. Самый восхитительный вид открывается, если спускаться от Центральной площади к набережной.
Удмурты
Удмурты – второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России.
По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытавших влияние тюркской культуры.
В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.
В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность – была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 – в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику.
Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII – XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы. Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки. Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.
На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами – то есть восточнобалтийским типом, который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры.
Русские называли удмуртов вотяками – по названию местности. Самоназвание «удмурт» (основа – мурт, морт), по одной из версий, на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица «уд» пришла из марийского «одо» – «всходы на лугах, зелёные побеги».
Другие полагают, что этноним «удмурт» связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало «человек с Вятки», которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.
Прародители древних удмуртов – автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты.
В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы – рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия – прядение, вязание, вышивка и ткачество.
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов – корка – это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Основой традиционного удмуртского общества была соседская община – бускель – состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи – веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному.
Внешность удмуртов и их характер
Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые – по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится «Рыжий фестиваль». Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:
«Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой... зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая».
Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.
«Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости».
Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих.
Удмуртский язык
Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков.
Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв – это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком «умляут» (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время – это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров.
Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.
По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.
Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы.
На национальном языке в Удмуртии выходят теле– и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.
Удмуртский костюм
До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге – монеты.
О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.
Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя).
Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы.
Удмуртская кухня
Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период – осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей.
Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского «пель нянь» — хлебное ухо).
Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон – кумышка или аракы.
Религия и обычаи удмуртов
Считается, что сейчас основная религия удмуртов – православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления – Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт – водяной, Гидмурт – дух хлева, Нюлэсмурт – дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт – домовой, Ягпери – дух бора, Лудмурт – дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) – противник Инмара.
У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд – дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы.
По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.
Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда.
У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.
В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.
Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках – благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами.
Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) – масленица, Акашка – Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон – праздник окончания пахоты и сева, Гербер – Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности «дожили» фольклорные персонажи – сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.