Всероссийский литературный конкурс «Человек читающий»
27 января 2025 года стартовал Третий Всероссийский литературный конкурс «Человек читающий», к участию в котором приглашены воспитанники и сотрудники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сотрудники и юные читатели муниципальных и региональных библиотек. Тема конкурса этого года – «писательское творчество».
Чтобы принять участие в конкурсе, взрослые должны ВМЕСТЕ с детьми прочитать и обсудить новое художественное произведение, придумать и записать собственную историю (это может быть сказка, эссе, рассказ и др.). По мотивам написанного произведения нужно будет создать творческую работу в любом формате: нарисовать комикс, сделать выставку иллюстраций, урок выразительного чтения по ролям, мультфильм, теневой спектакль. Результаты творчества зафиксировать и отправить на суд экспертного жюри.
В начале марта жюри объявит команды, работы которых вошли в лонг-лист конкурса (15-20 работ). А уже в апреле во время прямой трансляции Финала будут оглашены победители: 5 лучших работ, составивших шорт-лист конкурса.
«Человек читающий» – первый в России digital-проект, посвященный развитию навыков чтения у детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей и воспитывающихся в социальных учреждениях.
Книга как повод для общения со сверстниками и для задушевного разговора со значимым взрослым, чтение как возможность совместного переживания ребенка и взрослого, обсуждение прочитанного как инструмент социализации для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и развития у них навыков эмпатии.
Проект «Человек читающий» развивается с 2022 года и сейчас охватывает все регионы России. В 2023-м году в рамках проекта было проведено исследование «Особенности читательского опыта детей и подростков, оставшихся без попечения родителей». Было проанализировано более 1500 интервью с детьми в возрасте от 5 до 18 лет из социальных учреждений в разных регионах России. Исследование показало, что «нечитающие дети» (особенно подростки) – в зоне риска; а дети, которые регулярно читают, обладают большей эмоциональной устойчивостью и зрелостью, они более коммуникабельны, чаще идут на компромиссы и решают конфликты мирными способами. Воспитанники социальных учреждений чаще выбирают книги, герои которых демонстрируют нестандартные подходы к решению проблем, находчивость, храбрость, заботу о других и кооперативное поведение. Особенно популярны у таких детей произведения, которые учат ответственности за близких.
Проект проходит при поддержке Фонда Президентских грантов и включает в себя образовательные:
◇ литературную акцию «Человек читающий» (акция проходит в рамках Всероссийского литературного конкурса «Человек читающий»).
Конкурс проходит в несколько этапов:
Этап 1. Подача заявки на участие в Конкурсе.
◈ Срок: 23.01.2025 - 23.02.2025
Участники Конкурса не позднее указанного срока заполняют регистрационную форму, тем самым выразив желание принять участие в Конкурсе: форма заявки.
Участники, не заполнившие регистрационную форму, к участию в конкурсе не допускаются. Заявку на участие в Конкурсе заполняет ответственный взрослый специалист.
Этап 2. Проведение творческих мероприятий в учреждениях. Отправка работ организаторам конкурса.
◈ Срок: 01.02.2025 - 01.03.2025
Этап 3. Первый конкурсный отбор. Объявление лонг-листа (20 работ):
◈ Срок: 05.03.2025 - 10.03.2025
Этап 4. Финал конкурса. Разбор работ экспертным жюри в прямом эфире. Объявление шорт-листа (3-5 работ) и победителя конкурса:
◈ 10.04.2025-25.04.2025