Сайт ГБУК СО СОМБ

 
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

«Загадочная Калмыкия»: к 100-летнему юбилею автономии Калмыкии

Я ухожу один в степные дали,

Бездумно опускаюсь на траву

И — это мыслью назовешь едва ли —

В тени кургана грежу наяву …

‏А надо мною в синеве бесплотной

На ниточке весеннего луча

Трепещет жаворонок беззаботный,

Как колокольчик радости звуча.

Давид Кугультинов

В этом году Калмыкия отмечает 100-летие со дня провозглашения автономии. Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой. Калмыки – единственные азиаты и единственные буддисты, живущие в Европе. Обосновавшись на юге России, почти четыреста лет они живут на стыке двух религий – православной и мусульманской – и двух культур – кочевой и оседлой, сохраняя при этом свои национальные особенности.

Республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч) — субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столица — город Элиста. Граничит на юге с Республикой Дагестан, на юго-западе — со Ставропольским краем, на западе — с Ростовской областью, на северо-западе — с Волгоградской областью, на востоке — с Астраханской областью. В республике имеется три города — Элиста, Лагань и Городовиковск. Город с наибольшей численностью населения — Элиста.

Калмыки – выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. К примеру, людей, которые составляли охрану монгольских ханов, называли торгоуты. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты – это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

 

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При Астраханской губернии была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христианство. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Православие начало распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык.

Калмыки не особо активно принимали такие нововведения – Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков сильно пострадала. Религия к середине 30–х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80–х годов. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. Буддийская община образовалась в 1988 году.

 

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она – народная поэма.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба – иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

 

Обычаи и праздники калмыков

Новый год

Зул – (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов.

 

Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие юрты, утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.

В кибитках жили более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.

Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.

Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.

 

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки. Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.

Лепёшки:

  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.

 

В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.

Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.

Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.

 

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.

Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.

После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

 

Список использованных и рекомендованных источников

Белецкая, Анна. Калмыки: религия, традиции, история народа / Анна Белецкая. – Текст : электронный // FB.RU : [сайт]. – 2016. – 9 мая. – URL: https://yandex.ru/turbo/s/fb.ru/article/246236/kalmyiki-religiya-traditsii-istoriya-naroda

Видеообзоры к 100-летию автономии Калмыкии. – Текст: электронный // Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана Республики Калмыкия : [сайт]. – Элиста, 2020. – URL: https://www.kalmnlib.ru/articles/810-videoobzor-istorija-razvitija-kalmyckoi-literatury-k-100-letiyu-avtonomii-kalmykii.html

К 100-летию автономии Калмыкии: взгляд в прошлое: исторические события, архивные документы и фото, интересные исторические факты к 100-летию провозглашения автономии Калмыкии. – Текст : электронный // БУ РК "Национальный архив" : [сайт]. – 2020. – URL: http://kalmarhiv.ru/category/к-100-летию-автономии-калмыкии-взгляд-в-п/

Калмыки: религия, традиции, история народа. – Текст: электронный // 7 культур : [сайт]. – 2020. – URL: https://7kul.ru/traditsii/obryady/kalmyki-religiya-traditsii-istoriya-naroda

Калмыкия. – Текст : электронный // RusAdwentures: информационный портал об активном отдыхе и туризме. – 2020. – URL: http://www.rusadventures.ru/article/3/54.aspx (17.07.2020).

Калмыкия: история и этнография : [сайт]. – Элиста, 2005. – Текст: электронный. – URL: http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/index.htm (17.07.2020).

Калмыцкие обычаи и традиции — образ жизни буддийской республики. – Текст : электронный // Следуя тропами Будды… : блог о буддизме и культуре Востока. – 2018. – 4 марта. – URL: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/kalmyckie-tradicii

Литература Республики Калмыкия. – Текст: электронный // Свердловская областная межнациональная библиотека : [сайт]. – Екатеринбург: СОМБ, 2014-2020. – URL: http://www.somb.ru/proekty-issledovaniya-konkursy-4/karta-rossii/204-respublika-kalmykiya.html.

Народ Калмыкии: культура, традиции и обычаи. – Текст: электронный // Сезоны года: общеобразовательный журнал : [сайт]. – 2011-2020. – URL: https://yandex.ru/turbo/s/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/народ%20Калмыкии.html

Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия: [официальный сайт]. – [Элиста, 2020]. – Текст: электронный. – URL: http://www.huralrk.ru/ (17.07.2020).

Официальный сайт Правительства Республики Калмыкия. – [Элиста, 2020]. – Текст: электронный. – URL: http://kalmregion.ru/ (17.07.2020).

Путешествие в Калмыкию. – Текст : электронный // LiveJournal: [сайт]. - URL: https://ru-travel.livejournal.com/3567460.html#cutid1 (17.07.2020).

Министерство культуры Российской Федерации

В контакте  Телеграм Одноклассники  Rutube
      

Министерство культуры Свердловской области