Выставка Традиционной народной татарской куклы
В Свердловской областной межнациональной библиотеке вниманию всех пользователей представлена выставка Традиционной народной татарской куклы, автор Ирина Евгеньевна Панасова.
Ирина Евгеньевна Панасова родилась 28 сентября 1955 года в Свердловске. С детства любила рисовать и шить. Увлечение это передалось от прадеда и деда, которые работали портными и шили всё: от сапог до шапок. Ирина Евгеньевна искала себя в разных занятиях: занималась резьбой, лепкой, плетением, а после рождения дочерей серьезно увлеклась лоскутным шитьем. «Постепенно я поняла, что лоскут – это моё», – вспоминает Ирина Евгеньевна, – темы для работ выбираю не я. Это темы выбирают меня. Работа получается только тогда, когда она «созрела». Сейчас Ирина Евгеньевна занимается, в основном, изготовлением традиционной народной куклы: участвует в ярмарках, выставках и преподает.
Чтобы заинтересовать мам и бабушек в создании традиционной игрушки, Ирина Евгеньевна регулярно проводит мастер-классы, на которых рассказывает о традициях нашей страны, об истории тряпичной куклы разных народов, бытовавших в России, и показывает, как можно сделать её своими руками. А для того, чтобы серьезнее углубиться в процесс создания традиционной куклы и игрушки, в Музейном центре «Гамаюн» проводится специализированный годичный курс.
Витринная экспозиция татарской куклы знакомит зрителей с обычаями и традициями этого народа. Татар (самоназв.) – основное население Татарстана. Делится на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские.
В результате многолетних археологических раскопок было установлено, что территория, на которой расположена Татария, была заселена с древнейших времен. В связи с известными историческими событиями, начиная с XVI века, этническая история татар стала тесно связана с историей России.
Татары – единственный народ в среднем Поволжье, которые до вхождения в состав России имел свою государственность и уклад жизни. Но имелись и расхождения традиций этого народа, в зависимости от территориальной принадлежности. Кукла была одним из постоянных предметов детских игр у татарского населения. К примеру, во многих семьях чатских (сибирских) татар издавна держали кукол, считавшихся духами-помощниками, хранителями семейного благополучия. Делались такие куклы из разных материалов – дерева, глины, соломы, кожи, но главным образом, из тканей. Лица им рисовали или вырезали на дереве, затем одевали в специально сшитые длинные рубахи. Женские фигуры подвязывали платочками и поясами. Некоторые ставили кукол по несколько штук в доме на окно, другие – в углу на полке, в корзинах, ящиках или специальных маленьких домиках в подполье, а чаще на чердаке.
За куклами ухаживали, кормили и поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина-хозяйка дома.
Традиционные куклы татар (курчак) изучались этнографами и искусствоведами, аутентичные куклы хранятся в собраниях Художественно-педагогического музея игрушки (Сергиев Посад), Российского этнографического музея (СПб) и др.
Настоящая выставка представляет реплики на татарские народные куклы из музейных собраний России, наглядно знакомит с особенностями народного татарского женского и мужского костюма: разнообразием головных уборов (калфаки, платки, чулпы), нагрудных украшений и других элементов одежды. Также большой интерес вызывает традиционная композиция куклы, сидящей на деревянном окне, мягкие шерстяные игрушки-шарики, сделанные из шерсти коровы или овцы.
Выставка будет действовать в течение марта 2016 года.
Вход бесплатный! Приглашаем всех желающих!