День армянской литературы и культуры в Межнациональной библиотеке
В соответствии с Программой сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения в сфере культуры на 2016-2018 годы в Свердловской области прошли Дни армянской культуры.
В Свердловской областной межнациональной библиотеке 13 октября 2017 года собрались желающие познакомиться с широким многообразием и богатством литературы и культуры армянского народа.
Знакомство началось с экскурса в историю формирования армянского этноса.
Армения – одно из древнейших государств мира, имеющее глубокие исторические корни и сохранившееся до наших дней.
Армяноговорящие племена жили в юго-восточных областях Армянского нагорья с конца II тысячелетия до н. э. Они мигрировали с запада, согласно основной Курганной гипотезе с Балкан, или, возможно, согласно Анатолийской гипотезе с западной части Малой Азии.
В этот же период, в конце II тысячелетия до н. э. в центральной части Армянского нагорья проживали хурриты, оставшиеся после распада государства Митанни, хетты и ливийцы, оставшиеся после распада Хеттского царства, и урарты, мигрировавшие на Армянское нагорье из области Рeвандуз, находящейся в настоящее время на северо-западе Ирана, в пределах озера Урмия.
Эти народы стремились защититься от регулярных набегов ассирийцев с юга, и постепенно в XIII-XII веках в окрестностях озера Ван возникает союз племён наири, на основе которого к IX веку до н. э. возникает государство Урарту, во главе которого стояла урартскоязычная знать, оно включило в себя ряд областей смешанного национального состава.
По разным предположениям либо во время царствования урартского царя Русы II, либо сразу после падения Урарту в VI веке до н. э. носители протоармянского языка распространились из Мелитены по территории, которую ранее занимало Урарту. В силу ряда обстоятельств именно протоармянский язык стал lingua franca, для многочисленных народностей Армянского нагорья, и исконные носители этого языка, растворившись в существенно более многочисленном населении нагорья (урартах, хурритах, хетто-лувийцах и др.), к IV–II вв до н. э. образовали армянский народ.
Дальнейшее знакомство с уникальными особенностями культуры Армении продолжилось визуально, гости увидели на экране основной тип жилища в его древнем и современном виде, самобытный элемент – символ всей национальной культуры Республики Армения - «хачкар». Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» – крест и «кар» – камень, это так называемые крест-камни – памятники, которые не встречаются больше ни в одной стране мира. Многовековую музыкальную культуру армянского народа никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные – тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.
Армянские танцы являются воплощением армянского духа, в них и страсть, и утонченность, и красноречивость.
Богатством и уникальной глубиной армянской культуры были насыщены выступления представителей Региональной общественной организации «Армянская община «Ани-Армения» г. Екатеринбург, которая была создана в 1988 году и первоначально называлась «АНИ». В 1994 году община официально зарегистрировалась и получила свое нынешнее название.
Маринэ Григорян исполнила лирическую песню на армянском языке, Элиза Григорян прочитала стихотворение на родном языке об Армении, а Кнарик Согомонян продемонстрировала невероятной красоты армянский танец.
Костюмы творческого коллектива воплощали собой традиционную национальную одежду для женщин.
Особое внимание гостей было обращено на письменное наследие, литературные памятники и современных мастеров художественного слова.
Важной вехой стал 406 год, когда после однолетней экспедиции в северную Месопотамию Месроп Маштоц создал современный армянский алфавит став основоположником армянской национальной литературы и письменности. Огромное значение имели исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Автор сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Широко известно имя поэта Григора Нарекаци (X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы. Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца.
Всему миру известны такие имена как Хачатур Абовян (1809-1848), писатель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, педагог, –этнограф, Оганес Туманян (1869–1923), при жизни признанный «Поэтом всех армян», Егише Чаренц (1897–1937), выдающийся поэт, прозаик и переводчик, классик армянской литературы, Вахтанг Ананян (1905–1980), армянский писатель, автор приключенческих повестей и труда «Животный мир Армении», Грант Матевосян (1935-2002) армянский советский писатель, автор повестей, рассказов и киносценариев, Сильва Капутикян (1919–2006), самая крупная армянская поэтесса XX века, писатель, публицист, заслуженный деятель культуры Армянской ССР.
Современные авторы не менее популярны, многие зачитываются произведениями Григора Беледяна, величайшего армянского писателя второй половины 20-го века, одного из главных реформаторов армянского литературного письма, Гургена Ханджяна, «ветерана» новейшей армянской литературы, Ваграма Мартиросяна, автора известнейших романов «Любовь в Москве» и «Оползни», Армена Оганяна, ставшего всемирно известным благодаря своей первой книге-бестселлеру «Возвращение Кикоса», Грачья Сарибекяна, популярного журналиста, литературоведа, который в академических кругах считается одним из лучших современных армянских писателей.
Кто же не слышал имя Наринэ Абгарян, российской писательницы, которая стала известна после публикации автобиографической повести «Манюня», а позже написала трилогию о приключениях маленькой девочки и еще несколько романов и повестей. Она соавтор детской книги «Шоколадный дедушка», один из двух лауреатов Российской литературной премии имени Александра Грина – за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Еще одной известной армянской писательницей и художницей, пишущей на русском языке, является Мариам Петросян, автор романа «Дом, в котором…» и сказки «Сказка про собаку, которая умела летать». Карьеру Мариам Петросян начала на студии «Арменфильм», где с 1989 года работала в отделе мультипликации.
Там же начинал Роберт Аршавирович Саакянц, советский и армянский режиссёр, сценарист и художник мультипликационных фильмов.
Знаменитая старейшая киностудия «Арменфильм» получила широкую известность не только на территории бывшего Советского Союза, но и по всему миру, благодаря большому количеству, а главное, качеству художественных и мультипликационных фильмов, снятых на ней. Киностудия была создана в 1923 году в городе Ереване и первоначально называлась «Госкино». Свое нынешнее название она получила в 1951 году. А с 1966-го года стала носить имя прославленного армянского кинорежиссера и сценариста Амбарцума Ивановича Бек-Назарова.