Знаменательные даты недели
Знаменательные и памятные даты 1-5 января 2025 года.
1 января
Новый год
Этот яркий и веселый праздник отмечается в разных странах в ночь с 31 декабря на 1 января по-разному, однако, везде он любим и ожидаем. На Урале и в Сибири Новый год традиционно встречают пельменями. По случаю большого праздника хозяйки внутрь некоторых пельменей кладут – на счастье – орешки, чернослив и даже монетки.
Вкусное новогоднее блюдо готовят на Кубани. В керамических горшочках запекают мясо с овощами, причем накрывают их не крышками, а обмазывают тестом. Сколько человек за праздничным столом – столько и горшочков ставят на него. В республике Адыгея среди блюд, традиционно присутствующих на столе в праздничный вечер, – щелям (квадратная пышка) и палькао (что-то вроде хвороста).
В Карелии в канун Нового года полагается помириться с соседями, отдать все долги, попросить прощения у тех, перед кем провинился. Старинные новогодние традиции живы только в местах проживания вепсов (юго-западное побережье Онежского озера). Здесь проводится праздничное шествие героев финно-угорских сказок, разжигается священный костер. Собравшиеся вокруг костра прощают друг другу обиды и веселятся до утра. Если вы придете в гости к вепсам, вам обязательно подадут кюрза (тонкие блины из ржаной муки) и кисель. Всем праздникам предпочитают встречу Нового года жители самого холодного обитаемого места планеты – Оймяконья. До наступления праздника многие оймяконцы хотят узнать, что их ждет в будущем. Самые смелые собираются ночью у проруби на реке, и, накрывшись одеялами, ждут, когда из проруби выйдет чудовище. Тем, кто переживет все страхи, оно обязательно расскажет об их дальнейшей судьбе, вплоть до самой смерти. Называется столь необычный обряд «ойбон». Вместо елки в Оймяконье используется стланик - северный кустарник с голубоватой хвоей и запахом кедра. Новогодний стол местных жителей украшают блюда якутской кухни, прежде всего саламат (своеобразная каша из ржаной муки, сваренной в большом количестве сливочного масла) и олений язык. У народов Калмыкии праздник Нового года называется Зула. «Зула» переводится с калмыцкого как «лампада», «светильник», «огонь». В этот день разжигали костры. Чем сильнее был огонь, тем лучше: считалось, что это возвращает солнцу его магическую силу, и что с этого дня оно будет греть все лучше и сильнее.
У чеченцев Новый год «Керла шо». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: пекли всевозможные пироги и хлеба – треугольные, круглые, квадратные (для всей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. В новогоднюю ночь после заката детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от нее в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника. В Грузии, по старинному обычаю, в ночь под Новый год двери и окна домов украшаются ветками шиповника. Считается, что его острые шипы должны пронзить глаза нечистому духу, если тот попытается проникнуть в жилище. В полночь глава семьи берет в руки поднос с лепешками и фруктами и трижды обходит свое жилище, поздравляя домочадцев и гостей и раздавая им угощения, чтобы весь следующий год они жили сладко. На праздничном столе всегда находится место для национального блюда гозинаки – орехов, сваренных в меде. В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то Новый год будет счастливым. Как и во всём мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз – его называют Корбобо и своя Снегурочка – её именуют Коркиз. Вместо оленей – ослик. Жители Беларуси в Новый год наряжаются в причудливые костюмы, разрисовывают себе лица гримом. А дети ждут подарков от Деда Мороза или от Зюзи Поозерского. Во времена язычества так называли зимнее божество, повелевавшее холодами. Для людей оно было безвредным и даже старалось им помогать. Согласно поверью, иногда Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую-нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи. Недаром присказка существует: «Зюзя на дворе – кутья на столе». И сегодня нередко можно услышать: «Замерз, как зюзя!»
115 лет со дня рождения Кара Сейтлиева (1915-1971), туркменского поэта, удостоенного Государственной премии Туркменской ССР им. Махтумкули (1966) за текст к оратории «Ленин» (1964, музыка Д. Овезова).
95 лет со дня рождения Мухаммета Сунгатовича Магдеева (1930-1995), татарского писателя, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая.
75 лет со дня рождения Факии Хадыевны Тугузбаевой (1950-2021), поэтессе, главному редактору журнала «Акбузат» (1990-2010), заслуженному работнику культуры РФ, РБ, отличнику образования РБ, лауреату Государственной премии им. С. Юлаева и премии им. Р. Гарипова.
2 января
145 лет со дня рождения Василия Алексеевича Дегтярева (1880-1949), российского и советского конструктора стрелкового оружия, создателя знаменитых пулемётов и противотанкового ружья, которое позволило остановить фашистские танки на подступах к Москве.
За 30 лет творческой деятельности он создал образцы оружия для всех родов войск Красной Армии: автоматы, ружья, пулеметы Дегтярева поражали врага на земле, в воздухе и на море.
130 лет со дня рождения Шайхзады Бабича (Бабичев Шайхзада Мухаметзакирович, 1895-1919), поэта, активного участника башкирского национального движения, секретаря Башкирского областного бюро и редактора газеты «Башкорт» (1917).
Бабичу суждено было прожить всего двадцать четыре года – два мусэля жизни по древнему восточному календарю. За столь короткое время он стал выдающимся поэтом, способным музыкантом и артистом, остроумным очеркистом, фольклористом, журналистом и педагогом. Его судьба схожа с судьбой таких пламенных поэтов, как Салават Юлаев, Шандор Петефи.
Пройду ли по травам башкирского края,
Душа устремится в полет.
Услышу ли издали песню курая,
Мое существо запоет…
120 лет со дня рождения Санджи Каляевича Каляева (1905-1985), советского калмыцкого писателя, народного поэта Калмыкии, одного из зачинателей современной калмыцкой литературы. Перевёл на калмыцкий язык пьесы Мольера, произведения И. Крылова «Две собаки», П. Ершова «Конёк-горбунок», произведения Якуба Колоса, Тараса Шевченко и Михаила Лермонтова.
105 лет со дня рождения Айзека Азимова (Исаак Юдович, 1920-1992), американского писателя.
Рассказ «Приход ночи» (1941) и сборник рассказов «Я, робот» (1950) принесли автору всемирную известность. Среди других известных произведений фантаста – роман «Сами боги» (1972) и повесть «Двухсотлетний человек» (1976). Является автором свыше 500 книг как художественных (в жанре научной фантастики, фэнтези, детектив, юмор), так и научно-популярных (в различных областях – от астрономии и генетики до истории и литературоведения).
3 января
95 лет со дня рождения Юрия Сергеевича Чавайна (1930-1965), поэта-лирика, музыканта, представителя марийской поэзии 1960-х годов. Сын основоположника и классика марийской литературы С. Г. Чавайна.
При жизни поэт не успел выпустить ни одной книги. Мастер пейзажной лирики. На стихи Ю. Чавайна самодеятельный композитор Д. Карамова написала цикл лирических песен. Юрия Чавайна называют «певцом марийской природы». Очень ярко это отразилось в лирической поэме «Сонарзе» («Охотник», 1962) – наиболее значительном его произведении.
…Раз подняться по лестнице в небо
Соизволено – к звездам ходок,
Съешь на глади разбитой нелепо
И луны зашкворчавшей желток.
Улыбнулся... Рассыпались искры
Из-под век по воде далеко;
Слов свободных могучие игры
Тишь раздвинули – стало легко.
Вот зачем наши детство и юность
Были вскормлены этой землёй,
Тут и солнечность наша, и лунность,
Угли нам под горячей золой.
(Другу поэту)
4 января
240 лет со дня рождения Якоба Гримма (1785-1867), немецкого писателя, филолога.
Совместно со своим братом Вильгельмом Гриммом издал сборник художественно обработанного фольклора «Сказки Гримм» (1862). Один из основоположников германистики и германской филологии. В конце жизни занимался созданием первого немецкого словаря. В фундаментальном труде «Немецкая грамматика» (1819-1837) изложил правило передвижения согласных в германских и других индоевропейских языках, названное «законом Гримма».
5 января
Туциндан, сербский народный и христианский праздник
В Черногории, Сербии, Боснии в этот день отмечают праздник Туциндан. Это первый день из трехдневного празднования Рождества (Божича). Если перевести название праздника на русский язык, то получится «тучный день». В православном календаре этот праздник зафиксирован, но все же он содержит в себе достаточно много языческих элементов.
Считается, что в этот день нельзя наказывать детей, повышать на них голос, иначе они весь год будут себя плохо вести. На праздничный стол в Туциндан ставят зажаренного целиком поросенка или барашка, а в некоторых регионах гуся или индейку.
25 лет со дня создания Народного Башкирского театрального коллектива «Ядкар» («Память», 2000), г. Екатеринбург
Башкирский театральный коллектив «Ядкар» был создан в 2000 году общественной организацией «Свердловский областной Башкирский Центр». В творческом коллективе «Ядкара» люди самых разных профессий: учителя, медики, строители, предприниматели, ветераны Вооруженных сил России.
В репертуаре творческого коллектива произведения известных авторов: «Похищение девушки» М. Карима, «Девушка в веснушках» К. Акбашева, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Он вернулся» А. Атнабаева; фрагменты из спектаклей Б. Бикбая «Салават» и «Ласточка», М. Идельбаева «Сын Юлая Салават» и многие другие.
Главной целью театрального коллектива является пропаганда и развитие национальных и культурных традиций башкирского народа. Башкирский театральный коллектив – активный участник городских, областных и межрегиональных Фестивалей народного творчества, имеет множество благодарственных писем, почетных грамот и дипломов.
За большой вклад в развитии культуры и массовых коммуникаций руководитель башкирского театрального коллектива «Ядкар» Юсупова Фаима Фахритдиновна награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российского профсоюза работников культуры.