Этноистории про Новый год
Накануне нового года мы хотим познакомить вас с новогодними обычаями и традициями, рассказать об истории новогоднего праздника в России.
Еще больше историй - в нашем новогоднем издании «Этноистории про Новый год»:
«Этноистории про Новый год» / Министерство культуры Свердловской области ; Свердловская областная межнациональная библиотека ; составитель: О. И. Калинина. – Екатеринбург: СОМБ, 2021. – 42 с.: ил. – URL: http://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/elib/992э/etnoistorii.pdf (дата обращения: 29.12.2021). - Текст: электронный.
История празднования Нового года начинается еще со времен Месопотамии, примерно за 3 000 лет до нашей эры. В те далекие времена у жителей Месопотамии была традиция – отмечать природное пробуждение, время когда начинают распускаться листья и появляются первые цветы. Из-за климата тех мест это происходило уже в марте.
В Месопотамии пробуждение природы означало новый этап в жизни, поэтому и праздник там длился по 10 дней, когда все гуляли, радовались и переставали работать.
Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя.
В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.
Вся культура Древнего Египта всегда была очень тесно связана с рекой Нил. Новый год египтяне отмечали в дни ежегодного разлива.
Римский писатель Цензорин утверждал, что египетский Новый год был предсказан, когда Сириус впервые стал видимым после семидесяти дней. Это самая яркая звезда на ночном небе. Явление, более известное как гелиакальный восход, обычно происходило в середине июля. Это непосредственно перед ежегодным разливом реки Нил.
История празднования Нового года в Древнем Риме гласит, что этот день жители города посвящали богу Янусу, он же «бог выбора, дверей и начал». Из-за его имени месяц Январь и получил свое название. В истории происхождения Нового года отложился факт того, что праздник отмечается 1 января только со 153 года до нашей эры.
Позже Гай Юлий Цезарь утвердил новый календарь и окончательно закрепил новую дату для торжества. Именно этот полководец, ставший культовой фигурой для Древнего Рима, был причиной тому, что праздник приобрел значение отсчета начала нового года. Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне — правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры — от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.
Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты — в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский — в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы.
Древние кельты первыми сделали ель символом праздника. Кельты относились к деревьям с большим почтением и не срубали их. Они собирались вокруг пушистых красавиц семьями прямо в лесу. Кельты считали, что ель сохраняет свои зеленые иголки зимой благодаря сильному духу, который оберегает ее от холодов. Правда, чтобы задобрить его, использовался не совсем приятный для современных людей ритуал. В жертву приносили животное, вспарывали ему живот, а внутренности развешивали на ветках. Постепенно кельтская традиция становилась не такой кровавой. Вместо внутренностей животных на дереве размещали яблоки и другие съестные лакомства для духа. Именно отсюда пошла традиция украшать елку.
Китайский Новый год — это одна из древнейших традиций, сохранившихся до сего дня. Этот праздник возник более трёх тысячелетий назад, во времена правления династии Шан. Праздновался он во время начала нового весеннего посевного сезона. Позже праздник оброс мифами и легендами. Одна из самых популярных из них гласит, что некогда жило некое весьма кровожадное существо по имени Нянь. Ныне это китайское слово означает «год». Каждый Новый год Нянь охотился на жителей одной из китайских деревень. Жители селения стали делать ярко-красные украшения и развешивать их на домах, чтобы отпугнуть голодного зверя.
Также они жгли бамбук и очень громко кричали. Уловка сработала. Чудовище было побеждено. Яркие цвета и огни, связанные с отпугиванием Няна, в конечном итоге стали неотъемлемой частью празднования. Китайский Новый год всё также, как и тысячелетия тому назад, по-прежнему основывается на лунном календаре. Упоминания о нём относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Праздник обычно приходится на конец января или начало февраля. Это второе новолуние после периода зимнего солнцестояния. Каждый год связан с одним из двенадцати знаков зодиака. Это животные: свинья, собака, петух, обезьяна, коза, лошадь, змея, дракон, кролик, тигр, бык и крыса.
Навруз или «Новый день» и сейчас отмечают во многих частях Азии и Ближнего Востока, в частности в Иране. Корни этого праздника уходят далеко вглубь веков. Празднование, традиционно длится тринадцать дней. Приходится он на период весеннего равноденствия. Происходит это в марте. Праздник называют «Персидским Новым годом» и считается, что он пришёл из зороастрийской религии. Исторические тексты упоминают Навруз впервые во 2 веке. Большинство же историков считают, что его празднование берёт своё начало, по крайней мере, в 6 веке до нашей эры. Это был период правления Империи Ахеменидов. Навруз сохранил всю мощь своего влияния на всю восточную культуру и оставался чрезвычайно важным даже после завоевания Ирана Александром Македонским. Случилось это в 333 году до нашей эры. Подъём исламского правления последовал за этим лишь в 7 веке нашей эры. Все ритуалы и обряды Навруза были посвящены тому возрождению всей природы, которое сопровождало долгожданный приход весны.
Доподлинно известно, что у языческих славян, как и у других земледельческих народов, новый год начинался с началом весны, то есть с пробуждением новой жизни. Это март месяц, когда солнце давало знать о том, что зиме конец. Новый год отмечался и 22 марта — в день весеннего равноденствия, и 1 марта. Были и другие даты, связанные с первым весенним новолунием, которое могло приходиться и на конец февраля, и на какой-либо день марта. Традиция эта сохранялась долго, даже после Крещения Руси. Сегодня историки, датируя то или иное летописное событие, ломают головы над определением точной даты. Дело усложняется еще и тем, что в период раздробленности в разных княжествах были разные даты начала нового года. Где-то его отмечали с 1 марта, где-то с 22 марта, а где-то и в конце февраля. Была и еще одна дата — 1 сентября — начало нового года по церковному календарю, ну а ныне — учебного года.
В «Новый год» пекли блины, символизирующие солнце, его энергию и свет. Народные гуляния, игры и забавы, посещение родственников, посиделки за большим семейным столом — все это непрерывная традиция, идущая из глубины веков.
Провожали зиму, сжигали чучело, но не Масленицы, а богини зимы Мары (Морены). Ее имя связывают с такими жутковатыми словами, как «мор» и «морок». Эта владычица ночи, богиня смерти и зимы представлялась нашим предкам горбатой длинноволосой старухой.
Одна из ее «реинкарнаций» — хорошо известная Баба-яга. Понятно, почему, подпаливая этот фетиш, наши предки предавались безудержному веселью. Они верили, что мир выходит из-под власти Морены на ближайшие полгода, пока солнце вновь не уступит свои права.
В XIV столетии на церковном Никейском Соборе начало года было окончательно перенесено на 1 сентября, ведь, согласно библейской легенде, именно в этом месяце Бог сотворил мир. Московский великий князь Иван Васильевич (дед Ивана Грозного) сделал 1 сентября единой датой для празднования Нового года во всем государстве. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Церковный Новый год до сих пор отмечается 1 сентября.
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.